Роль психологии как интегратора знаний о человеке кратко

Обновлено: 07.07.2024

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.

В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.

В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная психология и генетическая психофизиология.

В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.

В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках - возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.

В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название "эргономика". Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем "человек-техника-среда".


13. Отличие обыденной (житейской) психологии от научной

Выделяем пять таких отличий:

- Первое: житейские психологические знания, конкрет­ны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные практи­ческие задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проница­тельности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются кон­кретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные поня­тия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые четко определяются, со­относятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер, так как при­обретаются путем практических проб и прилаживаний.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания крис­таллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

етверное различие "состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит, в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в резуль­тате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти усло­вия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

- С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фак­тическим материалом, недоступным во всем своем объе­ме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в спе­циальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато-и нейропсихология, психология труда и инженерная пси-хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.

В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология, а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств.

В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика. Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная психология и генетическая психофизиология.

В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией. Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология.

В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках - возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.

В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология, изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название "эргономика". Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем "человек-техника-среда".


13. Отличие обыденной (житейской) психологии от научной

Выделяем пять таких отличий:

- Первое: житейские психологические знания, конкрет­ны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные практи­ческие задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проница­тельности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются кон­кретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные поня­тия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые четко определяются, со­относятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер, так как при­обретаются путем практических проб и прилаживаний.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания крис­таллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

етверное различие "состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит, в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в резуль­тате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти усло­вия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

- С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фак­тическим материалом, недоступным во всем своем объе­ме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в спе­циальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато-и нейропсихология, психология труда и инженерная пси-хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Психику и поведение человека невозможно понять беззнания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.

Психология тесносвязана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы.

Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологиии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Главная связь между психологией и педагогикой заключается в предмете исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть ни что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем. Как научная дисциплина педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик.

Психология занимает центральное место (согласно классификации наук академика А. Кедрова) не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих науки, в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.


Оглавление

  • 1. Возникновение психологии как науки
  • 2. Отрасли психологии
  • 3. Задачи и место психологии в системе наук
  • 4. Этапы развития психологической науки
  • 5. Методы психологии
  • 6. Психика и ее основные функции
  • 7. Структура психики
  • 8. Строение нервной системы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

• быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, сознание человека отражают объективную действительность, следовательно, изучение психологических закономерностей означает установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а также выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Как и психология, изучением человека занимаются все перечисленные науки, но в иных аспектах. Философия и теория познания (гносеология) решают вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактуют психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология выясняет роль психики в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика Б. М. Кедрова (1903–1985) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Психология – это наука, изучающая закономерности формирования, развития и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности в процессе различных видов деятельности, а также принципы и закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Объекты научного исследования у разных дисциплин могут совпадать. Например, многие науки изучают человека, однако каждая из них рассматривает конкретный его аспект: биологический, социальный и т.д. Психология также изучает человека как носителя сознания, как существо, обладающее психикой. Именно поэтому психология обнаруживает связь с огромным количеством наук – естественных, социальных, гуманитарных и даже технических.

Группы научных дисциплин

Существует классификация научных дисциплин, которая подразделяет их на естественные, социальные, гуманитарные и технические. Каждая из этих групп имеет свои особенности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Естественные науки изучают природу в ее материальном смысле. К ним относятся:
  • науки о космосе, его строении и развитии (астрономия, астрофизика, космология, космогония и т.д.);
  • о Земле (геология, геофизика, геохимия);
  • о физических, химических и биологических системах, процессах (физика, химия и пр.);
  • о человеке как биологическом виде (анатомия, антропология).
  1. Социальные (или общественные) науки – это науки об обществе. К ним относятся такие дисциплины, как социология, экономика, политология и т.д.
  2. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека, человеческое сознание и поведение, его отношение к окружающему миру, обществу и другим людям. Гуманитарными являются такие научные дисциплины, как, например, психология, педагогика, конфликтология.
  3. Технические (или инженерные) науки фактически базируются на естествознании. Они изучают явления и процессы, имеющие большое значение для создания и развития техники, а также саму технику (техносферу). Это такие науки, как радиотехника, электротехника, механика, машиностроение и т.д.

Некоторые науки нельзя отнести только к одному виду, поскольку они совмещают в себе специфику разных групп: к примеру, медицина, экология, эргономика. В большей степени это касается социальных и гуманитарных наук, и в некоторых классификациях вместо двух групп выделяют одну – социально-гуманитарные науки.

Также существуют фундаментальные дисциплины (философия, математика, информатика и т.д.), которые занимают особое место в системе наук и не относятся ни к одной из групп, поскольку их достижения могут применяться в исследованиях любой направленности.

Связь психологии с другими науками

Как уже было сказано, психология в общем смысле изучает человека, и в этом она сближается с прочими науками, имеющими сходный объект исследования.

Итак, психология имеет тесную связь со следующими дисциплинами:

Помимо этого, в рамках психологии со временем ее развития образовалось множество вспомогательных дисциплин, изучающих различные сферы человеческой жизнедеятельности. Фактически психологии есть место везде, где так или иначе задействован человек.

Задачи психологии в системе наук

В общем смысле задачи психологии в системе наук можно свести к следующим:

  • синтез достижений других наук;
  • интеграция научных дисциплин;
  • интеграция данных о человеке на уровне научного познания.

Поскольку психология изучает человеческую психику, сознание и мышление, а также поведение и взаимодействие с другими людьми, ее исследования являются неотъемлемой частью любой науки, которая изучает человека в ином аспекте. В целом психология как наука выполняет роль сбора общих данных о человеке в связи с разными сферами его деятельности (в техническом аспекте, социологическом, историческом и т.д.) и производит интеграцию дисциплин в рамках психологических отраслей – социальная психология, экономическая психология, нейропсихология, психофизиология и пр. Используя данные о человеческой психике, психологи сумели даже произвести исследования психологии животных, что привело к появлению такой дисциплины, как зоопсихология.

Значение связи психологии с другими науками

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что психология занимает промежуточное место в структуре научных дисциплин между естественными, социальными, гуманитарными и техническими науками, а также философией. По мнению академика Б.М. Кедрова, психология занимает центральную позицию не только в качестве продукта прочих наук, но и в качестве возможного источника их формирования и развития.

Читайте также: