С какими проблемами столкнулись во время крещения руси кратко

Обновлено: 06.07.2024

О распространении христианства в восточной Европе есть много старых сведений. Этой тематикой занимались многие ученые последних 250 лет, пытаясь найти ответ на разные вопросы; по ней существует обширная литература, в которой нашли отражение исследования и мнения о самых разнообразных сторонах этого знаменательного события.

О развитии научных поисков в этой области известный специалист О. Рапов писал, что внимание историков XIX — начала XX в. было сосредоточено на следующих основных вопросах:

— когда в землях восточных славян появились первые христиане?

— можно ли доверять рассказу "Повести временных лет" о просвещении Русской земли апостолом Андреем?

— следует ли считать серьезными историческими источниками по проблеме обращения Руси в христианство "Житие св. Стефана Сурожского" и "Житие св. Георгия Амастридского"?

— занимались ли обращением в христианство русов Константин Философ и его брат Мефодий?

— сколько было крещений русов в IX столетии и в какие годы они имели место?

— когда и где приняла крещение княгиня Ольга?

— насколько была христианизирована Русь в княжение Игоря, Ольги, Ярополка?

— когда и при каких обстоятельствах произошло крещение Владимира Святославича и киевлян?

— было ли князем Владимиром в его правление крещено все население Руси или только небольшая часть городских жителей?

— когда происходило обращение в христианство вятичей и радимичей, а также неславянских народов, входивших в состав Киевского государства?

— какова роль латинских миссионеров в христианизации Руси?

— от кого приняла Русь христианство: от Константинополя, Рима, Охридской патриархии?

— какова роль хазар и варягов-скандинавов в проникновении христианства на Русь?

— когда возникла митрополия в Киеве?

О. Рапов подчеркивает, что по всем этим вопросам шла серьезная полемика, но ни по одному из них историки не пришли к единому мнению (РАП с. 12–13).

Из всего обширного круга проблем, связанных с христианизацией Руси, нас прежде всего интересует один важнейший вопрос: когда крестилась Киевская Русь?

Постановка задачи

Итак, целью настоящего исследования, занимающего следующие две главы, является грубая относительная датировка крещения Киевской Руси.

Конечно, как видно из перечисленных выше проблем из ранней истории христианства на Руси, ученые дают себе отчет в том, что крещение целого народа, жившего на обширной территории, не могло во времена плохих коммуникаций осуществиться за день, год и даже десятилетие.

Как очень точно отметил Н. М. Тихомиров,

"Официальной датой установления христианства на Руси считается "Крещение Руси" в 989 г. при князе Владимире Святославиче. Но эта дата, в сущности, обозначает лишь наиболее заметный исторический факт: признание христианства официальной религией Киевской Руси." (РАП с. 17)

Поэтому мы уточняем нашу задачу: мы хотим найти грубую датировку основной части религиозных перемен, сделавших христианство преобладающей, государственной религией в Киеве и на территории Киевской Руси. Период времени, в котором совершались эти перемены, будем для краткости называть "веком крещения Руси" и обозначать сокращением ВКР.

Особенности методики настоящего исследования

Эти замечания объясняют выбранную в нашем исследовании методику работать со всеми доступными сведениями, в том числе и с теми, которые считаются недостоверными.

Перед тем как обратиться к нашей основной хронологической задаче, наметим некоторые яркие детали из сведений о крещении русского народа.

Как крестилась Киевская Русь?

Напомним очень коротко несколько любопытных и в то же время распространенных сведений об этом.

1) Четыре крещения Руси

— Первое — от апостола Андрея.

— Второе крещение — от патриарха цареградского Фотия,

"во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире." (КАТ л. 27 об.; цит. по ФОМ14 с. 307).

— Четвертое крещение — это знаменитое крещение при князе Владимире. Вот что говорит "Катехизис":

"Итако повеле креститеся всей земли Русстей в лето шесть тысящь 497 от святых патриарх от Николы Хрусоверта или от Сисиния или от Сергия архиепископа Новгородского при Михаиле митрополите Киевском."

В последней цитате целый ряд странных деталей. Так, например, упоминание о патриархе, Новгородском архиепископе и Киевском митрополите во время крещения.

Сколько было христиан среди русских и каково было их положение и влияние в обществе во времена апостола Андрея или княгини Ольги? Это конкретные вопросы истории религии, выходящие за рамки хронологических проблем. Но с ними связана и определенная политическая нагрузка, которую русская историческая, государственная и церковная традиции вкладывали в легенду о крещении русских ап. Андреем.

2) Буря у Константинополя

В старых хрониках (например, в "Повести временных лет", у византийского писателя, известного как "Продолжатель Георгия Амартола" и в ряде других) встречается рассказ о чуде с бурей. Его сюжет состоит в следующем:

"Паде же тогда прах с небесех кръви плънь, и мнози обретаху камение на путих, и врътоградохъ чръвлено, якы кръвь." (РАП с. 84)

Это же известие о "красной пыли" встречается и в Никоновской летописи. Судя по описанию, по Босфору прошел смерч, который выбросил русские суда на берег, поднял в воздух много пыли, камней и морских водорослей.

Потерпев наказание от Бога, по легенде русские возвратились обратно домой и вскоре послали послов в Константинополь, прося крестить русский народ.

3) Чудо с Евангелием

Чудеса присутствуют во многих старых рассказах о крещении людей и народов. Есть чудо и в легенде о крещении русских. Вот краткий пересказ его сюжета из Биографии Константина Багрянородного:

Византийский император заключил мирный договор с русскими и убедил их принять святое крещение. Рукоположенный византийским патриархом Игнатием архиепископ был направлен с проповеднической миссией к русскому князю. Тот собрал старцев и других своих подданных и попросил прибывшего к ним архиерея объяснить, что он намерен возвестить им и чему собирается научить их. Архиерей предложил им Евангелие и рассказал о некоторых чудесах Ветхого и Нового Завета. Русские заявили, что не поверят ему, если сами не увидят что-либо подобное и особенно чудо с тремя отроками в печи. Помня слова Христа о просящих во имя Его, архиепископ ответил: "Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, чего хотите, и Бог непременно сделает это по вере вашей, хотя мы грешны и ничтожны". Варвары потребовали, чтобы было брошено в огонь Евангелие. Помолившись, архиепископ сделал это. И по прошествии достаточного времени Евангелие было вынуто из потухшей печи и оказалось неповрежденным. Увидев это, русские, пораженные чудом, без колебаний начали креститься.

4) Религия русов до крещения

Об этом есть очень интересное сведение византийского патриарха Фотия, современника этих событий. Он писал:

"Ибо не только этот народ (болгары — ЙТ) переменил на веру Христову прежнее нечестие, но и тот слишком ставший известным и превосходящий всех жестокостью и кровопролитием, т. е. так называемая русь и этот народ переменил эллинское и безбожное учение, в котором прежде содержался, на чистое и неповрежденное христианское исповедание…" (УСП с. 78–79)

5) Богомильские элементы крещения

Созданный "отцами Церкви" христианский канон отводит Сатане роль противника Бога, бунтовщика против него. Апокалипсис Иоанна (XII, 7) видит в нем дракона, который вместе с группой ангелов взбунтовался против Бога. Идея о Сатанаиле как отщепенце от Бога нашла особое место в трудах Тертуллиана, Лактанция, Григория Ниссианского и др. (см. BRA с. 57).

В отличие от этих представлений богомильская традиция отводит Сатанаиле роль не дракона, а падшего ангела. Она считает, что Сатанаил сначала был добрым ангелом, начальником ангелов; в некоторых произведениях он описан как старший сын Бога (младшим является Иисус Христос). Богомилы считали, что позднее он возгордился и стал противиться своему Творцу и Богу.

"первый от ангель, старьишина чину ангелски" (цит. по АНГ с. 164)

Таким образом, крестившие Русь духовники являлись носителями христианских идей, по крайней мере в некоторых деталях, близких к верованиям богомилов.

Св. Климент Охридский, один из учеников свв. Кирилла и Мефодия и митрополит Болгарской церкви, писал, что Сатанаил является Божьим служащим (АНГ с. 165). Ниже мы вернемся опять к вопросу о возможной близости болгарского и русского христианства к “неправославным” христианским традициям.

6) Политические аспекты разных вариантов ответа на вопрос: кто и когда крестил Русь

Сказание о христианской миссии апостола Андрея, зафиксированное в ряде церковных книг, с давних пор служило мощным оружием в руках византийской дипломатии в ее борьбе с Римом за церковную гегемонию в Европе. По преданию, город Византий, на месте которого впоследствии основан Константинополь, был посещен апостолом Андреем, и часть его населения приняла христианство. Там якобы находилась и гробница апостола Андрея. А так как апостол Андрей был старшим братом апостола Петра, основателя Римской христианской церкви, и опять-таки, по легенде, был раньше Петра призван Христом к апостольской деятельности, то все это позволило византийским императорам добиться на церковных соборах вначале уравнения в правах Константинополя с Римом как церковной столицы, а затем заставить Пятый церковный собор отдать предпочтение константинопольскому патриарху над прочими церковными иерархами. (РАП с. 65)

Позднее, когда Византия пала под власть турок, Россия заявила о своих притязаниях стать центром Восточной Римской Империи. Часть теоретического обоснования этих домогательств основывалась на том, что в России, как и в Византии, проповедовал апостол Андрей; этот факт как бы давал Русской церкви высокий ранг, не ниже ранга других городов — претендентов на звание "столицы православного мира".

Особенности Крещения Руси

Особенности Крещения Руси Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно,

Значение Крещения Руси

Значение Крещения Руси Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных

24. Два Крещения Руси

24. Два Крещения Руси Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником-Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =

Туман крещения Руси

Туман крещения Руси Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата

24. Два Крещения Руси

24. Два Крещения Руси Первое Крещение Руси было дано в XII веке самим Андроником – Христом, то есть апостолом Андреем Первозванным (Андреем Боголюбским). Приблизительную эпоху принятия апостольского христианства (второе Крещение Руси) при императоре Дмитрии Донском =

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу

Эпоха крещения и расцвета Киевской Руси

Эпоха крещения и расцвета Киевской Руси В 945 г. князь Игорь трагически погиб во время сбора дани в земле славянского племени древлян. Княжеский стол в Киеве наследовал его малолетний сын Святослав. Однако бразды правления Киевской Русью взяла в свои руки вдова Игоря

Особенности Крещения Руси

Особенности Крещения Руси Существуют различные точки зрения по поводу времени принятия христианства на всей территории Руси. Сомнительны выводы тех, кто считает, что якобы Русь повсеместно приняла христианство ещё при жизни великого князя Владимира. Точно известно, что

Значение Крещения Руси

Значение Крещения Руси Крещение Руси имело огромное социально-экономическое и политическое значение для её развития. Христианство стало идеологией объединения различных областей Киевского государства. Оно становилось средством консолидации не только различных

Языческая подготовка Крещения Руси

Языческая подготовка Крещения Руси Крещение всей Руси не могло быть делом случая, пусть даже и чудесного. Русичам предстояло проникнуться новой верой, раскрыв ее смыслы на всех уровнях. Здесь не годилось простое решение – крещение по приказу сверху. Языческая Русь не

От крещения Руси

От крещения Руси Старообрядчество по определению связано с историей. Старообрядцев всегда отличала глубокая историческая память. Для них не только недавно подвизавшиеся русские святые, но и библейские праотцы и пророки были реально жившими людьми, составлявшими всю

Глава четырнадцатая. Датировка Крещения Руси в Новой Хронологии

Туман крещения Руси

Туман крещения Руси Много тумана в истории христианизации славян. Правда, не столько в Болгарии, сколько на Руси. Здесь туман вообще безнравственного свойства. Едва ли не все, что говорится об этом важнейшем государственном акте, есть домыслы и предположения. Даже дата

Последствия крещения Руси

Политические и культурные последствия крещения Руси князем Владимиром в значительной степени повлияли на ход мировой истории. Приняв новую религию, Киевская Русь обзавелась новыми союзниками и новыми неприятелями, а её культурная и социальная структура претерпели ряд изменений.

Факты о Ярославе Мудром

Политические последствия крещения Руси

Принятие православия в качестве государственной религии сделало Киевскую Русь естественным союзником Византии, так как Константинополь был центром православного мира. Но не все политические последствия крещения Руси князем Владимиром были положительны – так, отношения с исламскими и католическими странами ухудшились.

Политические последствия крещения Руси

Медный бунт

Медный бунт. Причины, итоги, события, суть кратко.

Периодизация истории России

Периодизация истории России кратко в таблице. Основные периоды и этапы с характеристиками.

Культурные и социальные последствия крещения Руси

После принятия новой веры славянская культура начала быстро развиваться. Какие-то части её были уничтожены и замещены новыми, но в целом она не замещалась византийской культурой, а сливалась с ней, заимствуя из неё всё самое лучшее, в частности, зодчество и живопись. Со временем на Руси сформировался собственный уникальный стиль, вобравший в себя лучшие элементы византийской и славянской культур. Ещё одним важным культурным последствием крещения Руси князем Владимиром было распространение грамотности, так как к этому моменту Кирилл и Мефодий уже начали создали кириллический алфавит, а начался перевод византийских книг на старославянский язык.

Культурные последствия крещения Руси

Культурные последствия крещения Руси князем Владимиром кратко

Христианизация Руси также принесла с собой новые ценности – милосердие, смирение, покаяние, в целом не свойственные старой языческой культуре. Кратко о последствиях принятия крещения Русью говорит и тот факт, что оно скрепило общество, сделав его более однородным. Новая идеология сыграла большую роль в будущем, во время борьбы с иноземными захватчиками. Так, важное значение во время монголо-татарского ига имел преподобный Сергий Радонежский, а в Смутное время не меньшую роль сыграл патриарх Гермоген. Ещё одним результатом принятия христианства стало формирование нового сословия – духовенства, так что социальная структура общества начала усложняться. Стали появляться монастыри и храмы, и Церковь была фактически независимой от светской власти вплоть до церковной реформы Петра I в 1721 году, когда он создал Священный Синод. Так что можно сказать, что крещение Руси стало одним из важнейших событий в русской истории.

Принятие христианства — одно из самых великих событий в истории Руси. Если говорить кратко о последствиях крещения Руси, следует выделить наиболее важные изменения в различных сферах жизни древнего государства, благодаря которым сформировалась великая и могущественная держава.

Принятие христианства на Руси

Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

 Владимир Красное Солнышко

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

  1. Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
  2. Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
  3. Иудаизм (Хазарский каганат).

Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Встреча Владимира с послами

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

Крещение Руси

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Последствия христианства

Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

Христианство на Руси

Возникновение письменности

  1. Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
  2. Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
  3. Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
  4. Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
  5. Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
  6. Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
  7. Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
  8. Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.

Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

Причины крещения руси кратко

История

Одним из самых важных событий российской истории является принятие христианства князем Владимиром Красное Солнышко. Причины Крещения Руси кроются в том, что она заметно отставала в развитии от соседних стран, и нуждалась в укреплении. После проведения обряда государство стало наследником духовных и культурных ценностей Византии.

Государство накануне крещения

В конце X века Древняя Русь представляла обычное полуфеодальное государство. Верховная находилась в довольно шатком положении и удержать её удавалось только благодаря военным сражениям. Основная часть населения верила в языческих богов, что сдерживало процесс объединения государства. Соседние страны уже давно установили всеобщую государственную религию. Выбор их был таков:

 причины крещения руси в 988

  1. Византия начала исповедовать православие.
  2. Запад — католичество.
  3. Волжские Булгары — мусульманство.
  4. Хазары — иудаизм.

Сложности в определении выбора религии на Руси возникли в связи с тем, что каждое государство старалось повлиять на решение и склонить его в свою сторону.

Ещё с IX века в Киевском княжестве стали появляться люди, проповедующие христианство, пришедшие из Византии и Рима. После похода в 985 году Владимира на Волжскую Булгарию и заключения с ними перемирия, послы пытались склонить русского князя остановить выбор на исламе. В летописях остались заметки о том, что Хазары также пытались повлиять на мнение Владимира.

По одной из легенд ислам оказался ему не по душе, так как эта религия предусматривает отказ от алкоголя. Князь же любил веселье и питие.

Предпосылки принятия христианства на Руси

Установить единую религию на территории Древней Руси нужно было как можно быстрее. Именно поэтому переход от язычества в пользу от одной из существующих мировых религий был неизбежен. Основные причины необходимости перемен:

 предпосылки крещения руси

  1. Объединение народа. Различные духовные взгляды населения не могли привести к единству государства. Князь Владимир предпринял попытку воссоединения, установив на всей территории страны культы Бога Перуна, но она оказалась провальной. Люди поклонялись тем богам, которые защищали их род. Принятие христианства даёт возможность объединиться вокруг единой веры и молиться общему богу.
  2. Укрепление власти Киевского князя. Владимир стремился к признанию, а христианское учение говорит, что подчинение должно быть беспрекословным. В греческом православии подчёркивалась власть императора, а в Византийской империи сложился обычай подчинения правителю духовенства. Это было одной из главных причин отказа Руси от языческих верований, несмотря на то, что сам Владимир с детства рос ярым язычником. Только построив государство по Византийскому образцу, можно получить тесную связь между властью и духовенством.
  3. Улучшение отношений с соседними государствами. Многие страны уже отдали предпочтение одной из существующих религий, Русь на их фоне казалась варварской и отсталой. Чтобы не уступать другим державам Владимиру пришлось креститься самому. Согласно летописи, сделал он это тайно ещё до принятия христианства на всей стране в 988 году. Выбранная вера позволила заключать династические браки, для укрепления союзов с другими странами. Сам Киевский князь взял в жёны Византийскую принцессу Анну.

Это далеко не все причины, из-за которых было принято христианство. Вместе с другими мотивами стало понятно, что отказ от язычества неизбежен.

Причины выбора православия

Владимиру предстояло сделать выбор между Римской и Византийской ветвью христианства. Официальное его деление на православие и католичество произошло в 1054 году, но первые различия были заметны уже в X веке.

Причины принятия христианства на руси

У православия были свои обряды, например, к таковым относится причащение вином и хлебом. Католики же делали это облатками. Причащаться вином имело право лишь духовенство.

Православные богослужения можно было вести на любом языке, а католические только на славянском. Одним из главных факторов, повлиявших на решение Владимира, было то, что в православии церковь подчинялась государственной власти, а в западном христианстве главой католического мира был Папа Римский.

Князь не хотел вводить латынь в своих землях и тем более кому-то подчиняться. Повлияло и то, что ещё в XIX веке византийцы Кирилл и Мефодий начали переводить священные книги на славянский язык.

Значение религиозных перемен

У крещения Руси были плюсы и минусы. Наконец-то и удалось добиться единства государства. Кроме того, новая религия заметно повлияла на культурное развитие страны и просвещение. Началось активное строительство храмов и переписывались церковные книги. Это поспособствовало улучшению уровню образования и развитию грамотности на Руси.

Стали лучше и предпочтения народа. Люди наконец-то отказались от идеи человеческих жертвоприношений, с момента принятия христианства это было запрещено.

Крещение руси

Киевской Руси удалось добиться уважения у соседних государств. Преемники Владимира могли выдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Кроме того, лишь крещёный человек мог взять жену из другого государства.

К минусам можно было отнести то, что к такому итогу народ не был готов — эта религия была чужда для славян. Изучая каков был процесс перехода к христианству, историки приходят в ужас. Некоторых людей заставляли менять веру насильственным путём.

Смена религии не была прихотью Владимира. К этому событию страна готовилась постепенно, когда православие начали принимать отдельные граждане. Установление единой веры дало мощный толчок развитию древнерусского государства, какого не было еще до сих пор в истории Руси.

Причины принятия христианства на Руси кратко изучаются на школьных уроках. Чтобы лучше понять материал, рекомендуется изложить его в виде таблицы и в ней перечислить, почему была выбрана эта религия, назвать все предшествующие обстоятельства и описать характер последствий.

Читайте также: