Самоменеджмент в деятельности руководителя доу

Обновлено: 05.07.2024

Целью работы является исследование влияния самоменеджмента руководителя на эффективность деятельности образовательного учреждения.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты самоменеджмента руководителя;
- рассмотреть особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения;
- определить основные практические приемы самоменеджмента руководителя образовательного учреждения;
- разработать рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты самоменеджмента руководителя……….
1.1. Сущность, цели и функции самоменеджмента………………….
1.2. Концепции самоменеджмента……………………………………
1.3. Слагаемые эффективного самоменеджмента………………….
Глава 2. Основные технологии самоменеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………….
2.1. Особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………………………
2.2. Технология постановки целей и планирования рабочего времени
2.3. Технология принятия решений…………………………………….
2.4. Технология организации совещаний и приемы ведения деловых бесед…………………………………………………………………….
2.5. Рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом……………………………..
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

самоменеджмент.doc

Глава 1. Теоретические аспекты самоменеджмента руководителя…… ….

    1. Сущность, цели и функции самоменеджмента………………….
    2. Концепции самоменеджмента……………………………………
    3. Слагаемые эффективного самоменеджмента………………….

    Глава 2. Основные технологии самоменеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………….

    2.1. Особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………………… ……

    2.2. Технология постановки целей и планирования рабочего времени

    2.3. Технология принятия решений…………………………………….

    2.4. Технология организации совещаний и приемы ведения деловых бесед……………………… …………………………………………….

    2.5. Рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом……………………………..

    Проблемы формирования и развития системы самоменеджмента в последние годы получили широкое отражение в научной литературе. Методологические аспекты функционирования самоменеджмента, в особенности управления временем, исследуются в работах В.И. Андреева, Г.А. Архангельского, А. Беркмана, Г.М. Вукдока, К.И. Варламова, П. Друкера, Л. Зайверта, В.С. Карпичева, Л.В. Фаткина, А.Т. Хроленок и других российских и зарубежных ученых. Это актуальное направление в научном менеджменте, возникшее благодаря потребностям общества и призванное повысить эффективность деятельности человека для достижения его личных и профессиональных целей. Известный американский исследователь П.Друкер отмечает, что важнейшей задачей научного менеджмента становится проблема управления на уровне отдельного человека, т.е. самоменеджмент, одним из важнейших разделов которого является персональный стратегический менеджмент.

    Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование руководителем (специалистом и т.д.) испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур, достижения намеченных целей.

    Каким должен быть успешный, эффективный руководитель - менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, умело управлять, уметь ставить цели и добиваться их. Профессия менеджера требует от специалиста умения управлять, прежде всего, собой. Ведь как может человек руководить другими людьми, целой организацией, если он не может управлять даже собой? Но все эти качества бесполезны, если человек не может планировать собственное время.

    Менеджеру необходимо критически оценивать свои личные и деловые качества, анализировать достижения и неудачи, ставить цели личного и профессионального развития.

    Имеется ряд методологических разработок по общему самоменеджменту, по самоменеджменту в отдельных отраслях деятельности. Однако в трудах В.И. Андреева, Г.А. Бордовского подчеркивается, что технология самоменеджмента для образовательных систем пока не разработана, однако весьма актуальна.

    Образовательная система несколько отстает в силу объективных причин от сферы бизнеса и производства, однако в ней также применимы основные принципы, правила и методы эффективного самоменеджмента т.к. руководитель образовательного учреждения выполняет аналогичные функции.

    Компетентность современного руководителя образовательного заведения базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков, обеспечивающих управление школой. Поэтому управленцам следует выходить за рамки школьной действительности и в первую очередь активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.

    Целью работы является исследование влияния самоменеджмента руководителя на эффективность деятельности образовательного учреждения.

    - изучить теоретические аспекты самоменеджмента руководителя;

    - рассмотреть особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения;

    - определить основные практические приемы самоменеджмента руководителя образовательного учреждения;

    - разработать рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом.

    Глава 1 Теоретические аспекты самоменеджмента руководителя

    1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

    Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

    • возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;
    • нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;
    • превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;
    • исчерпание возможности многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

    Очень важным фактом является то, что потребность в мотивации творческого потенциала каждого работника и невозможность удовлетворить ее в рамках традиционного менеджмента и усилиями самих организаций вызвали к жизни процесс социологизации и психологизации менеджмента, на волне которого и возникло направление самоменеджмента, открывающее перспективы для исследования и практической реализации индивидуальной деловой карьеры.

    Соответственно основная цель самоменеджмента – максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

    На самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

    Подобный процесс самоменеджмента представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи между отдельными функциями самоменеджмента (см. рисунок 1) [19]

    Для каждой функции разработаны рабочие приемы и методы ее реализации, а также ожидаемый результат в виде выигрыша во времени. Все они составляют технику самоменеджмента.

    Как видно из схемы, изображены два круга, включающие функции самоменеджмента, – внутренний и внешний.

    Рисунок 1 – Круг правил

    Во внешнем круге обозначены пять правил:

    1 – постановка целей (анализ и формирование личных целей);

    2 – планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности);

    3 – принятие решений (принятие решений по предстоящим делам);

    4 – реализация и организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач);

    5 – контроль (самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей)).

    Во внутреннем круге размещена функция 6 – информация и коммуникация (поиск и обмен информацией, осуществление коммуникационных связей, необходимое на всех фазах процесса самоменеджмента).

    1.2 Концепции самоменеджмента

    Первая концепция, рассматриваемая в данной работе, разработана Л. Зайвертом. Он выделяет 6 вышеуказанных функций самоменеджмента (постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация). Составлены методические рекомендации по использованию приемов и методов реализации каждой из этих функций.

    К преимуществам самоменеджмента Зайверт относит[19]:

    1. выполнение работы с меньшими затратами;
    2. лучшая организация труда;
    3. лучшие затраты труда;
    4. меньше спешки и стрессов;
    5. больше удовлетворения от работы;
    6. большая мотивация труда;
    7. повышение квалификации;
    8. меньшая загруженность работой;
    9. меньше ошибок при выполнении своих функций;
    10. достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

    Главным преимуществом Зайверт считает рациональное использование и сбережение самого дефицитного и важного личного ресурса – собственного времени[19].

    Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, стоит сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются. Вместе с тем ее практическая полезность для осуществления деловой карьеры не вызывает сомнения и состоит в следующем:

    А) дает целостное представление о сущности самоменеджмента, начиная от его определения, через выделение функций, целей, техники самоменеджмента, и указывая на преимущества;

    Б) нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов самоменеджмента – постановке целей, планировании, принятии решений, реализации и организации, контроле в сочетании с информацией и коммуникацией в каждом из элементов, т. е налицо опора на классическую теорию менеджмента, его индивидуализация;

    В) ориентирует на самооценку потенциала менеджера в каждой из функций, позволяет сравнить результат с требуемой нормой, рекомендует, как практически улучшить результат;

    Г) предлагаемая логика реализации самоменеджмента рассчитана на самообучение рациональному использованию времени, целеустремленной плановой, уверенной работе с уменьшением угрозы стрессов и ежедневным достижением успеха, эквивалентом которого может служить высвобожденное личное время.

    Как итог эта концепция и техника менеджмента может быть использована для самоменеджмента деловой карьеры в той его части, где речь идет о самооценке своих деловых качеств и их саморазвитии как предпосылке достижения успеха на каждом месте работы, о сокращении времени освоения работы (очередной ступени карьеры). Вместе с тем деловая карьера – это специфический объект управления (и самоуправления). Поэтому универсальные методы и приемы самоменеджмента не в состоянии обеспечить его эффективность в данном случае, поскольку не опираются на знание сущности и социальных механизмов деловой карьеры. Кроме того, фактор времени не всегда пригоден в качестве интегрального критерия успеха деловой карьеры: как известно, стремительная вертикальная карьера таит в себе опасность срывов и падений.

    РАассмотрен термин "Самоменеджмент", Что такое Самоменеджмент дошкольной организации.

    ВложениеРазмер
    samomenedzhement_sovremennoy_doo.docx 14.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Самоменеджемент дошкольной образовательной организации.

    Автор-составитель Артеменко Е.В.

    Самоменеджмент - это эффективное управление своим личностным и профессиональным развитием, а точнее саморазвитием и самоуправлением, т.е. управляющая система, которая направлена личностью на себя.

    Тогда что же такое самоменеджмент организации?

    Самоменеджмент дошкольной образовательной организации (ДОО) включает в себя: организационное развитие, управление персоналом в сфере образования, систему менеджмента качества в образовательном учреждении, локальное правовое регулирование деятельности образовательного учреждения, а, также, социальное управление, технологии управления изменениями в организации бюджетной сферы.

    Самоменеджмент современной ДОО включает в себя несколько элементов:

    -анализ сложившейся ситуации. Этот анализ включает в себя: работу, состояние здоровья работников, отношение между людьми, профессиональное развитие и прочее.

    -Составление программы – в этой программе ставится цель: каких и когда успехов должна достичь организация; что для этого необходимо сделать ,в какие сроки; Что может помешать; Что надо предпринять ,чтобы устранить причины ,которые могут помешать; что необходимо сделать ,чтобы максимально использовать благоприятные возможные новые факты (SWOT- анализ, SOFT-анализ).

    -Еще одно направление – это самоанализ работы организации. Обычно такой анализ проводится с определенной периодичностью (1 раз в месяц, в квартал, в год). Для этого анализа требуется описание проделанной работы, оценка проделанной работы ,выявление успехов и неудач и объяснение их причин ,и разработка соответствующих мер ,позволяющих скорректировать работу

    -Создание условий для укрепления здоровья работников( физического и психического). Работники должны следить за своим внешним видом, соблюдать правила корпоративной этики.

    -Создание условий для профессионального роста.

    Опытный руководитель ДОО должен придерживаться следующих правил:

    - рационально и эффективно использовать функционал работников ДОО;

    - применять рациональные приемы и технологические процессы в работе;

    - постоянно осуществлять контроль, быть пунктуальным в работе;

    - не допускать панибратства, относиться ко всем предельно объективно;

    - регулярно проводить инвентаризацию;

    - не уклоняться от возникающих проблем, ставящихся перед ним потребителями, заказчиками или руководством;

    - поддерживать в коллективе принципы высокой культуры и морали;

    - поддерживать стремление сотрудников к повышению образовательного уровня;

    - поощрять рационализаторские предложения работников;

    - воспитывать у подчиненных чувство взаимоуважения, коллективизма, добропорядочности, взаимопомощи, милосердия.

    Самоменеджмент решает следующие задачи:

    * улучшение деловых качеств руководящих работников;

    * развитие стратегической способности к самоменеджменту;

    * разработка стратегий индивидуального обучения;

    * совершенствование организационного обучения и создание самообучающейся организации;

    * формирование интеллектуального капитала.

    Политика персонального менеджмента тесно ассоциируется с тем аспектом управления человеческими ресурсами, который занимается инвестированием в людей и развитием человеческого капитала организации.

    Хотя стратегический персональный менеджмент ориентируется на нужды организации, его политика должна учитывать и личные устремления и потребности.

    В связи с этим, важной задачей должно стать повышение профессионального статуса работника, как на внешнем, так и на внутриорганизационном уровнях.

    Менеджмент в современной образовательной организации двойственен: одновременно как саморазвитие самого управленца (менеджера), и как его работа в специфических условиях преобладания самоорганизации в ДОО.

    Самоменеджмент организации играет большое значение в развитии этой самой организации, поскольку нацелен на создание целостной и всеобъемлющей модели развития персонала, развития организации.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    ОРГАНИЗАЦИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ Выполнил: Ткаченко Елена Вален.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    ОРГАНИЗАЦИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ Выполнил: Ткаченко Елена Вален.

    ОРГАНИЗАЦИЯ САМОМЕНЕДЖМЕНТА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ Выполнил: Ткаченко Елена Валентиновна Воспитатель МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Форма обучения – дистанционная Научный руководитель: Омельченко Е. А., к. п. н., доцент НГПУ

    Содержание 1. Титульный лист 1 2. Содержание 2 3. Введение 4. Основная часть.

    Содержание 1. Титульный лист 1 2. Содержание 2 3. Введение 4. Основная часть 4.1 Понятие руководителя, самоменеджмента руководителя 4.2 Организация самоменеджмент руководителя ДОУ 5. Заключение 6. Список использованных источников .

    Что же такое самоменеджмент? Самоорганизация, умение управлять собой, руковод.

    Что же такое самоменеджмент? Самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова – во времени, пространстве, общении, деловом мире… Последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов повседневной практики в целях оптимального ресурса времени.

    Функции самоменеджмента Постановка целей Разработка планов и альтернативных в.

    Функции самоменеджмента Постановка целей Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности Составление распорядка дня Принятие решений по предстоящим делам Самоконтроль и контроль итогов Информация и коммуникация

    Правила самоменеджмента Постановка цели и ее достижение. Рационально использу.

    Правила самоменеджмента Постановка цели и ее достижение. Рационально используемое время. Стремление выработать у себя адекватную самооценку. Определение своего профиля интеллекта; развитие как вербального, так и невербального. Формирование индивидуального стиля деятельности.

    Преимущества самоменеджмента Выполнение работы с меньшими затратами Лучшие ре.

    Преимущества самоменеджмента Выполнение работы с меньшими затратами Лучшие результаты труда Лучшая организация труда Меньше спешки и стресса Больше удовлетворения от работы Большая мотивация труда Рост квалификации Меньшая загруженность работы Меньше ошибок при выполнении своих функций Достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем

    Искусство ставить цели как одна из составляющих успешного самоменеджмента

    Искусство ставить цели как одна из составляющих успешного самоменеджмента

    Искусство ставить цели… “Главный принцип успеха – знать, чего Ты действительн.

    Искусство ставить цели… “Главный принцип успеха – знать, чего Ты действительно хочешь… Я этого хочу. Значит, это будет.” Генри Форд

    Цели можно разделить на:

    Цели можно разделить на:

    запись Цели: Краткое содержание Дата постановки Дата завершения Получаемые во.

    запись Цели: Краткое содержание Дата постановки Дата завершения Получаемые возможности Ресурсы для достижения План работы по достижению Что мешает Способ решения проблем Конечный результат

    Организация самоменеджмента руководителя ДОУ Исследователи выделяют 4 главные.

    Организация самоменеджмента руководителя ДОУ Исследователи выделяют 4 главные цели управленческой деятельности. 1. Становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий целостной, самобытном авторской педагогической системы). 2. Поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация. 3. Обеспечение оптимального функционирования системы. 4. Развитие системы, перевод се из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

    Свойства управления

    Принципы управления: Лояльность к работающим. Ответственность как обязательно.

    Принципы управления: Лояльность к работающим. Ответственность как обязательное условие успешного управления, Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

    Принципы управления: Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенно.

    Принципы управления: Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой. Умение выслушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель. Честность и доверие к людям. Опора на фундаментальные основы управления: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль сил и возможностей, персонал. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование

    Методы управления: экономические организационно - педагогические методы социа.

    Методы управления: экономические организационно - педагогические методы социально-психологические; организационно-административные

    Таким образом, самоменеджмент - это управление собственными ресурсами, т.е.

    Таким образом, самоменеджмент - это управление собственными ресурсами, т.е. умение их приобретать, сохранять, развивать, рационально использовать и быть успешным и самодостаточным человеком.

    “Не желай легкий дорог, а желай больших преград и препятствий, ибо они формир.

    “Не желай легкий дорог, а желай больших преград и препятствий, ибо они формируют характер человека и его стремление к успеху”

    “Быть счастливым с тем, что Вы имеете, продолжая добиваться того, что Вы хоти.

    “Быть счастливым с тем, что Вы имеете, продолжая добиваться того, что Вы хотите” Джим Рон “Так уж устроена жизнь: мы делаем простой выбор – быть счастливыми, либо несчастными, но и то, и другое требует одинаковых усилий” Теун Марез

    Список используемой литературы 14. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент. Искусство.

    Работая руководителем детского сада, необходимо быть всегда в форме и начеку. Режим постоянной готовности - основная черта руководителя. Помимо очерченного круга обязанностей периодически возникают внеплановые ситуации, которые требуют оперативного вмешательства. Одно, другое, третье, и вы понимаете, что не успеваете НИЧЕГО. Знакома ли вам такая ситуация?

    Или, наоборот, вы делаете все четко и по плану. Но ваши близкие люди начинают обижаться - все ваше время посвящено работе в детском саду. К сожалению, такие ситуации нередки.

    Рассмотрим обычное утро руководителя, время - 08.10.

    Тайм-менеджмент современного руководителя дошкольного образовательного учреждения

    это время другой родитель входит в кабинет директора и сообщает о наличии пакета с неизвестным содержимым за прогулочной верандой на территории детского сада. В коридоре своей очереди ждет младший воспитатель. Делопроизводитель приносит письмо с предписанием из Роспотребнадзора «О проведении комплекса мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очага острой кишечной инфекции среди детей и персонала учреждения. На столе со вчерашнего дня лежит заполненный акт обследования и категорирования объекта и паспорта безопасности учреждения.

    Распределите очередность выполнения дел.

    Проблема управления собственным временем для меня стала актуальной, поэтому я обратилась к технологии тайм-менеджмента.

    В современных условиях тайм-менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании. Тайм-менеджмент в работе современного руководителя детского сада - одно из актуальных направлений современного менеджмента, относительно новая для России и динамично развивающаяся его отрасль. Ее основная задача- выявление принципов эффективного управление временем.

    Менеджмент сегодня- это мотивация, раскрытие потенциала работника.

    Тайм-менеджмент применим как к размеренной работе младшего обслуживающего персонала, так и к профессиональной деятельности педагогов и руководителей образовательных организаций.

    Одним из инструментов повышения эффективности рабочего времени является внедрение методов тайм-менеджмента.

    Под тайм-менеджментом понимается технология организации времени и повышения эффективности его использования.

    Управление временем (тайм-менеджмент) это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование,распределение, постановкуцелей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов. Изначально управление приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив личную деятельность с таким же основанием. Система управления временем составляет сочетание процессов, инструментов, техник и методов.

    Как и механические часы, наши внутренние часы тоже могут идти точно, спешить или опаздывать. Почему это важно в контексте разговора о тайм-менеджменте? Это необходимо для того, чтобы не тратить свой невосполнимый ресурс времени на бесцельные размышления. Ведь планировать прошлое бессмысленно: всё уже случилось. А строить планы будущего в отрыве от настоящего - бесполезное занятие.

    Тайм-менеджмент— это инструмент для планирования своего настоящего, которое неразрывно связанно с будущим. Свои психофизиологические особенности восприятия времени нужно, прежде всего определить, а затем учитывать при организации времени.

    Для этого вам необходимо закрыть глаза, и, не просчитывая, открыть их через 1 мин., по вашему мнению.

    В результате экспериментального измерения собственной единицы времени вы увидите, к какой группе людей вы относитесь, что же делать со своими внутренними часами? Идут ли они верно или требуют ремонта:

    1 - люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут там и потом). Им характерно ставить цели в отрыве от настоящего, не соотнося их с конечным результатом и затрачиваемыми ресурсами;

    2 - люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут там и тогда, планируют свое прошлое, что абсолютно бессмысленно;

    3 - люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только здесь и сейчас, размышления о перспективах, планирование будущего – необходимый ресурс эффективного управления временем;

    4 - люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего (мое завтра начинается сегодня).

    Куда уходит наше время?

    Едет в транспорте 3 года.

    Разговаривает и слушает разговоры 2 года.

    Смотрит телевизор 6 лет.

    Смеется 623 дня.

    Готовит еду 560 дней.

    Болеет насморком 500 дней.

    Занимается шопингом 440 дней.

    Болеет 440 дней.

    Отмечает праздники 340 дней.

    Заполняет различные документы 305 дней.

    Читает 250 дней.

    Говорит по телефону 180 дней.

    Одевается мужчины 177, женщины 531 день.

    Ходит в туалет по малой нужде 106 дней

    Прежде чем перейти к правилам планирования времени руководителя, я хочу познакомить вас со стариной притчей о времени

    В траве лежало яблоко. Хорошее, лишь с одного боку пятнышко.

    Учитель поднял яблоко и сказал:

    - Есть две возможности. Можно его слегка обтереть и сразу есть. А можно достать ножик. Вырезать все сомнительные места, а потом уже есть. Но уже без брезгливости и опаски. И съесть удастся больше. Ведь в первом случае мы невольно оставляем сколько-то хорошего вокруг плохого. Правда, в первом случае мы можем начать есть сразу, а во втором - лишь после предварительной работы. Это две разные стратегии. Во всех делах. Во всех без исключения. Ничто на свете так не важно, как эта разница.

    Правила планирования времени руководителя

    (Современные приемы тайм-менеджмента)

    1. Чтобы добиться успеха, необходимо выбирать правильные цели, промежуточные этапы помогут не свернуть с верного пути. Желательно заранее провести реестр личных ресурсов и средств для достижения целей, чтобы выяснить, какие свои сильные стороны надо поощрять, а над какими слабыми сторонами работать для дальнейшего развития своего потенциала.

    Цель должна быть ясной, четкой и понятной. Конкретное формулирование практических целей важно для последующего планирования. Еще один важный момент. При постановке целей лучше ориентироваться не на процесс деятельности, а на его результаты.

    Чтобы правильно выполнять свои функции и достигать намеченных целей, руководитель должен четко представлять свой бюджет времени.

    2. Существуют несколько основных правил планирования рабочего времени:

    Основное правило классического планирования времени: 60% - запланированное время, 20% - резерв времени на незапланированные действия, 20% - творчество.

    Вспомним функции управления

    возвращаемся к правилам планирования времени

    3. Важно фиксировать и перепроверять, как и на что вы используете свое время.

    Хронометраж личного времени следует проводить за несколько рабочих дней, возможно, недель, чтобы проанализировать свой рабочий стиль и вскрыть причины возникающих дефицитов времени. Тревожные симптомы близкого возникновения временных проблем можно определить по следующим признакам:

    Отсутствие приоритетов при выполнении дел (решение второстепенных задач при регулярном переносе главных);

    Спешка при выполнении объемных заданий (зачастую вызвана несвоевременностью начала работы над ними);

    Большой поток всевозможных рутинных дел (риск утонуть в мелочах);

    Несвоевременное изучение деловой переписки (текущей документации);

    Работа по вечерам и выходным (в служебные часы не хватает времени);

    Постоянное выполнение работы за своих коллег (кажется, что так будет быстрее или надежнее);

    Работа не по своему профилю (неэффективное использование возможностей);

    Непрерывные помехи в работе (бесконечные телефонные звонки и наплыв посетителей);

    Уточнение сведений, постоянное переспрашивание (трудное восприятие информации, как следствие утомления).

    Хронофаги-поглотители времени:

    Нечеткая постановка целей

    Попытка слишком много сделать за один раз

    Плохое планирование дня

    Личная неорганизованность, незнание того, с чего начать

    Хаос в бумагах и на столе, необходимость тратить время на поиски нужных записей

    Отрывающие от дел телефонные звонки

    Болтовня на частные темы

    4. Перечислите все предстоящие в соответствующем плановом периоде дела. Невыполненное из этого списка вы можете взять за основу при составлении плана на следующий период.

    5. Разделите задачи на долго-, средне- и краткосрочные. Установите их приоритетность и действуйте в соответствии с этим.

    Как определить, какие из дел важные и срочные? В этом нам поможет метод Эйзенхауэра. Вернемся к обычному утру директора и распределим дела с применением решетки Эйзенхауэра.

    Важное срочное - требует немедленного решения.

    Важное не срочное - стоит поручить другому или наметить на не напрягающий вас срок его выполнения. (здесь главное- не затягивать до момента, когда оно станет важным срочным).

    Неважное несрочное- дело лучше игнорировать, так же как и неважное срочное (его можно перепоручить кому-то сделать).

    6. Работайте над своими планами регулярно и системно (доводите до конца начатое дело).

    8. Стремитесь по возможности сразу восполнять потери времени (н-р: лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течении следующего целого дня нагонять упущенное накануне).

    9. Составляйте свои временные планы на формулярах собственного изготовления или на специально разработанных карточках. (вы всегда будете иметь полный обзор дел).

    10. Фиксируйте в планах результаты или цели (конечное состояние, а не просто действие.

    11. Предусматривайте в плане столько времени на то или иное дело, сколько оно действительно требует.

    12. Устанавливайте точные сроки исполнения задач.

    13. С самого начала в своих планах устанавливайте, какую работу вы должны выполнить лично, а какую можно перепоручить (делегировать).

    14. Постоянно перерабатывайте и перепроверяйте свой план с точки зрения того, могут ли те или иные дела быть выполнены полностью.

    15. Планируйте выполнение рутинных функций: просмотр документации, обход ДОУ.

    16. Стремитесь сократить расход времени на непродуктивную деятельность.

    17. Заботьтесь о том, чтобы вносить разнообразие в свою деятельность, чередуйте выполнение долго- и кратковременных проектов, работу в одиночку и в сотрудничестве.

    18. Старайтесь сделать свои рабочие дни насыщенными и претворять свои планы в жизнь, для чего согласовывайте их с планами других людей.

    При постановке цели на предстоящий планируемый период необходимо знать, на какой отрезок времени планировать достижение конкретных результатов как в плане личной жизни, так и карьеры.

    Итак, рассчитаем личный капитал времени.

    Исходные данные для расчета капитала времени

    Показатель Условное обозначение Значение

    Возраст, лет ВЛ 40

    Пенсионный возраст, лет ВП 55

    Число календарных дней в году NK 365

    Число рабочих дней в году NP 250

    Продолжительность рабочего дня ТЧ 7

    Число свободных часов в течение рабочего дня ТС 2

    Число выходных дней NB 115

    Число свободных часов в течение выходного дня NC 10

    Капитал личного времени КЛ состоит из капитала рабочего времени КР и капитала свободного времени КС:

    Капитал рабочего времени определяется как:

    КР = (ВП – ВЛ) * NP* ТЧ = (55 – 40) * 250 * 7 = 26250ч

    Капитал свободного времени:

    КС = (ВП – ВЛ) * NР * ТС + (ВП – ВЛ) * NВ * NС = (55 – 40) * 250 * 2 +

    + (55 – 40) * 115 * 10 = 24750ч

    Капитал личного времени:

    КЛ = 26250+ 24750 = 51000ч

    Расчеты показывают, что я располагаю ограниченным ресурсом времени. В моем распоряжении всего 24750 часов свободного времени. Гораздо больше времени (26250 часов) уходит на работу.

    Что можно совершить за 26750 часов? Все зависит от того, какие цели я преследую. Это можно установить методом инвентаризации целей, т. е. разобраться в том, чего я желаю.

    Если подытожить, что является основным в тайм-менеджменте?

    Самое главное – планирование времени должно войти в привычку. Как только это произойдет, вы будете делать это так же, как чистить зубы по утрам. Это станет неотъемлемым ритуалом. И эффективность сильно возрастет. Будет время, чтобы заняться повышением профессионализма, подумать над стратегиями, заняться собой. Это и есть цель. Если тайм-менеджмент не войдет в привычку, результата приносить не будет. Он будет, но от раза к разу. Нестабильно. Так же, как если садиться на диету и правильно питаться 1-2 дня в неделю, а потом "отрываться". Эффекта не будет. Здесь обязательно должна быть система. Кроме того, необходимо постоянно развиваться в этом направлении: читать специальную литературу, посещать семинары и тренинги, практиковать новые техники. Рекомендую начать знакомство с тайм-менеджментом с книг Глеба Архангельского и Стивена Р. Кови.


    Время — самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды оглянувшись назад, вы увидели свое радостно улыбающееся Время, которого вам всегда и на все будет хватать!

    Успехов в работе!

    Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно.

    Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Многолетний опыт работы показывает, что семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны,.

    Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №26 Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального.

    Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества.

    Отчёт о современных технологиях в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

    Отчёт о современных технологиях в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу.

    Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Мергенстерн Дж.,

    Профессионально важными для педагога являются организаторские способности, но постоянно организуя других, он, прежде всего, должен уметь правильно организовать самого себя. Умелое использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом организовать свое время являются основой самоменеджмента. Самоменеджмент - это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом жизнедеятельности- во времени, в пространстве, в общении, в деятельности.

    Именно изучению основ самоменеджмента было посвящено исследование педагогического и административного состава нашего учреждения .

    Цель данного исследования: изучение возможностей педагогов организовать свой труд.

    Исходя из поставленной цели, в работе рассматривались следующие задачи:

    Определить понятие, цели и функции самоменеджмента;

    Изучить основы тайм-менеджмента и стресс-менеджмента;

    Исследовать ресурсы самоменеджмента педагогов

    Проанализировать проблемы, связанные с организацией планирования времени;

    Создать модели биоритмической совместимости участников исследования.

    Изучить факторы, провоцирующие эмоциональное

    Актуальность исследования определяется тем, что многие специалисты, взаимодействуя с субъектами своей профессиональной деятельности - обучающимися, их родителями, коллегами, администрацией проявляют недостаточную организованность, обязательность, не всегда рационально используют рабочее время. При этом каждый из 13 респондентов, принявших участие в экспериментальном исследовании, отмечают, что профессионал должен так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной.

    Мы предполагаем, что зная азы самоменеджмента, педагог сможет правильно организовать свою деятельность, избавиться от стресса и научиться находить время на отдых и досуг.

    Самоменеджмент педагога-это способность педагога организовать время в пространстве своего труда. Мы рассматривали самоменеджмент как частный процесс, с двух позиций.

    Тайм - менеджмент

    У современного человека, загруженного делами, вечно спешащего то на работу, то с работы, часто возникают проблемы со временем. Для этой цели был придуман тайм-менеджмент — искусство эффективной организации времени. Задачи тайм-менеджмента — помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. Выбраться из рутины мелких и неважных дел и высвободить время для самого главного и важного в жизни.

    Хотите достигать в жизни многого? Делать больше и уставать меньше? Заниматься тем, что вам действительно нравится? У вас есть для этого главный ресурс. Причем в изобилии. Все, что нужно, — лишь правильно им распорядиться.

    Составные части и главные направления тайм-менеджмента:

    Тайм-менеджмент состоит из трех взаимосвязанных частей:

    Учет времени (хронометраж) - это работа по отслеживанию и анализу потраченного времени.

    Планирование - это всё то, на что собираетесь время тратить.

    Для исследования ресурсов самоменеджмента педагогов нашего учреждения была использована модифицированная методика Р.В Овчаровой

    Согласно, полученным данным, только 20% опрошенных респондентов

    Анализ видов деятельности и расходования времени регистрировался по форме А; помехи и поглотители времени по форме Б:

    Обработка формы А:

    Ответы на вопросы:

    Была ли работа необходимой?

    Были ли оправданы затраты?

    Было ли целесообразным выполнение работы?

    Был ли сознательно определен временной интервал?

    Определение общей продолжительности работы ∑ПД, где ∑- сумма продолжительности в минутах.

    Определение продолжительности непродуктивной работы:

    Определение эффективности работы:


    %

    У вас проблемы с делегированием (перепоручением)

    и установлением приоритетов


    %


    Если больше чем на 10% случаев, расход времени велик

    Необходим анализ поглотителей времени, самодисциплина


    %

    Если больше чем в 10% случаев,


    неце­лесообразным

    Вам нужно планиро­вать

    организацию своей ра­боты


    %


    Если больше чем в 10%,

    момент испол­нения возник

    Вам нужно планиро­вать

    свое рабочее время

    Анализ видов деятельности и расходов времени

    Использованная методика позволила выявить проблемы с делегированием (перепоручением) обязанностей и установлением приоритетов;

    в 90% случаев наблюдался большой расход времени , а значит необходим анализ поглотителей времени, самодисциплина;

    в 80% случаев было нецелесообразным выполнение дел , момент исполнения возникал спонтанно, т.е необходимо планирование своей работы.

    Обработка формы Б: Листок дневных помех

    Помехи, интервал (от-до)

    Продолжи­тельность в мин

    Телефон­ный раз­говор или посетитель

    Анализ поглотителей времени:

    Цель: идентифицировать причины потери времени. Педагогам был предложен список утверждений, состоящих из 30 самых существенных поглотителей времени, нужно было выбрать 5, наиболее свойственных им.

    Нечеткая постановка цели.

    Отсутствие приоритетов в делах.

    Попытка слишком много сделать за один раз.

    Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.

    Плохое планирование трудового дня.

    Скверная система досье.

    Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).

    Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.

    Недостатки кооперации или разделения труда.

    Отрывающие от дел телефонные звонки.

    Неполная, запоздалая информация.

    Неумение довести дело до конца.

    Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.

    Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь.

    Болтовня на частные темы.

    Чрезмерность деловых записей.

    Желание знать все факты.

    Длительные ожидания (например, условленной встречи).

    Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел.

    Недостаточный контроль перепорученных дел.

    Освободившись от поглотителей времени и выявив слабые места в самоорганизации, можно освободить значительные резервы для себя.

    Ос­новное правило эффективной организации труда:

    Метод Альпы

    Метод Альпы - один из методов тайм-менеджмента для составления списка дел дня с расстановкой по приоритетам.

    1.Зашифровываем планируемые дела, вносим в таблицу

    2.Считаем необходимое время

    Напротив каждого пункта необходимо написать, сколько минут вы сегодня хотите выделить (вы планируете, вам нужно) на это дело.

    Необходимо учесть, что планируемые на любой период време­ни дела должны занимать только 60% времени, оставляя резерв. В течение дня следует выделять приоритеты дел, которые лучше выполнять в наиболее плодотворное, удобное для вас время.

    3.Установление приоритетов – важное правило эффективной работы. Нужно помнить, что не все можно сделать и не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

    Важнейшие задачи ( категория А) составляют примерно 15% количества всех задач и дел, которыми занят специалист. Собственная значимость этих задач ( в смысле вклада в достижение цели) составляет 65%;

    На важные задачи ( категория Б) приходится в среднем 20% от общего числа всех задач, и имеют 20 % общей значимости ( их ценности для человека) задач;

    Менее важные и несущественные задачи ( категория В) составляют напротив, 65% общего числа задач, но имею незначительную долю 15% в общей стоимости всех дел, которые нужно выполнить.

    4.Делаем композицию дня

    Основные правила просты:

    начинаем с самого главного, обеспечивая лучшее время самым высокоприоритетным делам,

    далее расставляем дела, заботясь о смене характера деятельности, чтобы находить радость и отдых в каждом следующем переключении.

    Для достижения любой цели необходимо планирование, которое позволяет идти кротчайшим путем, концентрировать внимание на важных делах, устанавливать реалистичные сроки, создавать резервы времени, избавляться от холостых ходов, а следовательно повышать эффективность работы и уменьшать стресс.

    Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека, как биологический, который включает в себя понятие естественного ритма работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.

    Среди проблем, связанных с организацией планирования времени особое место занимают психологические препятствия, т.е осознаваемое или неосознаваемое сопротивление полноценному планированию и эффективному управлению своим временем. Поэтому вторым направлением изучения самоменеджмента стало понятие стресс – менеджмент.

    Результаты многолетних исследований И.В Дебровиной, Л.М. Митиной; Е.Р. Калитеевской и многих других показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, кроме прочих, и учителями. Как профессиональная группа, учительство отличается крайне низкими показателями физического и в большей степени эмоционального здоровья. Стрессовые состояния, помимо угрозы здоровью, существенным образом снижают у сотрудников успешность и качество выполнения работы, повышают текучесть кадров (даже, несмотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижают удовлетворенность трудом, деформируют личностные и характерологические качества человека. Переживание острых и хронически неблагоприятных функциональных состояний приводит к снижению творческого потенциала сотрудников

    Одной из наиболее распространенных форм профессиональной деформации личности является эмоциональное выгорание. А.М Пайнс определила

    Хроническая напряженная эмоциональная деятельность ( педагогу приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую, письменную информацию, быстро принимать решения)

    Дестабилизирующая организация деятельности ( нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования и др…)

    Повышенная ответственность за исполняемые функции ( за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что психические ресурсы к следующему дню практически не восстанавливаются);

    Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:

    Склонность к эмоциональной ригидности ( не податливость). В процессе профессиональной деятельности человек иногда утрачивает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

    Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности ( большая ответственность за порученное дело)

    Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (в сфере профессионального общения, человек безразличен, равнодушен)

    Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
    "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
    В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами.

    Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса по Г.Селье ( напряжение, резистенция, истощение).

    Доминирующие симптомы эмоционального выгорания ( с показателями 20):

    Редукция профессиональных обязанностей 7 человек;

    Тревога и депрессия – 6 человека;

    Эмоциональный дефицит -4 человека;

    Неадекватное эмоциональное реагирование -4 человека;

    Переживание психотравмирующих обстоятельств -3 человека;

    Психосоматические и психовегетативные нарушения -3 человека.

    Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями , подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, были даны достаточно объемные личностные характеристику и намечены индивидуальные меры профилактики и психокорекции.

    Как избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания.

    1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

    2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

    3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

    4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

    5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

    6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

    7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

    8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

    Таким образом, высокий уровень психологической компетенции, способность к эмоциональной и социальной гибкости, владение навыками эмоциональной устойчивости, потребности в здоровом образе жизни, способствует личностному и профессиональному росту учителя, повышают эффективность его труда. А изучение основ самоменеджмента дает возможность лучшей организации труда и выполнения работы с меньшими затратами времени; меньше спешки и стрессов; большего удовлетворения от работы; активной мотивации труда; роста квалификации; снижения загруженности работой; сокращения ошибок при выполнении своих функций; достижения профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

    Самоменеджмент педагога – как условие для достижения профессиональных целей. 3

    Читайте также: