Русская культура 18 века план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: изу чить особенности развития ху дож е ственной ку ль туры XVIII век а.

Образов ательные –о характеризова ть основные направления развития ру сск ой ку ль туры

первой половины XVIII в . определить зна чение развити я ку ль туры Р о ссии XVIII в.

Воспитате ль ные – спо собствова ть воспитани ю у учащих ся чувства прекрас ного, гор до сти и

любви к наследию св о его наро да, ув ажению к ку ль турно м у достоянию Р о ссии, воспитыва ть

доброж ела тельно е отношение между учащимися при работе в группах.;

Р азвивающие – про должить работу над развитием историческ ог о мышления, у мений

З дравству йте, ребята! Садитесь. С его дн я на уроке м ы продолжим наш е п у теш ествие по

ку ль туре 18 в. На прошлом урок е, мы позн ак омились с на у к ой, литера турой и образованием

России в 18 в. Сего дня мы рассмо т рим архитекту рные памятник и М о сквы и Петерб урга,

заг лян ем в Ак адемию ху дожеств, познак омимся с о ску льп турой Р о ссии в 18 в. Для этог о нам

понадобятся, ма ршрутные листы, к от ор ые у каждог о из вас лежа т н а партах, п у тевы е

дневники — наши тетради, в к оторые мы б у д ем вно сить записи, по х о ду путешествия, ручки,

наш верный по мощник — учебник и дневники. Пров ерка го товно сти к уроку .

Перва я н аша ост ановка — знак омств о с архитекту рой 1 8 в.

Архитекту ра данного перио да ознаменовалас ь ши роким каме н ным строительством .

Реб ят а, а к ак вы думаете, к акие вн утренние и внешние процессы происх о дящи е в стране в

данный перио д спо собствовали данно му проце ссу ? ( проблемный в опро с)

Отв.детей: Это побе ды России на су ше и н а море, к от орые спо собствовали у кр еплению

госу дарс тва, это успешное эк ономическ ое развитие, образование обширног о внутреннего и

внешнег о рынка, все это поб у ждало ц арский двор, ве ль мо ж ст роить роск ошные здания.

В ру сск ой архитекту ре 18 в. выделяется два о сновных архитекту рных стиля — классицизм и

барокк о. Познак омиться с н ими по дробнее нам помогу т (….) и (…), к оторые полу чили

Заслушив аются соо бщ е ния детей.(личностно - ориентированная те хн ология)

Т .О. Архитекту ра наг ляднее всего свидетельств уе т о том, чт о Ро ссия за к ороткий перио д

превра тилась не тольк о в велику ю военн у ю д ержаву , но и в о дин из крупнейши х ку ль турных

И для тог о, чтобы пров ерить, что мы запо м нили об архитекту ре 18 в., давайте выполним

задание №1 в ма ршр утных листах. На выполнение задания у вас 3 мин уты, по исте чении

к от орых я спрош у одног о из вас и поставлю оценку за ра боту на урок е.

А сейчас на нашем пути о становка в Академ и и ху дож е ств, к оторая дала России немало

18 в. в ру сск ой живописи это век развития пор третн ой живописи.

Реб ят а,а до 18 в. мы г оворили с вами о развит ии п ортрета?

Отв.детей: Сна чала ик онография, в 17 в. развитие получае т п арсуна, прообраз портрета, и в

И для тог о, чтобы закрепить наши знания, я пре длагаю вам выпо лн ить задание в группах по

4 чело века. Ваша зада ча в те чении 1 мин уты опреде ли ть г де на иллюс т рации представлена

ик она, парсу на, а г д е портрет . Сейчас первые парты повора чиваются к о второй, третья парта

Проверк а резу льтатов работы гру пп. ( групповые те хнологии)

Дава й те же заг лянем в залы Академии х у до же ств.

Первый портретист , с к оторым мне х отелось бы вас познак омить — Федор С тепанович

Р окото в (запись в те т радь) ( к о мпью терные те хнологии)

Рок отов у же пользовался известность ю, к ог да Ека терина II пору чила ему написа ть ее портрет

для к о торого дав ала ему се ансы в Петерг офе: п ортрет это т , изображающий импера триц у во

весь ро ст , в профиль, среди красивой архитект урной обстановки был отме чен импера т рицей,

Особое ме сто в твор че стве х у дожник а зани мае т п ортрет А. Стру йск ой (1772). Воз д ушная,

прозра чная манера письм а создает ощущение легк ости. С п ом ощь ю св ет а Рок отов м астерски

выделяет лицо и о дновременно объе диняет всю к о мпозицию портрета в единое целое. Не

случайно этот портрет часто называ ют “русск ой Джок ондой”.

Яркая индивиду ально сть образов присуща р аботам Дмит рия Г ригорьевича Л евицкого,

Т ак н азывае мые “Смолянки” (“Смольнянки”) — цикл из 7 портретов юных пито миц

Во спитательног о обще ства б лагоро дных девиц при Смо льном монастыре (поз же —

Х у дожник изобразил воспит анниц танцующими, поющими, музыцыру ющими.

"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитог о г орнозаво дчика. Он стоит в до машнем хала те,

Особняк о м в твор че стве Левицк ог о стоит портрет Ек а тери ны II - зак онода тельницы. В

портрете менее всег о отражены личные ка че ства и харак тер Ека терины II. Х у до жник создал

Ека тери на изображена в храме Фемиды — богини Правосу дия. Она одета в строг о е белое

пла тье с мантией, с орденами св ятого Андрея Первозванного (цепь) и с вятог о Владимира 1 - й

Ста ту я богини Фемиды и сво ды зак онов у ног импера три цы свидетельств ую т о ее

госу дарс т венной деятельно сти, к ораб ли на дальнем плане - о победах Р оссии на Черном

море. Ека терина представ лена как жрица прино сящая свой пок ой в ж ертву обще ственно м у

Новые черты в жив описном искус стве проявились в твор честве Владимира Лукича

Борови ковског о. На портретах впервые появ ляет ся пейзаж.

Наиболее изв е стными из парадных портретов ки сти Боровик овс к ог о являются, “Пор т рет

произведений Боровик овск ого. Обаяние мо лодой ж енщины, одет ой в про стое белое пла тье,

ее ест ественная грация, создают поэтичный образ Л оп ухиной.

Реб ят а, ка к ое впеча тле н ие на вас п роизвела живопись 18 в. к ак ой выво д о ее развитии мы с

Отв.детей: 18 в — век расцв ет а живописи, в этот перио д х у до жники на чин ают у д елять все

большее внима ни е вну т ренн ему м и ру челове ка, даже г о су дарственн ые деятели и импера торы

Еще о дним новым явлением ру сск ой ку ль туры 18 в. стало зарождение ску льптуры.

До этог о мы с вами г оворили о ску льптурных э лементах, к оторые и спольз овалис ь в отделк е

архитекту рных ансамблей. А сег одня у з наем о то м, кто яв ляет ся основоположни к ом ру сск ой

ску льптуры, к акие ску л ьптурные произве дения были созданы в это т перио д. Для этого мы

отправимся в биб лиотеку , г де прочитаем историческую справку .

По х о д у р азда чи историче ских справок. Вопрос: Ребята, а г де была открыта перва я

библ иотека? ( в ку нсткамере) (иссл е довате ль ская техно л огия)

Вы полу чили и сторические справки и ваша зада ча, внимательно про читать их и выписа ть в

тетрадь - п у т евой дневник фамилию ску льптора и ег о произведение у ва с 3 мин уты.

Ну а сейчас, чтобы проверить что вы усв оили на сего дняшнем урок е, а заодно пров ерить

знания по предыду щим темам я предлагаю в ам п оигра ть. Я бу д у за читыва ть высказыва н ие и

если оно п равильное вы подним аете зеленую кар точ ку , е сли нет — красную. А также о дин

человек из класса исправляет выс казывание. За правильные отв еты и активно сть б у дет

1. В 1705 г . со стоялось о сн ование С - Петерб урга . (1703)

3. Ав тором перв ого уче бн ика по арифметик е ста л М.Ло моно сов (Ле он тий

4. Основа телем сентиментали зма в ру сск ой ли тера туре стал Дмит рий Иванович

5. Архитект ором Зимнег о дворца, Большог о дворца в Петерг офе, а также

Ека тери нинск ого дворца в Царск ом селе является Василий Иванович Баже н ов (

7. Кисти Дмитрия Г риг орьевича Левицк огог пренадлежит портрет кн.К у ракин а (

8. В 1735 г . Иван Федорович и Михаил Ив анович Мо торины от лили знаменитый Царь -

9. В 1757 г произошло ос нование М о ск овск ого у ни верс и тета. (в 1755 )

10. Основа телем русск ого теа тр а является граф Шереметьев. ( Федор Г ригорьевич

Наше путешествие подошло к к онц у . Сего дня мы еще раз вспо мнили что, В XVIII в. на чали

своё становление о течественные на ук а и про свещение. У же т ог да мы заявили о себе такими

именами, ка к Ломоносов, Крашенинник ов, Державин, Т атищев. В новый этап своег о

развития всту пило русск ое искусс тво. Не смотр я на большое влияние европейски х традиций,

именно в XVIII век е на чинается формиров ани е ру сск ого национальног о искусств а, полного

П. 32 чита ть , пересказыва ть. Со ставить кро ссворд из 10 слов по п.30 -32.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработка урока – учитель истории Габидуллина А.Р.

Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.

1) образовательные: познакомить учеников с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России 18 века;

2) развивающие: повышать уровень познавательных способностей, повышать уровень самооценки учеников; развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему групповой работы на основе доброжелательности вежливости дисциплинированности; формировать умений работать с историческим источником;

3) воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.

Основные понятия: культура, ода, барокко, рококо, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция, аристократия.

Оборудование: электронная презентация «Культура России середины – второй половины XVIII века”, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.

Основные даты:

1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.

1757 г. - учреждение Академии художеств.

Особенности развития культуры России

Изучение нового материала

2. Образование и просвещение народа.

3. Литература и искусство.

5. Живопись, скульптура.

7. Российский быт.

Закрепление изученного материала.

6. Итоги развития русской культуры во второй половине XVIII века.

1.Особенности развития художественной культуры России.

Давайте попытаемся выяснить, что же повлияло на развитие культуры в данный исторический период? Во-первых, усиление абсолютизма. Вся мощь монархии, вся мощь империи нуждалась в самоутверждении. С помощью чего? Конечно же, с помощью шикарных красавцев-дворцов. С помощью блистательных скульптур, которые возвеличивали бы наших правителей и власть. Ну и, безусловно, с помощью кисти художников, с помощью пера поэта, которые работали бы на эту государственную мощь.

Во-вторых, на развитие культуры и искусства в этот период влияют социально-экономические процессы, которые идут в России. Как это ни парадоксально, без этого чудовищного крепостного права, наверное, и не было бы столь блистательной культуры. Когда есть возможность эксплуатировать дешевый, почти рабский труд и силами этих крестьян строить, рыть, копать и т.д., естественно, гораздо проще создавать великие, пышные, потрясающие дворцы.

В – третьих, в этот период на развитие культуры очень сильно повлияют и связи с западом. Именно со второй половины XVIII века наше искусство, наша культура начинает развиваться синхронно, то есть те стили, которые господствуют на западе, будут и у нас.

2.Образование и просвещение народа.

В России тогда существовало сословное образование. Открывались новые учебные заведения.

1730-е годы – Сухопутный шляхетский корпус;

1750-е гг. – Морской шляхетский корпус;

Также открылись Артиллерийский, Инженерный шляхетские корпуса; частные дворянские пансионы; Университет при Петербургской АН; 1755 г. – Московсий Государственный университет (философский, медицинский, юридические факультеты); 1767 г. – Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный).

3.Литература и искусство.

Отличительная черта в литературе 18 века – появление светского языка. Реформу языка провели Ломоносов и Карамзин.

Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).

Классицизм (т.е. античное наследие) – А.Д. Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков.

Реализм (Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин).

Народное творчество (герои Е.Пугачев, С.Юлаев, Б.Хмельницкий).
Новое явление в литературе - стремление писать все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорит о том, что интерес к литературе становился массовым.

5.Живопись, скульптура.

В XVIII веке отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:

Зимний дворец в Петербурге (1751 – 1762 гг.);

Екатерининский дворец в Царском селе;

Большой дворец в Петербурге;

Андреевская церковь в Киеве.

Во второй половине века преобладает классицизм.

Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.

Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры.

Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле.

Застраивались не только ансамбли столичных площадей, но и губернских и уездных городов: губернаторские дворцы, соборы, театры, больницы, гимназии, здании судебных органов. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

Так же XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.

Во второй половине XVIII века в России сложилась русская живописная школа. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

В 1757 году была учреждена Академия художеств.

Известные портретисты: Алексей Петрович Антропов (1716-1795), изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петра I , парадные портреты Петра III .

Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II , его сына Павла, портрет В. Суровцевой.

Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.

6. Архитектура.

(Слайды 23-24), презентация учащихся.

Российский быт.

III . Закрепление изученного материала.

7. Итоги развития русской культуры во II половине XVIII в.

Вместе с учащимися определяются итоги.

XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему?

Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:

А) В.Л. Боровиковский 1) скульптура

Б) В.И. Баженов 2) музыка

В) Ф.Г. Волков 3) живопись

Г) Ф.И. Шубин 4) театр

Д) Д.С. Бортнянский 5) архитектура

2. Расположите по графам таблицы следующих представителей искусства:

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.

Я расскажу вам о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, заглянем на ассамблею.

В ходе нашей экскурсии Вам предстоит заполнить маршрутные листы с заданиями.

Архитектура.

Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Шпиль, как архитектурная форма, пришёл из Западной Европы, только там их не золотили. В Петербурге неожиданно совместились две эти традиции. Выработался новый смешанный стиль с использованием иноземных и местных мотивов.

Петербург - единственный в те времена город, который развивался по заранее определённому плану. Строительство шло, в основном, на левом берегу Невы. Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры. Здесь же узким фасадом к набережной стоит здание С-Петербургского университета. А дома вельмож выглядели примерно так: высокое крыльцо, белые декоративные детали на ярком фоне, изощрённые завершения боковых выступов, овальные слуховые окна. Это Кикины палаты (все объекты показываются на экране).

Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.

Во второй четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве 17-19 вв., обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости, триумфа и мощи государства.

В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г. Камерон, Д. Кваренги, И.Е. Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги), Смольный институт (Кваренги) (слайды).

Продолжаем путешествие по северной столице и знакомимся с творениями в стиле барокко. Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв., отличавшееся декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.

Ещё одно иностранное влияние распространилось в русской архитектуре XVIII в. сентиментализм. Направление, культивировавшее повышенный интерес к душевной жизни, проявлению чувств. Сентиментализм отразился в парковой архитектуре (гроты уединения, беседки, стилизация дикой природы). (Слайд на экран)

По окончании рассказа об архитектуре учащимся предлагается заполнить I задание маршрутного листа.

Скульптура.

Продолжаем экскурсию. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Но уже в эту же пору у нас работали великие мастера.

Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. (слайд)

Скульптура эта не копия, и не слепок человеческого лица, тела. Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюст царя, а затем скульптуру. Олицетворением ума, воли, энергии представляется Пётр в скульптуре Растрелли. Зритель, глядя на него, понимает, что изображённый человек – государственный деятель и полководец. Здесь реализм и барокко.

Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью, человечностью и теплотой.

Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость русской и национальной культуры.

Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин (слайд), земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. (слайд на экран). Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.

Вторая половина XVIII в. стал периодом становления русской национальной культуры и науки.

Переходом к вопросу изучения науки и просвещения служит инсценировка.

Пётр I (обращаясь к Меншикову): А скажи-ка, Данилыч, как у вас идут дела?

Меншиков: Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в церкви Преображения по окончании службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинился, ну того наказывали маленько.

Меншиков: Побили батогами.

Пётр I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гавриил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?

Головин: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Пётр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, не хотят учиться.

Пётр I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.

К Петру I бросается молодой щёголь.

Щёголь: Батюшка царь! Не издавай указ, хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.

Пётр I: Так женись! Как звать-то тебя?

Пётр I: А невеста-то далеко, Василий?

Щёголь: Да здесь она, Ваше величество.

Парень выводит смущённую Лизу Бутурлину.

Пётр I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?

Василий: Да хоть завтра.

Пётр I: А школу-то закончил?

Василий: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.

Пётр I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придётся повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.

Василий: Батюшка-царь, Пётр Алексеевич.

Пётр I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.

Учитель: сначала учиться, а потом жениться! Таков был указ царя.

Наука и просвещение.

Этот материал предложен ученикам в качестве домашнего опережающего задания.

Предлагаю экскурсантам по этой теме викторину:

  1. Назовите школы, открывшиеся в XVIII в.
  2. Назовите учебники и учебные пособия этого периода.
  3. Как называлась первая печатная газета, что в ней публиковали?
  4. Сколько существовало учебных заведений в XVIII в.
  5. Назовите нововведения, которые облегчили процесс обучения.
  6. Назовите годы открытия Академии наук, Московского университета, Академии художеств.
  7. Кто автор реформы образования и воспитания в России первой половины XVIII в.
  8. Каков основной смысл этой реформы?
  9. Назовите научные достижения учёных этого периода.
  10. Какой стиль утвердился в русской литературе, кто его родоначальник?
  11. Какими ещё именами представлен русский классицизм первой половины XVIII в.?
  12. Какой ещё стиль зарождается в русской литературе?

За правильные ответы учащиеся получают жетоны, количество их в балах заносят в маршрутный лист.

Итак, в 1725 г была открыта Академия наук, в 1755 г. основан первый русский Московский университет. 1757 –первая в России Академия художеств.

Театр

В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Помещался театр в демократической части Петербурга на Васильевском острове. Театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. (Слайд). Основу его театральной деятельности составляли национально-патриотическая тематика, просветительство, классический репертуар (трагедии Сумарокова). Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

Сей муж отечества смертельная был рана;
Зрим в образе его убийцу и тирана.
За варварство злодей утратил наконец,
Безвременно и жизнь, и скипетр, и венец.

Перед царём должна быть истина бессловна;
Не истина, царь - я, закон -монарша власть,
А предписание закона царства страсть.
Невольник тот монарх, кто презрит те забавы,
В которых вольности препятствуют уставы…

Блаженство завсегда народу вредно;
Богат быть должен царь, а государство бедно.
Ликуй, монарх, и всё под ним подданство стонь!
Всегда способный к труду нежирный конь,
Смиряемый бичом и частою ездою
И управляемый крепчайшею уздою.
Когда бы ты не царствовал злонравно,
Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Бурда: Да лошадей-то и без вины стегают.

Розмарин: Стегают и людей без вины иные господа: да и продают их так же, как и лошадей.

Бурда: Да вит между не благороднова-то человека и лошади разности-то не много.

Розмарин: Мы, сударыня, ни воронопегими, ни гнедопегими никогда не рождаемся: да все такими же шерстьми, какими и вы, и сена не ядим.

Бурда: Как то ни есть, да вы не дворяня.

Розмарин: Не дворяня, не дворяня! Будто дворянское-то имя и первое на свете достоинство! Будто ето великое тогда титло, когда я лицом ко ставцу сесть не умею.

К концу века получают распространение сентиментальные постановки: пасторальные комедии, оперы, слёзные драмы. Основоположником этого направления среди актёров стал В. Померанцев.

Живопись.

На нашем пути остановка в Академии художеств, которая дала России немало талантливых художников. В XVIII в. передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом.

Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоёв общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, длинные и неудобные на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.

И, по-прежнему, самым главным развлечением ассамблей и праздников были танцы. Заглянем на ассамблею (Пары исполняют менуэт).

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников, акробатов. Крестьянский же быт изменился незначительно.

Наша экскурсия подходит к концу.

В XVIII в. начали своё становление отечественные наука и просвещение. Уже тогда мы заявили о себе такими именами, как Ломоносов, Крашенинников, Державин, Татищев. В новый этап своего развития вступило русское искусство. Несмотря на большое влияние европейских традиций, именно в XVIII веке начинается формирование русского национального искусства, полного патриотизма и гордости за свою Родину.

Маршрутный лист.

I. Разнесите в два столбика характеристики стилей: классицизм и барокко
монументальность, декоративность, простота, пышность, симметрия, сложные формы, торжественность, обилие украшений, строгая пропорциональность, идеи патриотической гордости и мощи государства, динамичность, сложные формы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о развитии и закреплении черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре. Показать процесс становления национального театра и отечественной музыки.

Основные понятия: ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция.

Оборудование: электронная презентация «Культура России XVIII века”, музыкальные произведения Бортнянского, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.

Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о развитии и закреплении черт культуры барокко и классицизма в живописи, скульптуре, архитектуре. Показать процесс становления национального театра и отечественной музыки.

Основные понятия: ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция.

Оборудование: электронная презентация «Культура России XVIII века”, музыкальные произведения Бортнянского, плакаты с изображением архитектурных сооружений XVIII века.

Основные даты:

1750 г. – создание Ф.Г. Волковым общедоступного театра в Ярославле.

1757 г. - учреждение Академии художеств.

Особенности развития художественной культуры России

Изучение нового материала

2. Направление в литературе.

3. Направление в русской архитектуре.

4. Живопись и скульптура.

5. Развитие и становление русского театра и русской музыки.

Закрепление изученного материала.

6. Итоги развития русской культуры во второй половине XVIII века.

Сегодня мы познакомимся с художественной культурой России в XVIII веке.

Особенности развития художественной культуры России.

В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпоху барокко40-50-е годы и эпоху классицизма вторая половина века.

Развитие культуры и искусства:

2. Направление в литературе

Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).

3. Направления в русской архитектуре.

В XVIII веке отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

В первой половине века барокко (определение подготовленное учащимися)

Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:

Зимний дворец в Петербурге (1751 – 1762 гг.);

Екатерининский дворец в Царском селе;

Большой дворец в Петербурге;

Андреевская церковь в Киеве.

Во второй половине века преобладает классицизм (определение подготовленное учащимися)

Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.

Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры.

Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле.

Застраивались не только ансамбли столичных площадей, но и губернских и уездных городов: губернаторские дворцы, соборы, театры, больницы, гимназии, здании судебных органов. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

4.Живопись и скульптура.

Так же XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.

Во второй половине XVIII века в России сложилась русская живописная школа. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

В 1757 году была учреждена Академия художеств.

Известные портретисты: Алексей Петрович Антропов (1716-1795), изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петр I, парадные портреты Петра III.

Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой. Выразительны были и камерные портреты.

Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.

Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений Художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в саамы сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.

5. Развитие и становление русского театра и русской музыки.

До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.

Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).

В 1779 г. – на Царицеском лугу, в Петербурге, открылся первый частный театр, на его сцене были поставлены песы Фонвизина.

Наиболее известными были крепостные театры графов Шереметьевых в Кускове и Останкине, князей Юсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис Ковалеву-Жемчугову, Шлыкову – Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.

Что касается музыки, то уже в Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесине и столовых гуслях.

При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские мастера.

В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а так же в крепостных театрах.

(прослушивание отрывка из музыкального произведения Бортнянского)

В конце XVIII века сформировалась русская композиторская школа. Появились музыкальные жанры в русской музыке: опера, хоровая, камерная музыка. Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.

Читайте также: