Реализация социокультурных проектов в школе

Обновлено: 05.07.2024

Участниками социально-воспитательного пространства школы являются:

Управляющий совет школы постоянно проводит мониторинг образовательных запросов населения, прежде всего родителей, по разным направлениям, среди которых:

  • семейные — умение находить общий язык с детьми среднего и старшего возраста, невысокий образовательный уровень родителей и др.;
  • духовные — разница в ценностях и семейном воспитании, продиктованная социальным статусом, национальностью, принадлежностью к конфессии и т.п.;
  • коммуникативные — недостаточная информированность и заинтересованность населения микрорайона и родителей в жизни школы.

Анализ образовательных запросов последних лет позволяет выделить некоторые тенденции:

  • повышаются требования
    • к уровню академической успешности школы, к качеству знаний учащихся, улучшению условий обучения;
    • к развитию компетентностей, способствующих формированию социальной зрелости выпускников, осознанному выбору ими будущей профессии, социализации, раскрытию индивидуальных способностей и наклонностей учащихся, становлению будущего семьянина;

    Основные виды деятельности:

    • воспитательно-образовательная деятельность направлена на:
      • формирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;
      • развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;
      • обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социально-культурному бытию.
      • самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;
      • формирование культуры мышления;
      • распространение знаний.



      Назовём некоторые планируемые и уже реализуемые проекты:

      Ожидаемые результаты реализации данного курса по направлению «Проектно-исследовательская деятельность — формирование метапредметных результатов.


      Особенности оценки метапредметных результатов в проектной деятельности

      Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт реализации основных компонентов проекта. Основным объектом оценки метапредметных результатов в проектной деятельности является:

      • способность и готовность к поиску необходимой информации, её самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
      • способность к сотрудничеству и коммуникации;
      • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
      • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в ходе выполнения проекта.

      Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
      Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных (метапредметных) действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в процессе реализации и защиты проекта.

      Таким образом, в реализуемом проекте, ориентированном на развитие у учащихся базовых национальных ценностей российского общества, приоритетными явились:

      • работа с родительской общественностью;
      • эффективно действующие органы ГОУ и ученического самоуправления;
      • совместные с родителями и социальными партнерами проекты.

      Устойчивость результатов инновационного проекта обеспечивается научно-методическим сопровождением проекта, разработкой методических рекомендаций, презентаций всех этапов проекта. Это деятельность обладает такими качествами как переносимость, адаптируемость, воспроизводимость.

      Устойчивость результатов проекта будет обеспечена:

      • реализацией механизма взаимодействия школы с социальными партнерами
      • использованием ресурсов социальных партнёров в образовательном учреждении.
      • привлечением квалифицированных педагогических кадров к обучению учащихся;
      • инновационной направленностью взаимодействующих организаций при внедрении современных практико-ориентированных образовательных технологий;
      • разработкой дополнительных образовательных программ;
      • формированием новых подходов к содержанию образовательной деятельности;
      • формированием сети образовательных учреждений городского, регионального и межрегионального уровней, коллектива единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую развивающую образовательную среду;
      • осуществлением координирующей и направляющей функции методической службы на уровне города, республики и других регионов;
      • удовлетворённостью качеством образовательных услуг со стороны социальных партнеров и заказчиков, численностью педагогов, учеников, родителей включенных в инновационную деятельность, участием всех участников проекта в различных конференциях, семинарах, круглых столах, консультациях, презентациях, в доступности инновационных продуктов педагогической общественности, широкой сети социального партнерства.

      Воспитательный эффект реализации проекта проявляется в формировании навыков культуры общения, коллективизма, интеллектуальной готовности к коммуникациям.
      Социальный эффект – это мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, негативного поведения.
      Развивающий эффект заключается в активизации познавательной самостоятельности, в получении, расширении и углублении знаний в различных областях и сферах жизнедеятельности человека в информационном обществе.
      Ресурсный эффект — это обеспечение образовательного процесса программным и методическим обеспечением и модернизация материально-технической базы школы. При применении информационно-коммуникативных технологий учителя и учащиеся получают возможность проектировать процесс обучения, развивать информационно-коммуникативную культуру, родители обеспечивают интерес ребенка, поддерживают детскую инициативу, школа в целом поддерживает собственный имидж и повышает качество знаний обучающихся, уровень образования и культуры.
      Результатом реализации данного проекта станет устойчивое повышение качества образования и уровня образовательных результатов школ, работающих в сложном социальном контексте. В данный проект могут включиться все общеобразовательные учреждения: городские, сельские, получающие низкие образовательные результаты, связанные со сложным социальным контекстом, в котором находятся школы. Реализация проекта даст возможность, шанс всем обучающимся не зависимо от социального положения их семей, социально-экономического и территориального неравенств получить доступное качественное образование. Качественное образование и высокий уровень образовательных результатов будут обеспечены потенциалом педагогического коллектива, организацией образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, формы организации обучения), ресурсным обеспечением (материально-техническое и учебно-методическое), партнерством с семьей и социумом, потенциалом обучающихся, качеством медицинского обслуживания, питания, физкультурно-оздоровительной работой. Выпускники школ смогут пройти успешную социализацию, продолжить образование по окончании школы и найти свое место в нашей сложной, стремительно меняющейся жизни. В связи с этим данный проект имеет перспективу развития и реализации.

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      Реализация социокультурных проектов

      В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. В последние годы эта проблема успешно решается через организацию проектной деятельности .

      Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

      Участие в инновационной проектной деятельности ОУ

      Тема инновационного проекта

      Год участия

      Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, привитие интереса к спорту, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.

      Данный проект актуален трём причинам:

      - Во-первых, наша школа удалена от различных досуговых центров

      - Во-вторых, невозможно организовать полноценный отдых, досуг детей и жителей нашего посёлка.

      - В-третьих, необходимо оздоровление школьников на свежем воздухе.

      Цель проекта:

      Создание условий для осуществления гражданско-патриотического воспитания молодежи через организацию патриотической деятельности школьников по благоустройству и озеленению школьной территории; создание места для организации досуговой, трудовой деятельности учеников.

      - создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

      - наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

      - улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

      - воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

      - развитие исследовательской деятельности школьников;

      - развитие творческих способностей учащихся;

      - формирование навыков здорового образа жизни.

      Актуальность проекта:

      Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у младших школьников нашей школы.

      Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней.

      Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.

      Сформировать и поддержать интерес детей к чтению и миру литературы способствует организация взаимодействия школы и библиотеки. Не случайно родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера.

      На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

      - возрождение семейного чтения;

      - повышение статуса семьи в социокультурном пространстве наслега

      - выявить возможности детской библиотеки в сотрудничестве с родителями;

      - сделать родителей союзниками библиотеки в формировании у детей потребности в чтении;

      - изучать читательский опыт семей;

      - оказывать помощь в организации руководства чтением в семье;

      - удовлетворять досуговые потребности родителей и детей в летний период;

      - привлекать внимание родителей к проблеме детского чтения.

      Уникальность проекта:

      - Проект подобного рода в наслеге реализуется впервые;

      - Проект позволяет организовать семейный досуг с книгой за пределами библиотеки.

      Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт на пять процентов. Одной из главных задач государства является социализация (приобщения ребенка к обществу, становление его неотъемлемой частью) детей с ОВЗ. Как же это можно совершить? Именно через развитие творческих и изобразительных способностей.

      Социальная значимость проекта:

      Проект способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие творческих и изобразительных способностей.

      Цель проекта:

      - способствовать развитию у детей c ОВЗ интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира;

      -формированию уверенности в себе, в своих способностях;

      Задачи проекта:

      - развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья;

      - сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

      - воспитывать эстетический вкус, прививать навыки, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

      Гипотеза: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность обучающихся, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.

      Проблема: недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о значении имени и фамилии, о гороскопе и зодиаке, о наследии и родном крае.

      Цель проекта: дать детям знание о себе.

      - учить детей любить себя и окружающих.

      - формировать представления о значении имени и фамилии, о гороскопе и зодиаке, о наследии и родном крае.

      - прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.

      - активизировать познавательный интерес к себе и возможностям.

      Актуальность заключается в формировании и развитии связной речи, оказывается воздействие на развитие внимания, памяти, мышления, любознательности и поддержку интереса к познанию.

      Цель : знакомство детей с представлениями о планете Земля, материках и их обитателях .

      Задачи :

      • Познакомить школьников с картой мира , материками ;

      • Познакомить детей с разнообразием диких животных обитающих на нашей планете (название, внешний вид, где обитает) ;

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Дементьева И.В., зам. зав. по ВМР

      Реализация социокультурных проектов (музей, театр, клуб)

      Профиль музея: познавательный.

      Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются.

      Музей тряпичных кукол, созданный в старшей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки педагоги МАДОУ помогают детям расширить знания о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

      Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.

      1. Изучить историю возникновения народной тряпичной куклы.

      2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной

      куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

      3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

      4. Воспитывать у детей интерес к культуре предков России и мира;

      5. Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.

      6. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

      7. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;

      8.Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

      9. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду детского сада;

      В основу решения этих задач положены следующие принципы:

      • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

      • Принцип опоры на интересы ребёнка;

      • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

      • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

      Разделы и экспонаты:

      В мини-музее представлены разные виды кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные тряпичные куклы.

      Формы деятельности:

      1. Экскурсии, просветительская работа.

      2. Театрализованные досуги.

      3. Мастер-классы, семинары.

      5. Работа с родителями.

      6. Пополнение музея экспонатами.

      7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

      Цель: обеспечить широкую направленность содержания образовательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка.

      Задачи:

      Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности, о природных богатствах края.

      Познакомить с памятными местами и достопримечательностями города, архитектурными строениями.

      Приобщать детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, выделяя в разных культурах существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

      Ввести дошкольника в социальный мир, помочь ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляются отношения к окружающему миру.

      Расширить представления о природе Югорской земли; о коренном населении – хантах (жизнь, быт, труд, традиционные ремёсла). Познакомить с техникой изготовления хантыйской куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

      Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

      Воспитывать у дошкольников основы толерантности; представления о взаимосвязях разных культур.

      Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей.

      Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, ДОУ.

      Задачи:

      1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;

      2. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

      3. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

      4. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

      5.Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;

      Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:

      - русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,

      - изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.

      - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;

      - русские народные инструменты: гармошка, бубен;

      Содержанием работы музея русского быта является:

      проведение тематической НОД для дошкольников;

      посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;

      организация экскурсий для детей и их родителей.

      организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.

      Формы деятельности музея русского быта:

      НОД в мини - музее (знакомство с предметами);

      работа мини - музее часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);

      Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.

      4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами).

      Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей.

      Цель: формирование оптимальных детско-родительских отношений через принятие и реализацию личностно-ориентированной позиции в воспитании детей в семье и дома посредством организации совместной деятельности педагогов, родителей и детей в рамках семейного клуба.

      - повысить педагогическую культуру родителей;

      - создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания);

      - убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим

      условием всестороннего развития детей;

      - приобщить родителей к участию в жизни МАДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

      Цель работы клуба: формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьезберегающих технологий через гармонизацию детско-родительских отношений.

      Задачи клуба:

      - организовать работу родительского клуба для родителей по особенностям здоровьезберегающих технологий;

      - формировать у родителей и детей знания о здоровье и здоровом образе жизни;

      - воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

      - воспитывать у детей осознанное отношение к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

      Данная программа включает следующие разделы:

      Формы клуба разнообразны: мастер-класс, деловая игра, викторина, дискуссии, презентации, беседы, консультации, круглый стол, занятие-практикум, обзор литературы для родителей.

      Организуются тематические выставки для родителей, издается печатная продукция: памятки, буклеты, информационные листы, закладки. Во время встреч с родителями мы предоставляем свои услуги: родители имеют возможность заказывать необходимую детскую и популярную литературу, которые выдаются на дом для семейного чтения.

      Музей, существующий в рамках дошкольной организации, обладает огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру.

      1. Основные понятия социокультурного проектирования

      Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

      В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

      Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

      · создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

      · обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

      Задачи проектной деятельности:

      · анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

      · поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

      · выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

      · разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

      Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

      Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

      Проект может существовать в двух формах:

      · как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

      · как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

      Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

      · во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);

      · во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

      Исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или анализа прессы. Проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

      2. Целевое обоснование проекта или программы

      Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:

      · приоритетных сфер (или областей) проектирования;

      · категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.

      В процессе разработки программы очень важно найти оптимальное соотношение двух целевых установок, определяемых двумя подходами к культуре. С одной стороны, культуру необходимо рассматривать как самоценную сущность, т.е. материальную и духовную среду обитания человека, условие его развития и самореализации.

      Проектное мышление в данном случае предполагает понимание культуры как целостного объекта, подлежащего сохранению и воспроизводству, и ориентируется на заполнение недостающих мест внутри культурного целого посредством создания систем поддержки и реставрации (например, программы музеефикации и консервации культурных норм и способов их трансляции).

      Ведущей целевой установкой проектов и программ в таком случае будет создание оптимальных условий, способствующих естественному развитию культуры как самоценного явления.

      С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Например, создание условий для возрождения и развития народных ремесел и промыслов может частично решить проблему занятости.

      Художественное объединение может стать средством решения социально-психологических проблем личности, способствуя социальной адаптации, признанию, самоутверждению человека, испытывающего дефицит положительных социальных связей в других сферах бытия.

      Проекты, формирующие соответствующие условия для развития культуры национальных меньшинств, будут объективно способствовать снижению социальной напряженности в регионе, повышать чувство удовлетворенности человека условиями своей жизнедеятельности.

      Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.

      Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

      Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп композицией условий и процессов жизнедеятельности (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).

      Проблемная ситуация в данном случае имеет четко выраженного социально-культурного субъекта - носителя определенного рода проблем, которому и адресуется проект. Ее границы фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.

      В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:

      · проблемы, носителем которых является данная общность;

      · социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

      · знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;

      · ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.

      Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

      Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

      Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

      Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные средства.

      Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс-конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.

      В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

      Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:

      · органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией;

      · государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.);

      · общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни, служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.

      Проекты и программы концентрируются, как правило, вокруг двух стратегических целей культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.

      Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых:

      · для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отношениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого);

      · освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.).

      Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:

      · выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

      · освоение эффективных с позиции социальной и личностной значимости новых форм ролевых и неформальных связей между людьми, способов эффективного межличностного взаимодействия;

      · оснащение находящегося в проблемной ситуации человека современными знаниями из различных областей науки, позволяющими ему эффективно разрешать возникающие в процессе его жизнедеятельности проблемы.

      Технология социокультурного проектирования предполагает определенную мировоззренческую установку проектировщика, его позиционное самоопределение по отношению к объекту проектной деятельности, которое может осуществляться в пространстве двух альтернатив: изменение (развитие) или сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия - как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.

      В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:

      · первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы поверх целей на сохранение и стабилизацию ситуации;

      Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения новых культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.

      Читайте также: