С чужой стороны тютчев анализ стихотворения кратко

Обновлено: 05.07.2024

По плану кратко

Восприятие, толкование, оценка

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Здесь искали:
  • предопределение тютчев анализ
  • тютчев предопределение АНАЛИЗ
  • предопределение тютчев

Особенности жанра и тематики

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье. И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Основная мысль и средства ее выражения

И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.

Моя родная душа, найди меня!

— Почему многие люди одиноки, и им так трудно найти родную душу?

— Основная причина — это неготовность. За неготовностью стоит страх. А дальше идёт уже масса причин: прошлый негативный опыт, отсутствие позитивной модели отношений… Если мужчина и женщина выросли в несчастливых семьях, им очень тяжело создать отношения, потому что они рассуждают: зачем нам мучиться, как родители? А так как нет видения другой картинки, нет друзей и знакомых, которые живут по-другому, эти люди думают, что счастливых семей попросту не существует. Вот они их и не создают. Только те, кто имеет мужество работать над собой, кто хочет улучшить качество своей жизни, познать и понять себя, понять эту жизнь, построят счастливые отношения. В этом я уверена на 150%, как специалист, как женщина и как человек.

— Другими словами, всё дело в том, что нет перед глазами положительного примера?

— Человек может говорить всё, что угодно, что не нашёл ещё нужного партнёра, и т.п., но глубинная причина — это страх. Страх близости, страх ошибки, страх негативного опыта, страх предательства…

— Существует ли в наше время кризис семьи, можно ли сказать, что люди сейчас более одиноки, чем в другие периоды нашей истории?

— Да, потому что у нас потеряны корни. Раньше, в древние времена, опыт нахождения нужного партнёра и построения отношений закладывался в семье. Конечно, нельзя сказать, что все семьи были счастливы, но большинство было. Я имею в виду время около 2000 лет назад, когда семья была очень важна и значима для человека, когда в неё вкладывались все силы…

К сожалению, прошлое столетие, смена строя, революция, война, потом перестройка сильно пошатнули семейные устои. Наш народ испытал столько унижения, обломов, негативного опыта, что люди подзабыли, куда же они должны идти, как найти родную душу и что есть счастливая семья. Мы получили в наследство нелюбовь, недолюбленность, нам уже нечего отдавать детям и партнёрам. Поэтому сейчас такой расцвет психологии и психотерапии. Люди хотят смыть эту боль, переработать этот опыт, простить своё прошлое…

— Вы считаете, что нужно восстановить устои, которые были 2000 лет назад?…

— Восстановить вряд ли получится, тем не менее, там можно искать ответы на свои вопросы.

Что препятствует встрече с человеком своей мечты:

Что помогает встретить человека своей мечты:

  • Вера в себя и в свою счастливую звезду;
  • Ощущение внутренней силы;
  • Упорство;
  • Настойчивость;
  • Доверие к Богу;
  • Стремление работать над собой;
  • Позитивное мышление;
  • Искренность;
  • Чувство собственного достоинства;
  • Любовь к себе;
  • Целеустремлённость;
  • Умение планировать своё позитивное будущее;
  • Чувство юмора.

— В любом ли случае нужно сохранять семью?

— Не в любом. Есть люди, которые встречаются для того, чтобы что-то отдать друг другу, благодаря друг другу чему-то научиться, и отношения их перестают иметь смысл, когда они завершены, отработаны. Это так называемые кармические браки. Потом люди спокойно расстаются, встречают новых партнёров. Если мы будем сохранять семью во что бы то ни стало, это, прежде всего, будет разрушение личности. Иногда развод — большое освобождение. Всё в мире относительно, нельзя сказать, что нужно в конкретном случае: сохранять семью или разводиться. Всё зависит от контекста, от ситуации.

— Если женщина сильная, успешная, и ей нравится быть такой, как ей найти своё счастье? И нужно ли ей вообще искать мужчину?

— Нужно или нет — решает она сама. Мы, конечно, можем говорить о том, что хорошо иметь семью и детей, но все мы очень разные, у каждого свои запросы и потребности. Рассмотрим случай, когда женщина сильная, успешная, процветающая, но одинокая, и она хочет встретить мужчину своей мечты. Что же ей делать?

Как правило, такие женщины имеют опыт успеха в бизнесе, в социуме. Их свойство — всё время чему-то учиться, получать непрерывное образование. Вот они и начинают получать образование в новой сфере — раскрытия собственной женственности. Они ходят на тренинги по раскрытию сексуальности, работают со своими женскими энергиями, уравновешивают в себе две части — мужскую и женскую, и в результате создают семью, счастливую во всех отношениях.

Могу сказать по опыту, что это не один день, и не два, не три, и не месяц. Минимальный срок — это год. Я знаю очень многих успешных женщин, которые свой опыт успеха упорно применяют в построении личных отношений. И довольно скоро встречают своего человека.

— А в результате курсов раскрытия женственности такая женщина не станет менее успешной? То, что для неё важно, не потеряет?

— Не потеряет. Просто у неё уже есть успех, это проторённая дорожка. Она только усиливает своё женское начало. Она научается балансировать между ролями — когда ей нужно быть мягкой, гибкой, искренней, открытой, покладистой, а когда — жёсткой, твёрдой, настойчивой, целеустремлённой. Она начинает управлять своими внутренними чувствами, и её эффективность ещё больше возрастает. Потому что, когда она идёт в свой бизнес с позиции женщины, с женскими энергиями, то она получает намного больше. Мужчины открывают дверь перед такой женщиной везде и всегда, они намного больше делают для неё, если она в женских энергиях, а не в мужских.

— Может ли жить с сильным мужчиной женщина, которая хочет остаться сильной и не хочет расставаться с теми качествами, которые приносят ей успех?

— Женщина может быть сильной и оставаться с этими качествами. Единственное, для того, чтобы встретить сильного мужчину, ей нужно найти в своей душе место и для женских качеств. Именно на это женское она и привлечёт сильного мужчину. И она может иметь счастливую семью. И вместе с тем, если женщина останется в мужских энергиях, то она или будет привлекать слабых мужчин, или останется одинокой. Вывод один: внутренняя работа над собой и вопрос самой себе, почему я до сих пор одна, как я создаю своё одиночество. Как правило, по моему опыту, успешные женщины легко находят ответ на этот вопрос. Потому что, если человек видит свет, он идёт и достигает его. У него есть опыт успеха во всех сферах. Вообще, с успешными людьми мне намного легче работать, чем с людьми, у которых во всех сферах всё плохо.

Партнёры, с которыми практически невозможно построить счастливые отношения:

— Как определить, кто тебе нужен в качестве родной души?

И тогда она начинает прописывать себе портрет. Это первый шаг к тому, чтобы встретить человека своей мечты. А после того, как она написала портрет, ей нужно посмотреть на него очень внимательно и честно, и свериться, есть ли эти качества и у неё в душе. Если чего-то нет, нужно это доработать, создать, выработать в себе. Например, если женщина хочет спортивного мужчину, а сама не любит спорт и никогда им не занималась, то ей нужно или вычеркнуть это качество, или самой стать спортивной. И тогда подобное притянется к подобному, и она встретит того человека, который ей нужен.

Мой опыт говорит, что это реально, легко и достижимо для каждой без исключения. Главное — желание. Потому что мы приходим в этот мир, уже по праву рождения имея способность создавать отношения. И мне нравится, как пишет Анатолий Некрасов: ни один человек не приходит в этот мир, чтобы быть одиноким. У каждого в судьбе заложена встреча родного человека.

— Самая простая техника — переписать эту сказку, и взять её за основу, как сценарий своей жизни. Изменить концовку. Не чудовище превратилось в принца, а она простила и отпустила чудовище и встретила принца на другом конце земли. И это сочинение очень важно, потому что сказка входит в душу без сопротивления, сразу же попадает в бессознательное и воспринимается нашей душой как руководство к действию.

У меня был один интересный случай. Девушка выросла в семье, где отец ушёл, а отчим всё время бил маму. И эта маленькая девочка с сестрой-погодкой всё время видели, что отношения мужчины к маме были очень грубыми, жестокими, дискомфортными.

Девушкам 16 и 17 лет. Одна из них встречается с бандитом, который в 6 лет лишился родителей, для него жизнь — дерьмо и все козлы. Встречается он только с молоденькими девочками, потому что со взрослыми женщинами он не способен общаться. И какие отношения у этой девушки с ним? Он ей причиняет боль моральную, иногда даже физическую, но она его не бросает, потому что и без него плохо, и с ним плохо. Такие вот тяжёлые, зависимые отношения. Разница у них 30 лет. А у сестры точно так же — все мужчины, с которыми она встречалась, намного старше её, на 20–30 лет. Сейчас она с учителем музыки, который её бьёт. Две сестры получили опыт, в котором нет счастливых отношений, а есть только мужчины, которые изменяют, бьют и издеваются.

Что мешает строить счастливые отношения:

  • Претензии;
  • Упрёки;
  • Критика;
  • Желание взять верх в отношениях;
  • Нелюбовь к себе;
  • Зависимость от любимого;
  • Требования выполнять долги (ты мне должен приносить зарплату, ты мне должна убирать, стирать, готовить и т.д.);
  • Обиды;
  • Ревность;
  • Неуверенность в себе;
  • Неумение прощать ошибки себе и партнёру;
  • Контроль;
  • Подозрительность;
  • Командный тон.

Что помогает строить счастливые отношения:

  • Искренность;
  • Открытость;
  • Любовь к себе;
  • Умение отдавать;
  • Чувство собственного достоинства;
  • Уверенность в себе;
  • Оптимизм;
  • Высокая самооценка;
  • Умение отпускать;
  • Доверие;
  • Умение поддерживать;
  • Следование своей мечте;
  • Социальная активность;
  • Финансовая стабильность;
  • Оптимизм;
  • Чувство юмора.

— Маргарита, Вы можете дать алгоритм, как встретить родную душу?

Потом можно написать качества желаемого партнёра на розовом листике бумаги (или другого цвета, какой вам нравится), спрятать его в укромное местечко и знать, что запрос во Вселенную уже подан. Обязательно обозначить на этом листике дату. И забыть об этом.

Ещё одна хорошая техника — написать письмо человеку своей мечты. Написать ему все хорошие слова, которые есть в душе. Представить себе, что этот человек уже есть, и что он вас уже слышит. И добавить: я жду, я готова любить тебя, готова быть с тобой, я очень жду встречи с тобой, и я знаю, что у нас с тобой будут счастливые отношения. Я готова нести ответственность за свои чувства, за свои поступки. В конце обязательно дописать: я доверяю тебе, себе и Вселенной, и знаю, что наша встреча произойдёт именно тогда, когда это нужно, в нужном месте и в наилучшее время для меня. Это письмо положить рядом с розовым листиком.

Основная дальнейшая работа направлена на то, чтобы заниматься своей счастливостью. Заботиться о себе, любить себя, повышать свой личностный уровень. Ходить на тренинги, заниматься самообразованием, читать книги о любви к себе, то есть всеми силами, какими только возможно, улучшать своё внутреннее душевное качество. Результатом должно быть состояние беспричинного счастья, когда вам просто хорошо.

— А если не встретишь к намеченному сроку?

— Может быть и такое. Как говорится, нет нереальных целей, есть нереальные сроки. Может быть, вы переоценили свои способности, поставили дату, когда ещё рано. Ну и что?

Ещё один важный момент. Пока мы в поиске, идёт процесс вынашивания, метафорической беременности. Мы находимся в состоянии встречи, в состоянии невесты, которая ждёт своего избранника. Это огромная, колоссальная внутренняя работа. В это время желательно не заниматься сексом просто ради секса, потому что секс — мощная энергия, которая перекрывает нужный канал, и эфир засоряется. Кто может это сделать — воздержаться от случайных сексуальных связей, — тот, как правило, очень скоро встречает родную душу. А кто не может — всё равно встречает, но только позже. Это не значит, что если он будет заниматься сексом, то никогда не встретит. Встретит, но всё дело в сроках.

Что ещё мешает в то время, пока идёт эта внутренняя работа, — это сомнения. Если придёт момент, что подумается, мол, всё это фигня, никого я не встречу, — нужно гнать от себя эти мысли и сказать себе: нет, что бы ни случилось, во что бы то ни стало, я встречу этого человека и всегда буду счастлива.

У меня есть одна клиентка, 29 лет, которая очень хотела замуж. Ей подруги говорили: ну хорошо, а вдруг у тебя не получится? Она неизменно отвечала: это у меня-то не получится.

Сильная вера в себя и уверенность в себе всегда помогают.

Фразы, которые убивают любовь:

  • Всё из-за тебя;
  • Если бы не ты…;
  • Ты невыносим (-а);
  • Вечно ты…;
  • Как ты мог(-ла) так поступить;
  • Кому я отдал(а) свои лучшие годы;
  • Ты должен был знать;
  • Ты всё делаешь не так;
  • Ты вечно, ты всегда, ты никогда, ты виноват;
  • Ты такой, как все;
  • Ярлыки: дура, дурак, тупица, ленивый, бездельник, плохая хозяйка, ветреный, идиот, придурок;
  • Нет сил…;
  • Сил моих больше нет…;
  • Ничего себе;
  • Как наше ничего;
  • Ужас;
  • Кошмар;
  • Я виновата;
  • Вот я дура, дурак.

Фразы, которые создают любовь:

  • Что я могу сделать для тебя?
  • Да, конечно…
  • Ты прав(-а)…
  • Ну, что скажешь.
  • Я признателен(-ьна) тебе.
  • Я горжусь тобой.
  • Ты лучший(-ая).
  • Я счастлив(-а) с тобой.
  • Я верю в тебя.
  • Я люблю тебя.
  • Ты мужчина (женщина) моей мечты.
  • Мне так хорошо с тобой.
  • Спасибо, что ты есть.
  • Ты замечательный.
  • Ты классный(ая).
  • Потрясающий(ая).
  • Моя жизнь великолепна.
  • Я люблю и любим(а).
  • Всё прекрасно.
  • Я достойна в жизни всего самого лучшего.
  • Я живу в любви.

— Маргарита, почему вы стали семейным консультантом?

— У каждого из нас есть своя жизненная задача, и, наверное, моя миссия — помогать людям встречать их родные души. Лет с 13-ти я очень хотела быть психологом, но даже понятия не имела, кто это такой. Институтов, где можно учиться на психолога, в пределах моей досягаемости не было. Но я просто знала: хочу быть психологом, и это застряло, как якорь. Когда я наконец начала изучать психологию, я убедилась в том, что это моё.

Стихосложение

Произведение написано 6-стопным ямбом (ударение на каждом втором слоге, выделим его жирным шрифтом):

О не (1) // тре-вожь (2) // ме-ня (3) // у-ко (4) // рой спра (5) // вед-ли (6) — (вой!)

Длинная 6- стопная строка словно подчеркивает сложность и запутанность того чувства, которым живет поэт в своей личной жизни: вина за страдание Денисьевой, отлученной от общества, любовь и восхищение душой Елены, горечь от сознания своей душевной скудости и удивление от того, что его так пылко и незаслуженно, по его мнению, любят… Здесь все смешивается.

Применяется сравнительно редкая в стихосложении кольцевая рифмовка (по схеме а-б-б-а), когда между собой рифмуются первая и последняя строка катрена, как бы окольцовывая его, а две внутренние строчки связаны отдельной рифмой.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых заключает в себе законченную мысль.

Во второй строфе чувствуется отрешенность героя, стоящего на пороге неизбежной старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться очарованием чувства.

В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения – несмотря на все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в любом возрасте.

Стихотворение “С чужой стороны”, написанное в 1820-х годах, – первый перевод на русский язык миниатюры великого немецкого поэта-романтика Генриха Гейне “Ein Fichtenbaum steht einsam…”, включенной в сборник “Книга песен”. Впоследствии к этому произведению обращались многие лирики. Среди них – Лермонтов (“На севере диком стоит одиноко…”), Фет (“На севере дуб одинокий…”), Майков (“Инеем снежным, как ризой, покрыт…”), Уманец (“На севере диком, на круче бесплодной…”).

Тютчев выполнил перевод, будучи за

границей, затем прислал его для публикации в Россию. До сих пор точно неизвестно, сам ли он дал стихотворению название или это дело рук редактора, его напечатавшего.

Главная тема перевода Федора Ивановича, как и оригинала Гейне, – невозможность быть рядом с далекой возлюбленной. Кедр, растущий на севере, тоскует по юной пальме, что “в дальных пределах Востока”. Причем оба они бесконечно одиноки. Более того – у них нет ни единого шанса когда-либо встретиться.

В первоисточнике для построения аллегории используется в первую очередь противопоставление женского и мужского грамматических родов. Гете

рассказывает историю о любви ели (der Fichtenbaum – мужской род в немецком языке) и пальмы (die Palme – женский род). Тютчев сумел сохранить аллегорию из первоисточника.

Правда, для этого ему пришлось поменять ель на кедр. Кстати, у Лермонтова, сделавшего самый известный перевод “Ein Fichtenbaum steht einsam…” на русский язык, тема любви не нашла отражения. Для Михаила Юрьевича важнее было рассказать читателю о тотальном одиночестве, поэтому у него оставлена пальма, но вместе ели фигурирует сосна. Получается, оба дерева относятся к женскому роду.

Тютчевский перевод совпадает с оригиналом и с точки зрения семантики, и с точки зрения стихотворной формы. Единственное более или менее существенное отличие – употребляемая поэтами лексика. Федор Иванович использует яркие средства художественной изобразительности, добиваясь возвышенной романтичности слога, – “сон его вьюга лелеет”, “под пламенным небом, на знойном холму”.

Гейне пишет проще и даже позволяет себе слово с несколько сниженной нормативно-стилистической окраской.

Многие современники благосклонно отнеслись к тютчевскому переводу. Впрочем, после публикации варианта Лермонтова нашлись и те, кто говорили, что у Михаила Юрьевича получилось лучше.

Федор Тютчев

На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
№ 4 И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,
Что в дальных пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
№ 8 Стоит и цветет, одинока.

Na severe mrachnom, na dikoy skale
Kedr odinoky pod snegom beleyet,
I sladko zasnul on v inistoy mgle,
I son yego vyuga leleyet.

Pro yunuyu palmu vse snitsya yemu,
Chto v dalnykh predelakh Vostoka,
Pod plamennym nebom, na znoynom kholmu
Stoit i tsvetet, odinoka.

S chuzhoy storony

Yf ctdtht vhfxyjv, yf lbrjq crfkt
Rtlh jlbyjrbq gjl cytujv ,tkttn,
B ckflrj pfcyek jy d bybcnjq vukt,
B cjy tuj dm/uf ktkttn/

Ghj /ye/ gfkmve dct cybncz tve,
Xnj d lfkmys[ ghtltkf[ Djcnjrf,
Gjl gkfvtyysv yt,jv, yf pyjqyjv [jkve
Cnjbn b wdtntn, jlbyjrf///

Остальное, как в автографе. Северная лира. 1827. С. 338.




КОММЕНТАРИИ:

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 3 об.

Автограф беловой, стихотворение тщательно записано, правка отсутствует, левая линия строк ровная.

Более близок к оригиналу перевод Тютчева и с точки зрения стихотворной формы.

За метрическую основу Тютчевым взят размер подлинника (амфибрахий с наращениями), но в переводе он расширен до трех- (строки 4, 6, 8) или четырехстопного амфибрахия с усечениями (строки 1, 3, 5, 7). Во второй строке использована дактилическая схема с усечением четвертой стопы. В переводе также нет достаточно резких отклонений от метрической схемы, которые мы наблюдаем в подлиннике (3-я и 4-я строки первой строфы).

В подлиннике использована перекрестная мужская рифма, при этом рифмуются лишь четные строки. С точки зрения рифмовки текст перевода даже несколько более совершенен, чем оригинал. В переводе так же, как в оригинале, перекрестные рифмы, но рифмуются все строки: нечетные (мужская рифма), четные (женская рифма).

И с точки зрения семантики перевод очень близок к оригиналу. Вот подстрочный перевод немецкого оригинала:

На севере на голом холме

Одиноко стоит ель.

Ее клонит в сон; белым покрывалом

Ее окутывают лед и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко, в полуденной стране.

Одиноко и молчаливо горюет

На раскаленном склоне скалы.

В целом же по степени приближения ритмического рисунка, семантики и общего впечатления сравнительно с оригиналом стихотворение Тютчева можно считать удачным поэтическим переводом стихотворения Гейне на русский, отличающимся редко встречаемой в переводной поэзии степенью семантической точности и совершенством формы (Л.Л., М.М.).

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

История написания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение “Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: “Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела “милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – “и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола: “Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при нашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее моральных запретов. Троим своим детям, рождённым в этом незаконном браке, Тютчев дал свою фамилию. Елена боготворила Тютчева, но всё-таки очень страдала от этих отношений. Общество осудило их любовь, виноватой оказалась женщина. Светская жизнь Денисьевой закончилась, она жила затворницей на снятой Тютчевым квартире, даже отец перестал с ней видеться.

Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной. Но стихотворение – это не только поэтическая биография Тютчева. Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных.

Стихотворение относится к литературному направлению романтизма. Лирический герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись своему чувству. Одинокая личность в стихотворении противопоставлена толпе.

Стихотворение относится к интимной лирике, это стихотворение о любви. Не лишено оно и философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить, как элегия, в которой сочетаются философские рассуждения, жалобы, мысли о возлюбленной.

Тема задана в первой строфе: любовь порой бывает губительна для объекта любви. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина.

Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура – риторической эпифорой. Тютчев прибегает к этому приёму, чтобы подчеркнуть важность строфы. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод.

В основной части чередуются строфы, посвящённые внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого. Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений – изменение внешности возлюбленной – возлюбленная в прошлые, счастливые для неё времена – рассуждение о быстротечности времени – попытка проанализировать изменения к худшему – рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.

Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя.

Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты. Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.

В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.

Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).

Пятая строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем.

Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры).

Грязи толпы противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора).

Мученье сжигает душу человека, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают даже слёзы. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.

Я очи знал, — о, эти очи!

Как я любил их, — знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет.

Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.

Одно из первых стихотворений “Я очи знал, – о, эти очи!” , которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться

Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. “Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!”, – восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой “такое слышалося горе, такая страсти глубина!”.

Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.

Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в “Денисьевский цикл”. Однако лишь в произведении “Я очи знал, – о, эти очи!” автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной “повстречаться без волненья и любоваться им без слез”.

Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река —

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет —

И Сам теперь великий Пан

В пещере нимф спокойно дремлет.

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).

Ты, волна моя морская,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,

Отражая неба свод,

Иль мятешься ты и бьешься

В одичалой бездне вод —

Сладок мне твой тихий шёпот,

Полный ласки и любви,

Внятен мне и буйный ропот,

Стоны вещие твои.

Будь же ты в стихии бурной

То угрюма, то светла,

Но в ночи твоей лазурной

Сбереги, что ты взяла.

Не кольцо, как дар заветный,

В зыбь твою я опустил,

И не камень самоцветный

Я в тебе похоронил —

Нет, в минуту роковую,

Тайной прелестью влеком,

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Бурный роман Федора Тютчева с юной Еленой Денисьевой открыл новую страницу в творчестве поэта. До этого момента он был довольно сдержан в вопросах, которые касались публичного проявления чувств, поэтому редко посвящал своим избранницам стихи. Елена Денисьева кардинально изменила жизнь Тютчева, привнеся в нее целую гамму новых и незабываемых ощущений. Бурный темперамент этой девушки, которая могла быть кроткой и ласково, но в следующую минуту становилась несдержанной и даже агрессивной, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Свою избранницу он неоднократно сравнивал с морской волной, своенравной и непредсказуемой.

Ее характер значительно смягчился и стал более покладистым. Однако для Тютчева она по-прежнему оставалась той юной и непосредственной особой, которая первой призналась ему в своих чувствах, а потом без колебаний преступила запретную черту, став любовницей женатого мужчины.

Обращаясь к своей возлюбленной, поэт просит лишь о том, чтобы она смогла сберечь свою непосредственность, как можно дольше оставаясь такой же искренней, темпераментной и непредсказуемой. При этом Тютчев понимает, что вряд ли рискнет связать себя узами брака с этой особой. Он искренне любит Елену Денисьеву, но при этом испытывает не менее теплые и нежные чувства к своей законной супруге, с которой не собирается расставаться.

Читайте также: