Развивающая деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

Развивающее обучение — что это за система организации в педагогике

Развивающее обучение — это система организации обучения, которая ориентируется на потенциальные возможности ребенка. Основывается на концепции Л.С.Выготского, по которой обучение опережает развитие ребенка, чтобы стать движущей силой и средством развития.

Содержание, методы и формы развивающего обучения основываются на закономерностях развития ребенка.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Чему способствует, как влияет на развитие личности

Обучение и развитие тесно связаны. Обучение идет впереди и стимулирует развитие.

Теоретические основы и особенности развивающего обучения

Теория РО опирается на следующие положения:

  1. РО — активно-деятельный тип обучения, который осуществляется с помощью разных видов деятельности.
  2. Опирается на закономерности развития, уровень и особенности ребенка.
  3. Опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие.
  4. Направлено на развитие личности в целом.
  5. Ориентируется на зону ближайшего развития.
  6. Ребенок является полноценным субъектом познавательной деятельности.
  7. Применяет продуктивные методы: анализирующее наблюдение, дискуссия, моделирование, рефлексивная ситуация, квазииследовательский метод.
  8. Целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели, задачи и творчески их достигает.
  9. Осуществляется путем решения учебных задач.
  10. Представляет собой коллективную мыследеятельность и деловое общение.
  11. Использует дедуктивный подход к формированию понятий и способов мышления.

Чтобы реализовать развивающее обучение, необходимо не только знать содержание программ, владеть методами обучения, но и разбираться в психологии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Методические подходы РО:

Развивающее обучение — особый вид обучения, который отличается специфическим подходом к определению и реализации целей, содержания и взаимодействия учеников с учителем и между собой.

Принципы развивающего обучения

РО поддерживает партнерские отношения между учеником и учителем на уроке и придерживается следующих принципов:

  1. Главная роль теоретических знаний.
  2. Высокий уровень трудности.
  3. Быстрые темпы обучения.
  4. Осознание школьниками процесса учения.
  5. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся.
  6. Между учащимися преобладают коллективно-распределительные отношения, опорой которых является диалог.

Что является главной целью

Цель РО — развитие личности, ее способностей. Для достижения цели структура урока составляется таким образом, чтобы обеспечить учащимся условия для развития, подготовить к самостоятельному освоению знаний, поиску истины.

Виды и формы развивающего обучения

Основные формы организации учебной деятельности на уроке в системе РО:

  1. Фронтальная работа. Ученики выдвигают версии, учитель их обобщает, управляет работой, координирует ее. Постепенно эти функции делегируются нескольким учащимся: кто-то фиксирует версии, кто-то делает обобщения и т.д.
  2. Парная работа. Это способ сократить время на поиск версий и обучать детей взаимопомощи, продемонстрировать навыки обучения других.
  3. Групповая работа. Основной вид организации РО. Между детьми распределяются роли координатора, секретаря, докладчика, оформителя, эксперта, критика и т.п. Ученики поэтапно осваивают способы групповой работы, занимаются поисково-исследовательской работой в условиях сотрудничества, обсуждают итоги работы на общем занятии. Ученики разрабатывают оригинальный план решения задачи, ищут способ проверки решения с помощью самостоятельно выявленных новых связей и зависимостей.
  4. Индивидуальная форма. Высший этап проявления способности к саморазвитию. Эффективна для творческих заданий, социально-значимых и социально-признаваемых проблем.

РО отличается подходом к оценке учебной деятельности учеников. Работа оценивается с точки зрения умственных возможностей ребенка. Оценка отражает его индивидуальное развитие. Если он работает на пределе своих возможностей, то заслуживает высшей оценки, даже если это не лучший результат относительно возможностей других учащихся.

Отметки важны как стимулирующее средство, которое убеждает всех учеников в том, что они способны развиваться и достигать успеха. Задача учителя — вывести каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания и самосовершенствования.

В педагогике до сих пор стоит вопрос об определении видов РО. К развивающему можно отнести отечественные авторские системы и школы:

  • В.А.Сухомлинского;
  • Е.А.Ямбурга и А.Н.Тубельского;
  • педагогический опыт С.Н.Лысенковой,
  • В.Ф. Шаталова.

В контексте РО для средней и старшей школы рассматривают проблемное обучение А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова. Для начальной школы оно связано с именами:

  • Л.В. Занкова;
  • Ш.А. Амонашвили;
  • П.Я. Гальперина;
  • Н.Ф. Талызиной.

Традиционно в качестве примера РО рассматривают дидактическую систему Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Особенности учебной деятельности по Эльконину-Давыдову

Ведущая роль в формировании интеллекта отводится теоретическому знанию. Необходимо сформировать у учащихся основы теоретического мышления, которое предполагает способность человека постигать суть явлений.

Принципы РО Д.Б.Эльконина-В.В Давыдова:

  1. Основой являются теоретические знания и способы их применения.
  2. Каждый учебный предмет — своеобразная проекция науки, в сжатой форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания.
  3. Теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе активной познавательной деятельности.

Учебная задача на уроке решается в такой последовательности:

  1. Педагог или ученики формулируют учебную задачу.
  2. С помощью учителя дети определяют причинно-следственные связи между изучаемыми объектами.
  3. Учащиеся моделируют выделенные отношения в предметной, графической и буквенной формах.
  4. Дети преобразуют модель отношений для изучения их свойств в чистом виде.
  5. Класс определяет систему частных задач, решаемых общим способом.
  6. Выполняется контроль за выполнением предыдущих действий.
  7. Происходит оценка усвоения общего способа, как результата решения данной учебной задачи.

Учебная деятельность по Эльконину-Давыдову — это деятельность по изменению самого ученика.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональный стандарт педагога Аникина О. А., учитель англ. языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Профессиональный стандарт педагога Аникина О. А., учитель англ. языка

Профессиональный стандарт педагога Аникина О. А., учитель англ. языка

Профессиональный стандарт педагога В деле обучения и воспитания, во всем школ.

Профессиональный стандарт педагога В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. К.Д. Ушинский

Часть третья: развитие 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от.

Часть третья: развитие 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребёнку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребёнку своими и педагогическими приёмами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-м.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5.Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и др.) 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8.Умение отслеживать динамику развития ребёнка.

9. Готовность защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Зн.

9. Готовность защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.

13. Владение элементарными приёмами психодиагностики личностных характерист.

13. Владение элементарными приёмами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребёнка. 14. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого- педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся.

16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы.

16. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции. 17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одарённые дети, асоциально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты и др.), дети с ОВЗ, дети с зависимостью.

18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально пс.

18. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально психологических особенностей и закономерностей развития. 19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Самоанализ Внимательно изучите трудовую функцию - развивающая деятельность и.

Самоанализ (15 человек)

Самоанализ (15 человек)

Не готов (не имею) Освоение и применение психолого-педагогических технологий.

Не готов (не имею) Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родит.

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющи.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ. Формировать детско-взрослые сообщества.

Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать! качество системы образования н.

Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать! качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения. Цель технологии: формирование у детей устойчивого интереса к знаниям, стремление к самообразованию. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие школьника. При таком обучении дети учатся способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления. Это обеспечивает готовность ребёнка самостоятельно использовать свой творческий потенциал. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания. Перед учащимися ставится проблема. Дети при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения: строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трё х основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитель оценивает труд школьников по индивидуальным результатам. Это создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью чётких критериев, полученных от учителя. Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, ещё не изучавшийся на уроке. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают. Учебная деятельность организуется в атмосфере коллективного размышления, совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение.

1. Функция обеспечения понимания школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться.

2. Функция сопровождения. Педагог должен стать участником общего учебного поискового действия.

3. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников. Цели рефлексии — вспомнить изученный материал.

В центре внимания учителя оказывается поиск приёмов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность учеников, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.

Учебный цикл состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического и рефлексивно-оценочного этапов.

Ориентировочно-мотивационный этап включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.

На поисково-исследовательском этапе педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания, формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.

Рефлексивно-оценочный этап предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Особенностями урока являются:

2. Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

3. Самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества.

4. Коллективный поиск, направляемый учителем.

5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу.

6. Гибкая структура.

Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя.

Проблемное обучение. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Она направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия.

При развивающем обучении качество и объём выполненный учеником заданий оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной деятельности. Темпы развития личности глубоко индивидуальны. Задача учителя - вывести личность каждого ученика в режим развития.

Личностно-ориентированное развивающее обучение в детской школе искусств Данная статья посвящена проблематике личностно- ориентированного развивающего обучения. В нашей школе искусств такое обучение является основой.

Патриотическое воспитание в начальной школе (из личной педагогической практики) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной.

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе рамках изучения темы факультативного занятия "Конструирование из геометрических фигур", попробовали создать проекты детских спортивных.

Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС слайд 2 «К школьнику относиться надо не как к сосуду, который предстоит.

Проектные задачи в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Работа с родителями в начальной школе Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе (из опыта работы) "Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы. ".

Сценарий выпускного в начальной школе Учитель: - Дорогие ребята! Дорогие родители! Мы все немного волнуемся. Ведь сегодня у нас необычный день – прощание с начальной школой.

Выпускной в начальной школе Выпускной — это всегда волнительное мероприятие, позволяющее ученикам перейти на новый этап своей жизни. Выпускаясь из младшей школы, ученики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены основные методические подходы к использованию развивающего обучения в начальной школе.

Методическая разработка

Школа по своей функции нацелена на будущее развитие общества. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение определенных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности школьников, их профессиональных мотиваций, на формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и, в конечном счете, социальной адаптации на рынке труда.

Опыт педагогической деятельности и анализ результативности обучения показывает, что традиционные программы в начальных классах не в полном объеме обеспечивают максимально возможное общее развитие учащихся и одновременно дают средний уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал в основном носит базовый характер с невысоким теоретическим уровнем, методика обучения и содержание учебников, несмотря на их доработку по ФГОС, рассчитывают на память учащихся в ущерб мысли, любознательности и индивидуальности.

Перед учителем встает проблема поиска новых методов, средств и способов действий для усовершенствования работы на уроке и ориентации учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся для повышения уровня и качества знаний. Этим определяется актуальность данной методической разработки и её цель:

строить содержание и методику обучения так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность школьников в овладении учебным материалом и повысить качество знаний.

Руководством и ориентиром к указанным действиям можно считать одно из самых значительных явлений в образовании России, зарекомендовавшее себя как эффективная образовательная технология ещё в середине прошлого века, - идеи развивающего обучения. Это система образовательных технологий нового поколения, главной целью которых является психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.

Цель такого обучения - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. При этом субъект - человек, способный сам управлять своей деятельностью, своей жизнью: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Он способен приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить выход из любой ситуации. Главное – умение учиться, т.е. учить себя, поэтому именно учебная деятельность является универсальным средством развития.

Основными задачами, определяющими методические подходы к использованию развивающего обучения, являются следующие:

формировать новый тип мышления – понятийный (рефлексивный), позволяющий исследовать и понимать сложность окружающего мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, решать задачи профессионального и жизненного самоопределения;

способствовать проявлению таких личностных качеств, как способ-ность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

формировать мотивацию к обучению, познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции, социальные компетенции учащихся.

Ориентируя учебный процесс на максимальную реализацию потенциальных возможностей обучающихся и повышение качества знаний, опору необходимо делать на дидактические принципы развивающего обучения, направленные на достижение общего развития школьников.

Принцип обучения на высоком уровне трудности, когда содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Принцип предполагает выполнение таких заданий, которые обучающийся сам осуществить не может, но такие, чтобы обучение было возможным. Трудность понимается как препятствие, которое нужно преодолеть. Так ребёнок переходит на более сложный уровень.

Этот принцип прямо связан с принципом ведущей роли теоретических знаний, согласно которому формирование знаний и умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития. Так прослеживается устремленность на выдвижение на первый план познавательной стороны обучения.

Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть его заключается не в увеличении объёма учебного материала или сокращении сроков учения, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

Принцип осознания учащимися процесса учения требует научить школьника осознавать не только сведения, знания, умения, но и сам процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способности и операции.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех детей требует работы по развитию всех без исключения детей, в том числе и наиболее слабых, что обеспечивает как индивидуальный, так и дифференцированный подход в обучении.

Принцип управления развитием заключается в том, что средствами обучения можно управлять развитием ребенка. Психологи считают, что развитие интеллекта и мышления положительно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, личности человека в целом.

Принцип исследования и поиска означает, что знания никогда не нужно давать в готовом виде, необходимо активизировать учебную работу, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

Принцип постановки учебной задачи. Логика построения урока такова, что цели, задачи, необходимость поиска нового учебного материала или его закрепления продиктованы проблемной ситуацией.

Принцип моделирования. Общий способ работы дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, так как именно через модель или схему легче прийти к общим способам решения различных задач.

Принцип соответствия содержания и формы. Использование форм организации деятельности обязательно соответствует определенному этапу освоения учениками способов действия.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использования в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Структура такого обучения представляет собой цепь предметных задач, которые усложняются и вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, не имеющей аналога в его опыте.

Развивающее обучение отличается характером преподавания и учения. Центральным технологическим звеном является самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на его способности в ходе обучения регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Иными словами, ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Позиция же ребенка как объекта обучения в традиционном образовании лишает его полностью или частично действий целеполагания, планирования, анализа и приводит к деформациям и задержкам развития.

Отсутствие готового для запоминания учебного содержания изменяет позицию ученика в учебном процессе, коренным образом меняет тип учения. Из догматического он преобразуется в эвристический, исследовательский, при котором новое знание открывается учеником самостоятельно или в совместном поиске учителем и учащимися.

Конструирование учебного содержания через систему практических, поисковых, исследовательских задач и заданий помогает не только активному усвоению материала, но и вызывает потребность овладеть необходимыми интеллектуальными, организационными, познавательными, учебными умениями. При таком типе учения учащиеся не ограничиваются припоминанием известных, аналогичных способов решения поставленных задач, а пытаются, исходя из своего знания и незнания, открыть способ решения.

Говоря о методических подходах к использованию развивающего обучения, следует отметить и важную роль проектирования каждого урока, при этом урока особого - опыта личности, столкнувшейся в своей деятельности с проблемой, которую необходимо решить. Ведь урок в развивающем обучении – это, прежде всего, урок жизни в ситуации неопределенности. Необходимо отыскать такие средства интеллекта и личности, которые позволят ребенку в будущем приспосабливаться к ситуации, решать неизвестные проблемы. Главное здесь - активное взаимодействие учеников, возможность проявить индивидуальную ответственность и дать совместную оценку хода работы.

Урок – это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения. А любое педагогическое действие имеет силу в ряду себе подобных, поэтому независимо от конкретной цели деятельности и типа, развивающий урок имеет постоянную структуру. Рассмотрим её.

Большую роль играет эмоционально насыщенный дидактический материал. Красивое, умное слово призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус. Главное – совместные межличностные переживания должны быть использованы для перехода к совместной деятельности.

Четвертый элемент – организация учебных действий детей по анализу проблемной ситуации – предусматривает напряженную мыслительную деятельность (наблюдение, анализ, сопоставление, логические цепочки, установление взаимосвязей, исключение лишнего, обобщение, классификацию). Выбор формы работы - фронтальной, парной, групповой, комбинированной. Нужно не торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия, а стремиться к тому, чтобы ученик сформулировал не только цель дальнейшей работы, но и предложил план действий для решения проблемы. Необходимо фиксировать все гипотезы детей, сравнивать и координировать несовпадающие точки зрения. Данный этап работы дает ребенку возможность ясно осознать отличие старого знания от нового, известной и неизвестной формы работы. Учитель стремится к тому, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и сделал самостоятельные выводы, поэтому вся работа на уроке основана на поисково-исследовательской деятельности учащихся. Открытый самим учеником способ действия запоминается надолго. Важно, что главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство. А выполнение однообразных упражнений не ведет к развитию.

Следующий этап, центральный и в то же время естественный, - кульминация, разрешение противоречия (Эврика!), нахождение нового способа решения задачи и моделирование, схематизация, составление таблиц, рисунков, формул с использованием различных графических обозначений. Моделирование может использоваться на разных этапах. В условиях моделирования сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем и, что важно, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, анализируя такую форму преподавания учебного материала, как урок, можно сделать следующие выводы:

начало занятий должно быть необычным;

на занятии должен главенствовать дух “открытия” (ничего не сообщать детям в готовом виде);

очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде;

держать паузу, не мешая “включению” мыслительных процессов;

Читайте также: