Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе диплом

Обновлено: 19.05.2024

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методов, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Игра – основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. В игре физические и эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать свои знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении упражнений.

Таким образом, игры очень важны для разностороннего развития дошкольника. Развлекаясь, ребенок тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Условия формирования ведущей идеи опыта

На формирование опыта работы оказали влияние и изучение методической литературы :

Теоретическая база опыта

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. В исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Важно ведь не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует.

Во ФГОС, четко прописаны целевые ориентиры, которые по окончании дошкольного учреждения должен освоить ребенок. Моя система работы помогает достигнуть таких целевых ориентиров как: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Данная система игровых методов и приемов помогает более продуктивно решать данную задачу.

Технология опыта

В своей педагогической деятельности я определяю цели, а также выбираю средства, методы, исходя из основной задачи ДОУ, в основе которой лежит развитие ребёнка как субъекта разнообразных форм человеческой деятельности, укрепление его психического и физического здоровья.

Сознательное и прочное усвоение детьми знаний происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому обучение должно быть развивающим, чтобы обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать у детей познавательные процессы и способности. Свою работу я организую так, чтобы образовательный материал становился предметом активных действий воспитанника.

Стараюсь делать всё возможное, чтобы каждое занятие было насыщено интересным содержанием, творческими задачами. В совместную занимательную деятельность включаю познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умение воспринимать, запоминать, получать результат, понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, считать, сравнивать, обобщать, использую сюрпризные моменты для мотивации образовательной деятельности. Это создает положительный эмоциональный фон, естественную творческую обстановку, стимулирует активность детей. Особое внимание уделяю на формирование творческой активности детей: поиска оригинального решения, самостоятельного составления логических задач. Выделение обучающих и развивающих задач подчиняла основной цели: эффективное развитие интеллектуальных и умственных способностей дошкольников через систему игровых методов и приемов, на которую базируется мой опыт.

Далее в игровые путешествия вводила элемент соревнования, в котором главной целью ставила развитие коммуникативности и социализации детей, учила первым шагам работы в команде: умение распределять задание, не выхватывать инструменты друг у друга, учиться выслушивать мнение сверстников по команде.

На данном этапе дети учились использовать свои знания для решения поставленных задач, используя причинно-следственные связи, а также работать в команде.

Продолжала работу с данной системой игровых методов и приемов и в подготовительной к школе группе. Перед собой ставила уже более сложные цели: умение детей аргументировать свой ответ, доказывать свою правоту, применять ранее приобретенные знания для решения практико – ориентированных задач, работать в паре, умении договариваться, самостоятельно принимать решения для решения той или иной проблемы.

Данный педагогический опыт работы сочетает разные элементы методов и приемов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, от традиционных до проблемно - игровых.

Формы организации и проявления игровых ситуаций исключительно разнообразны: сюжетные игры, игры – путешествия, викторины, КВНы, игры - загадки. Многое в процессе возникновения и развития зависит как от объективных обстоятельств воспитательного процесса, так и от собственно субъекта педагогической деятельности – педагога.

Данные игровые методы и приемы, способствуют быстрому и прочному интеллектуальному развитию, развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры, подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде, а также памяти, мышления, внимания. Благоприятная эмоциональная атмосфера, созданная на занятиях, благодаря использованию игровой мотивации снижает у детей чувство неуверенности, позволяет ребенку активно действовать как самостоятельно, так и стимулирует навыки взаимодействия в коллективе.

Включение в программу образования детей старшего дошкольного возраста данных игровых методов и приемов позволило без особых трудностей решить проблему качественной подготовки детей к школе.

Стабильные и положительные результаты в работе по обучению детей-6 – 7 лет с использованием игровых методов и приемов, подтверждены практикой.

Таким образом, систематическое упражнение в решении задач развивает умственную активность, самостоятельность мысли, гибкость мышления, память, инициативу, воображение.

Проводимая работа дала положительный результат. Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого расширился опыт познания.

Играя, дети научились понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, научились находить ошибки, предвидеть результаты своих действий.

Применение в системе игровых методов и приемов позволили вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые дети раскрыли свои способности, стали раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Дети научились высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих сверстников, активно формулировать речевые умения, слушания, рассказывания.

Таким образом, можно сделать вывод: система, используемая мной в педагогической практике, с использованием игровых методов и приемов позволяют формировать материал в доступной, интересной, яркой и разнообразной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции воспитанников. Данная система позволяет сделать образовательную деятельность интересной, качественной, реализует интеллектуальный и творческий потенциал каждого ребенка.

Важнопомнить о главном - не делать за детей то, что они могут сделать сами, не торопить, а дать время им подумать…

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Однако, современные родители, к сожалению, уделяют недостаточное внимание развитию детей в семье, в том числе, и умственному. Поэтому я веду активную работу по сотрудничеству с семьей через различные формы взаимодействия:

• родительское собрание, на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей;

• тесты и анкеты с целью выявления знаний родителей о развивающих играх;

Использование игровых методов в оценке знаний дошкольников Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и.

Психологические аспекты подготовки ребенка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Использование игровых методов в коррекции агрессивности дошкольников Использование игровых методов в коррекции детской агрессивности дошкольников Материал подготовила педагог-психолог Романова А. Ф. Игра.

Использование интерактивных приемов и методов на уроках физической культуры Использование интерактивных приемов и методов на уроках физической культуры Автор: Арушанян А. Р., учитель физической культуры МОУ «Тереньгульский.

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится.

Использование приемов мнемотехники по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из показателей умственного развития детей является развитие речи. В своей педагогической деятельности я столкнулась.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ВВЕДЕНИЕ «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка.

Пример готовой дипломной работы по предмету: Психология

Содержание

Глава I Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии 6

1.1. Психологическая характеристика особенностей развития дошкольников 6

1.2. Критерии готовности к школьному обучению25

1.3. Типология развивающих игр, применяемых при подготовке детей к школе 38

Глава II Эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности детей к школе 57

2.1. Организация и методы исследования 58

2.2. Проведение исследования и диагностика уровня подготовки к школьному обучению у испытуемых и его интерпретация 62

2.3. Рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе путем проведения развивающих игр94

Список использованной литературы:102

Выдержка из текста

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.

Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

В связи с этим мы считаем актуальной подобную тематику исследования и сформулировали тему дипломной работы следующим образом Развивающие игры, как способ подготовки детей к школе.

В нашем исследовании мы выдвинем такую гипотезу: Развивающие игры помогают повысить психологическую готовность к школьному обучению лучше, чем другие виды деятельности.

Объектом изучения в работе послужит подготовительная деятельность к школьному обучению старших дошкольников, а предметом развивающие игры, как способ подготовки детей к школе.

Целью данного дипломного исследования станет выявление степени влияния проведения развивающих игр на формирование готовности к школьнму обучению. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.изучить доступную психолого-педагогическую литературу по теме

2.выявить психологические особенности старшего дошкольного возраста и критерии готовности к школьному обучению

3.изучить типологию развивающих игр, используемых в качестве подготовки детей к школе

4.провести эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности к школьному обучению

5.сформулировать основные рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе с использованием развивающих игр.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы, анализ и синтез эмпирических данных; эксперимент (констатирующий и формирующий), методы математической статистики и качественный анализ результатов эксперимента.

Структура дипломной работы является традиционной. Она состоит из Введения, в котором означены актуальность, предмет и объект, цель и задачи будущего исследования, Основной части, Заключения, содержащего основные вывода по работе и списка использованной литературы. Основная часть делится на изучение теоретического аспекта вопроса (Глава I Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии) и практического исследования по заявленной тематике (Глава II Эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности детей к школе).

Главы имеют деления на подпункты.

Список использованной литературы

Список использованной литературы:

1.Абдурасулова Т.Д. Нормативная психодиагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей

4. лет // М.: Вопросы психологии, 1997, № 2 (мартапрель), с. 12-28.

2.Аванесов А. К. Проблема психологических тестов. Вопросы психологии, 1978, № 5, с. 97107.

3.Агаев А. Ч. Зависимость эффективности обучения от уровня умственного развития школьников: Диплом, работа. МГУ, 1978.

4.Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. М., 1982. 320 с.

5.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992. 325 с.

6.Артемьева Е. Ю. Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике. М., 1969. 92 с.

7.Беляева Л. Игра и книга // Дошкольное воспитание. 1974. № 8, с. 26 30.

8.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. М., 1991, — 298 с.

9.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 464 с.

10.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов (сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского).

11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991. 185 с.

12.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1977. 264 с.

13.Варданян Г. А. Использование метода по этапного формирования для диагностики умет венного развития школьников: Канд. дис. М., 1979.

14.Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. С. 165191.

15.Венгер Л. Путь к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983. № 11. С. 135 142.

16.Воронова В.Я. Творческие игры дошкольников. М., 1981. 231 с.

17.Воспитание детей в игре. М., 1983. 362 с.

18. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 26 39.

19. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. 421 с.

20.Галигузова Л. Ранний возраст: развитие процессуальной игры // Дошкольная педагогика. 1993. № 4. С. 26 32.

22.Гансберг Э. Творчество и игра // Одаренные дети. М., 1991. 325 с.

23.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972. 425 с.

24.Григорьева Е. В гостях у Никитиных // Семья и школа. 1996. № 3. С. 31 39.

25.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комтекст-Центр, 1993. 176 с.

26. Гуревич К. М. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М., 180. 231 с.

27. Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития. Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 918.

28.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 352 с.

29.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 361 с.

30.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 487 с.

31. Дерябин В. М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления: Канд. дис. М., 1979.

32. Диагностика умственного развития у дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М., 1978. 248 с.

33. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. В кн.: Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978, с. 450.

34. Запорожец А. В: Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 243265.

35. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М. 1976. 98 с.

36.Игра дошкольника / Под ред. Н. Аникеевой. Новосибирск, 1983. 264 с.

37.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовй. М., 1989. 327 с.

38.Карпова Е.В. Дидактические игры. М., 1997. 198 с.

39.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие. М., 1986. 387 с.

40.Карпов Ю. В. Критерии и методы диагностики умственного развития. Вестник МГУ. Сер.

14. Психология, 1982, № 3, с. 1826.

41.Кеэс П. Я. Интеллектуальная подготовленность к обучению в школе и ее диагностика. В сб.: Формирование школьной зрелости. Таллин, 1982, с. 156169.

42.Кеэс П. Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Вопросы психологии, 1983, № 3, с. 4349.

43.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.

44.Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 36 — 49

45.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 543 с.

46.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 364 с.

47.Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. М., 1992. 421 с.

48.Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 4. С. 42 53.

49.Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. М., 1983. 159 с.

50.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990. 398 с.

51.Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 12 25.

52.Новоселова С., Зворыгина Е. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. 1983. № 10. С. 7 29.

53. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. 147 с.

54. Овчарова Р.В. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация к школе // Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996. 125 с.

55.Огнева Н. Играем по системе ТРИЗ // Дошкольное воспитание. 1998. № 5. С. 29 34.

56.Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. 1992. № 5. С. 36 51.

57.Перова Н. Масара Ибуку: изменить способы обучения // Семья и школа. 1996. № 9. С. 23 42.

58. Проскура Е. В. Значение психологической готовности ребенка к обучению в школе и возможность ее диагностирования. В сб.: Проблемы психологической диагностики развития школьников. Ереван, 1980, с. 222230.

59.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. № 5. С. 13 28.

60. Радвил Г. Творческие игры // Дошкольное воспитание. 1983. № 12. С. 23 29.

61. Психологическая служба в школе. Ч. 1,

62. Савенков А. Конкурс интеллектуалов. Для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 2. С. 26 39.

63.Сидельковский А. П. Алгоритмический подход к анализу процессов обучения правомерен. Вопросы психологии, 1964, № 5, с. 127132.

64.Смолярчук И. Развивать творческие способности детей // Дошкольное воспитание. 1993. № 8. С. 36 49.

65.Солодникова И. Играйте вместе с детьми // Дошкольное воспитание. 1996. № 5. С. 9 28.

66.Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе. В сб.: Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982, с. 165.

67. Талызина Н. Ф. Теоретические основы диагностики познавательной деятельности. В сб.: Проблемы программированного обучения. М., 1979, с. 1219.

68. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 325 с.

70. Ульенкова У. В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержками психического развития. Горький, 1980. 60 с.

71. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетнего ребенка к школе. Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 6269.

72.Фесюкова Л.Б. Хотите ли вы умного ребенка? // Фесюкова Л.Б. От трех до семи. М., 2000. 361 с.

73.Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач (конструирование по образцу) // Дошкольное воспитание. 1996. № 8. С. 42 51.

74.Шабалина З.П. Первый год — самый трудный: (Особенности учебно-воспитательной работы с шестилетними первоклассниками): Книга для учителя. М., 1990. 265 с.

75.Шапиро С. И. Об алгоритмизации процесса формирования понятий. Вопросы психологии, 1967. № 2. с 101 110.

76.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. М., 1988. 361 с.

77. Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. Прага, 1978. 388 с.

78.Щербакова Е., Зайцева Л. Учиться должно быть интересно // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 19 32.

79. Эльконин Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. В сб.: Психодиагностика и школа. Таллин, 1980, с. 6067.

80.Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985. 362 с.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы, анализ и синтез эмпирических данных; эксперимент (констатирующий и формирующий), методы математической статистики и качественный анализ результатов эксперимента. Как показывает практика, формирование… Читать ещё >

Развивающие игры, как средство подготовки детей к обучению в школе ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии
    • 1. 1. Психологическая характеристика особенностей развития дошкольников
    • 1. 2. Критерии готовности к школьному обучению
    • 1. 3. Типология развивающих игр, применяемых при подготовке детей к школе
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Проведение исследования и диагностика уровня подготовки к школьному обучению у испытуемых и его интерпретация
    • 2. 3. Рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе путем проведения развивающих игр

    К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

    Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

    Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.

    Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

    Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

    В нашем исследовании мы выдвинем такую гипотезу: Развивающие игры помогают повысить психологическую готовность к школьному обучению лучше, чем другие виды деятельности.

    Объектом изучения в работе послужит подготовительная деятельность к школьному обучению старших дошкольников, а предметом развивающие игры, как способ подготовки детей к школе.

    Целью данного дипломного исследования станет выявление степени влияния проведения развивающих игр на формирование готовности к школьнму обучению. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. изучить доступную психолого-педагогическую литературу по теме

    2. выявить психологические особенности старшего дошкольного возраста и критерии готовности к школьному обучению

    3. изучить типологию развивающих игр, используемых в качестве подготовки детей к школе

    4. провести эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности к школьному обучению

    5. сформулировать основные рекомендации по совершенствованию организации подготовки к школе с использованием развивающих игр.

    Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы, анализ и синтез эмпирических данных; эксперимент (констатирующий и формирующий), методы математической статистики и качественный анализ результатов эксперимента.

    Структура дипломной работы является традиционной. Она состоит из Введения, в котором означены актуальность, предмет и объект, цель и задачи будущего исследования, Основной части, Заключения, содержащего основные вывода по работе и списка использованной литературы. Основная часть делится на изучение теоретического аспекта вопроса (Глава I Проблема подготовки детей к школе при помощи развивающих игр в современной психологии) и практического исследования по заявленной тематике (Глава II Эмпирическое исследование влияния развивающих игр на степень подготовленности детей к школе). Главы имеют деления на подпункты.

    Глава 1. Психолого-педагогические аспекты подготовки детей старшего

    дошкольного возраста к школе посредством развивающих игр . 7

    § 1.1. П роблемы преемственности и подго­товки детей к школьному

    обучению в педаго­гической теории . 7

    § 1.2. Современные подходы к проблеме готовности детей

    к школьному обучению . 19

    § 1.3. Педагогические особенности подготовки старших

    дошкольников к школе посредством развивающих игр . 32

    Глава 2. Экспериментальное исследование подготовки детей старшего

    дошкольного возраста к школе посредством развивающих игр . 43

    § 2.1. Методики экспериментального исследования . 43

    § 2.2. Анализ и обработка результатов экспериментального

    Исследования в МДОУ № 174 г . Воронежа . 48

    § 2.3. Выводы и рекомендации педагогам и родителям по подготовке

    старших дошкольников к школе посредством развивающих игр . 66

    Список использованной литературы . 72

    К работе также прилагаются: доклад (речь на защиту), презентация, раздаточный материал.

    Стоимость работы - 3000 руб.

    СХОЖЕЙ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ НЕТ!

    Убедительная просьба! Указывайте в бланке письма тему интересующей Вас работы.

    Актуальность исследования. Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой.

    Под преемственностью на данном этапе понимается целостный процесс, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе.

    Одним из аспектов проблемы преемственности между детским са­дом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе, важным результатом которой яв­ляется психологическая готовность к школьному обучению

    Различные аспекты подготовки дошкольников к школе, формиро­вания у них психологической готовности к школьному обучению расс­матривали: О.М. Анищенко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Давидчук, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, В.С.Мухина, Н.Н. Поддьяков, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин и др.[1, 4, 8, 11-13, 17, 21, 31, 33-34, 37, 42-45]

    Разработке методических основ воспитания и обучения дошколь­ников посвящены З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Д.М. Гришина, А.О. Евдокимовой, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Т.В. Тарунтаевой и др. [3, 18, 36]

    Подготовка к школе предполагает целенаправленно организован­ное, основанное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка, педагогическое ру­ководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой происходит развитие внутренних сил ребенка - мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, на­выков культуры поведения, формируются предпосылки учебной дея­тельности, осуществляется физический и духовный рост ребенка. [15, с. 4]

    Противоречие между необходимостью создания целостной системы подготовки детей к школе и отсутствием научно обоснованных реко­мендаций по организации данного процесса, обуславливает актуаль­ность выбранной нами проблемы исследования, общепедагогическое и практическое значение которой и необходимость ее решения опреде­лили выбор темы нашего исследования: Подготовка старших дошколь­ников к обучению в школе в системе развивающих игр; а также его цель.

    Объект исследования : процесс подготовки старших дошкольни­ков к школе.

    Предмет исследования : подготовка старших дошкольников к школе в игровой деятельности.

    Цель исследования : разработать и апробировать педагогическую систему подготовки старших дошкольников к школьному обучению на базе развивающих игр.

    Цель и предмет определили следующие задачи исследования :

    1. Проанализировать педагогическую литературу по подготовке старших дошкольников к обучению в школе.

    2. Выявить психологические особенности старших дошкольников.

    3. Рассмотреть теоретические основы и выделить принципы построения системы подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

    4. Разработать содержание и методику организации процесса подготовки дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр.

    5. Дать методические рекомендации педагогам и родителям.

    Гипотеза исследования: Процесс подготовки старших дошкольни­ков к школьному обучению будет эффективным, если:

    - его структурообразующим основанием выступает модель педа­гогической системы, базирующаяся на системном и целостном подхо­дах, отражающая динамику его развития;

    - усвоение опыта старшим дошкольником организуется в рамках ведущей для данного возраста деятельности - игре;

    - его научно-методическое обеспечение представлено как сово­купность: авторской программы, системы различных видов игр и иг­ровых упражнений, направленных на формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению; средств психолого-педа­гогической диагностики уровня готовности; личностных способностей воспитателя, позволяющих ему оптимально корректировать процесс подготовки в соответствии с новыми условиями.

    В качестве исходных положений в исследовании процесса подго­товки старших дошкольников к школьному обучению был использован комплекс научных идей: о системном и целостном подходе к педаго­гическим явлениям; о сущностной природе психического развития ре­бенка, об игре как ведущей деятельности дошкольника; теоретичес­кий анализ современных продуктивных способов организации обучения и развития дошкольника.

    Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были ис­пользованы следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, изучение педагогичес­кого опыта по проблеме, моделирование, организация констатирующе­го и формирующего экспериментов по специально разработанной прог­рамме. В ходе экспериментальной работы осуществлялись: наблюде­ние, беседы, тестирование, проведение различных видов игр и игро­вых приемов, синтез эмпирического материала, статистические мето­ды обработки экспериментальных данных.

    Исследование осуществлялось на базе детского сада № 174 г . Воронежа.

    Научная новизна исследования состоит в том, что:

    - обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

    Практическая значимость заключается в том, что содержащиеся в исследовании научное обоснование процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе в системе развивающих игр, комп­лекс разработанных педагогических условий, модель системы подго­товки детей к школьному обучению позволяют целенаправленно совер­шенствовать воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, до­биваясь большей эффективности и результативности в подготовке старших дошкольников к обучению в школе.

    Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

    Читайте также: