Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе." — Транскрипт:

2 Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе

3 Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать… Мне больше всего удалось… А особенно удалось… Что я получил от этого урока?

4 Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать… За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? За что можешь похвалить учителя?

5 Сегодня на уроке я: научился… было интересно… было трудно… мои ощущения…

6 Ощущал себя: хорошо; уверенно; смело; комфортно; неуверенно; грустно

7 Урок: привлек меня тем… показался интересным… взволновал… заставил задуматься… навел меня на размышления…

8 доволен; не совсем доволен ; я недоволен, потому что. Своей работой на уроке я:

9 Что, на ваш взгляд удалось? Что, на ваш взгляд не удалось ? Почему? Что учесть на будущее? Поделимся впечатлением о нашем уроке:

10 Что мне этот урок дал для жизни? Чему вы научились? Какие задания вам понравились больше всего? Мне показалось важным… Я понял, что… Я почувствовал, что…

11 Что думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что меня удивило?

12 Выбери утверждение: все понял, могу помочь другим; все понял; могу, но нужна помощь; ничего не понял

13 Я выбрал эти задания на уроке, потому что: они мне нравятся больше остальных; я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; они легче остальных заданий; затрудняюсь ответить.

14 Моё настроение похоже на:

16 Дерево творчества Урок прошел плодотворно. Довольно неплохо. Ни то, ни сё.

17 Светофор Побольше таких дел. Понравилось, но не всё. Дело не понравилось.

18 Своей работой на уроке я доволен. Я не совсем доволен. Я недоволен, потому что.

ВложениеРазмер
priiomy_rieflieksii.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

в процессе обучения в начальной школе.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
  3. быть средством самопознания.
  1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?

Отследите состояние своей души.

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления. (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся,

-они легче остальных,

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.

- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.

Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.

У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

4. Подведение итогов дня урока.

- Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

- Рисование образа урока (мероприятия, игры).

- Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.

Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги.

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку с дождиком,

тучку с молнией.

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.

По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Уверен в своих силах

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

2 ) Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

3) Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.

4) Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

5) Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве важной задачи возрастной и педагогической психологии является совершенствование учебно – воспитательного процесса. Успешное решение этой сложной психолого- педагогической задачи требует использования учителями психологических знаний о мышлении школьников.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Арсеньевского городского округа

Учитель начальных классов И. Д. Баранова

Высшая квалификационная категория

Рефлексивная деятельность в начальной школе.

Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения русскому языку.

Развитие рефлексии у младших школьников в процессе обучения математики.

Развитие рефлексии у младших школьников.

Рефлективная деятельность в начальной школе.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно – ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлективной деятельности .Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

- физическую (успел – не успел);

- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

- духовную ( стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная, интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

- выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности ( интеллектуальная рефлексия);

- отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

- быть средством самопознания.

Вид рефлексии.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошёл к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш взгляд, удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлениями о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я:

- привлёк меня тем…

- навёл меня на размышления…

Своей работой на уроке я:

- не совсем доволен;

- я не доволен, потому что…

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

- они мне нравятся больше остальных;

- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

- они легче остальных заданий;

Рисуем настроение.

1-ый вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.

2-ой вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка.

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого : определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернуться к своим хозяевам.

После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;

- синий – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

- зелёный – активность, но в тоже время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;

- жёлтый – спокойный цвет (цвет дня, радости), но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;

- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

- серый – говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что – то его ограничивает ,огорчает, останавливает;

- коричневый – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко говорит:

- сегодня меня порадовало…

- сегодня меня огорчило…

На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов.

Учитель объясняет детям:

- голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении( кому сегодня хочется сказать спасибо);

- зелёный – самому уступчивому, покладистому;

- фиолетовый - самому скромному с вашей точки зрения.

Формулировки указаний меняются по усмотрению учителя. Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы думаете, почему?

М - (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б - (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С – (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

У – ( указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

Б – ( большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения русскому языку.

Под рефлексией понимается осознание самого себя субъектов учебной деятельности. Под этим прежде всего подразумевается, что сознание младшего школьника направлена на собственную учебную деятельность. Ребёнок осознаёт потребность в такой деятельности и её цель, а также осознаёт учебную задачу в рамках урока русского языка, способ деятельности, направленной на её решение, и обосновывает, почему именно так, а не иначе её осуществляет. Ученик соотносит свой результат с целью деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог этого сделать. Далее, осознание себя субъектом учебной деятельности предполагает осознание границы собственного знания и незнания.

Развитие рефлексии у младшего школьника при обучении русскому языку является одним из требований системы обучения Д.Б .Эльконина, - В.В. Давыдова, Л. В. Занкова. Следовательно, перед учителем начальных классов стоит задача так организовать урок русского языка, чтобы стимулировать рефлексию учащегося. Для этого, безусловно, учитель должен осознавать роль рефлексии в развитии младшего школьника, важность её формирования в процессе обучения.

Организация осознания границ и незнания осуществляется не только на этапе постановки учебной задачи, но и на этапе закрепления, на уроке систематизации знаний.

Рефлексия не ставится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками ребёнок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.

Ситуация сотрудничества на уроке создаётся, когда ученик не может решить лингвистическую задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это требует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировка вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения. Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему школьнику нужно выполнить следующие операции:

Выделить в задаче условия;

Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;

Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;

Указать на это противоречие взрослому;

Определить какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.

Развитие рефлексии на уроке математики.

Развивающая цель: развивать познавательные умения, умения наблюдать, сравнивать, анализировать. Развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей.

Оргмомент. Приветствие. Рефлексия настроения.

1 этап урока (подготовительный). Психологическая игра.

2 этап (основной)

3 этап (заключительный). Самостоятельная работа.

Самоонализ урока. . Рефлексия настроения.

Оргмомент. Рефлексия настроения.

1 этап урока. Подготовительный.

Цель игры: игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и своих собственных силах. Технология поведения: детям даётся инструкция: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль туловища, глаза закройте. Представьте, что вы – дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело, ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветки – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова – чиста и свежа .Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, и спокойны, и успешны. У вас всё получится.

2 этап. Основной.

Посмотрите внимательно на доску. Что скажите? Какое задание вы предлагаете выполнить? На доске развешаны карточки с терминами: - разделите карточки с терминами на 2 группы. Как одним словом назвать 1 группу (+), а 2 группу (-).

- сможете ли вы дать определение темы нашего урока? (Выполнение сложения и вычитания).

- что нам помогает при вычислениях? (таблица сложения).

Выполняются задания: запиши суммы в порядке увеличения их значений: 5+3, 3+3, 6+3, 4+3

- расположите круг слева от квадрата, но справа от треугольника.

- Если вы уверенно себя чувствуете, то нарисуйте Х чуть ниже.

- Я нарисовала себя на вершине горы, потому что довольна вашей и своей работой.

3 этап. Заключительный.

Проводится самостоятельная работа по карточкам (запишите суммы в порядке увеличения их значений).

Самоанализ урока. Рефлексия настроения.

- Наш урок подошёл к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось?

- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое: (показать солнце).

- А какое настроение у вас? Хорошее – солнце; не очень – солнце с тучкой; плохое – тучи.

Актуальность исследования.

В качестве важной задачи возрастной и педагогической психологии является совершенствование учебно – воспитательного процесса. Успешное решение этой сложной психолого- педагогической задачи требует использования учителями психологических знаний о мышлении школьников.

Формирование у учащихся самостоятельного, творческого мышления предлагает учёт результатов психологического исследования конкретных мыслительных действий, в частности, рефлексивного действия. В современной логике и психологии выделено два существенно различных типа мышления: эмпирическое и теоретическое. В соответствии с этим можно выделить и два основных типа рефлексии – формальную и содержательную, соответствующие эмпирическую и теоретическому типу мышления.

В психологических исследованиях Д, Б. Эльконина – В .В.Давыдова установлено, что формирование теоретического мышления и, следовательно, содержательной рефлексии, особенно интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, когда дети осуществляют развёрнутую учебную деятельность.

Успешность обучения младшего школьника в значительной мере зависит от того, какой вид рефлексии – содержательный или формальный, применяется ими в процессе усвоения знаний.

В современном российском обществе в целом педагогическом обществе, в частности обострился интерес к вопросам, связанным с общим развитием человека, к детству как значимому и самоценному периоду жизни образовательной среде как фактору, от которого во многом зависит судьба каждого ребёнка и страны, происходит осмысление социальными группами и отдельными гражданами. Собственных специфических интересов в сфере образования.

Всё это находит своё отражение в науке и в педагогической практике. Многочисленные научные концепции, связанные с реализацией развивающего потенциала образовательной среды, востребованы современной школой, которая отвечает на изменения экономической, политической, нравственной ситуации в стране различными инновациями, склонных к нетрадиционным подходам, формам деятельности. В новых условиях на школу объективно ложатся сложные задачи. Среди них – защищать детей от негативных социальных последствий рыночных реформ, сделать школу оплотом социального мира и согласия, удовлетворять растущее многообразие образовательных потребностей и запросов населения и стимулировать их дальнейшее развитие.

Формирование новой образовательной среды строится на принципиально новой основе – многомерного понимания жизни и сопровождается созданием и совершенствованием разнообразных школьных воспитательных систем. Усиливается интерес к наследию А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Сегодня для родителей, детей, педагогов открыта возможность выбора типа образовательного учреждения, конкретных программ и учебников, форм образования.

Реальные процессы гуманизации, вызванные знакомством педагогов с личностно – ориентированным и индивидуально – ориентированным подходами, создают потенциальные возможности для перехода от обучения и воспитания всех к работе с каждым по формированию социально – ценного отношения воспитанника к окружающему миру и к самому себе, по расширению горизонтов реализации его индивидуальных возможностей.

Библиография.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

в процессе обучения в начальной школе.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3) быть средством самопознания.

Приёмы рефлексии.

1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Что чувствовал?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?

Отследите состояние своей души.

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления. (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся,

-они легче остальных,

-затрудняюсь ответить.

2. Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.

- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

3. Способы коммуникации.

Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

-сегодня меня порадовало…

-сегодня меня огорчило…

Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.

Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.

У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

4. Подведение итогов дня урока.

Образная рефлексия.

- Дети сравнивают своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

- Рисование образа урока (мероприятия, игры).

- Лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению образа.

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.

Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикрепляют бумажные полоски на трафарет радуги.

Моё настроение похоже на: солнышко,

солнышко с тучкой,

тучку с дождиком,

тучку с молнией.

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.

По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

Уверен в своих силах

День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

Интеллектуальная рефлексия.

Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

2 ) Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

3) Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.

4) Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

5) Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Хочу узнать

6) Пометки на полях (инсерт , маркировка )обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

8) Шпаргалка информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде . Составление памяток, схем или текстов для справочников.

9) Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.

10) Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

11) Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами ( например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

12) Синквейн - составление четверостишья по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

14) Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем мы сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

15) Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

16) Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)

Автор: Вознюк Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Яснинская СОШ №1
Населённый пункт: Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе".
Раздел: начальное образование

Рефлексивная деятельность

в процессе обучения в начальной школе.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия.

самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и

воспринимается другими людьми, партнерами по общению. Психологи особо

подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде

всего с рефлексией.

рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В

Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной

деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только

на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от

обстоятельств, один из видов учебной

рефлексии, отражающих четыре

сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как

письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

деятельности (интеллектуальная рефлексия);

отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

быть средством самопознания.

Приёмы рефлексии.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

Что я получил от этого дня (урока, праздника)?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

Для меня было открытием то, что…

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).

Зачем нам был нужен этот урок?

Отследите состояние своей души.

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления. (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Я выбирал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся,

-они легче остальных,

Рисуем настроение.

-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка)

и нарисовать его, можно объяснить словами.

- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё

настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику

Читайте также: