Самый худший класс в школе что делать

Обновлено: 05.07.2024

Кто виноват, если ребёнок плохо ведёт себя в школе — ребёнок, родители или учителя?

Елена, к вам как к психологу приходят сложные дети, испытывающие трудности адаптации в школе. Есть мнение, что таких детей становится всё больше.

Им трудно контролировать себя в должной степени. Они могут быть слишком импульсивны или, наоборот, слишком медлительны. Их эмоциональные реакции могут выражаться слишком ярко. К концу недели ребенок устал и рыдает. Или дерётся. Но в любом случае дезорганизует работу класса.

То есть сложные дети мешают учиться?

— Конечно, мешают. Сложный ребенок в классе — это часто проблема.

Кроме того, по поводу детей с нарушениями у людей возникает масса негативных фантазий. Родители совершенно серьёзно могут спрашивать, не заразно ли это. Или в качестве ложного аргумента против присутствия такого ребенка в классе высказывают опасение, что другие дети будут над ним издеваться. Как будто их дети прилетели с Луны, и родители не имеют никакого отношения к их воспитанию, не могут объяснить, почему существуют разные дети, поговорить про толерантность и сострадание.


Есть ведь такое распространённое заблуждение, что дети жестокие…

— Дети прямолинейные. Они ещё не доросли до наших взрослых социальных масок. Мы ведь тоже во 2-3-4-5 классе часто прямо говорили то, что думали. И только позже, иногда годам к тридцати, научились делать правильное социальное лицо, умея промолчать, даже если кажется, что кто-то неправ.

Ребёнок чаще, чем взрослый скажет именно то, что думает. А вот что он думает, во многом зависит от взрослых.

А должна ли школа воспитывать? В конце концов, её основная задача — учить.

— Хочет того школа или нет, но она является воспитательной институцией. Ребёнок от четырёх до восьми часов в день проводит в школе. И идея, что в этот временной отрезок его можно не воспитывать, а предоставить самому себе, кажется мне совершенно нежизнеспособной. Никакое обучение не проходит без воспитания. Учитель говорит с детьми, учит сидеть, слушать, вести себя определенным образом. Дети же не в застеклённых ящичках сидят, каждый за своей партой. В школе они общаются друг с другом, и необходимо организовывать процесс их взаимодействия.


Если считать, что педагог должен только дать учебную программу и всё, естественно, сложный ребенок будет помехой.

Если же рассматривать школу как место, которое готовит будущего члена общества, то навык толерантности, общения с сверстником, имеющим трудности, помощь ему, становится основой для развития личности.

При этом я понимаю двойственность отношения к сложному ребенку в классе. С одной стороны, я, как психолог, работающий с семьей, оказываюсь на стороне родителя и ребенка. Ко мне нередко приходят родители, совершенно истощённые от школьного и социального прессинга. Они не понимают, что делать, чувствуют свою беспомощность и считают ситуацию безнадежной. А с другой стороны, учитель, возможно, находится в таком же положении. И если родитель может обратиться к психологу за поддержкой, то того, кто был бы на стороне педагога, часто просто нет.

От учителя постоянно что-то требуют все, кому не лень: Министерство образования, директор, родители. А в классе тридцать человек, и из них трое-четверо-пятеро непростые. Да даже если заводится всего один такой условный Вася, который всех бьёт и не дает заниматься, учитель часто не знает, что делать. То ли с Васей возиться, то ли остальных учить. Но компетенции, терпения, просто времени и сил хватает не всегда. В конце концов, тридцать детей — это просто много. И вот тут педагогу нужна помощь.

Но есть же учителя, способные успешно взаимодействовать и со сложным ребёнком, и с остальным классом.

— Если ситуация не слишком сложная, то учитель часто идет на взаимодействие с родителями. Тогда с учителем удаётся договориться. Так, я работала с мальчиком, который, попав в первый класс, не мог удерживать внимание на занятии больше десяти минут. Потом он отключался, проваливался в какой-то свой мир и до него было не достучаться. Весь класс что-то делает, а он сидит, тихонько играет в игрушки, пока учительница не подойдёт и не рявкнет. Тогда он ещё минут на пять включится, а потом снова вываливается. Причём мальчик был с довольно высоким интеллектом, но только если заниматься не больше 15 минут подряд.

Я постепенно, очень медленно увеличивала время занятий, создавала зону успешности, чтобы он понял, что школа может быть интересной игрой, а решение задач — это такой вид развлечения.

Во втором классе по просьбе мамы его пересадили на первую парту. В какой-то момент учительница поняла, что мальчик совсем не дурачок, и если ему тихо говорить, что делать, он нормально занимается. А ведь вначале были разговоры, что надо в коррекционку. Но я не знаю, была бы учительница столь же готова к диалогу, если бы в первом классе пришлось бы вести урок, когда этот же ребенок носится по классу и вопит.

Когда разговариваешь с учителями, они часто говорят, что не знают, что делать. Они признают, что бывают гиперактивные дети, дети с отставанием в развитии или особенностями поведения. Да, они в курсе, что существует лечебная педагогика, дефектология, но их этому не учили, а читать на эту тему или самостоятельно заниматься им некогда.


Лена, а что делает школьный психолог? Он задействован каким-то образом в работе со сложными детьми?

— Психолог в школе довольно редко работает индивидуально. Обычно такой возможности у него нет, потому что на одного психолога в школе приходится довольно много детей. Школьный психолог больше занят групповой работой — командообразованием, тестированием, минимальным психологическим обучением.

Кроме того, работа психолога с ребёнком имеет такую особенность: она часто осуществляется по инициативе взрослого.

Ребёнка к психологу приводят и так и говорят: вот, мол, вы его спросите, у него-то проблем нет! А у него действительно их нет. Ну, пошел гулять во время урока и что? Это у взрослых проблемы, а у него — развлечение.

Поэтому основа детской мотивации в психотерапии — контакт с психологом. Представим школьного психолога. Ему же всё про этого Васю рассказали. И Вася знает, что про него тут говорят и думают. Потому что ему тоже всё рассказали и учитель, и директор, и одноклассники.

Психолог для него — очередная школьная тётка. Ребенку трудно с ней раскрыться. Он понимает, что тут небезопасно. Нужна большая работа по установлению контакта, чтобы ребенок всё-таки поверил, что психолог за него, а не за них всех.

Кроме того, часто школьные психологи не получали специального дополнительного образования именно по психологическому консультированию и психотерапии. Часто этому в наших институтах не учат. У нас учат общей психологии, психологии тестирования, диагностики. Как правило, психотерапия это всегда дополнительное, дорогостоящее образование. Среднее время освоения одного из направлений психотерапии — 3-4 года. И мало кто из школьных психологов идёт учиться. Большинство всё-таки ограничивается психологическим факультетом вуза.

Выходит, что учитель остается один на один со сложным ребенком и помощи ему ждать неоткуда?


Взять хотя бы недавнюю историю с дочкой учительницы Машей, которая всё время находилась в классе. И, судя по интервью с родителями других учеников, не всегда тихо сидела, но ходила по классу, мешала заниматься. Да, она была не из этого класса, но такое могло бы произойти и со сложным учеником из этого класса. И что тогда делать?

Я думаю, что эти вещи требуют разговора. Потому что и у нас без школы ничего не получится, но и школе надо как то с ситуацией справляться.

К тому же такие дети часто дорастают до нормального поведения, и с интеллектом у них бывает всё в порядке, хотя оценки из-за трудностей включения в учебный процесс могут быть не слишком хорошие. И если такие дети будут знать, зачем им школа и учёба, то они будут стараться, постепенно улучшая свои результаты.

А вообще дети знают, зачем им школа?

— На самом деле это непростой вопрос. У родителей, у педагогов, у государства есть ответы. А у ребёнка — далеко не всегда. Дети начальной школы, у которых хорошие отношения в семье, часто учатся для родителей. Если нравится педагог — для педагога. Бывает, что ради статуса в коллективе. Есть дети, которым легко учиться или они увлеклись тем или иным предметом, тогда и сама учеба становится для ребенка ценностью. А если у ребенка нет ни интереса, ни стремления получить похвалу, то ему просто трудно и скучно.

Но школа заполняет собой не только часы, отведённые на занятия.

Они делают их ежедневно, до глубокой ночи. Больше ни на что времени не остаётся. И вот представьте, если учеба у ребенка не идет, но он почти круглосуточно занят тем, что ему неинтересно, тяжело и плохо, тем, что у него не получается, тем, где он заведомо неуспешен. И все — родители, учителя, родственники — всё время интересуются именно этой, трудной и неприятной стороной его жизни. В какой-то момент ребенок начинает ненавидеть школу, потому что трудно в такой обстановке возникнуть любви к учебе.

Родители тоже это понимают, но когда я предлагаю провести эксперимент — неделю отводить на уроки два часа, что успели, то сделали, а остальное время занимать чем-то приятным и интересным — то по пальцам пересчитать можно, кто на такое соглашается. Пойти с несделанными уроками вызывает панический ужас скорей у родителей, чем у детей.

Но и без школы ничего не выйдет. Психолог работает, корректирует, двигается по миллиметру. А потом ребенок приходит в школу, на него в сердцах накричит учитель или выгонит на последнюю парту.

Но правда в том, что он действительно бьет детей в школе. И учителя, и родители других учеников не могут относиться к этому спокойно. Поэтому социальное давление на родителя довольно велико, возникает отчаяние, ощущение беспомощности, мама считает себя плохой, не справляющейся с воспитанием ребенка. Приходит к психологу такая мама и плачет. И хотя она сама видит проблемы в поведении своего ребенка, многое делает для их решения, но она не получает никакого признания своих трудов. Каждый раз после посещения школы ей нужна реабилитация. Мы говорим всего лишь о третьекласснике, но мама всерьёз обсуждает колонию для несовершеннолетних как его жизненную перспективу.


— Школьные трудности и проблемы социализации часто служат поводом для возврата ребёнка. Школа, образование и социализация очень много значат для родителей. Порой мне кажется, что слишком много.

Но никто не берёт ребенка в семью, чтобы потом вернуть в детский дом. Ребенка хотят растить, воспитывать и сделать из него достойного члена общества. Очень часто одна из основных целей родителей — дать нормальное образование. И когда в школе возникают проблемы, у родителей рушатся смысловые ориентиры, они чувствуют себя в безвыходной ситуации.

Часто такой сложный ребенок уже сменил две-три школы, а родители уже не верят, что кто-то прислушаться к их проблемам. С такими родителями на первых встречах я просто разговариваю о ребёнке, не ужасаясь ему. Мама или папа привыкают к тому, что их не выгонят отсюда, что ребёнок — всего лишь ребёнок, а не монстр, лица у них мягчеют, они могут уже обсуждать что-то конструктивно.

К сожалению, школьные проблемы могут стать катализатором ухудшения отношений в семье в целом. И не всегда получается помочь такой семье.

Но приёмные дети далеко не всегда проблемные. У меня есть знакомая семья, в которой несколько приемных детей и все нормально учатся в школе, у них прекрасные взаимоотношения в семье. Здесь и помощь специалиста практически не требуется

В заключение

Это интервью — лишь обозначение существующей проблемы, о которой не принято говорить громко, а в прессу она просачивается в основном в виде скандалов. Но даже сама постановка проблемы, обсуждение причин — уже огромный рывок на пути к её разрешению.

Этим текстом мы хотим начать дискуссию между учителями и психологами. Очень важно, чтобы каждая из сторон сделала шаги навстречу друг другу. А какие именно — и есть главная тема этого диалога.

3 ноября 2015, 13:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Я 10 лет - мама и 9 лет - учитель. За это время не раз приходилось слышать режущие ухо высказывания коллег в сторону учеников или их родителей и едкие замечания самих родителей в адрес учителей. Чаще всего, я понимаю и ту, и другую стороны, но есть несколько фраз, с которыми я категорически не согласна! В этой статье я приведу цитаты, которые лично слышала от учителей.

Благодаря таким словам, учителей обвиняют в поборах, причём клеймо ложится на всех педагогах! Я понимаю, что учителю проще и легче, когда дети вместе, а не разбиты на группы участвующих и не участвующих, но подобные мероприятия носят добровольный характер и возмущение родителей вполне обосновано.

Иногда, меня поражает бесполезная категоричность учителей, кажется, что им нравится ставить плохие отметки. В каждом классе обязательно найдутся ребята, которые не выучат стихотворение и на это может быть ряд причин: затянувшаяся внеурочная деятельность, обязанности по дому, отсутствие родителей, плохая память, наконец. В таких случаях я призываю учителей быть человечнее и не ставить плохую отметку, а мирным путём добиться положительного результата. Важно показать самим детям для чего им надо учить наизусть и дать на подготовку достаточно времени.


проблема на протяжении 3 лет класс не учится, сейчас мы в 8м ушли из класса человек 8 многие ездили, а когда стала ясна обстановка в классе решили уйти в основном в 7м, наш класс самый плохой во всю историю школы, сын говорит мы не изменимся, за последний диктант получил 1 %) что делать, он пытается учится :(



не получается, 15-20 минут учитель препирается с учениками, или ученик препирается с учителем и так часто, сама сидела в прошлом году на уроках, на классе как я поняла клеймо, ситуация не меняется 3 года, а ведь они взрослеют, мозгов не прибавляется


А вы чего ждете три года? Переводите туда где учеба будет в почете!


к сожалению это не редкость. А потом настроение у учителя ниже плинтуса и он даёт самостоятельную работу или переписываание параграфа из учебника в тетрадь, и это происходит регулярно. Так.


вроде школа супер по всем рейтингам, вокруг обычные, мы в теперешней с 5класса, год проучились вроде ничего а потом завертелось, шли по отзывам друзей, все от своих классов в восторге.


неправда если ребёнок хочет учится а ему недоют вканечном итоге он может плюнуть на учёбу с моим ребенком вышла именно такая история лучше принимайте сейчас меры не повторяйте моих ошибок :cry:


Лучше перевести - это по моему личному опыту учебы в школе. В восьмилетке училась в таком классе (перед выпуском еле тройки перекрыла на4, памятник моей бабуле), уучеба превращалась в клоунаду. Перешла в 10-11 в нормальную школу нормальный класс - школу закончила на 4-5 (появилось желание учится), институт с красным дипломом.
Так что от обстановки в учебном заведении очень много зависит!


не хочу афишировать номер школа не плохая и по рейтингам, и по егэ, нам не повезло, в а и б мест нет, пойду на разведку в другие авось по голове не стукнут, в том году пыталась, когда узнают откуда мы очень удивляются, мы побоялись,передумали. дети у нас невоспитанные, хамят учителю, могут назвать дурой и все в таком духе



бред- мы собрались вообще из-за классной переводить дочь - ибо та сплетни пускает бредовые про дочь, а нам говорит- да как я могу- доча пятый угол ищет - а учится без троек- 8 класс.




Та же проблема!Только мы учимся в 3-ем классе. С нового учебного года сменилась классный руководитель и началось!Два года не было проблем!А теперь сказали, что наш класс самый худший за всю историю школы!Школа новая 5 лет. Что делать не знаю. Хочу перевести, но страшно и вправда наткнуться на те же грабли! :=-O: :w_0041:






может организовать дежурство родителей на самых "неудачных" уроках? или иногда еще завучи приходят на урок, тогда дети потише себя ведут. хотя сами из такого сбежали.



Ходила в 8 классе. Учитель литературы - 1 год работы в школе, перед ней дети вытворяли по максимуму. Договорились, назначили дежурных родителей. Начинается урок, через 5 минут забегают несколько и с шумом начинают рассаживаться, потом начинаются объяснения, что в столовой задержались, хотя объяснений никто не просил, предложила учительница сесть и слушать. Далее - из портфелей извлекается йогурт и молодые люди начинают его поглощать, прихлёбывая из стаканчиков. Дети вполне сознательных родителей. Они так свою независимость проявляли. Хотя я считаю - это элементарное хамство. На любое предложение, замечание учителя реакция одинакова - "Вы не имеете права меня выгонять! Я ниче такого не делаю! Я маме скажу она вас по судам затаскает! и т.д. и т.п.


спасибо за советы, не спала всю ночь, школы что вокруг нас имеют очень низкий рейтинг по егэ, думаю на будующий год в сунц попробовать, как вариант может у кого 8 клашки дружные, интересует школа в центре :)


городской комитет родителей. Нужно обратиться к председателю этого комитета и проконсультироваться.Они вам объяснят как поступить в данной ситуации.




Была в такой ситуации сама. Около 20-ти лет назад. Есть в параллели классы посильнее, А, Б, ну В, а вот Г и Д, так себе. Меня после начальной школы перепутали с однофамилицей, и определили в класс то ли Д, то ли Г. Учиться там было легко, ничего не задавали, ничего не спрашивали. Контингент детей соответствующий. Может и у вас в классе есть несколько лидеров - хамов, на которых все равняются. Это же подростки. Если все не учатся, и ВАС (ребенка-подростка) все время причесчывают под одну гребенку с ними, то желание учится пропадает однозначно, и поведение становится соответствующим. Меня мама после 1 четверти, шапку в ахапку и в другой класс перевела в параллели, как-то договорилась с директором, класс был сильный, за четверть я конечно отстала от программы. Но я сейчас очень рада, что меня оттуда мама вытащила. Потому как ребенок в средней школе не всегда способен разобраться в себе, то ли ему нужна учеба, то ли "прикольные" одноклассники которым "палец в рот не клади". Особенно мальчики. В итоге, большая часть того "Д" класса после 9-го ушла учится в ПТУ.

Для тех кто собрался назвать меня школотой: я не школьник. Я через месяц ухожу в армию. Вопрос задал просто так.

Наверное потому, что хотят, чтобы школьники исправили свое поведение и отношение к урокам, а для этого нужен стимул, например, соревнование за похвалу, но это они так думают, школьникам все равно.

У нас были разные учителя, некоторые говорили, что хороший сильный и дружный класс, а некоторые - самый тупой и худший класс. Это все субъективно, а дети принимают близко к сердцу. Просто бывают учителя-дебилы.

И ответ просто так: не бывает просто класс. Класс - это и ты тоже. Если ты долбо. б, твой сосед по парте тоже и на соседней парте оторва, что вам сказать? Начните каждый с себя. Учитесь как люди, перестаньте бузить и дебилить. Все хвалить станут. Правда, тебе поздно уже, но и в армии с тем же столкнешься. Там учат по-правде, а не сюсюкают, как в школе. Поймешь.

Потому что сейчас родители воспитанием детей совсем не занимаются-говорить на уроке в голос, не обращая внимания на учителя-это теперь норма. Нисколько не удивлюсь, если учителя говорят такое, потому что они тоже люди.

Да не берите в голову! это у них такая отмазка-к уроку не подготовились, не хватает опыта, знаний. Профессионал так никогда не скажет, а будет медленно и верно исправлять ситуацию)))

Сколько учителей, столько и мнений. Один и тот же класс для одного учителя - лучший, для другого - хуже некуда. Зависит от того, смог ли педагог найти общий язык с учениками.

Травля в школе — это страшная среда, где жертва чувствует себя загнанной в угол, и кажется, что ситуацию уже никак не изменить. TeenAge.by расскажет, что делать, чтобы не попасть в позицию жертвы или как из нее вырваться.


Что делать для предотвращения травли?

Попадая в новый класс или коллектив, совсем не хочется оказаться в нем изгоем. Естественное желание — найти себе друзей, хорошо со всеми общаться и учиться без особых проблем. И вот вы ходите в школу, и вдруг со временем начинаете получать от одноклассников шутки в ваш адрес.

Это могут быть “безобидные”, по их мнению, комментарии, оценка вашей внешности и поведения. Это ключевой момент, в это время одноклассники проверяют вас на прочность, смотрят на реакцию.

1. Можно отреагировать безразличием. Игнорирование даст понять, что вас их слова не задели. Тогда одноклассникам станет скучно вас донимать, и они отстанут.

2. Но если все-таки ваш голос дрогнул, вы опустили глаза или ваши руки задрожали, значит вам не все равно. Эмоция обиды, грусти на их слова действует как подкрепление для обидчика. Вероятно, шутки продолжаться и будут становиться все жестче, пока будет идти ответная реакция.

3. Оптимальным вариантом будет юмор. Если вас назвали жирным, ответьте, что вы энергосберегательный. Используйте сарказм, иронию, можно даже отразить язвительный комментарий: “у меня по крайней мере есть грудь”. От характера ответа будут зависеть дальнейшие отношения с людьми. Если вы хотели бы общаться с этим человеком, отшутитесь по-доброму, если нет можно и нахамить в ответ.

Но не у всех людей есть эта ответная агрессия, умение шутить или скрывать эмоции под маской безразличия. Обидные шутки могут действительно ранить, и неприятные чувства будет тяжело сдерживать. Что делать тогда? Не молчать. Тут же ответьте человеку прямо и честно, что вас эти слова задели, то, что он говорит — это обидно и унизительно. Скажите, чтобы он так больше не делал.

Признание может показаться проявлением слабости, особенно в подростковой среде. Но если не пресечь в самом начале эти комментарии, может стать только хуже. Пока не началась реальная травля, у вас есть голос. Используйте его.

Если против вас начали использовать скрытую травлю: распускать слухи, осуждать вас за спиной, постарайтесь найти зачинщика и вызовите его на открытый разговор при свидетелях. Если у вас есть доказательства, например одноклассник, который сможет подтвердить, что именно этот человек вас обговаривал, сплетник не сможет уйти в отрицание. Выскажите, что вас не устраивает, что сплетни не правдивы и что этому человеку нельзя доверять. Это больше повлияет не на самого сплетника, а на людей, которые перестанут верить в его слова и его сплетни потеряют силу. Попросите ваших друзей-одноклассников о защите, пусть и они подключаться и начнут пресекать любую клевету в ваш адрес.

Как избавиться от травли?

Как быть, если вы уже стали заложником ситуации? Находясь в условиях насилия, преследует чувство, что вы беспомощны и одиноки, у вас нет сил для противостояния и кажется, что никто не может помочь. Именно этого добивается агрессор, и необходимо вернуть себе контроль над ситуацией.

1. Для начала осознайте все происходящее. Вы жертва агрессии в школе. Вы не виноваты в том, что с вами происходит. Нет ни одной веской причины вас травить. Вы не должны менять свою внешность или поведение, чтобы понравится обидчику. Нет, травля не рассосется, не исчезнет сама по себе. Выход есть, и вы сможете остановить издевательства.

2. Затем нужно обдумать план действий. Что вы можете сделать, находясь в таком положении?

— по возможности избегайте столкновений с обидчиком. Чем реже вы видитесь, тем меньше возможностей над вами издеваться. Если вас преследуют после школы и на коридорах на перемене, держитесь ваших друзей или мест большого скопления людей. Не оставайтесь одни.

— получите внешнюю поддержку и опору . Задайте себе вопрос, кому вы могли бы довериться. Многие подростки переживают травлю в одиночестве.

Причин молчания очень много: стыд признаться, что у тебя проблемы, страх, что не поддержат, скажут, что сам виноват, и вообще я не стукач, справлюсь сам. Но взбунтоваться в одиночку будет крайне тяжело. Обидчика может припугнуть только тот, кто сильнее его. Ваш родитель, авторитетный учитель, школьный психолог, старший брат. Поделитесь всем, что с вами происходит, и пусть этот человек придет в школу решать вопрос. Если в вашей школе учителя игнорируют или поддерживают травлю, нужно идти к директору.

— собирайте доказательства травли. Записывайте на диктофон оскорбления, угрозы. Отмечайте пропажу вещей. В случае драк, делайте фото, снимайте побои в милиции.

— агрессор должен бояться санкций. Его действия не должны остаться безнаказанными. Возможно, для кого-то подойдет драка с обидчиком, но лучше публичное привлечение к ответственности, если при всех одноклассниках будет поднята на обсуждение проблема травли. А также необходимо весомое наказание, если травля продолжиться: исключение из школы, например.

3. Сменить класс или школу может быть радикальным, но полезным способом.

Вообще, даже если травля прекратилась, отношений к жертве в классе может остаться негативным или безразличным. Мало кто сможет после такого завести себе друзей с бывшими свидетелями издевательств. Учиться в такой обстановке спокойнее, но все еще не уютно. Тогда лучше перевестись в новый коллектив. А если после разбирательств, травля продолжилась, то переход в новую школу является единственным решением.

Что делать с последствиями травли?

Еще вариантом будет поиск жертв травли в интернете или среди друзей. Возможно, в вашем окружении кто-то тоже сталкивался с издевательствами и смог из этого выбраться. Обменивайтесь опытом, поддерживайте друг друга.

Полезные ресурсы

— Если вы находитесь в ситуации буллинга и чувствуете, что вам не к кому обратиться, воспользуйтесь телефоном доверия для подростков. Вот перечень номеров.

— Если вы ищете постоянную помощь и поддержку от специалиста и не знаете, где ее найти, то в Беларуси есть множество Центров дружественных подросткам. Там есть психологи, которые принимают очно и онлайн.

— Если вы хотите помочь борьбе с травлей в школах Беларуси, обратите внимание на проект “Нулевое сентября”.

— Дополнительную информацию о травле, ее механизмах и способах защиты можно почитать на сайте российского проекта “Травли NET”.

Читайте также: