Развитие самообразования как средство подготовки учителя малокомплектной начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, которая:

планируется, управляется и контролируется самим человеком.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

В начале учебного года все учителя начальной школы выбирают тему, над которой будут работать или продолжат работу и фиксируют эту тему в планах методического объединения.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

Тему самообразования выбираем исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы.

Цель самообразования формулируем так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования.

Цель: повысить качество знаний учащихся по русскому языку.

  • Задачами самообразования в данном случае могут быть:

1. Выявление педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.

2. Проверка на практике позитивного влияния данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;

3. Разработка дидактического материала по русскому языку, уроков, внеклассных мероприятий, направленных на решение поставленной цели работы;

4. Разработка системы игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.

Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.

  • этапы работы и сроки выполнения каждого этапа

Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования.

Продолжение изучения методической, педагогической и психологической литературы.

Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Открытые уроки на школьном и городском уровне.

Выступление на заседании городского МО учителей начальных классов по теме самообразование.

Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

Оформление результатов работы.

Подведение итогов. Отчёт.

1. Продолжить изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности.

2. Разработать рабочие программы по предметам.
3. Познакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Познакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Принять активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучить опыт работы лучших учителей своей школы, города и округа через Интернет.
6. Посетить уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Собрать и проанализировать в Интернете информацию по начальному обучению, педагогике и психологии.
3. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

  • Источники самообразования
  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
  • общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

1. Участие в конференциях:

2. Участие в олимпиаде:

3. Участие в конкурсах:

4. Участие в сетевых сообществах:

- создание персонального сайта;

- создание электронного портфолио;

5. Участие в семинарах:

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Самообразование учителя малокомплектной начальной школы как пснхологопсдагогичсская проблема
1.1 Становление самообразования личности в контексте социокультурной динамики современного общества
1.2 Сущность самообразовательной деятельности педагога как средство достижения профессионализма
1.3 Анализ профессиональной подготовки учителя с учтом специфики малокомплектной начальной школы.
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытноэкспериментальпая работа по развитию самообразования студентов в процессе профессиональной подготовки их к работе в малокомплектной начальной школе
2.1 Анализ результатов исходного уровня самообразовательной деятельности студентов педагогического вуза
2.2 Программа развития самообразования в условиях профессиональной подготовки учителя малокомплектиой начальной школы.
2.3 Анализ эффективности заданных условий развития самообразовательной деятельности студентов в процессе подготовки их к преподаванию в малокомплектной начальной школе.
Выводы по второй главе
Заключение.
Список использованной литературы

Становление образования шло по пути его институциализации. Одной из основных функций образования как социального института является воспроизводство и трансляция знаний, нормативных образцов, того социокультурного кода, который ответствен за сохранение целостности социума и его культурной самобытности. I I. Смелзер подчёркивал аспект трансляционности образования: "Образование можно определить как формальный процесс, на основе которого общество передаст ценности, умения и знания от одного человека и группы другим" [0, с. Самообразование не имеет статуса социального института. Исследователи [2, 4, ] рассматривают его как вид деятельности, ведущей и базовой социальной функцией которого является самореализация личности. Е.А. Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей" [, стр. Несмотря на тесную связь с образованием, исследователи [0, 2, 4, ,4] рассматривают самообразование как автономное явление. Технологии самообразования доиндустриальной эпохи. В доиндустриальных обществах самообразование (как и образование) реализовывалось в контексте межличностных отношений и выступало аспектом коммуникативной деятельности [4]. Самообразование было органично включено в процесс жизнедеятельности общности, сопутствовало практически всем видам деятельности человека, но было узко востребовано лишь как форма самостоятельного "закрепления" стереотипов поведения, соответствующих строго фиксированной социальной роли личности. Общность "образовывала" человека через труд и обычаи, процессы социализации доминировали над процессами индивидуализации. Поскольку человек не отделял себя от общности, которая была условием его существования и жестко детерминировала его сознание и деятельность, в целом технологию самообразования того периода можно охарактеризовать как социоцентрическую. Ее социальный смысл заключался в том, что она являлась средством социокультурной интеграции. Античная технология самообразования базировалась на рациональных основах, ее целыо было формирование личности, ориентированной на решение проблем внешнего мира [, II]. В противовес данной технологии выступали религиозные стратегии самообразования. Выступая стержнем самообразовательной активности человека, религиозная составляющая знания оказывала определяющее регулятивное воздействие и на иные формы социальной активности человека []. В средневековье "книжная, письменная культура существовала в виде своего рода островков в море систем устной коммуникации и трансляции культурных ценностей" []. Приобщение к книжной культуре как ведущее средство самообразования реализуется в полной мерс лишь в индустриальном обществе. Технологии самообразования в индустриальном обществе. В индустриальную эпоху самообразование окончательно сформировалось в качестве самостоятельного вида деятельности, имеющего массовый характер и уже свойственного целым социальным группам. Этому способствовал ряд характеристик общества индустриального типа и в первую очередь утверждение приоритета личности и ее независимости от общества в качестве важнейшей ценности []. Процессы модернизации, характерные для индустриального общества и порождающие многоукладность во всех сферах социальной жизни, распространяясь и на область знания, приводят к его дробности, совмещению традиционных, современных и переходных элементов. Эти процессы резко дифференцируют стратегии самообразовательной деятельности. В рамках одной (например, профессиональной) сферы могут одновременно сосуществовать как современные, так и традиционные стратегии самостоятельного воспроизводства профессионального знания, кардинально различающиеся потребностно-мотивационными, ценностно-нормативными и целевыми характеристиками. Поэтому самообразовательная деятельность отличается крайней усложненностью и противоречивостью.

Пятибратова, Ираида Ивановна.
Развитие самообразования как средство подготовки учителя малокомплектной начальной школы : автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2004. - 23 с.

Документ в свободном доступе.

Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Высшее образование. Педагогика высшей школы -- Высшее педагогическое образование -- Отдельные отрасли высшего педагогического образования -- Подготовка учителей начальной школы
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Общеобразовательная школа. Школьная педагогика -- Общеобразовательная школа -- Российская Федерация -- Типы общеобразовательных школ. Отдельные общеобразовательные школы. Детские дома -- Малокомплектные школы
Общая педагогика, история педагогики и образования
Теория и методика профессионального образования
Шифр хранения:
FB 9 04-2/1351-8
FB 9 04-2/1352-6
Читать Электронный заказ


Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В. В. Путин, президент РФ

В условиях быстрого развития российского общества и глобальной информатизации, залогом успешного развития и благосостояния социума выступает концепция образования на протяжении всей жизни человека, то есть самообразование. Суть самообразования заключается в удовлетворении развивающихся потребностей личности и социума, а также возможности реализации каждым индивидуальной программы обучения и воспитания [7].

Самообразование проявляется как проблема и становится все большей потребностью российского общества и его граждан.

Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование [9].

Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие способностей и индивидуальности, которая осуществляется добровольно, управляется самим человеком и необходима для совершенствования каких-либо качеств. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из показателей качественного образования.

Как отмечают ученые, самообразование — это способ индивидуальной и групповой саморегуляции сферы знания.

Самообразование для отдельных социальных групп выступает условием воспроизводства их общественной позиции. При этом потребность в самообразовании определяется развитостью, устойчивостью и духовными потребностями [11].

Самообразование — это способ воспроизводства профессиональной групповой субкультуры, поскольку оно выступает механизмом усвоения групповых социокультурных норм.

Возрастание роли индивида усилило внимание к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Поэтому особенно важна связь образования и самообразования в деятельности человека. Высокий профессионализм основывается на непрерывном самосовершенствовании индивида [10]. Изменение времени диктует необходимость постоянного обновления знания, уже нельзя просто дать современному человеку готовые знания, необходимо постоянно видоизменять их. Основной задачей образования является подготовка высокого качества образования, поэтому нужно готовить педагогические кадры, умеющие учиться и способные научить этому учащихся. Каждый человек, сознательно стремящийся к повышению своей профессиональной компетенции, желает быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.

В научной литературе наметилось несколько подходов к исследованию проблем самообразования:

- в рамках теории непрерывного образования проблемой самообразования занимались: А. А. Бодалев, А. П. Владиславлев, А. В. Даринский, В. Н. Турченко и др.;

- в социологических исследованиях самообразование изучали: В. А. Артемов, Г. П. Астапенко, М. А. Дремина, Л. Ф. Колесников и др.;

- в педагогических трудах по повышению квалификации самообразованию посвящены труды: Т. Г. Браже, Ю. Н. Кулюткин, В. Н. Котляр, Н. В. Косенко, Г. С. Сухобская и др.;

- сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности исследовали: Ю. А. Азаров, Т. А. Воронова, Д. М. Гришин, С. Б. Елканов и др.;

- пути и средства формирования потребности и стремления к самообразованию рассмотрены в работах В. И. Андреева, В. И. Завьяловой, Г. С. Закирова, Л. А. Земской, JI. C. Колесник и др.;

Различными проблемами самообразования учителя занимались ученые Т. Г. Браже, A.JI. Вайсбург, М. М. Заборщикова, О. Е. Лебедев, В. Д. Луганский, И. Л. Наумченко, П. Г. Пшибельский и др. [8].

- самообразование учителя, студента, руководителя школы в различных исследованиях выступает как объект теории управления: М. И. Донцов, С. Б. Елканов, И. И. Кобыляцкий, Б. Ф. Рафский и др.;

- интерес к проблемам самообразования учащихся проявили: М. А. Данилов, Г. С. Закиров, Л. С. Колесник, Б. Ф. Райский, А. И. Редковец, М. Н. Скаткин и др.;

Нарастающие потоки информации, умение ориентироваться в этой информации, внедрение новых информационных технологий, ситуации, заставляющие принимать быстрые решения, все это требует от каждой личности высокого уровня готовности к самообразовательной деятельности, а также совершенствования самого процесса самообразования [7].

Таким образом, самообразование может обеспечить устойчивый прогресс в информационном развитии нашей страны. И насколько современный школьник будет занят своим самообразованием, настолько в дальнейшем будет успешной его деятельность по получению образования, приобретению высоких профессиональных качеств и реализации жизненных планов и идеалов.

6. Абилов А. В. В дружной семье народов. — Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1965. -96 с.

7. Алиева М. Б. Формирование навыков самообразования у подростков в учебной деятельности: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Махачкала, 2007. — 171 с.

8. Безниско Е. Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя тема: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Ростов-на-Дону, 2007. — 171 с.

9. Даутова О. Б., Христофоров С. В. Инновации и образование, СПб, 2003, с.309, 317.

10. Гиро А. И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации: автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Минск, 1994. — 193 с.

11. Пятибратова И. И. Развитие самообразования как средство подготовки учителя малокомплектной начальной школы: автореф. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Воронеж, 2004. — 190 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, Развитие образования, потребность, проблема самообразования, российское общество, Федеральная целевая программа.

Похожие статьи

Самообразование – необходимость современного общества

Образование взрослых, самообразование.

На современном этапе развития общества главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного.

На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья.

Он подчеркивает значение непрерывного образования для развития образованности самой по себе, как цели, как

Самообразование – необходимость современного общества.

Самообразование как основа развития успешной.

Проблема самообразования как развитие успешной личности всегда была актуальной.

Самообразование – необходимость современного общества. В-третьих, считают, что целью непрерывного образования становится всестороннее развитие и саморазвитие человека.

Проблема самообразования педагога | Статья в сборнике.

Данная статья об особенностях самообразования педагога на современном этапе развития общества.

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, знание, образование, педагог, потребность, самообразовательная деятельность.

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования.

Рассматривая развитие проблемы самообразования детей, А. К. Маркова отмечала: «…нельзя смешивать

Оно призвано откликаться на то новое, что начинает зарождаться в развивающемся обществе. Поэтому в годы наибольших социальных сдвигов потребность в.

Самообразование как фактор, способствующий духовному.

Следует отметить, что проблема самообразования является актуальной. Мы живём в постиндустриальном (информационном) обществе, где информация играет важную роль, без неё нельзя.

Самообразование и саморазвитие взрослых — важный.

Образование взрослых, самообразование.

Самообразование — это творческая работа человека по развитию своей личности, расширению кругозора и эрудиции.

Сегодня общество испытывает стремительные перемены за всю свою историю.

К вопросу о профессионально-педагогических ценностях

Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.

Самообразование как ценность профессионального становления педагога.

Иноязычное самообразование студентов бакалавриата как.

Ключевые слова: иностранный язык, самообразование, студенты бакалавриата, учебная индивидуальная деятельность.

Это может быть магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, различные программы развития профессиональных умений и.

Читайте также: