Самоанализ по проекту в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей раннего и дошкольного возраста (младшего, среднего, старшего).

2.Критерий: Создание условий для проведения занятия

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

Подготовка к занятию включала подбор наглядного материала и дидактических пособий (перечислить конкретно каких), рациональное их размещение.

С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов.

Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели).

3.Критерий: Соответствие структуры занятия его задачам

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

Занятие имело следующую структуру: начало, ход, окончание. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия и т.д. На протяжении всего занятия использовались различные приемы, направленные на привлечение внимания детей (например, при чтении стихотворения – смена интонации голоса, во время проведения игр с мячом, чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очередности, а выборочно и тд.).

4.Критерий: Реализация здоровьесберегающего подхода

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством соблюдения оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; на протяжении занятия сменялись позы детей и т.д.).

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, трудовая, художественная, элементарная учебная деятельность (указывать конкретно к проведенному занятию).

Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.

При организации работы детей за столами было учтено, что в группе есть воспитанники с нарушениями зрения, с ведущей левой рукой.

Обеспечивался контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. Проведены физкультминутка, пальчиковая, зрительная, дыхательная гимнастики и т.д.

5.Критерий: Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол)

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпераментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка).

Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности.

Дифференцированные задания были предложены в играх….

(обязательно предусмотреть и для воспитанников от 6 до 7 лет).

6. Критерий: Использование разнообразных форм организации детей на занятии. Оправданность выбранных форм

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

На занятии предусмотрено использование различных форм организации детей: индивидуальная, коллективная, малыми группами, в паре и т.д. В играх…… стимулировалась активность каждого ребенка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.

7.Критерий: Эффективность используемых методов и приемов для успешной реализации поставленных задач

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

На занятии использовались различные методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Это способствовало поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребенка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников.

В процессе работы с детьми активно использовались различные приемы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, создание игровой ситуации, уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово. Это способствовало привлечению и сосредоточению внимания детей, обеспечению мотивации и интереса, активизации мышления, подаче нового с опорой на имеющиеся знания и т.д.

8. Критерий: Реализация личностно-ориентированного подхода

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

Анализ деятельности воспитателя на занятии:

10.Критерий: Итог занятия

Анализ деятельности воспитателя на занятии:Степень усвоения детьми материала (усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, овладение представлениями, умениями навыками, творческое их применение), интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя и т.д.

Задачи определены в соответствии с требова­ниями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризу­ется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (конкретно); развивающей (конкретно); и воспитательной (конкретно).

Подготовка к занятию включала подбор мате­риала и пособий. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему… (беседы с детьми, рассма­тривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В ин­дивидуальной работе с детьми использовались …. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размеще­нии оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветри­вание, влажная уборка помещения, освещён­ность, подбор и расстановка мебели).

Структура занятия соответствовала его зада­чам. Как реализовывалась обучающая задача. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направлен­ные на привлечение внимания детей. Ассоциатив­ное мышление развивалось в игре… Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовало использование …. Воспитательная задача решалась….

Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности за­нятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия и т.д.).

На занятии предусмотрена интеграция раз­личных видов деятельности (каких именно). Благо­приятному эмоциональному климату способ­ствовали … Выполнению требований безопасности способствовало…

При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зре­ния, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.

  1. Реализация индивидуально- дифферен­цированного подхода к детям (темперамент, характер, спо­собности, пол).

Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: конкретно как была организована работа (какие приемы использовались) с детьми имеющими холерический темпера­мент, детьми-флегматиками, детьми-меланхоликами, неуверенными в себе, застенчивыми детьми. Отмечается использование инди­видуальных заданий (чему это способствовало), дифференцированых за­даний (по какому принципу были подобраны, чему это способствовало).

  1. Использование разнообразных форм органи­зации детей на занятии.

На занятии предусмотрены (формы организации детей), каким образом эти формы реализовывались и чему способствовали.

Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельно­сти создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей.

  1. Эффектив­ность использу­емых методов и приёмов для успешной реали­зации постав­ленных задач. На занятии были использованы …. методы, что способствовало….. Для активизации мышления использовались ….

В процессе работы с детьми активно исполь­зовались приёмы:…..

Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оцени­вать себя.

ОБРАЗЕЦ ПРОВЕДЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ.

Задачи определены в соответствии с требова­ниями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризу­ется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (уточнять и систематизиро­вать представления о зиме, о жизни животных зимой); развивающей (развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться на листе бума­ги) и воспитательной (воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, желание заботиться о животных в зимний период).

На занятии предусмотрена интеграция раз­личных видов деятельности: общение, игровая, музыкальная, познавательная и другие. Благо­приятному эмоциональному климату способ­ствовали демократический стиль общения вос­питателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.

При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зре­ния, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.

  1. Реализация индивидуально- дифферен­цированного подхода к детям (темперамент, характер, спо­собности, пол).
  1. Использование разнообразных форм органи­зации детей на занятии.

На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей.

  1. Эффектив­ность использу­емых методов и приёмов для успешной реали­зации постав­ленных задач.

На занятии преобладают игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению речевой, позна­вательной и творческой активности воспитанни­ков. Игровые методы позволили уйти от учебно-дисциплинарной модели образова­тельного процесса.

Кроме игровых методов использовались методы упражнений, проблемных вопросов.

Для активизации мышления использовались наводящие вопросы, вопросы, требующие интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.

В процессе работы с детьми активно исполь­зовались приёмы: уточнение, пояснение, напо­минание, художественное слово.

  1. Реализация личностно- ориенти­рованного подхода.

У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями другого, уметь выслушать взрослого и сверстника, уста­навливать контакты в совместной деятельности.

Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оцени­вать себя.

Задачи проектной деятельности

Развивать первичные навыки в проектной исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении её результатов и создание условий для их презентации сверстникам.

Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентацию проектов. Формировать у детей представление об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

Вид детской деятельности : проектная исследовательского типа.

Оборудование: Ноутбук, проектор.

обучающие задачи: систематизировать, расширять и обобщать знания об истории России.

Расширять представления о малой Родине, об охране Северомуйского тоннеля.

развивающие задачи: развивать интерес детей к истории родного Отечества посредством ознакомления детей с историей семьи, продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей; продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу. Развивать интерес к профессиям родителей и их месту работы.

патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к героям, защищающим отечество в разные исторические времена, к памяти павших бойцов. Воспитывать уважение к людям труда.

Основные направления и формы взаимодействия детского сада и семьи: беседы, консультации, творческие выставки, проектная деятельность.

Планируемый результат: Развитие ответственности и инициативы участников образовательных отношений в совместной проектной деятельности; Проявление интереса детей к армии, уважения к многонациональным защитникам Отечества. Формирование у детей любви к Родине, высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность. Закрепление некоторых представлений об истории нашей страны. Воспитание у детей уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Оформление исследовательских творческих проектов. Презентация и доклад.

Предварительная работа: Проведение тренировочного мероприятия по развитию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность использования проектной деятельности в дошкольных образовательных организациях в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положение ФГОС ДО к структуре ООП ориентирует дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развития самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности. А именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск – его непременная часть.

Организация планирования в проекте

Необходимо участие педагога как организатора и координатора деятельности в проекте.

Поэтому мы заранее продумали план деятельности проекта, поскольку навыки самостоятельного планирования деятельности у детей дошкольного возраста развиты недостаточно…

Необходимо создание педагогом пространства возможного, поскольку сами дети будут затрудняться в его создании.

Когда дети были озадачены проблемой проекта, начался поиск путей её решения. Дети при поддержке взрослого пытались придумать и выдвинуть те идеи и мероприятия, которые помогли бы решить эту проблему, и таким образом, был сформирован план.

С помощью несложных вопросов взрослого (Что будем делать? Где найдём информацию? Кто нам поможет)

Способы организации исследовательского поиска в детских проектах.

Как домашнее задание, поручение дома совместно с родителями. Это поиск информации (книги, интернет, опросы, оформление информационных материалов по проекту (альбомы, странички,, подготовка творческих работ и т. п.

Что мы хотим узнать о?

Как мы это узнаем? или Как мы будем действовать? и т. п.

Способ презентации результатов проекта

Любой проект завершается результатом – продуктивным, творческим либо информационным. У детей была задача удержать смысл и поиски средства его выражения.

Дети представили свои творческие проекты, оформили в виде продукта, обобщили информацию о ходе деятельности и её итогах в форме краткого выступления.

Для того чтобы детям было легче рассказывать воспитывающие взрослые помогли оформить слайды для презентации, совместно с детьми оформили проектные странички.

Дети зафиксировали этапы своей работы и результаты исследования, зарисовали свои идеи. Разнообразные формы представления стимулируют детский интерес и увлечённость проектной деятельностью. Интерес, внимание детей сохранялись в течение мероприятия.

Материалы и оборудование подобраны и размещены рационально.

Выполнены требования санитарно-гигиенических норм: осуществлялся контроль за осанкой дошкольников. Длительность докладов детей соответствует норме.

Дети представили свои работы, с горечью и дрожью в голосе, с восхищением и гордостью рассказывали о защитниках России всех времён, о своих родственниках, защищавших Родину от врагов в годы ВОВ, о важности и значимости труда стрелка ведомственной охраны Северомуйского тоннеля,

Все мы понимаем, как сложно рассказать детям о войне, поскольку детская психика не всегда способна правильно воспринимать страшные моменты и события тех лет. Но это важно и значимо. Без знаний, понимания и переживания этих страниц нашей истории невозможно воспитать патриота и гражданина России! Следует вдумчиво и бережно подходить к проблемам ознакомления дошкольников с периодом ВОВ в истории, правильно подбирать содержание, правильно преподносить, выбирать адекватные формы.

И мы считаем, что нам это удалось!

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Зульфугарова Елена

В данной работе рассмотрена одна из инновационных технологий -проектная деятельность: концептуальные основы и практические подходы к проектированию образовательного процесса.

Данный материал будет полезен педагогам в их образовательной деятельности, в работе с детьми.

Проектная деятельность, как моя педагогическая технология

Целью моей методической разработки является: приобретение у детей научно-познавательного, исследовательского, эмоционального, нравственного отношения к окружающему миру, действительности.

В соответствии с этим я ставлю задачи:

1. Развитие познавательных способностей;

2. Развитие творческого воображения;

3. Развитие коммуникативного опыта;

4. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Исходя из моей практики в проектной деятельности я считаю, что новизна проявляется в том,что: появилась возможность выстроить педагогическую деятельность таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания детей реализовывались при активном совместном участии педагога, детей и родителей.

Практическая значимость моей методической разработки в проектной деятельности заключается в том,что: дети могут проявлять самостоятельную деятельность — исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой дети узнают окружающий мир и применяют новые знания в реальности.

Формы проектной деятельности моей педагогической технологии:

1. Позновательно-исследовательская (дети узнают новое о процессах, происходящих в мире, о взаимосвязи предметов);

2. Игровая форма (используются различные игры)

3. Продуктивная форма (лепка, аппликация, поделки, рисование)

4. Чтение художественной литературы (чтение художественной литературы по тематике, связанной с проектом);

5. Трудовая форма (уход за растениями, изготовление атрибутов, связанных с тематикой проекта);

6. Двигательная форма (подвижные игры, физминутки и так далее)

7. Музыкально-художественная форма (песенное творчество, прослушивание музыкальных материалов, связанных с тематикой);

8. Коммуникативная форма (обсуждение проекта, умение анализировать)

9. Формы взаимодействия с семьей (привлечение родителей к совместному изготовлению наглядных пособий, сбор фото и видеоматериалов).

В своей проектной деятельности я применяю следующие методы и приемы экспериментально-исследовательской деятельности:

1. Метод беседы в форме свободного рассуждения;

2. Метод наблюдения (за явлениями природы, за процессом роста растений)

3. Метод опытов (установление причин следственной связи)

4. Метод фиксации результатов (наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности);

5. Метод подражания голосам и звукам природы;

6. Метод использования художественного слова (стихи, разыгрывания театральных постановок)

7. Дидактические игры, обучающие игры, развивающие игры (игры-путешествия, игры-лото)

8. Трудовые поручения, действия (полив, уход за растениями, сбор осенних листьев, кормление птиц)

Свое проектированиея строю из следующих этапов:

1. Выбор цели проекта — определяются наиболее интересные задачи, которые будут решаться с детьми, родителями.

2. Разработка реализации проекта — планирование деятельности по достижению цели (составление перспективных планов, конспектов занятий, сценарий праздников, организации выставок, конкурсов, определение итогового мероприятия).

3. Выполнение проекта — выполняется практическая часть самого проекта.

4. Заключительный — подведение итогов работы, определение задач, для новых проектов.

В процессе выполнения проекта я создаю следующие оптимальные условия для работы детей:

1. Стимулирование повышенного интереса детей к знаниям, дополняя их экспериментами, опытами, наблюдениями.

2. Приветствование и поощрение проявленного интереса к наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

4. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотели бы узнать, что исследовать. И в дальнейшем помочь им реализовать их планы.

5. Научить детей наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы.

6. Стимулировать и поощрять детей — активных исследователей.

7. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Критериями эффективности моей педагогической работымогут быть следующие : проявление у детей интереса к процессу и явлениям окружающего мира; раскрепощение детей в танце, в творчестве; умение общаться со взрослыми и детьми.

Таким образом можно сделать вывод, что моя педагогическая технология в проектной деятельности соответствует всем моим целям, задачам и критериям эффективности и может быть использована в работе ДОУ.

Самоанализ ООД по познавательному развитию детей подготовительной группы

Запланированная организованная образовательная деятельность состояла из трёх взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть организованной образовательной деятельности предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, развертывание предстоящей образовательной ситуации

. Это решалось через такие организационные формы совместной деятельности:

Появление куклы Незнайки;

— целью которой было настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать положительные эмоции посредством общения со взрослым;

Игровую мотивацию: детям было предложено помочь Незнайке рассказать о воде – учить детей формулировать проблемную ситуацию.

Основная часть это совместная практическая деятельность детей и взрослого, выполнение всех поставленных задач определено следующими формами работы и приёмами:

Практическое экспериментирование (исследовательская деятельность: дети знакомились со свойствами водычерез опытно-экспериментальную деятельность).

Отгадывание загадок о воде в разное время года.

Заключительная часть образовательной деятельности

использовалась для формирования умения оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

В заключение использовала метод поощрения, похвалы детей за оказанную помощь (Незнайка благодарит детей).

Детскуюдеятельность

контролировала словесно, по ходу ООД, наблюдая за действиями детей. На протяжении всей
образовательной деятельности
поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу, привлекала внимание детей интонацией, поддерживала их высказывания, хвалила за каждое действие.

Вывод: Анализируя деятельность детей, хочется отметить: дети проявили познавательную активность на протяжении всего занятия, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые детям вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации ООД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.

Виды деятельности для самоанализа

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Видео: самоанализ совместной игровой деятельности

Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду

Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.


Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.


Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

Наблюдение

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).


Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Практические приёмы для самоанализа

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.

Девушка делает записи в тетради

Одним из ключевых условий успешной реализации образовательной миссии детского сада является непрерывное совершенствование педагогом своей методической грамотности. Для этого очень важно видеть итоговые и промежуточные результаты своей работы в контексте организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), представление о которых даёт самоанализ занятия.

Цели и задачи проведения самоанализа в детском саду

Самоанализ — это разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдения хронометража, логичности и последовательности видов работы) проведённого элемента образовательной деятельности, то есть занятия, развлечения, утренника или режимного момента.

Воспитатель с макетом составляющих успешного педагога

Умение делать самоанализ и использовать его в работе является важной составляющей успешного педагога

Целями проведения самоанализа является:

  • выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы (эта цель проведения самоанализа становится основной при разборе занятий в старшей и подготовительной группах, так как данный параметр является главным показателем готовности детей к школе);
  • определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми (например, в первой младшей группе акцент на практические способы взаимодействия, вместо игровых и наглядных, которые детьми 1,5–3 лет воспринимаются лучше);
  • установление организационных просчётов (например, слишком затянутая физминутка в основном этапе занятия и, как следствие, скомканная рефлексия в заключительном).

Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности этот вид диагностики призван решить следующие задачи:

Это интересно. Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: собственно самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег. При этом в самоанализе обязательно присутствуют элементы проблемного, например, при оценке уровня освоения малышами материала по программе.

Педагог зачитывает самоанализ коллегам

Самоанализ включает элементы проблемного анализа, который проводится методистом или коллегами

Виды деятельности для самоанализа

Как и при проведении мониторинга проблемного характера, самоанализ организуется для любого образовательного направления. Более того, схемы составления диагностических карт для диагностики занятий также будут едины. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.

Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:

  • игровой деятельности (например, во второй младшей группе малыши не делились игрушками, но в средней и старшей эта проблема была решена);
  • нравственно-патриотического, культурного воспитания (так, обычно с помощью самоанализа педагог намечает те направления изучения географии и культуры своей страны, с которыми дети ещё не знакомы, отметив в самоанализе, к примеру, что дети путаются в различении понятий столица и страна, или не могут объяснить разницу между выставкой и ярмаркой);
  • познавательной деятельности (это направление обычно исследуется в динамике начиная с первой младшей группы и вплоть до подготовительной, то есть результаты имеет только промежуточные, а в подготовительной группе этот аспект анализа становится ключевым, составляя основу характеристики будущего первоклассника).

Видео: самоанализ совместной игровой деятельности

Приёмы для проведения самоанализа

Самоанализ проводится при помощи интеграции трёх видов приёмов.

Речевые способы

Как правило, форма составления самоанализа письменная. Если воспитатель принимает участие в конкурсе педагогического мастерства, то составление письменного мониторинга является обязательным требованием к наполнению методической папки соискателя. При этом выступления на методическом или педагогическом совете детского сада с выводами по самодиагностике проходят в устной форме.

Наблюдение

В контексте самоанализа этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о:

  • выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме (например, если во второй младшей группе иллюстрации сезонных изменений в природе будут маленького формата, то составить описание примет разных времён года по картинкам дети не смогут, так как просто не увидят всех деталей);
  • детях, нуждающихся в особом внимании (к примеру, если обычно спокойный ребёнок много крутится, отвлекает других на этапе систематизации знаний, возможно, есть блок материала по теме, который малыш не запомнил);
  • удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками (например, выполнение рисунка после чересчур активной физкультпаузы может быть скомканным, так как дети будут перевозбуждены предшествовавшей двигательной активностью).

Дети рисуют

Наблюдая за ребятами в процессе той или иной деятельности педагог может оценить продуктивность сочетания разных приёмов в работе

Практические приёмы для самоанализа

Этот вид работы предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту. Иными словами, воспитатель соотносит первую часть конспекта с целями, задачами и свои впечатления от проведённого занятия, касающиеся уровня усвоения детьми знаний, умений и навыков по конкретной теме.

Это интересно. Практическое осмысление занятия обычно вызывает затруднения у молодых педагогов, которым трудно сделать вывод об уровне усвоения детьми материала в соответствии с целями на основании лишь одного занятия.

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Обозначаем возрастную группу детей.
  2. Указываем количество присутствующих.
  3. Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты урока.
  4. Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
  5. Рассматриваем методические приёмы, использованные на уроке, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
  6. Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
  7. Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп урока, уровень инициативности ребят в процессе работы.
  8. Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
  9. Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
  10. Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
  11. Обобщаем всё сказанное выше.

Мальчик и девочка в костюмах персонажей из сказки Курочка Ряба

В процессе самоанализа педагог понимает логику сочетания содержания занятия с его формой

Таблица: схема карты самоанализа занятия

Образцы самоанализа разных элементов учебно-воспитательного процесса

Описанный алгоритм, но в упрощённом варианте — без описания этапов, применяется и для самоанализа прогулки, утренника. Ознакомиться с примером анализа прогулки во второй младшей группе можно в работе воспитателя Шварц Т.С. При анализе мероприятий, например, утренников, педагог описывает не только сам элемент досуга, но и этап подготовки к нему. Пример самоанализа новогоднего утренника в первой младшей группе из опыта воспитателя Ярославцевой О. можно увидеть здесь

Читайте также: