Родительское собрание как форма работы с родителями в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Подготовка и проведение родительских собраний в начальной школе

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

Родительское собрание - одна из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой. Классное родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

В настоящее время родители в основном молодые люди. А это значит, что им необходимо гораздо чаще встречаться и с учителями, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Но практически он проводит на три-четыре собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.

На классном родительском собрании решается ряд задач, направленных на:

• организацию коллектива родителей;

• психолого-педагогическое просвещение родителей;

• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

• участие родителей в совместной с детьми деятельности;

• оказание помощи родителям в воспитании детей.

Для школьных психологов, социальных педагогов и логопедов классные родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники службы сопровождения постоянно участвуют в подготовке и проведении собраний, готовят отдельные собрания, предлагают актуальные темы собраний и, наконец, анализируют итоги.

По содержанию родительские собрания могут быть:

• организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, сообщаются результаты успеваемости учащихся, избирается родительский комитет;

• тематические - это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

• итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

Каким бы по содержанию ни было родительское собрание, оно требует тщательной подготовки.

I. Подготовка собрания

1. Выбрать тему собрания.

2. Определить основные задачи собрания.

3. Уточнить регламент и продумать ход собрания.

4. Изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.

5. Определить, каких специалистов можно пригласить.

6. Разослать родителям приглашения.

7. Продумать выставочный и информационный материал.

8. Подготовить сценарий собрания.

9. Разработать проект решения собрания, рекомендации и памятки родителям.

10. Продумать свой внешний вид. Это также очень важно.

Для того чтобы собрание было эффективным, вызывало отклик у родителей, важно использовать разнообразные формы взаимодействия семьи и школы. Это:

• мастер-классы (мастерские семейного опыта);

• круглые столы для родителей;

• устные журналы для родителей;

• консультации - индивидуальные, групповые, тематические;

• различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки и др.);

• совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, культпоходы, соревнования и т. п.);

• творческие собрания, когда дети показывают родителям свои достижения и умения;

II. Правила общения с родителями

1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2. Показать, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

3. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

4. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, внимательно, доброжелательно, стараясь быть тактичным и требовательным.

7. Стараться помнить: ребенок - главная цель общения.

III. Этапы родительского собрания

1 этап. Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с другими учителями, работающими в классе. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (например, маркером). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Возможно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать также персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

IV. Правила подготовки классного родительского собрания

1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

• перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

• отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

• самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

• перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

• предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

• поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

• дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

• в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

• родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести. Подготовка и проведение родительского собрания - чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.

Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.

Проводить собрание-лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в школу". Так можно назвать самое первое собрание, на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их. Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.

"Круглый стол" представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая-либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то - узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).

Не менее важен "круглый стол" и для школьного психолога, который получает возможность лучше узнать и понять родителей, обрести их доверие. Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой, ситуации. Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом "круглого стола" становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.

Родительская дискуссия - одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними.

Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Интересной традицией родительского собрания может стать рубрика "Наша зеленая лампа". С помощью такой рубрики проигрываются проблемные ситуации класса, школы, отдельных учащихся. Родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной задачи.

Родительские собрания делятся на организационные и тематические.

Организационные - это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

Приведу примерные темы родительских собраний.

  • "Особенности интеллектуального и личностного развития детей";
  • "Леворукость и праворукость";
  • "Как развить у ребенка желание читать";
  • "Подвижные и медлительные дети";
  • "Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением".
  • "Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";
  • "Утомляемость ребенка: как с ней бороться";
  • "Поощрение и наказание в семье";
  • "Как научить ребенка говорить правду".
  • "Семейные праздники и их значение для ребенка";
  • "Если ваш ребенок часто болеет";
  • "Как развивать память ребенка";
  • "Домашние задания и их назначение".
  • "Ваш ребенок взрослеет: что нужно знать родителям о половом воспитании";
  • "О чем может рассказать школьный дневник";
  • "Способности и прилежание - звенья одной цепи";
  • "Нравственные уроки начальной школы";
  • "Как научить дочь или сына говорить "нет"";
  • "Выбор дальнейшего пути: "за" и "против"".

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

  • Перед началом собрания "оставить за дверью" плохое настроение.
  • Длительность собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

С первого дня знакомства с родителями говорите им: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. Учитель просто обязан координировать воспитательные и образовательные функции семьи и школы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Одной из главных и наиболее распространённых форм работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание – это высший орган самоуправления родителей в классе. По существующему положению классные собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа или начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

Ни в коем случае нельзя сводить все родительские собрания только к разговорам об успеваемости и поведении детей за истекший период. Собрания должны быть интересными, а их тематика - разнообразной. Тематика собраний определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

Собрания должны давать родителям новые педагогические знания. Классному руководителю надлежит иметь план работы с родителями на год, в котором будут предусмотрены и родительские собрания, определена их тематика.

Оптимальная продолжительность родительского собрания 1,5 часа.

Успех родительского собрания зависит от многих факторов. Каждое собрание должно тщательно готовиться. В нём всё должно быть продумано до мелочей:

· место и время проведения,

· расстановка мебели (например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга),

· подготовка визиток с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга,

· форма его проведения,

· кто на нём будет выступать,

· кто и как встретит родителей в школе и т. д.

Надо обязательно продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - это событие и немножечко праздник.

Надо учитывать, что на собрание многие родители приходят прямо с работы. Тихая спокойная музыка поможет им немного отдохнуть, пока собираются все.

Вести родительское собрание может председатель родительского комитета класса или классный руководитель. Ведущий открывает собрание, приветствует собравшихся родителей, сообщает тему собрания, знакомит с повесткой дня, регламентом работы, по ходу собрания предоставляет слово выступающим, в конце собрания зачитывает проект решения.

В качестве докладчика на собрании может выступать классный руководитель, кто-либо из учителей-предметников. Можно для этой цели приглашать специалистов: психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, врача, библиотекаря, инспектора по делам несовершеннолетних и др. Состав приглашённых зависит от темы, поднимаемой на собрании.

На собраниях надо организовывать обмен опытом семейного воспитания, предоставлять слово родителям, которые достигли определённых успехов в воспитании своих детей.

Во время своего выступления учитель не должен сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнёра.

Чтобы обеспечить высокую явку родителей на собрание, о дате и времени его проведения надо сообщать заранее (минимум за три дня), чтобы родители могли спланировать своё время и психологически настроиться на предстоящий разговор.

Очень значима и форма приглашения родителей на собрание. Это может быть запись в дневнике, соцсетях, звонок по телефону, индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте, стихотворная открытка, приглашение с помощью родительского комитета и т. д.

Лучшая же гарантия полной явки родителей на собрания - это умелое, содержательное, интересное, тактичное их проведение. Они должны повышать педагогическую культуру родителей.

Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.


В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Старый школьный афоризм гласит:

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:

способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,

созданию комфортных условий для ребенка в семье,

а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Особенно нелегко классному руководителю общаться с большой группой пап и мам на традиционных родительских собраниях. И невольно возникает вопрос: а нужны ли вообще такие родительские собрания, или это отживающая традиция?

Прежде всего, необходимо уточнить, для чего существует необходимость собирать родителей вместе. Чаще всего называются такие причины:

Принципы проведения родительского собрания

1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

Как учителю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно выяснить, что родители думают по поводу своего ребенка и как они его воспринимают. Учитель не сможет понять поведение детей прежде, чем он поймет отношение к нему родителей.

6. Если родители предлагают свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителям мнение учителя.

7. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

8. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Не стоит

Осуждать отсутствующих родителей.

Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т. п. ) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

Читайте также: