Рюхин мастер и маргарита кто это кратко
Обновлено: 06.07.2024
В данных заметках речь пойдет о литераторе Александре Рюхине – для невнимательного читателя фигуре малозаметной и фактически никак не влияющей на развитие главных сюжетных перипетий романа. Но раз Булгаков посчитал нужным ввести его в действующие лица, наделил поступками и размышлениями, значит, сделано это было далеко не случайно, значит, и для читателей он должен представлять интерес.
Какие же доводы выдвигаются в пользу гипотезы Рюхин – Маяковский ее сторонниками? Их в основном три. Они затрагивают как поведение поэта, так и особенности его творчества. Первое обоснование касается обостренных отношений Маяковского с А. Безыменским, что отразилось в скандале в клинике Стравинского (считается почти доказанным соответствие Безыменского образу И. Бездомного 2 ). Второе обоснование связано с неоднократными обращениями Маяковского к Пушкину (поэту и памятнику), в чем находят перекличку с рассуждениями Рюхина. Третье опирается на практику создания Маяковским стихов к праздникам (в частности, к 1 мая 1924 года).
Уберите от меня
в хвосте семеня, он на меня
или неистово молится, или
Безыменский тоже не оставался в долгу и обрушивал на противника ответный поток эпиграмм:
Шумел, ревел пожар московский…
Все думали, что Маяковский.
Оскорбления, с которыми обрушился на Рюхина Бездомный, оказались для того полной неожиданностью. Своей внезапностью и необъяснимостью они полностью выбили Рюхина из колеи. Если бы на месте Рюхина находился Маяковский, любая ответная вспышка грубости была бы вполне предсказуемой и даже ожидаемой. И уж никак нельзя представить, чтобы агрессивные выпады Бездомного остались без ответа.
Итак, оказывается, не так уж много общего в образе Рюхина с поведением и творчеством Маяковского, а если и намечаются некоторые параллели, то их легко приписать немалому числу других литераторов. Конечно, можно возразить: нельзя слишком буквально экстраполировать романные образы на судьбы реальных людей – порой бывает достаточно только намеков. Однако Булгаков не был в своем творчестве особенно усердным шифровальщиком.
Поэт Рюхин является "балбесом и бездарностью". Он сочиняет плохие стихи и сам это понимает:
". среди идиотов, из которых первый – балбес и бездарность Сашка. "
". Да, да, обидные слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда. "
". Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего они дурные? Правду, правду сказал! – безжалостно обращался к самому себе Рюхин, – не верю я ни во что из того, что пишу. "
У Рюхина "постная физиономия", то есть физиономия ханжи, лицемера:
". Посмотрите на его постную физиономию. "
Рюхин сопровождает своего знакомого, поэта Ивана Бездомного, в клинику. О дальнейшей судьбе героя ничего не известно:
". Батюшки! – испуганно подумал Рюхин, – да он и впрямь нормален? Вот чепуха какая! Зачем же мы, в самом деле, сюда‑то его притащили? Нормален, нормален, только рожа расцарапана. "
". Это он мне вместо спасибо! – горько подумал он, – за то, что я принял в нем участие! Вот уж, действительно, дрянь. "
Это был цитатный образ и характеристика Рюхина в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова: описание в цитатах.
Впервые мы узнаём о нём в сцене появления Бездомного в писательском ресторане, где Иванушка пытается предупредить посетителей о пришествии Сатаны, а в результате оказывается в клинике для душевнобольных. Туда и сопровождает его вместе с милиционером и “Пантелеем из буфетной” собрат по пиитическому цеху Александр Рюхин.
“Типичный кулачок по своей психологии… и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… “Взвейтесь!” да “развейтесь”… а вы загляните к нему вовнутрь — что он там думает… вы ахнете!”
А дело в том, что ряд исследователей творчества Булгакова, ничтоже сумняшеся, увидели в Рюхине… карикатурное изображение Владимира Маяковского! Причём на сегодняшний день это мнение стало чуть ли не каноническим.
Аргументация Бориса Михайловича следующая.
1.Маяковский и Булгаков были идейными противниками и нередко в своих произведениях критиковали друг друга.
(Как мы увидим далее, куда с большим правом можно ассоциировать стихи Рюхина с агитками совершенно других поэтов).
Она же утверждала, что Булгаков играл с Маяковским с каменным замкнутым лицом. Однако другой очевидец этих баталий, друг писателя драматург Сергей Ермолинский, свидетельствует несколько иное:
Зато Елена Сергеевна – знавшая всех булгаковских врагов наперечёт и ненавидевшая их сильнее, чем даже сам Михаил Афанасьевич, - никогда пролетарского трибуна среди недругов своего мужа (а значит, и своих) не числила. Вот что пишет Яновская:
И это действительно так. Ведь ни один человек не станет постоянно играть с тем, кого ненавидит или презирает. Невозможно представить, чтобы Булгаков регулярно встречался за бильярдным столом с Литовским, Авербахом, Вишневским, Блюмом… Это совершенно исключено.
Более того: в дальнейшем Булгаков несколько раз пытается изменить фамилию бездарного поэта – но в конце концов оставляет её в первоначальном виде.
Это письмо Булгаков позже процитирует в письме Правительству СССР 28 марта 1930 года:
«ДЕМИДОВ
И еще я помню брата…
Черноусый офицер,
Горло рвал ему, ребята,
И его глаза запрятал
В длинноствольный револьвер .
Братья! Будьте с ним знакомы.
Истязал он денщиков,
Бил рабочих в спину ломом
И устраивал погромы,
Воплощая мир врагов.
Забывать его не смейте!
В поле, в доме иль в бою,
Если встретите, убейте
И по полю прах развейте,
Правду вырвавши свою.
СОРОКИН
Руками задушу своими!
Скажи, кто был тот сукин сын?
ВСЕ
Скажи нам имя! — Имя! — Имя!
ДЕМИДОВ
Полковник… Алексей… Турбин…
ТЕПЕРЬ – КОНКРЕТНО О СТИХАХ. Как мы помним, ряд исследователей усматривает в Рюхине сходство с Маяковским на основании тех обвинений, которые бросает в его адрес Иванушка Бездомный в психлечебнице:
«Огненнодышащий пахарь
В тучу вонзил свой лемех,
В черной небесной рубахе
Синих наделал прорех.
Замер раскатистый хохот,
Ветер унёс свой свисток.
Врезали красные сохи
Плотный последний комок.
Кстати, любопытный штрих: романному Рюхину 32 года – столько же, сколько и Безыменскому, когда он написал свою комедию (в 1930 году, за несколько недель до выстрела Маяковского).
Явное презрение к Безыменскому сквозит и в известной эпиграмме Маяковского:
«Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых…
Вспомним, как Рюхин перед встречей с памятником размышляет о своих виршах:
Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину…
Наконец, Маяковский не обращается к памятнику, стоя перед ним и вытягивая руку. Владимир Владимирович беседует с Александром Сергеевичем, который СПУСТИЛСЯ с пьедестала. То есть рядом, на равных.
В самом начале стихотворения Маяковский ПОМОГАЕТ ПУШКИНУ спуститься с пьедестала, протягивая руку:
Я тащу вас.
Удивляетесь, конечно?
Стиснул?
Больно?
Извините, дорогой.
Ну, пора:
рассвет
лучища выкалил.
Как бы
милиционер
разыскивать не стал.
На Тверском бульваре
очень к вам привыкли.
Ну, давайте,
подсажу
на пьедестал.
Сравните это с размышлизмами Рюхина о Пушкине - “Но что он сделал? Я не постигаю… Не понимаю! Повезло, повезло!”. Совершенно нелепо проводить хоть какие-то параллели между бездарным, безграмотным Сашкой и талантливым, интеллектуально развитым Владимиром Маяковским.
Вряд ли Булгаков не знал об этом: Маяковский был слишком на виду, репортажи о его выступлениях тиражировались в прессе… Было бы очевидной глупостью со стороны писателя выводить Маяковского в виде ничтожного стихоплёта, который завидует Пушкину чёрной завистью и не понимает его гениальности.
Наконец, ещё один немаловажный аргумент. Сцена с памятником (об этом мы ещё будем говорить отдельно) появляется только в 1937 году. ТО ЕСТЬ ЧЕРЕЗ СЕМЬ ЛЕТ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА МАЯКОВСКОГО! Вспомним, что на гибель поэта Булгаков откликнулся недописанным стихотворением, на его похоронах присутствовал… Неужели в чьей-то больной голове может родиться мысль о том, что после всего этого Михаил Афанасьевич мог написать на Маяковского пасквиль, выведя того в образе бездарного рифмоплёта?
Вот отрывок из самобичевания Рюхина:
Никогда пролетарский трибун не был в глазах Булгакова убогим ничтожеством. Это следует из всей истории их взаимоотношений. И уж, конечно, на смерть жалкого щелкопёра Михаил Афанасьевич ни за что не стал бы сочинять стихов.
Эпизод с пушкинским монументом впервые появляется в рукописи 1937 года:
В 1938 году Булгаков и вовсе убирает эпизод с памятником. Рюхин завидует не Пушкину, а поэту Двубратскому:
Где всё растет неутолимо,
Где ум пылает, как костёр,
Где с тенью Пушкина родимой
Вёл Маяковский разговор…
Другими словами, Пушкин и Маяковский в восприятии советского человека должны были превратиться в одно целое.
И не случайно в 1935 году Триумфальную площадь переименовывают в площадь Маяковского, а в 1937 соседняя Страстная площадь становится Пушкинской. Так фигуры обоих поэтов и впрямь оказались тесно связанными в сознании советских граждан.
Как Рюхин отказывает Пушкину в таланте, так и Безыменский отказывает Маяковскому в праве называться "настоящим", "пролетарским" поэтом.
Выходит, Безыменский завидует в романе… самому себе?
С другой стороны, временный отказ от эпизода с памятником на Тверской может свидетельствовать о том, что в этот период Булгаков пытался отойти по каким-то причинам от связки Рюхин-Безыменский, найдя иной способ издевательства над своим литературным и идейным врагом. То, что такие поиски велись и прежде, мы могли убедиться на примерах эпизодов с памятником Александру Житомирскому, под которым писатель разумел того же Безыменского.
Но - может быть, всё-таки есть смысл поискать и иных прототипов Сашки Рюхина?
С этой точки зрения понятно, почему в больницу Иванушку сопровождал из всей писательской братии только Рюхин: они были в близких приятельских отношениях.
Он приводит ряд примеров. Так, Михаил Светлов в газете “Смена” от 18 декабря 1926 года писал:
Саша Жаров, ты ведь не ребенок,
Ты с всесилием своим уймись:
Если радостно мычит теленок, —
Это ведь не значит оптимизм.
Журнал “На литературном посту” в 1931 году публикует частушку за подписью Вальцовщик:
Саша Жаров всё ликует —
Берегитесь нытики!
И поэмы фабрикует
Ниже всякой критики.
Безыменский пытался играть в тандеме ведущую роль и нередко резко отзывался о творчестве Жарова. Причём в выражениях не стеснялся. Вот одна из его эпиграмм:
У Саши — ишиас. Он жив едва, едва,
И между нами бродит бледной тенью.
Но зная, где у Саши голова,
Мы этот ишиас должны считать мигренью.
То есть параллель Бездомный-Рюхин и Безыменский-Жаров кажется достаточно очевидной. Позволю добавить от себя: в определённой мере созвучны и фамилии – короткая-длинная.
Вспомним также уже упоминавшийся эпизод из вариантов 1938 года, когда Рюхин завидует поэту Двубратскому, в образе которого явно угадывается Безыменский. В схему Кузнецова это отлично укладывается.
И всё же главное – и довольно веское – возражение остаётся. Трудно представить, чтобы Булгаков вывел одного из своих злейших и непримиримых врагов в образе Ивана Бездомного – поэта, которого мастер называет своим учеником и к которому сам автор относится с явной симпатией и сочувствием. Это кажется абсолютно невозможным.
НО ОСТАВИМ В СТОРОНЕ ИВАНА БЕЗДОМНОГО. Этот персонаж заслуживает того, чтобы посвятить ему отдельное исследование. Остановимся на аргументах в пользу Рюхина-Жарова.
Пусть извилинами и уклонами,
Но дойдем до стройки стройных дней,
Скоро молодыми робинзонами
Мы засеем целину степей!
Скажут:
"Инженеры, разукрасьте вы,
Зашлифуйте в берега Оку!"
И - готовы:
Молодые Гастевы
Радостно на стройку потекут.
Скажут:
"Ветер виснет на акации",
Мы его - швейцаром при дверях!
А по селам электрификацией
Захлестнём мы мельничный размах.
Эстрадные драматурги Владимир Масс и Михаил Червинский в пародии на Жарова “Гуляют песни” писали о его стихах:
Они гуляют в День печати, в День шахтёра
И в День Танкиста, и в другие дни…
А “Литературная энциклопедия” 1929–1939 годов коротко подытоживает:
“Поэзия Жарова в значительной своей части “календарна””.
НАКОНЕЦ, ДОШЛИ МЫ И ДО ГЛАВНОГО – до эпизода с обличением Сашкой Рюхиным памятника Пушкину. И тут можно найти параллели между булгаковским персонажем и Александром Жаровым.
Вспомним: “Тут Рюхин встал во весь рост на платформе грузовика и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека…”.
На пьедестале не желаю
Стоять и летом, и зимой,
Тебе я место уступаю:
Ты, Жаров, за меня постой!
Не отстаёт от Пустынина и записной острослов Михаил Светлов:
Даже Пушкин ныне оробел,
Даже Пушкин мечется в угаре:
Памятник от зависти к тебе
Чуть не пошатнулся на бульваре…
Дело в том, что к тому времени Жаров уже успел не раз отметиться рядом опусов, посвящённых Александру Сергеевичу. В некоторых упоминается и знаменитый монумент на Тверской:
Утром, над краем моей подушки,
Каждый день, как спросонья встряхиваешь головой,
Александр Сергеевич Пушкин
Улыбается, кудрявый, живой.
Будто с Тверской, с пьедестала,
Он от кого-то услышал мельком
Про конгресс Интернационала,
Про свободу, Совет, Совнарком.
Пушкин, в любимой твоей отчизне,
Где гарцевали Онегин и Ленский,
Светят иначе мильоны жизней.
В дружбе станка и страды деревенской!
Думал ты, что в проклятьях и славе
Серп в колосьях, в огне молоток
Над московским заводом возглавят
Мирового восхода Восток.
В журнале “Комсомолия” за 1925 год (№ 4–5) появляется даже анонимная эпиграмма:
Кто в поздний час, шагая по бульвару,
Слагает Пушкину хвалебные стихи?
Конечно, он, конечно, Сашка Жаров:
Крестьянин… от станка,
Рабочий… от сохи.
То есть мы видим, что имена Жарова и Пушкина в литературной жизни тех лет довольно тесно переплетены – причём с явным издевательски-насмешливым оттенком.
На фото: "Сашка" Жаров
Ох, какой труд. Написали так детально, сколько же нужно было поднять материала. Читала с огромным удовольствием.
Тоже как-то наткнулась у какого-то критика, что Рюхин - прототип Маяковского, помню, что возмущению моему не было границ. Булгаков высмеивал нищие, тщедушные душонки и никак не мог сделать прообразом Маяковского к столь не симпатичной и мелкой персоне, как Рюхин.
Великолепный труд. Спасибо большое Александр.
Тебе спасибо, Милена, за то, что читаешь. У меня, кстати, 23 марта был творческий вечер в Ростове. Я представлял свою книгу о "Мастере и Маргарите" и читал стихи.
А запись сделали? С удовольствием посмотрела бы. Очень рада за Вас!)
Есть. Только здесь ссылки не проходят. В фейсбуке на моей странице АЛЕКСАНДР СИДОРОВ и Вконтакте тоже на такой же странице.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом. Маяковский, насколько помню, играл лучше.
— От двух бортов в середину, — говорил Булгаков. Промах.
— Бывает, — сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбирая удобную позицию. — Разбогатеете окончательно на своих тетях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
— Благодарствую. Какой уж там дом!
— О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.
Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:
Булгаковская энциклопедия. — Академик . 2009 .
Полезное
Смотреть что такое "АЛЕКСАНДР РЮХИН" в других словарях:
Колодяжный, Виктор — Президент госкорпорации Олимпстрой Президент государственной корпорации по строительству олимпийских объектов в Сочи ( Олимпстрой ) с апреля 2008 года. В прошлом мэр города Сочи (2004 2008), первый вице мэр и мэр Армавира (2001 2004),… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Корепанов, Станислав Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корепанов. Станислав Андреевич Корепанов … Википедия
Чернышенко, Дмитрий — Президент Оргкомитета Сочи 2014 Президент (генеральный директор) Оргкомитета Сочи 2014 с октября 2007 года. Бывший генеральный директор Заявочного комитета Сочи 2014 (2005 2007). В прошлом бизнесмен, старший вице президент и совладелец холдинга… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Случаи нападения представителей националистических группировок — Московская милиция ищет неизвестных, которые накануне напали на 16 летнего жителя подмосковного Ногинска и нанесли ему множественные ножевые ранения, от которых он умер на месте. По одной из версий, которую рассматривают оперативники, убийство… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Отличительных черт между Маяковским и Рюхиным тоже полно: тут тебе и жалкость, и пристрастие Рюхина к алкоголю, а Маяковский никогда не пил, и никто его не видел пьяным. Когда Рюхин идёт домой, поруганный Иваном Бездомным, он замечает памятник Пушкину. Относится к великому поэту он скептически, считает все заслуги Александра Сергеевича лишь удачей, улыбкой судьбы и не более. В его словах в этот момент видна желчная зависть, которая характеризует его как личность слабую, не умеющую мотивировать, личность, которой проще завидовать и негодовать, чем совершенствоваться.
Примечательно то, что по приходе домой, Рюхин задумывается о том, что он действительно бездарный поэт, потому что и сам не верует в то, что пишет. Этот момент рефлексии отлично показывает, что даже самые мелочные, жалкие и завистливые люди способны к самоанализу. Слова Бездомного настолько поразили Рюхина, что тот считает, что в его жизни ничего нельзя поменять, что его карьера кончена, а жизнь начинает угасать. Так и случается: уже под раннее утро мы видим Рюхина пьющим в ресторане, прожигающим остаток своей бессмысленной и бестолковой жизни.
Таких вот поэтов и сейчас очень много, графоманов, пишущих ради того, чтобы писать, бесцельно и очень глупо. Однако же поступок Ивана Бездомного, его жесткая и палящая критика не просто отрезвила Рюхина, она приговорила его душу к смерти. Даже самый бездарный поэт вдохновляется и считает своё творчеством проявлением себя, а когда Рюхин осознаёт уродливость своего творчества, он понимает, что он сам урод, нравственно и чувственно погибший человек. Стоит быть осторожными в словах, даже с теми, кого мы ненавидим.
Рюхин в романе Мастер и Маргарита
Несколько интересных сочинений
Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать
Почему все дети хотят стать взрослыми, а полные опыта и мудрости старшее поколение всегда вспоминает детство с радостью и ностальгией, а возможно с желанием вернуться в детские годы?
Божественная комедия - знаменитое произведение с глубокомысленным содержанием писателя Алигьери Данте. Произведение включает в себя три части, в которых открывается содержание о предназначении любви
Читайте также:
- Школа права представители которой исходят из того что право есть возведенная в закон воля
- В чем заключается дидактическая сущность программированного обучения кратко
- Каковы причины путча в августе 1991 почему путчисты не получили поддержки в обществе кратко
- Как можно назвать салон красоты в детском саду
- Следует ли отменить обязательное посещение школы