Реализация регионального компонента через проектную деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

В рамках реализации образовательной программы учреждения, в соответствии с ФГОС, содержание дошкольного образования должно включать реализацию регионального компонента. Одним из важнейших вопросов дошкольного образования является приобщение дошкольников к истории, культуре родного края; воспитания любви к малой Родине.

В каждом регионе, городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, которые формируют в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Мы с вами живем в таком богатом крае, но так мало знаем о нем. Наш городок небольшой, но у него интересная история, и хочется, чтобы юные жители гордились нашим городом, своей Малой Родиной.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина. Однако, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от той атмосферы, которая царит дома. Наблюдения, индивидуальная работа с детьми, анкетирование родителей показали: дети имеют поверхностные знания о родном городе, природе, родном крае и о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания. Наша задача – помочь воспитанникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества.

Экскурсии на природу, в музей, библиотеку,

Занятия познавательного цикла: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературы, составление рассказов,

Поисковая деятельность,

Проектная деятельность,

Виртуальные экскурсии, походы,

Игровая деятельность (игры-путешествия, подвижные игры, народные игры,

Создание предметно-развивающей среды.

Формы и методы работы с родителями:

Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию,

Привлечение к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения развивающей среды группы и экспозиций мини - музея,

Проведение туристических походов на природу, прогулок, экскурсий по городу,

Привлечение родителей к организации и участию в групповых праздниках, занятиях,

Организация участия родителей в конкурсах рисунков, в совместных с детьми выставках творческих работ,

Организация фотовыставок, мини-музеев,

Создание совместных проектов.

Самым эффективным для решения задач по изучению регионального компонента является метод проектов. Региональный компонент содержания обучения, освоенный детьми в проекте, предоставляет возможность проявить творчество и индивидуальность. Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности дошкольников, творческого воображения и мышления, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает. Итогом работы проектов является презентация, создание выставки, мини-музея и т. д.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, выделила следующие тематические блоки:

- климато-географические особенности Алтайского края,

- города и достопримечательности,

- растительный и животный мир,

- история и культура (традиции и легенды, - жизнь и быт наших предков, народные промыслы, обереги).

Работу с детьми реализую как во время занятийной, так и во время свободной деятельности. Во время занятий развиваю представление детей о родном городе, крае, знакомлю с народными приметами, предметами декоративно-прикладного искусства. Дети с родителями находят интересный материал и приносят для изучения в группе. Для меня главное - научить ребенка пользоваться источниками информации.

По тематическим блокам ведется трудоемкая работа с детьми и их родителями, разрабатываются различные виды проектов, в содержание проектов включаются разнообразные мероприятия с применением следующих форм и методов работы:

Организация экскурсий на природу. Дети общаются с живой природой, видят ее красоту, рассматривают деревья, растения, собирают шишки, желуди, листья для гербария.

Побывав в виртуальном путешествии по Алтайскому краю, отправляемся в настоящий поход. Такая игра-путешествие расширяет кругозор, дает возможность как бы приблизиться к живой природе, насладиться ее красотой, помогает воспитывать бережное отношение к природе.

Взаимодействие с родителями.

Сотрудничество родителей, детей и педагогов в работе над проектами не только помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию и развитию дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта. Мы вместе с детьми и их родителями:

- создали макеты природных зон Алтая, озер и гор Алтайского края,

Взаимодействие с учреждениями культуры микрорайона (городской краеведческий музей и Детская городская библиотека №2).

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.

В нашем музее можно не только посмотреть, но и подержать в руках предметы национального быта. Рассмотреть содержимое старинного сундука. Примерить наряды русских красавиц.

Основной задачей было не только создание музея, музейной атмосферы, но и возможность вовлечения воспитанников в особый самобытный мир русского народа. Важно и то, что каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея.

Авторы: Пайгамова Марина Кадиралиевна, Сорокина Светлана Александровна

Должность: воспитатели МОУ детский сад №23 г. Волгограда

На современном этапе основой системы образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на этом этапе формируется личность ребёнка. Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воздействия, которое начинается с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной. Современные дошкольники зачастую не испытывают чувства гордости за свою Родину. Во многих семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, родители всё меньше внимания уделяют детям. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, город. Формирование у детей любви к России необходимо начинать с понимания того, что их семья, родной дом, родной город является частью большой страны. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы все являемся. При этом необходимо создать условия для формирования у воспитанников эмоционально насыщенного образа дома, детского сада, родного города. Дети должны научиться не только брать, но и с детства отдавать заботу о близких людях, внимание друг к другу, помощь словом и делом.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания является метод проектов, который развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Авторы проекта:Пайгамова М.К., Сорокина С.А.

Сроки реализации: 15.04.2019-28.04.2019г.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели и родители группы.

Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, детско-взрослый, групповой, краткосрочный.

Цель-результат проекта: воспитание гордости за свою малую родину, уважения к истории родного города, его культурным ценностям.

формирование чувства привязанности к дому, семье, близким, друзьям, детскому саду; создание эмоционально благополучной атмосферы;

формирование первичных представлений о Волгограде: истории возникновения, символике, достопримечательностях;

развитие познавательного интереса у воспитанников к истории и культуре своего города, формирование чувства гордости и желания сохранить его красоту;

развитие творческих способностей, воображения, мышления, речи;

повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;

активизация творческого потенциала воспитанников и родителей посредством вовлечения в проектную деятельность.

Одна из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень - воспитание любви к семье, родному дому, малой родине. Ребёнок сначала должен осознать себя членом семьи, затем неотъемлемой частью малой родины и только потом гражданином России. Начинать воспитание любви к Родине нужно с малого: любви к самым близким людям, к тому месту, где родился и вырос, осознания красоты родного края.

Проблема: Как сформировать интерес к истории родного города, достопримечательностям своей малой родины?

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы.

Обеспечение проекта: ноутбук, проектор, семейные фото, подборка иллюстраций и фотографий по истории города Волгограда, художественных произведений по теме, материалы для творческой деятельности детей.

Предполагаемый результат: формирование у воспитанников интереса к своей семье, истории родного города, его достопримечательностям, вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада.

Этапы реализация проекта

Ι Подготовительный этап

Выявление проблемы, постановка целей, определение задач проекта.

Подбор методической литературы, составление плана мероприятий для реализации проекта.

Подбор наглядно-дидактического и фотоматериала, художественной литературы.

Организация развивающей среды в группе, пополнение иллюстрациями, краеведческим и фотоматериалом по теме проекта.

ΙΙ Основной этап

Основные направления деятельности

Обогащать представления детей об окружающем мире.

4.Экскурсии по детскому саду, по улице, на которой находится детский сад

Уточнять представления о детском саде, его местонахождении, развивать умение рассказывать об увиденном.

Формировать и уточнять представления об окружающем мире.

Развивать связную речь, её грамматический строй, умение отвечать на вопросы, воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к окружающим.

2.Чтение пословиц и поговорок о семье

Помочь запомнить и понять смысл и содержание пословиц и поговорок по теме.

Формировать интерес и потребность в чтении по теме, развивать художественное восприятие текстов произведений.

Помочь запомнить стихотворения, развивать выразительность речи, интерес к художественной литературе.

Развивать речь, активизировать словарь, уточнять представления об окружающем мире.

Формировать интерес к отгадыванию загадок.

Развивать коммуникативные способности, обогащать социальный опыт детей, развивать навыки диалогической речи.

Формировать, уточнять и систематизировать представления об окружающем мире.

Побуждать детей к рисованию дома, в котором они живут развивать художественные способности.

Формировать умение передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Развивать интерес к конструированию, совершенствовать конструкторские навыки, упражнять в создании построек по замыслу.

Взаимодействие с родителями

Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности по созданию альбомов.

Формировать у родителей представление о семейных ценностях в современных семьях, создать предпосылки для формирования отношения к семье как одной из главных ценностей.

1.Рассматривание материалов по истории родного города, иллюстраций достопримечательностей, памятных мест.

Воспитывать гордость за героическое прошлое города.

Расширять имеющиеся представления о родном городе.

Уточнять и закреплять представления о родном городе, развивать связную речь.

Расширять имеющиеся представления, воспитывать гордость за свою малую родину.

Развивать связную речь, её грамматический строй, умение отвечать на вопросы, воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к окружающему.

Знакомить с литературными произведениями по теме проекта, расширять кругозор.

3.Чтение пословиц и поговорок о Родине

Помочь запомнить и понять смысл и содержание пословиц и поговорок по теме.

Развивать коммуникативные способности, обогащать социальный опыт детей, развивать навыки диалогической речи.

Развивать творческую активность воспитанников.

Формировать интерес к совместной творческой деятельности, обогащать социальный опыт детей.

Взаимодействие с родителями

Привлечение родителей к жизни группы и детского сада, к совместной с детьми деятельности по подбору фото и стихотворного материала для оформления альбома.

Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников.

ΙΙΙ Заключительный этап

1.Мониторинг знаний детей на заключительном этапе проекта.

2.Оформление и анализ результатов проекта.

3. Презентация проекта

Проект показал, что организованная в группе деятельность способствовала достижению поставленной цели. У воспитанников были сформированы и систематизированы представления о семье как неотъемлемой части малой родины, о родном городе. Знакомство с историей города способствовало воспитанию гордости, уважения к его культурным ценностям. У детей сформирован интерес к дальнейшему изучению темы

Участие в проекте родителей способствовало активизация их творческого потенциала посредством вовлечения в проектную деятельность.

ΙV. Список использованной литературы

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, М, 2015г.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, М, 2016г.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, М, 2016г.

Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры. Ростов-на-Дону, 2014г.

Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М, 2-14г.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации в детском саду. М, 2016г.

Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. 2019г.

Я хочу поделиться своими наработками с педагогами дошкольного образования.

В консультации раскрывается актуальность реализации в дошкольной образовательной организации регионального компонента, кратко описывется метод проектов, а также представлен план работы воспитателя и этапы работы над проектом при реализации регионального компонента. Также в консультации показывается, как данная работа может осуществляться средствами музейной педагогики.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_-_praktikum.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности. В дошкольном образовании региональный компонент введен в образовательный и воспитательный процесс ДОО.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:

– способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края;

– познакомить детей с традициями и обычаями родного края;

– формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

– познакомить с именами знаменитых земляков;

– сформировать знания о живой и неживой природе Самарского региона;

– заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Уникальным средством обеспечения реализации регионального компонента является технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

1) по составу участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

3) по доминирующему виду деятельности:

– исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;

– ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

– информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

– творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта образовательной деятельности, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта.

Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.

• воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

• развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;

• формировать интерес к культурному наследию региона;

• воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.

по составу участников: групповой;

по срокам реализации: долгосрочный (сентябрь – май);

по доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный.

1 этап Информационно-накопительный:

• Изучение интереса детей для определения целей проекта.

• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

• Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2. Составление плана работы над проектами.

3 этап. Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

• оформление дидактических игр по краеведению:

• игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;

• виды росписи в народно-прикладном творчестве;

• народное творчество Самарской области;

• оформление фотоальбома уголка.

Ознакомление с художественной литературой:

• чтение сказок народов мира;

• разучивание русских народных песен, потешек, частушек.

• оформление музыкального уголка в русских традициях.

Формы и методы работы с родителями

• беседы с родителями о важности данной проблемы;

• изготовление семейных альбомов;

• привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами русского быта;

4 этап. Презентационно – завершающий

1. Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами

2. Оформление регионального уголка

3. НОД “Моя Родина! ”

4. Выставка продуктов детской деятельности.

5. Оценка этапов реализации проекта детьми.

5 этап. Контрольно-рефлексивный

1. Подведение итогов.

2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

• У детей сформированы знания о родной стране, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.

• Дети и родители стали активными участниками в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

• Дошкольники приобрели навыки социального общения со взрослыми.

• Дети стали проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, способны оказать им посильную помощь.

• Педагоги и родители пополнили знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.

Результат-продукт : пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.

Реализация регионального компонента может осуществляться с помощью средств музейной педагогики, в частности при организации групповых мини – музеев.

Создание мини-музея будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при проведении образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Участвуя в музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Направленность музейно-педагогической деятельности ДОО должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОО должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Мини-музеи можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Рассмотрим этапы работы по созданию мини-музея в группе.

Цель: обогащение предметно – развивающей среды группы.

– расширять кругозор дошкольников;

– развивать познавательные способности и познавательную деятельность

– формировать активную жизненную позицию и развивать интегративные качества.

– активизировать работу с родителями.

Предполагаемый результат. Создание мини-музеев позволит:

– приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей;

– расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

– пополнить мини –музей новыми экспозициями;

– расширить словарный запас путём подбора картотеки к экспозициям, загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

– обогатит предметно –развивающую среду группы.

По срокам реализации проект: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь)

По составу участников: групповой

По доминирующему виду деятельности: информационно-практико-ориентированный

Этапы организации работы:

При планировании мини – музея необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.

2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, которое дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач.

3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. На этом этапе происходит определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:

1) выбор темы мини-музея,

2) определение места размещения мини-музея,

3) планирование экспозиций,

4) выбор дизайна оформления мини-музея,

5) подбор экспонатов.

Второй этап практический, создание мини-музея.

1. Выбор темы мини-музея

2. Определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.

3. Планирование экспозиций мини-музея. Мини – музей может располагать постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея.

5. Подбор экспонатов. В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея.

6. Разработка форм работы с экспозициями мини – музеев в процессе организации мини – музеев.

Предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность.

На этом этапе проходит презентации мини-музеев и организация смотра-конкурса на лучший мини-музей.

Четвертый этап деятельностный, функционирование мини-музеев. Сначала определяется место мини –музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки, проведение экскурсий и занятий для детей по плану.

Практическая значимость проекта: Экспонаты мини-музея в ДОО используются для проведения различных НОД, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Любой предмет в музее может подсказать тему для интересного разговора, для ознакомления с окружающим миром, с историей своего родного края, города с именами известных людей.

Такая форма работы, как создание мини-музея в группе является одной из эффективных форм по реализации регионального компонента, повышает интерес детей и участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОО и является доступным и привлекательным инструментом в воспитании детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту .


Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци.


Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. .


Использование элементов музейной педагогики для реализации регионального компонента в экологическом воспитании детей.


Консультация для педагогов "Метод проектов как способ реализации ФГОС дошкольного образования"

Консультация для педагогов.

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Реализация регионального компонента образовательной программы детского сада в проектной деятельности педагогов.

Колпакова Наталья Борисовна

Котова Ольга Михайловна

В настоящее время всё большее общественное значение приобретает идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, формирования у детей чувства любви к Родине.

Дошкольное образование – первая ступень в воспитании и обучении ребёнка. В своей профессиональной деятельности педагоги дошкольных учреждений руководствуются Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Актуальной задачей, в соответствие с ФГОС ДО, является патриотическое воспитание дошкольников, включающее социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста. Один из основных принципов дошкольного образования – это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Реализация данного принципа возможна посредством объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Мы считаем, что основная задача патриотического воспитания дошкольников – оказать помощь ребёнку в осознании себя частью большого сообщества людей, проживающих на территории нашего государства, научить любить свою страну, уважать окружающих, независимо от национальности и социального статуса.

Для решения этой задачи в полном объёме мы должны обеспечить в детском саду соответствующие педагогические условия:

эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности;

прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе;

подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.

В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования государственным стандартом определено использование вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Это позволяет нам реализовать в педагогической деятельности региональный компонент. Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Использование регионального компонента, как средства патриотического воспитания дошкольников, предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Привлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов).

6. Изучение инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями. Обобщение опыта своей педагогической деятельности,

В воспитании у дошкольников патриотических чувств большое значение имеет накопление детьми социального опыта жизни в своём государстве. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности маленьких граждан, мы начинаем знакомство с большим государством с малой Родины – с того места, где ребёнок родился и живёт.

Начиная работу по реализации регионального компонента, мы задумались о том, как передать детям особенности нашего края, как подчеркнуть самобытность уральцев, их отличия от других жителей России. Прежде всего, сами педагоги должны иметь представление о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях своего региона.

Цель проекта: Воспитание чувства гордости и любви к Родине посредством формирования интереса к изучению родного края.

Сформировать у детей представление о быте жителей Урала в процессе ознакомления с особенностями традиционной уральской избы, ее элементов.

Ознакомить с образцами уральского народного декоративно-прикладного искусства.

Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

Привлечь родителей в образовательный процесс.

При составлении плана реализации проекта большое внимание мы уделили участию родителей воспитанников. Использовали следующие формы сотрудничества с семьями: консультации, выставки совместных работ детей и родителей, оформление информации по быту крестьян в виде тематических альбомов с иллюстрациями и фотографиями, создание картотеки народных игр, рекомендации родителям по чтению художественной литературы детям в домашних условиях (былины, сказы, сказки народов Урала, рассказы и поэзия уральских писателей), проведение праздников и развлечений для детей совместно с родителями.

Планирование образовательной деятельности осуществлялось в соответствие с календарным планированием, рекомендованным образовательной программой ДОУ.

Результатом данной проектной деятельности стало расширении и углубление знаний и представлений дошкольников о культуре и быте людей, проживающих на Урале. Что способствовало развитию интереса детей к изучению родного края.

Наш проект длительный, мы продолжаем знакомить детей и с особенностями других народов, населяющих наш край. Воспитываем у дошкольников уважение и доброжелательное отношение к окружающим людям, независимо от их социальной и национальной принадлежности. Учим детей бережно относиться к природе, видеть и ценить красоту и неповторимость родного города.

Мы надеемся, что благодаря этой деятельности, у детей разовьётся интерес к дальнейшему изучению истории Родины и они вырастут истинными патриотами своего Отечества.

План образовательной деятельности

Формировать представление об облике уральской деревни. Закрепить знания об элементах украшения избы (полотенце, наличник, лобовая доска, приличина )

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о народном быте и гостеприимстве Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве. Рассказ детей об основных элементах уральской росписи . Рисование уральских узоров. Оформление выставки рисунков.

Беседа о характере богатырей.Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов.

Конструирование избы из разных видов конструктора. Беседа о том с кем бы ребёнок поселился в новой избе.

Познакомить детей с главным предметом избы, особенностях печи, её значении в жизни простых людей.

(развитие кругозора, ручной труд)

Рассказ о том, какими игрушками играли дети в давние времена. Изготовление куклы из подручных средств.

Беседа о праздниках и традициях предков.

Музыкально-игровые развлечения: святки, масленица, пасха.

Формирование интереса к русской национальной культуре.

Русская народная подвижная игра

Задачи : воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Русская народная подвижная игра

Правила : дети стоят в кругу и говорят:

У дедушки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семеро сыновей. .

Они пили, они ели,

Друг на друга все глядели.

Семеро, семеро, семеро сыновей

Разом делали вот так:

(ведущий показывает фигуру, все повторяют)

Русская народная хороводная игра

Правила : по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:

Кто на бубенцах играет,

Того жмурки не поймают.

Отгадай, откуда звон?

После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

hello_html_538d0a85.jpg
hello_html_m2477d4f9.jpg

(рисование и аппликация).

hello_html_m3898ac5c.jpg
hello_html_2079c3e5.jpg

hello_html_10422af4.jpg

Уральская роспись (раскраски).

Формировать интерес к культуре и быту русского народа (через игры, танцы, песни, пословицы, поговорки, обряды).

1.Закрепить представления детей об обычаях, традициях русского народа.

2.Развивать коммуникативные навыки, творческие способности.

3. Вызвать положительный эмоциональный отклик в детях в процессе приобщения к русской народной культуре.

Образовательные области:

Часть группы (зала) оформлена под русскую избу: печь, рядом разнообразная утварь, стол, на нем самовар, деревянная посуда, лавки, прялка, клубочки ниток, вышитые рушники, чугунок, ухват.

Наша изба ровно тепла, На дворе капель, так и у нас тепель.

1 девочка (подметает):

2 девочка (вышивает):

Хозяйка: Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать.

1. Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает.

2. Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребятки, знает? Книзу узок, верх широк Не кастрюля …

Дети: Чугунок.

3. Не бык, а бодает, Не есть, а хватает, Что схватит – отдает, А сам в угол идет.

Дети: Ухват

4. Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит

Дети: Самовар

К дому подходит новый гость, парень с гармошко й.

Гость: «Шел деревней – девки спали, Заиграл в гармошку – встали.

Подвижная русская народная игра по выбору детей.

Хозяйка: Ох, и расплясались, ох и разгулялись! Молодо-зелено, погулять велено. Посидим, отдохнём, сказочку прочтём. Я начну рассказывать, а вы продолжайте.

Хозяйка: Вот и посиделки наши закончились, хорошо мы поиграли, повеселились. А теперь, прошу к столу. Проходите, не стесняйтесь. Рассаживайтесь, пирогами угощайтесь. Чем богаты – тем и рады.

Главная Нравственное воспитание

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО
Нравственное воспитание
Автор: Полторецкая Юлия Александровна
04.09.2015 21:04

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО

Руководитель:

Полторецкая Юлия Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Творческая группа:

  • Полторецкая Юлия Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
  • Леонтьева Надежда Витальевна, воспитатель;
  • Пронина Е.А. воспитатель высшей квалификационной категории;
  • Ширшикова Альбина Римовна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории;

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: февраль — апрель.

Возраст участников: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет)

Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание.

Актуальность темы:

Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Именно такой период переживает наша страна на данный момент. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение конфликтов на почве религиозной и этнической принадлежности населения разных стран, в частности конфликтная ситуация с Украиной. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Однако анализ педагогической литературы по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует.

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию.

И главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес. Таким образом, можно заключить, что тема духовно-нравственного развития является актуальной для изучения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

Цели проекта:

  1. Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения.
  2. установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
  3. развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
  4. пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
  5. разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Гипотеза образовательного проекта.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала;

2. систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого, к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

3. наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

  • интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

  • создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для педагога:

  • освоение проектного метода;
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

2. для детей:

  • сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней;
  • повысился уровень познавательного развития;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;

3. для родителей:

  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

4. для педагогов ДОУ:

  • возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №67

городского округа Тольятти

О создании творческой группы

В целях формирования толерантной культуры у дошкольников через приобщение к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения в рамках реализации регионального компонента ООП ДО (духовно-нравственное направление)

ПРИКАЗЫВАЮ:

Руководитель проекта: Абдалова В.А., старший воспитатель, высшей квалификационной категории.

Члены творческой группы:

  • Богданова Ю.А. воспитатель высшей квалификационной категории;
  • Пронина Е.А. воспитатель высшей квалификационной категории;
  • Ширшикова А.Р. музыкальный руководитель высшей квалификационной категории;
  • Леонтьева Н.В., воспитатель;

3. Творческой группе:

5. Контроль за исполнением данного приказа возложить зам. директора Иванову В.Е.

Читайте также: