Роль анализа финансово хозяйственной деятельности в осуществлении финансового контроля кратко

Обновлено: 07.07.2024

В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами.

Финансовый контроль - элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

Цель финансового контроля - рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля - проверка неукоснительного выполнения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль , он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

В российской практике используются различные формы финансового контроля. Они классифицируются по следующим признакам:

  • по регламенту осуществления выделяют обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроль;
  • по времени проведения - предварительный, текущий и последующий контроль;
  • по субъектам - государственный, органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль;
  • по объектам - бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль.

Финансовый контроль за использованием бюджетных средств на макроуровне осуществляется Федеральным казначейством РФ и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские фирмы и др.

Следует обратить внимание на то, что контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Федеральная налоговая служба; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. Рассмотрим более подробно функции и задачи некоторых из них.

Как отмечалось, управление централизованными финансами возложено на Счетную палату РФ. Счетная палата - орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;
  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности;
  3. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
  4. регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Важные контрольные функции в системе управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, соблюдением соответствующего налогового законодательства.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного комитета - проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами.

Необходимо различать государственный и негосударственный контроль .

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах. Весьма эффективен контроль , осуществляемый Государственной налоговой службой РФ. Главной задачей этой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства путем обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств.

Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется органами государственной власти и управления (контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств).

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль .

Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах.

Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток - низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, регулирующих их работу.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т. п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом.

Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Финансовый контроль на предприятии – система действий и операций по проверке финансовых и смежных вопросов деятельности субъектов хозяйствования специальными методами. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. В том числе в форме денежных средств на разных уровнях. Сфера финансового контроля охватывает все операции с использованием денег,в некоторых случаях без них (бартерные сделки). В процессе финансового контроля проверяют соблюдение целевого характера использования средств, пропорции перераспределения стоимости

валового общественного продукта национального дохода, разработку и исполнение бюджетов, платежеспособность, правильность уплаты налогов. В задачи финансового контроля входят обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности, предупреждение неплатежеспособности и банкротства, выявление внутренних резервов, повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов, проверка правильности ведения бухгалтерского учета, определение размеров ущерба, исследование возможной ответственности менеджеров. Законодательные и исполнительные органы власти контролируют деятельность всех экономических субъектов с применением особых методов. Проводится контроль

за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка эффективности хозяйственных операций и целесообразности расходов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль включает контроль со стороны кредитных учреждений и акционеров.

Применяется внутренний контроль – проверка эффективности использования денежных ресурсов (собственных, заемных. привлеченных), анализ и составление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, достоверность

финансовой отчетности, контроль за финансовым состоянием. Сфера государственного финансового контроля сужается. Он концентрируется на сфере экономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций. Созданы специальные контролирующие органы представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он проводится для предупреждения финансовых нарушений. Проводят разработку финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, учредительных договоров, договоров о совместной детельности.

Оперативный финансовый контроль проводится в момент совершения финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации. В ходе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматривают отдельные вопросы финансовой деятельности и намечают меры по устранению выявленных нарушений. За деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Самый глубокий метод финансового контроля – ревизия.

Ревизии бывают полные и частичные, плановые и внеплановые, документальные и фактические.

Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

По материалам отечественной прессы.

Тщательный анализ финансового состояния предприятия - одна из составляющих коммерческого успеха. Анализ деятельности позволяет оценить текущую позицию компании, учесть риски и благоприятные факторы, составить адекватный прогноз на будущее.

Понятие финансового анализа предприятия


Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.

Цели и задачи финансового анализа предприятия

Финансовый анализ выполняется для того, чтобы принять обоснованные управленческие решения.

На предприятиях проводится как внешний, так и внутренний анализ:

  • внутренним анализом занимаются сотрудники компании, используя более широкую базу (не только данные открытой отчетности, но и специфическую внутреннюю отчетность, вплоть до того, каков процент брака и рекламаций по тому или иному виду продукции) и большую степень детализации (то есть изучается не только общий результат предприятия, но и локальные показатели отдельных подразделений); чаще всего данные внутреннего финансового анализа не предоставляются общественности и могут быть достаточно специфическими, в них отражаются не только результаты, но и механизмы, которые к ним привели;
  • внешний анализ выполняется сторонними специалистами, представляющими интересы как бизнеса (партнеров, кредиторов, инвесторов), так и контролирующих органов (например, Федеральная налоговая служба), СМИ, научных организаций; целью проведения внешнего анализа являются: определение степени рисковости вложений капитала в предприятие, прогнозирование возможной доходности инвестиций, конкурентоспособности фирмы; отчеты максимально формализованы.

Иными словами, внешний анализ - констатация фактов. Внутренний - углубленная оценка причинно-следственных связей.

Также финансовый анализ предприятия может быть:

  • полным, тематическим (зависит от объема);
  • предварительный, текущий (или оперативный), ретроспективный (зависит от периода, за который проведен анализ).

Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:

  • полная, объективная и своевременная оценка состояния финансов компании на отчетную дату;
  • выявление причин, которые привели к такому состоянию дел;
  • обнаружение резервов и ресурсов (возможно, не использованных), которые можно использовать для оптимизации деятельности предприятия в финансовой сфере;
  • проработка конкретных шагов, направленных на улучшение финансового состояния компании;
  • прогнозирование финансовых результатов будущих периодов.

Источники данных для анализа

В зависимости от заказчика, выбираются и источники информации. Могут использоваться как все перечисленные документы, так и часть.

  • Бухгалтерский баланс (форма №1). В нем отражены активы и пассивы предприятия на начало и конец отчетного периода.
  • Отчет о доходах или отчет о финансовых результатах (форма №2). В этом документе отражают как общие финансовые поступления (объем продаж), так и издержки, чистую прибыль и убыток.
  • Отчет о движении капитала (форма №3). В структуру этого отчета включаются данные о величине и составляющих собственного капитала, а также динамика изменений (за счет вкладов, изъятий и прочих операций).
  • Отчет о движении денежных средств или отчет о денежных потоках (форма №4). Документ отражает поступление и выплаты денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. Не выплаченные или не полученные на момент составления отчета суммы в форме №4 не отражаются.
  • Дополнительные финансовые документы. Они выбираются, исходя из конкретной ситуации.

Важно понимать, что используемые данные имеют ограничения, на которые надо делать поправку при анализе:

  • коэффициенты, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности, являются общими, их целесообразно применять для принятия узких управленческих решений;
  • инфляция - фактор, способный исказить результаты анализа;
  • прибыль - недостаточно информативный показатель, чтобы только на его основе оценивать эффективность управленческих решений.

Есть программные продукты, которые позволяют получить нужные данные быстро и при минимальном влиянии человеческого фактора. Например, БИТ.ФИНАНС.Управленческий учет - Комплексное решение на базе 1С:Предприятие 8 для организации управленческого учета предприятия любого масштаба!

Методики финансового анализа предприятия

Чаще всего последовательно или параллельно применяют несколько методик. Это позволяет получить полную картину финансового состояния в разных разрезах.

Вертикальный анализ

В основе этого вида анализа - то, что итоговые показатели (на отчетную дату) принимаются равными 100%. Далее отдельные части (статьи) выражаются в виде процентов от целого. Иначе говоря, в процессе такого анализа выясняется удельный вес каждой составляющей в общем результате.

Второе название этого вида анализа - структурный. В рамках этой процедуры проводятся такие виды анализа:

  • анализ активов (оборотные, внеоборотные, их элементарный состав и уровень ликвидности) - это помогает в последующей оптимизации состава активов;
  • анализ капитала (удельный вес собственного и заемного капитала, их элементарный состав, срочность обязательств) - это позволяет выявить средневзвешенную стоимость капитала;
  • анализ денежного потока по видам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной).

Горизонтальный анализ

Второе название этого подхода - временной (динамичный). В его процессе данные, имеющиеся на отчетную дату, сравниваются с аналогичными данными за прошедший период (например, сравнивается собственный капитал на начало и конец 2-3 предшествующих лет).

В процессе отслеживается не только скорость роста отдельных статей, но и выявляются тенденции изменений.

Горизонтальный анализ особенно важен для компаний, деятельность которых существенно зависит от сезонности.

Важно! Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга, рекомендовано их параллельное выполнение.

Сравнительный (пространственный) анализ

Главное в этом подходе - сопоставление между собой отдельных групп показателей. При этом по группам разбивается финансовая отчетность филиалов, подразделений компании. В качестве базы для сравнения могут выступать данные по таким же группам показателей у конкурентов или в целом по отрасли:

  • сравнение с конкурентами помогает понять, какие меры помогут занять выгодную позицию по отношению к конкретным компаниям;;
  • сравнение со средними показателями по отрасли показывает резервы, задействовав которые можно улучшить свои показатели;
  • сравнение сопоставимых данных между подразделениями компании дает пространство для маневра внутри компании и перераспределения ответственности и ресурсов между отделами;
  • сравнение текущих показателей с плановыми позволяет вовремя отследить отставание или опережение компанией и принять меры для исправления ситуации и извлечения из нее пользы.

Трендовый анализ

Разновидность горизонтального анализа, выделяемая в отдельный метод. Суть его в том, что показатели какого-то периода принимаются базовыми. С этой базой сравниваются показатели других периодов. На основе выявленных отклонений формируется тренд. Этот тренд служит основой для построение прогнозов на перспективу.

Факторный (интегральный) анализ

Данный метод подразумевает использование многомерного статистического анализа. Исследуется влияние отдельных факторов на общий результат. В рамках этого метода берутся во внимание внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на предприятие:

  • законодательные изменения;
  • колебание уровня цен (как на продукцию, так и на ресурсы для ее производства);
  • социально-экономические изменения в регионах, где работает компания, ее подрядчики и клиенты.

При факторном анализе каждый фактор может быть разложен на ряд составляющих.

Анализ коэффициентов (относительных показателей)

Один из наиболее важных по мнению экспертов методов. Чаще всего рассчитываются показатели платежеспособности и ликвидности.

Иными словами, выясняется, есть ли у компании финансы для оплаты всех своих обязательств и насколько легко и быстро имущество может быть трансформировано в деньги.

БИТ.ФИНАНС/ПРОФ

С помощью БИТ.ФИНАНС/ПРОФ вы можете создать финансовый анализ своего предприятия в кратчайшие сроки

  • Бюджетирование;
  • Казначейство;
  • Формирование БДДС и план-фактный анализ;
  • Платёжный календарь.

Этапы проведения финансового анализа предприятия

1. Описание цели анализа, его формата

На этом этапе обычно привлекаются аналитики, которые на основе круга вопросов, на которые надо получить ответы, подбирают методы, которыми можно получить нужную информацию.

Уже на этом этапе необходимо понимать:

  • кто будет использовать данные финансового анализа, в какой форме должны быть поданы результаты, какова часть конфиденциальной информации;
  • промежуток времени, за который понадобятся данные;
  • перечень документов, из которых черпают нужную информацию.

2. Предварительный обзор состояния предприятия

Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:

  • условия работы компании;
  • результаты, которых добилось предприятие;
  • имущественное положение на начало и конец отчетного периода;
  • перспективы.

3. Проверка имущественного и финансового состояния организации

На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.

Обычно рассчитываются такие показатели.

Обеспечивают понимание способности компании отвечать по краткосрочным обязательствам. В идеале - досрочно. В пессимистичном варианте - с нарушением сроков.


На основании приведенных ниже коэффициентов можно понять, насколько компания стабильна в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что рассматривать эти показатели необходимо в динамике.

При этом постоянный рост заемного капитала - неблагоприятный фактор. Если в динамике и в сравнении с коэффициентом маневренности собственного капитала заемные средства периодически уменьшаются, это может быть свидетельством особенностей компании (например, сезонности). Также при оценке структуры капитала важно учитывать репутацию компании, источники привлечения средств.


4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

На этом этапе оцениваются и интерпретируются данные таких параметров.

  • Эффективность использования ресурсов предприятия

Анализируется на основе коэффициентов, приведенных ниже. Практика показывает, что от скорости оборота средств зависит годовой финансовый оборот.

Прослеживается закономерность: ускорение оборота на одном участке ведет к тому же на других. То есть: средства, вложенные в активы, быстрее становятся реальными денежными средствами.


Они задаются внутри компании (реже - вышестоящими организациями). Есть случаи, когда отклонение от плана не говорит о неполадках в работе. Если есть данные о том, что ресурсы перераспределены для достижения высоких результатов в других направлениях, то отставание от плана в определенном сегменте может быть оправданным и нормальным.

Этот показатель - комплексная оценка степени эффективности применения разных видов ресурсов предприятия.


5. Анализ структуры баланса

На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:


Результат, который меньше 1 - опасный признак. Говорит о том, что в ближайшее время структура баланса может стать неудовлетворительной.


Результат, который больше 1 - свидетельство того, что на протяжении полугода компания может стать платежеспособной.

Оба показателя - вероятностные. Чтобы сделать картину достовернее, можно взять для расчетов не 2, а 4 временных отрезка (и даже более).

Вывод

Финансовый анализ деятельности предприятия - эффективный инструмент для анализа ограничений. Понимание ограничений, поможет составить план действий по увеличению эффективности вашего бизнеса.Также анализ деятельности организации поможет выявить наиболее уязвимые сегменты деятельности, планомерная работа с которыми приведет к положительной динамике деятельности.

БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании, холдинге. Система обеспечит вас финансовыми показателями (KPI) компании в виде наглядных отчетов, графиков, диаграмм и дашбордов для руководства компании.

Закажите бесплатную консультацию наших специалистов и они расскажут вам с помощью каких программ и отчетов 1С можно контролировать и анализировать деятельность предприятия.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Финансовый контроль — это особый вид управленческой деятельности, направленный на повышение эффективности использования денежных фондов. Разберемся в основах финансового контроля, его задачах и целях.

Финансы — это особые экономические взаимоотношения между участниками бюджетного процесса, а также внебюджетных фондов, связанные с созданием, распределением и использованием денежных средств, направленных на выполнение основных государственных функций и социально-экономических задач.

Государственные финансы выполняют распределительную, регулирующую, контрольную функции, а также полностью отражают ход распределительного процесса. Следовательно, контрольная деятельность финансов и финансовый контроль по сути одно и то же, так как оба определения направлены на выявление и устранение нарушений в сфере экономических отношений.

Уровни контроля

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

  1. Государственный финансовый контроль. Наиболее масштабная форма контроля, так как затрагивает практически все виды и формы финансовых взаимоотношений в рамках целого государства. Деятельность государственного финансового контроля выполняет не только Минфин и ФНС, но и другие многочисленные структуры и ведомства исполнительной власти. Основная цель — это повышение эффективности сбора, а затем распределения и использования средств.
  2. Муниципальный финансовый контроль. Аналогичный формат контроля, действующий в рамках конкретного муниципалитета. Часть полномочий государства делегировано органам исполнительной власти муниципальных образований. В рамках таких взаимоотношений выступает муниципальная форма контроля.
  3. Общественный финансовый контроль. Вид надзора, осуществляемый со стороны граждан, партий, объединений и коллективов. Примерами такого варианта контроля может выступать общественный контроль профсоюзов в рамках вопросов оплаты труда или деятельность общественных палат в рамках исполнения законодательства по закупкам.
  4. Внутрифирменный контроль. Формат финансового контроля, ставший обязательным для всех экономических субъектов. Обязанность была введена законом № 402-ФЗ и Приказом № 256н — ФСБУ. Организация обязана разработать и утвердить индивидуальный порядок проведения внутреннего контроля в своей учетной политике.

Отдельно стоит отметить аудиторский финансовый контроль. Может быть обязательным (предусмотрен законодательство), допустим инициативный формат (проводится по инициативе заинтересованных сторон, собственников, распорядителей).

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.

Значение контроля на государственном уровне позволяет обеспечить доходность бюджета. То есть функционируют целые министерства, службы и ведомства по контролю и сбору налоговых платежей, формирующих доходную часть бюджета (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центральный банк РФ). Также контрольные функции позволяют обеспечить занятость населения, укрепить рыночные взаимоотношения.

Задачи финансового контроля

Подробно раскрыть сущность и функции финансового контроля невозможно без определения основных задач. К таковым относятся:

  • повышение эффективности расходования денежных средств при сохранении целевого назначения операций;
  • обеспечение качественного и эффективного планирования, создание резервных фондов для поддержки и развития производства;
  • соблюдение законности, направленности и правомерности при осуществлении операций;
  • обеспечение контроля за правильностью ведения бухучета, составления отчетности, выполнения валютных операций, расчетов по налоговым обязательствам и бюджетным платежам;
  • определение скрытых и неиспользуемых ресурсов (денежных, трудовых, материальных), их перераспределение с целью повышения производства;
  • достижение социально значимых целей и показателей при формировании и расходовании бюджетов.

Основные функции финансового контроля

Финансовый контроль, как вид управленческого регулирования финансовой системы государства или отдельного экономического субъекта, позволяет всем структурам функционировать четко и правильно. Своевременное выявление нарушений в порядке ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, проведения валютных операций и прочих фактов хозяйственной деятельности позволяет повысить эффективность производства и расходования средств.

Правильная организация финансового контроля заключается в рациональном распределении его целей между государственными структурами либо отделами предприятия.

Функции финансово-экономического контроля:

  1. Анализ. Суть заключается в подробном изучении результатов проведенных операций в сфере финансово-экономических взаимоотношений с целью выявления отклонений от исполнения действующего законодательства, поставленных целей, нарушений при формировании и исполнении бюджетов. Позволяет выявить и исключить факторы и причины, приведшие к отклонениям.
  2. Корректировка — создание актуальных предложений, направленных на устранение выявленных причин и факторов, повлекших отклонения в финансовой системе. В основном разработка предложений через нормативно-правовое регулирование финансовых вопросов. Следовательно, данную функцию финансового контроля выполняют представительные органы власти и Министерство финансов РФ.
  3. Предупреждение. Заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на противодействие нарушений в финансовой системе государства или предприятия. Разработка и внедрение новых методов финансового контроля также относится к предупредительной работе органов ФК.

Основной целью финансового контроля является управление и регулирование сферы экономических взаимоотношений между структурами экономического субъекта. Причем уровень финансового контроля (государственный или внутрифирменный) не имеет никакого значения.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Читайте также: