С чем связано видовое разнообразие портрета кратко

Обновлено: 08.07.2024

История портрета

Изображение человека интересовало художников во все времена. Одной из самых древних попыток изобразить человека насчитывается 27 тысяч лет. Пещера, в которой нашли древние рисунки, находится недалеко от города Ангулем во Франции. На стенах этой пещеры было изображено нечто напоминающее черты человеческого лица: глаза, нос, рот. Уже тогда, в древности, люди проявляли свои творческие способности. В древние и античные времена портретная живопись осуществлялась с применением силуэта и линий.

В Древнем Египте изображения человека носили религиозный характер. Для ушедшего в загробный мир делали портрет, который был его двойником. Считалось, что чем больше портрет был похож на умершего человека, тем сильнее была связь между портретом и усопшим. Считалось, что душа может вернуться к телу, поэтому египтяне старались сохранить тело как можно лучше.

В Древней Греции предпочитали создавать статуи. Грекам было важно сохранить движение человеческого тела и показать жизнь. Чаще всего в виде статуй изображали победителей олимпийских игр, государственных деятелей, героям сражений.

Готовые работы на аналогичную тему

Портретами у древних римлян были восковые маски, которые они снимали с усопших. На них они показывали не только черты лица человека, но и его внутренние черты и эмоции. Можно сказать, что римляне изобрели портрет, который отражает его современное понятие.

Искусство древнего мира – это огромное наследие для современности. За тысячелетия человек постиг искусство живописи благодаря техникам и принципам, которые дошли до нас с древних времен.

Несмотря на то, что в эпоху Возрождения портреты изображались все по шаблону с упрощенными чертами лица, именно в этот период портретная живопись достигла самого расцвета.

В эпоху Возрождения появились различные формы портрета. Начали появляться портреты в полный рост, поколенные и поясные, но большей популярностью пользовались погрудные изображения людей.

Знаменитый художник эпохи Возрождения Рембрандт стал мастером в написании интимного или камерного портрета. Целью таких портретов была не просто внешность человека, а его чувства, эмоции и душа.

В XVIII-XIX веках портретное искусство стало набирать обороты и приносило художникам больший заработок, чем пейзажи.

В России портретный жанр появился значительно позже, чем в Европе. Первым образцом русского портретного искусства была парсуна – изображение человека, выполненное в технике иконописи.

Разновидность портрета

Портрет всегда был и остается самым интересным и при этом самым сложным жанром в искусстве. Он позволяет увидеть целый образ человека, его внешность, эмоции, чувства.

Безграничная фантазия художников в изображении людей на протяжении всей истории портретной живописи расширяла границы. Портретное искусство делится на типы и виды, и различаются по формату и повороту головы.

По типу изображения портреты делятся:

  • карандашный портрет;
  • акварельный портрет;
  • гравюра;
  • скульптурный портрет;
  • живописный портрет (написан маслом);
  • рельеф.

Портреты различаются по характеру изображения:

Камерный портрет, где изображение используется: погрудное, поясное и поплечное. Человек чаще всего изображается на нейтральном фоне. Камерный портрет делится:

  • интимный портрет, чаще всего пишется на нейтральном фоне и показывает доверительные отношения между моделью и художником;
  • миниатюра, выполняется акварелью и тушью и имеет небольшой размер.

Парадный портрет выполняется в полный рост человека. Он может быть изображен сидящим, стоящим или на коне.

Формат портретов может быть:

  • головной;
  • погрудный;
  • поясной;
  • портрет по бедра;
  • портрет во весь рост.

Особенность портретного жанра

Самой главной особенностью в портретном жанре является сходство между человеком и написанным с него портретом. Художнику важно передать не только внешнее сходство, но и внутреннее для того чтобы зритель поверил, что человек на портрете именно такой каким его изобразили.

Очень важной деталью на портрете является взгляд. По нему, возможно определить, что человек чувствует на момент написания портрета. Если взгляд направлен прямо на зрителя, он хочет вызвать его на разговор, а если смотрит в сторону, то возможно человек задумчив. Через выражение глаз и через взгляд у человека видна душа.

Кроме взгляда понять внутреннее состояние можно по положению рук, осанке. Сложенные друг на друга руки говорят о том, что человек сделал дело, и он спокоен, а гордая осанка покажет величие изображаемого человека.

Человек сложное существо, но действительные мастера своего дела, истинные художники способны передать любое состояние в своих произведениях.

Художники-портретисты

С развитием человека развивалось и искусство. За всю историю человечества были созданы миллионы произведений. Но были те, которые не просто вошли в историю, они до сих пор радуют и восхищают ценителей искусства. В современном мире на слуху имена художников портретистов, которые жили в XVI, XVII, XVIII веках.

Рисунок 1. Мона Лиза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Девушка с жемчужной серёжкой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

За свою долгую историю портрет пережил и взлеты, и падения, но до сих пор не исчерпал себя. Несмотря на развитие новых технологий и появление фотографии портретная живопись остается востребованной.

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

    (Leonardo di ser Piero da Vinci); (Raffaello Santi); (Tiziano Vecellio); (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); (Pieter Paul Rubens); (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); ; ; (1865—1911, Россия); (Vincent Willem van Gogh).

Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:

  • нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
  • французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
  • англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
  • русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).

Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут

Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.
На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.
На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.
Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.
Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп арт и т.д.

Существуют различные классификации портрета:

Автопортрет - графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Аллегорический портрет - разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Военный портрет - разновидность парадного портрета - портрет в образе полководца.

Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.

Детский портрет

Донаторский портрет - разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).
Донатор (от лат. donator - даритель) - заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.


На фото - Пьеро делла Франческа "Алтарь Монтефельтро". Справа, на коленях донатор - герцог Монтефельтро.

Жанровый портрет - портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Женский портрет

Индивидуальный портрет - портрет, включающий одного персонажа.

Интимный портрет - камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Исторический портрет - портрет какого-либо исторического деятеля.

Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Карикатура - (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - сатирический или юмористический портрет.

Колоссальный портрет - портрет огромных размеров (как правило в скульптуре).

Конный портрет - разновидность парадного портрета.

Костюмированный портрет - портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова "в виде" или "в образе".

Коронационный портрет - торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.

Ктиторский портрет - разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине.
Ктитор (от греч. κτήτωρ - собственник, основатель, создатель) - лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

На фото - Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь).

Малоформатный и миниатюрный портреты - портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.
Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения - миниатюра всегда носит более интимный характер.

Мифологический портрет - разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

Мужской портрет

Охотничий портрет

Парадный портрет, репрезентативный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Парный портрет - два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.

Полупарадный портрет - разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров.

Портрет-картина - портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Портрет-прогулка - портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.

Трони (от нидерл. tronie - голова, лицо) - разновидность голландского портрета XVII века. Представляет собой поясной или поплечный портрет, часто изображавший анонимных моделей с необычным выражением лица или костюмом.

Семейный портрет

Советский портрет - образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность.

Посмертный портрет, ретроспективный портрет - портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.

Тронный портрет - разновидность парадного портрета - торжественное изображение монарха, сидящего на троне.

Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:



Портрет считается одним из древнейших жанров живописи. Все внимание художника сосредоточено на человеке. Живописец не только должен передать внешность модели, но и раскрыть его характер, эмоции и душу.

Изображение человека для художников было актуально во все времена. Первая попытка сохранить образ была предпринята 27 тыс. лет назад. Речь идет о наскальном рисунке, в котором угадываются черты лица человека. Долгое время жанр имел скорее культовое, религиозное значение. В Древнем Египте, например, художник старался передать черты лица усопшего как можно точнее, считалось, что тогда связь души и изображения будет прочнее.

В Древней Греции жанр развивался больше в скульптуре. Автору было важно передать не только внешность, но и показать движение. Чаще всего в качестве моделей были задействованы прославленные участники сражений, победители олимпийских игр и политические деятели.

Упадок портретной живописи пришелся на Средневековье. Портреты потеряли реалистичность, людей больше интересовала духовность человека.

В это время людей начали изображать в полный рост, по пояс или по колено. Наибольшей же популярностью пользовались изображения моделей по грудь. Рембрандт внес весомый вклад в развитие таких форм портрета как интимные и камерные. Художники, работающие в этом направлении, большое внимание уделяли чувствам и эмоциям людей.

В XVIII-XIX вв. портреты приобрели большую популярность, отодвинув на второй план пейзажи. Услуги портретистов стали востребованными и приносили им хороший доход.

В России жанр начал развиваться позже, чем в Европе. Первыми образцами портретного искусства считаются парсуны. Для передачи внешности модели, художники применяли технику иконописи.

Какими бывают портреты? Портретный жанр считается самым интересным и сложным видом в изобразительном искусстве. Он позволяет познакомиться не только с внешностью, но и с личностью человека, с его эмоциями и переживаниями. По характеру выделяют две основные группы:

• парадная. На них изображены важные, выдающиеся личности в торжественной обстановке.
• камерная. Такие работы более линые. Изображения могли быть поясными, оплечными или погрудными.

Выделяют еще промежуточный, полупарадный портрет. Они заказывались для фамильных галерей.

Особым видом данного жанра считается миниатюра.

Виды портрета. Портретное искусство имеет несколько поджанров:

1. Костюмированный. Модель рисуют в литературном, историческом или театральном образе.

2. Исторический. Человека погружают в мифологический или исторический антураж.

3. Ретроспективный. Портрет писали после смерти или по описанию современников.

4. Донаторский . Изображение одной модели или целой семьи рядом с алтарем или Мадонной. Основа сюжета – подношение даров. В названии работы фигурирует фамилия.

5. Групповой. Для портрета позирует несколько человек.

6. Семейный. Этот вид еще называют разновидностью группового портрета. На нем изображены люди, связанные семейными узами.

7. Парный. Два портрета объединены в один. Чаще всего в качестве моделей выступают супруги.

8. Фамильный. На портрете присутствует один представитель рода.

9. Портрет-картина. Герой — часть сюжета.

10. Портрет-прогулка. Модель изображается на фоне природы.

11. Портрет-тип. Образ носит собирательный характер.

12. Сословный. Акцентируется внимание на деталях, подчеркивающих принадлежность к определенному сословию.

13. Автопортрет. Художник изображает самого себя.

Определенного стиля жанр не имеет , шедевры портретного искусства можно найти среди барокко, рококо, кубизма и т.д.

Примечательно, что современные художники больше внимания предпочитают уделять эмоциям и внутреннему миру модели, нежели точной передаче внешности.

Читайте также: