Самостоятельная двигательная деятельность детей в детском саду картотека с целями

Обновлено: 02.07.2024

перспективный план на один год по двигательной активности включает в себя: подвижные игры, игровые двигательные упражнения, физ.минутки, пальчиковые игры, итоговые развлечения в конце каждого месяца.

Оценить 8437 0

Перспективный план двигательной активности

детей второй младшей группы

Цель: развивать внимание.

Цель: развивать внимание, координацию движений.

Цель: развивают точную координацию движений; сгибать и разгибать пальцы рук;

Цель: учить действовать по сигналу педагога, бегать по всей площадке не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движения.

Игра малой подвижности

Цель: развивать умение передвигаться в колонне по одному, действовать по сигналу.

Цель: развивать умение соотносить движения в соответствии с текстом.

Цель: формировать знания детей о правилах безопасности во время пребывания на улице.

Игра малой подвижности

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Цель: развивать внимание, ловкость.

Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.

Цель: развивать умение различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Цель: развивать внимание, двигательную активность.

развивать умение сохранять на некоторое время положение пальцев; закреплять умение переключаться с одного движения на другое.

Игра малой подвижности

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Игра малой подвижности

Цель: развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.

Цель: развивать умение соотносить движения в соответствии с текстом.

Цель: формировать знания детей о здоровом образе жизни.

Беседа о средствах гигиены. Цель: формировать знания детей о том. что необходимо пользоваться индивидуальными средствами гигиены ( расческа, носовой платок, зубная щетка и т д.)

Цель: развивать внимание.

Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.

Цель: отрабатывать умение ползать на четвереньках с опорой на ладони и колени.

Цель: укреплять органы дыхания

Цель: развивать мелкую моторику рук

Цель: упражнять в умении прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: развивать мелкую моторику рук

Цель: Формировать знания детей о правилах безопасности в группе

Цель: учить передавать мяч двумя руками и принимать его.

Цель: отрабатывать шаги при движении

Цель: развивать моторику рук и пальцев

Закреплять умение выполнять движения вместе со словами.

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев

Цель: упражнять в умении ловить мяч двумя руками.

Цель: развивать знания детей о пользе прогулок для здоровья.

Цель: развивать моторику рук и пальцев

Цель: упражнять в умении ходить по узенькой дорожке, держать равновесие

Цель: улучшить подвижность органов артикуляции

Цель: упражнять в метании мешочка на дальность правой и левой рукой.

Цель: развивать ориентировку в пространстве.

Цель: развивать умение ползать на четвереньках с опорой на ладони и колени.

Цель: сформировать знания детей о значении сна для детей и взрослых.

Цель: развивать моторику рук и пальцев

Цель: упражнять в умении наклоняться, постукивать пальцами по коленкам

Цель: Учить метать шишки на дальность

Цель: отрабатывать умение ползать на четвереньках с опорой на ладони и колени.

Цель: укреплять органы дыхания

Цель: улучшить подвижность органов артикуляции.

Цель: уточнять знания детей о необходимости соблюдения правил в любых играх.

Цель: формировать знания детей о правилах безопасности во время пребывания на улице.

Цель: развивать моторику кистей рук.

Игра малой подвижности

Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

Цель: отрабатывать умение ползать на четвереньках с опорой на ладони и колени

Цель: развивать умение соотносить движения в соответствии с текстом.

Цель: развивать умение энергично отталкиваться и приземляться двумя ногами.

Цель: упражнять в умении ходить высоко поднимая колени

Цель: учить действовать по сигналу, развивать умение контролировать свои эмоции, способствовать снятию напряжения и агрессивности.

Цель: формировать представление о том, что играя с некоторыми игрушками мы не только получаем удовольствие, но и развиваем двигательную активность.

Чтение А. Барто (из цикла игрушки)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Интересный конспект, но перед тем, как начать выполнять работу, детям нужно предложить размять пальч. Подробнее.

Уважаемая Любовь Ивановна! Замечательно, что Вы делитесь своими наработками, но смею заметить, что п. Подробнее.

Актуальность воспитания гражданственнос ти и патриотизма обусловлено процессами в обществе. Патриоти. Подробнее.

В статье говорят о соблюдении требований к охране слабого зрения. Правила бережного отношения к глаз. Подробнее.

До школы ребенок усваивает огромное количество информации. В это время активно развивается речь, что. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

ПОДБОРКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развивать у детей быстроту реакции на сигнал,

упражнять в ходьбе в колонне по два, плечом к плечу, равняясь за ведущим.

Инвентарь : бубен, свисток.

Дети строятся парами, берутся за руки, идут по залу/группе. По сигналу ( хлопок, удар в бубен, свисток) они останавливаются, дети последней пары расцепляют руки и бегут вперёд колонны (каждый со своей стороны) и берутся за руки. Колонна снова начинает движение, если даются два или более сигналов, то вперёд бегут две пары или более.

Вариант: игра проходит без ходьбы, только круговорот, интервал между сигналами уменьшается.

Упражнять в ходьбе шеренгой с одной стороны зала на другую, формировать умение управлять своими эмоциями.

Правила игры: запрещается делать лишние шаги, идти прямо, не толкаться; если правила нарушены, дети уходят на первоначальную линию.

Упражнять в ходьбе по кругу, взявшись за руки, друг за другом,

слышать индивидуальный сигнал, разворачивать круг.

Дети строятся в круг, берутся за руки, идут по кругу (вправо, влево), затем останавливаются. Взрослый называет имена двух детей ( потом роль ведущего выполняет ребёнок), стоящих рядом. Они расцепляют руки между собой и двигаются за кругом, ведя за собой детей ( каждый в свою сторону), разворачивая круг, снова берутся за руки. Теперь дети стоят спиной в круг. Движение продолжается, едущий называет новую пару детей, которые разворачивают круг в исходное положение.

Правила игры: запрещается расцеплять руки, тянуть и дёргать друг друга за руки, двигаемся одновременно.

Закреплять умение выполнять повороты направо и налево, упражнять в ходьбе в колонне по одному.

Упражнять в поворотах на месте: направо, налево, кругом.

Дети строятся в шеренгу, размыкаются на расстояние шага друг от друга. Закрывают глаза и выполняют команды взрослого: направо, налево, кругом.

После каждой команды дети делают остановку , открывают глаза и проверяют себя. Выигрывают те, кто сделал меньше ошибок.

Упражнять в ходьбе в колонне по одному,

Дети строятся в колонну по одному, идут по залу друг за другом. Заранее обговаривается движение, которое нельзя выполнять. Затем взрослый (роль ведущего может выполнять ребёнок) начинает давать задания, которые дети выполняют при движении. Запретное движение не выполняется. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

ПРАВИЛА ВО ВРЕМЯ ИГРЫ:

  • В ИГРАХ НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ: ДЕТИ МОГУТ НЕ УСЛЫШАТЬ СИГНАЛА ВОДЯЩЕГО ;
  • НЕЛЬЗЯ ТОЛКАТЬСЯ И СПЕЦИАЛЬНО ПАДАТЬ, ЕСЛИ МЫ ИГРАЕМ В КРУГУ: ДРУГИЕ МОГУТ УПАСТЬ;
  • НЕЛЬЗЯ ТЯНУТЬ ДРУГ ЖРУГА ПРИ ПОСТРОЕНИИ В КРУГ: ДЕТИ ДЕРЖАТСЯ ЗА РУКИ И МОГУТ НЕ УДЕРЖАТЬ РАВНОВЕСИЕ И УПАСТЬ;

Развивать у детей быстроту ответной реакции на сигнал, умение ориентироваться в пространстве, тренировать дыхательную систему.

Инвентарь : обручи на каждого участника.

Дети строятся по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Перед каждым ребёнком лежит обруч. По сигналу дети начинают передвигаться по кругу заданным способом( вправо-влево).По второму сигналу дети должны встать в обруч. Проигрывает тот, кто встал последним.

Вариант: обручей меньше, чем детей.

Упражнять в запоминании и выполнении ряда последовательных действий,

Инвентарь : предметы для сооружения препятствий.

Правила игры: двигаться медленно, оказывать помощь, не подсказывать задания.

запоминать игроков своей команды.

Рекомендации: игру начинаем тогда, когда все дети научатся правильно выполнять команды.

Упражнять детей в убегании и увёртывании,

Правила игры: нельзя толкаться и кричать во время игры.

Упражнять в передвижении по кругу заданным способом.

Упражнять детей в убегании и увёртывании, развивать быстроту реакции и умение ориентироваться в пространстве.

Дети выбирают водящего. Остальные размещаются по площадке. Водящий догоняет разбежавшихся игроков и пятнает их. Игрок, которого водящий коснулся рукой, становится новым водящим и игра повторяется.

ПРАВИЛА ВО ВРЕМЯ ИГРЫ:

  • ПРИ БЫСТРОЙ СМЕНЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЕГА НУЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОСМОТРЕТЬ, НЕТ ЛИ КОГО-НИБУДЬ РЯДОМ, А ПОТОМ ПРОДОЛЖАТЬ ДВИЖЕНИЕ;
  • ПРИ ИГРАХ С УБЕГАНИЕМ, ДЕТИ ИДУТ ШЕРЕНГОЙ, НЕЛЬЗЯ ТОЛКАТЬСЯ;
  • НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ СЗАДИ, ПОТОМУ ЧТО УБЕГАЮЩИЕ МОГУТ СБИТЬ С НОГ;
  • ПРИ ИГРАХ С БЕГОМ НЕЛЬЗЯ ПАДАТЬ НА ПОЛ ИЛИ ЛОЖИТЬСЯ, Т.К. ДРУГИЕ ДЕТИ МОГУ НЕ ЗАМЕТИТЬ И УПАСТЬ ;

Упражнять в метании бумажных комочков в цель,

Развивать мышцы рук.

Инвентарь : шнуры, бумажные комочки на каждого играющего.

Упражнять детей в отбивании мяча одной рукой на месте.

Инвентарь : мячи по количеству детей, кружочки на полу диаметром 50 см. по числу игроков.

На полу расположены кружочки, Дети берут по мячу и встают у кружочка. По сигналу они начинают отбивать мячи правой рукой, стараясь не выпустить мяч из кружочка. По второму сигналу – меняем руку.

Выигрывают те, у кого мяч не убежал.

Вариант: отбивать мяч то правой, то левой рукой по очереди, не выпуская его из круга,

отбивать мяч в паре: то один, то другой.

Упражнять в ловле мяча двумя руками, развивать быстроту реакции.

Инвентарь: мячи по одному на группу.

Дети делятся на группы по 5 человек. Каждая группа строится вкруг и выбирает водящего. Он - в центре круга с мячом. Водящий называет имя одного из игроков, подбрасывает мяч вверх и быстро убегает из круга. Игрок, которого назвали по имени, ловит мяч , не уронив его, называет имя следующего игрока и подбрасывает мяч вверх. Выигрывает группа, которая реже всех роняла мяч. Если ребёнок не поймал мяч, он всё равно продолжает игру.

Упражнять в ловле мяча двумя руками, ориентироваться в пространстве, соизмерять свои усилия в совместных действиях.

Вариант: дети строятся в круг, перебрасывают друг другу мяч через центр, называют среду, делают это те игроки, которые не ошиблись и правильно назвали животное.

Упражнять детей в умении владеть мячом ногами, соизмерять силу удара.

Дети стоят в кругу на расстоянии двух шагов друг от друга, руки за спиной. Выбирают водящего, который встаёт в центр круга и пытается выбить мяч из круга, ударяя по мячу ногами. Игроки не пропускают мяч, отбивая его ногами. Если игрок пропустил мяч, то он выбывает из игры.

Правила игры: запрещается касаться мяча руками, отбивать мяч так, чтобы он катился по земле, водящий должен всегда быть в центре круга.

Упражнять в ловле мяча двумя руками и бросках в цель, соблюдать правила игры.

лем; учить ходить между двумя линиями, сохраняя равновесие.

Оборудование: Игрушка, два шнура.

Ход занятия:

II часть. Основной вид движений. Ходьба между двумя линиями (расстояние 25 см). Из шнуров воспитатель выкладывает две дорожки длиной 2,5 – 3м. Расстояние между дорожками не менее 3 м.

III часть. Ходьба стайкой за воспитателем в обход площадки, в руках у педагога игрушка.

Картотека № 2

Цель: Учить детей ходить и бегать по кругу, сохранять устойчивое равновесие в ходьбе и беге по ограниченной площади, упражнять в подпрыгивании на двух ногах на месте.

Оборудование: 4 скакалки

Ход занятия:

II часть. Основные виды движений.

2. Прыжки – подпрыгивания на двух ногах на месте. Дети стоят в кругу и воспитатель под ритмичные удары в бубен предлагает им попрыгать на месте, как зайчики.

Картотека № 3

Цель: Учить детей во время ходьбы и бега останавливаться на сигнал воспитателя; при перепрыгивании приземляться на полусогнутые ноги.

Оборудование: шнуры и 2 скакалки

Ход занятия:

II часть. Основные виды движений.

Развитие интереса дошкольников к двигательной деятельности Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании.

Взаимодействие с семьями воспитанников и развитие творчества в двигательной деятельности Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБДОУ ДС №182

Картотека игр для развития двигательной активности детей

воспитатель средней группы

hello_html_751f73f8.jpg
hello_html_12c0137b.jpg

Двигательная активность в детском саду

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5- 6 часов.

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр) .

Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту) .

Картотека игр с учетом двигательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста

Игры-упражнения для детей с высокой двигательной активностью

На развитие внимания

Вариант. Дети ходят парами, не держась за руки. По сигналу воспитателя берутся за руки, образуют воротики, а последняя пара проходит под ними вперед.

Вариант 1. Собрать как можно больше любых предметов.

Вариант 2. Собрать как можно больше предметов определенной формы (треугольник, квадрат, круг) любого

Вариант 3. Собрать как можно больше предметов определенной формы одного цвета.

Вариант 4. Собрать как можно больше любых предметов парами, тройками одного цвета.

На развитие координации, ловкости и точности выполнения движений

Игры-упражнения для детей с низкой двигательной активностью

На развитие быстроты движений

поворачивается, не сходя с места, поднимает палку (лежащую на полу сзади). После этого вновь перепрыгивает лежащую палку и таким образом продвигается к противоположной стене. Кто быстрее дойдет до нее, тот и побеждает.

один шаг вперед, если мяч не падает. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка). Расстояние от центральной линии до флажка 5—8 м.

все дети выстраиваются за ведущим в колонну. Затем воспитатель назначает другого ведущего, и игра повторяется.

палочки в руки и по сигналу воспитателя начинают наматывать на них шнур. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до середины.

Самостоятельная деятельность детей разнообразна в формах

Последний учебный год в детском саду является подготовительным к обучению в школе. Усложняются мыслительные процессы и формы деятельности детей: происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм, с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу и самостоятельность в умственном и практическом экспериментировании.

Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе

  • игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры);
  • художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории);
  • социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение);
  • познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём);
  • художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций);
  • трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).

Дошкольники играют с постройкой из деталей крупного конструктора

Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме

Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.

Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет

Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.

Девочка помогает маленькому мальчику надеть шапку

Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:

Дошкольники играют со снегом на прогулке

Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени

Методика организации самостоятельной деятельности

Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:

  • создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды;
  • формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса;
  • создание внутренней мотивации для независимой деятельности.

Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:

  • Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
  • Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.

Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.

Театрализованная сюжетно-ролевая игра — отличный вариант организации детского досуга

Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).

Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.

Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды

В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений

Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников

  • рисование карандашами, фломастерами, красками,
  • лепка,
  • конструирование из бумаги, природного и бросового материалов,
  • пластилинография.

Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей — театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок — тоже вариант самостоятельной творческой деятельности.

Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции

Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада

Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, — самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.

Две девочки в фартуках и косынках ухаживают за комнатными растениями, мальчик наблюдает

Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно

Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.

Две девочки дежурят в столовой

Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд

Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе

Две девочки в умывальной комнате

Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе

Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства

График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей — это не рутина

Мотивирующее начало занятия

Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.

Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.

Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.

Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета

Временной план занятия

Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Девочки стирают кукольную одежду

Стирка кукольной одежды — это выполнение трудового поручения в игровой форме

Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе

  • Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке; своевременно и сразу убирать каждую вещь на своё место.
  • Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
  • Предметы быта и предметные картинки,
  • игрушка Домовёнка.
  • О ком рассказ? Кто будил Машу в детский сад?
  • Почему однажды Маша опоздала в детский сад?
  • Почему она не смогла найти свои вещи сразу?
  • Где лежали чулки?
  • Где она нашла туфли?
  • Куда было заброшено платье?
  • Где она встретила ребят в детском саду?
  • Кто виноват, что Маша опоздала?

Беседа о порядке.
Воспитатель задаёт вопросы:

  • Кто следит за порядком в доме?
  • Как вы помогаете маме в этом?
  • Кто следит за порядком в группе?
  • Вы помогаете в этом взрослым? Как?
  • Почему каждая вещь должна лежать на своём месте? (Чтобы не тратить время на её поиски и сразу можно было её взять).
  • Кто должен следить за порядком? (Взрослые и дети).

В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах

Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.

Читайте также: