Развитие речи в музыкальной деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Мир детства, внутренний мир ребёнка это ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает встреча с музыкой. Музыка связывает детей между собой, а детей со мной в единое целое. И если дети начинают доверять мне, верить – значит, можно с ними творить, фантазировать, воображать и развивать.

Музыка и речь неразделимы. Через общение с музыкой дети не только получают информацию об окружающем мире, но и учатся жить в мире музыки, строить свои отношения, а это требует творческой активности, внимания, эмоциональной памяти, развитой речи, логики. Таким образом, музыкальное воспитание способствует:

· развитию эмоций;

· развитию движений;

· развитию творческой активности;

· развитию самостоятельности в разных видах музыкальной деятельности – пении, играх, танцах, восприятии музыки и музицирования;

· а главное - развитию речи.

Знакомя детей с песнями, музыкальными произведениями, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т. д. мы вместе с педагогами этой группы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:

· обучение рассказыванию и чтению стихов;

· формирование диалогической речи;

· воспитание культуры речевого общения.

таких детей не сформирована культура речевого общения, разговорная (диалогическая) речь, отсутствует умение строить фразы.

И, поэтому, на помощь к детям приходит музыка. Проводя с детьми музыкальные занятия, я беру в поле зрения не столько их голос, сколько их речь, музыкальный слух, музыкальную память и внимание. Для речевого развития важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

Что такое жанр? В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, форму и характер содержания, предназначение и определённые условия исполнения.

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Очень полезно пение для детей с нарушением речи. В пении активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция. Ребёнок, независимо от того есть у него музыкальные данные или нет сразу на занятии поёт песню. Пусть она будет спета плохо или даже фальшиво, ребёнок всё равно получает от этого удовольствие.

Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.

Для этого провожу артикуляционную гимнастику, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти.

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика. Вырабатывают умение владеть голосом, где-то спеть громко, а где-то тихо.

Дети слушают, как я (вместе с воспитателем) исполняю(ем) песню, а в дальнейшем и подпевают мне. Чуть позже ребята запоминают слова и поют песенку сами. Такого рода занятия помогают развить чувство ритма, поставить дыхание, развивать и воспитать вокальные навыки. Пение песен широко используется и с элементарным музицированием. Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению текста.

Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют маленькие песенки, попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.

В процессе обучения пению решаю речевые задачи:

- совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

«Движение – это тоже речь, выражающая

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика:
движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д.

Музыкально - ритмические движения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкально – движения снимают психоэмоциональное напряжение,
воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, а так же развивают речь.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Музыкальные занятия включают в себя:

ходьбу, бег, прыжки;

имитация звуков животных координировано с движениями под музыку;

словесные и речевые игры;

упражнения с предметами;

речевые двигательные упражнения с предметами и без;

игра на шумовых музыкальных инструментах;

инсценирование песенок, мини-сценок, мини-сказок и многое другое.

Может быть, они вам помогут в воспитании вашего ребёнка, а, может, кто-то воспримет их только для информации или воспримет для интереса…

· Посетите с ребёнком, хотя бы один раз, концерты: инструментальный, симфонический, вокальный, оперу или балет.

· Включайте классическую музыку в качестве фона для выполнения различных занятий ребёнка, даже если он слушает невнимательно. Будьте уверены в том, что подсознательно работа совершается.

· Покупая игрушки, не забывайте о покупке музыкальных инструментов: дудочки, барабан, органчик, металлофон, гармошка, бубен и т.д. Для начала ребёнок должен полюбить звук и ощутить чувство ритма.

· Попробуйте разобраться в музыкальных пристрастиях ребёнка, прежде чем вы его приведёте к профессиональному педагогу.

Хочется предложить вам ещё и маленькие хитрости для привлечения своего дитя к музыке:

· По чаще хвалите своего маленького музыканта и певца.

· Иногда специально говорите, что забыли, как петь или играть на ДМИ. Попросите ребёнка научить вас чему-нибудь.

· После выученной песенки, поем и играем её бабушке, папе, дарим на праздник близким родственникам.

· Каждому ребёнку приятно услышать свой голос, записанный на видео, на диск…

· Будьте тактичны с ребёнком, помните о том, что музыкальность – это личное, очень искреннее проявление индивидуальности.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова. Каждое слово, слог, звук произносится осмысленно, с искренним отношением.

В заключении можно сказать, что музыка – она не для того, что надо и необходимо ей заниматься, она просто ради радости. Радости общения с красотой, с близкими людьми, и просто с самим собой.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников

посредством разных видов музыкальной деятельности

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.

Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни .

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом : петь громко и тихо.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное , но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко , без лишнего напряжения произносить слова песни , т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию . Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка

Пение помогает развитию даже навыка чтения . Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка , знакомство с новыми понятиями.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Большое внимание уделяем голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом . Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)

В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Речь и артикуляционная гимнастика

В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него).

Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Мы используем еще эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений нами чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.

Речь и пальчиковые игры

Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Давайте вспомним, когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры.

Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.

Виды пальчиковой гимнастики:

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

Стенка, стенка, (потрогать щечки)

Потолок, (потрогать лобик)

Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)

Дзинь — звонок! (нажать на носик)

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.

Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Речь и движение

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и ритмодекламация

На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования.

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.

Исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Речь и речевое музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Звучащие жесты - Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование - Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Речь и логоритмика

На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
  2. Совершенствование общей и мелкой моторики.
  1. Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

В логоритмические занятия включаются:

  1. ходьба и маршировка в различных направлениях;
  2. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  3. упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  4. упражнения, активизирующие внимание и память;
  5. счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  6. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
  7. пение;
  8. упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  9. самостоятельная музыкальная деятельность;
  10. игровая деятельность;
  11. упражнения для развития творческой инициативы;
  12. упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;
  13. речедвигательные упражнения;
  14. танец и пантомима.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки . Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

На занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.

Виды музыкальной деятельности:

1) Слушание музыки

3) Музыкально-дидактические игры

4) Музыкально-ритмические движения

5) Игры на детских музыкальных инструментах

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Поэтическое слово - помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.

Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором.

«Шаг – присяду, шаг присяду Спинку прямо я держу

Специальные термины обогащают словарь.

Классифицируют музыкальные инструменты по группам: струнные, клавишные, духовые, ударные:

Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:

Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.) :

Музыкально-дидактические игры: развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух

Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи

Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности

Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников:

Младший возраст: игровые приемы и занимательные ситуации.

Старший возраст – преобладание большей доли проблемности.

Также ведется работа с родителями: оформлены стенды, консультации, проводятся утренники, различные праздники

Организованы музыкальные уголки во всех возрастных группах ДОУ.

Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у .


Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв.


консультация музыкального руководителя "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ.


Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"

quot;Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности".

Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности

Материал поможет установить профессиональную взаимосвязь между логопедом музыкальным руководителем в дошкольной организации.


Статья. Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности.

Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности.


Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников в различных видах музыкальной деятельности"

Материал адресован воспитателям ДОУ с целью активизации их знаний о значимости развития связной речи. С помощью материала, изложенного в консультации, музыкальный руководитель сможет обучить воспитате.

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально - дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)

Музыкально- ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,

Игра на детских музыкальных инструментах.

Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.

В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

Музыкально – пальчиковые игры.

Способствуют развитию

1. мелкой и крупной моторики.

2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

(12 слайд) Спасибо за внимание!

Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности "Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности" 1слайд Среди самых интересных.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами экспериментально-исследовательской деятельности Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятель. В старшем дошкольном возрасте дети достигают.

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речевая деятельность как совокупность процессов.

Развитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельности

Развитие речи у младших дошкольников средствами познавательной деятельности Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому.

Развитие связной речи дошкольников средствами приемов мнемотехники РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности Занятие художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, отвлекают.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие речи дошкольников

посредством разных видов музыкальной деятельности

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.

Речь и пение

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи –это пение.

Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни .

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика,вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Речь и голос

Большое внимание уделяем голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его, чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)

В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

Речь и артикуляционная гимнастика

В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него).

Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Мы используем еще эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений нами чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.

Речь и пальчиковые игры

Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Давайте вспомним, когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Одним из направлений совместной деятельности музыкального руководителя являются музыкально – пальчиковые игры.

Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.

Виды пальчиковой гимнастики:

1. Игры-манипуляции:

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения

Стенка, стенка, (потрогать щечки)

Потолок, (потрогать лобик)

Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)

Дзинь — звонок! (нажать на носик)

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте.

Ребёнок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

Речь и движение

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и ритмодекламация

На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка — ритма — и выразительного речевого интонирования.

Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма.

Исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Речь и речевое музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Звучащие жесты - Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование - Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Речь и логоритмика

На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Совершенствование общей и мелкой моторики.

3. Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.

4. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.

5. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

В логоритмические занятия включаются:

1. ходьба и маршировка в различных направлениях;

2. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

3. упражнения, регулирующие мышечный тонус;

4. упражнения, активизирующие внимание и память;

5. счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

6. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;

8. упражнения в игре на музыкальных инструментах;

9. самостоятельная музыкальная деятельность;

10. игровая деятельность;

11. упражнения для развития творческой инициативы;

12. упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;

13. речедвигательные упражнения;

14. танец и пантомима.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

На занятиях вы можете наблюдать разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Давайте рассмотрим, как через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи.

Виды музыкальной деятельности:

1) Слушание музыки

3) Музыкально-дидактические игры

4) Музыкально-ритмические движения

5) Игры на детских музыкальных инструментах

Слушание музыки

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Поэтическое слово - помогает раскрыть образ музыкальной пьесы и развивает интонационную выразительность речи.

Слова-подговорки – обогащают речь русским народным фольклором.

«Шаг – присяду, шаг присяду Спинку прямо я держу

Специальные термины обогащают словарь.

Классифицируют музыкальные инструменты по группам: струнные, клавишные, духовые, ударные:

Знания о композиторах расширяет словарь музыкальных терминов:

Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Одним из направлений пения является народно-музыкально-поэтическое творчество (дразнилки, частушки и т. д.) :

Музыкально-дидактические игры: развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух

Музыкально-ритмические движения: танцы с пением, хороводы также полезны для развития речи

Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности

Все выше изложенные приемы положительно действуют на познавательно-речевое развитие дошкольников:

Младший возраст: игровые приемы и занимательные ситуации.

Старший возраст – преобладание большей доли проблемности.

Также ведется работа с родителями: оформлены стенды, консультации, проводятся утренники, различные праздники

Организованы музыкальные уголки во всех возрастных группах ДОУ.

Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности.


Дошкольное детство — очень важный период для каждого ребенка. Ведь именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Средством, которое способствует контакту ребенка с окружающим миром, является речь.

В настоящее время развитие речи у дошкольников является актуальной проблемой: многие дети даже в старшем дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в ДОУ должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков.

На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д.

Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД).

Структура НОД по музыке

Рис. 1. Структура НОД по музыке

Каждый структурный момент НОД может способствовать развитию речи (таблица 1).

Момент НОД

Развивающий эффект

Дети узнают новые слова, учатся произносить четче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция.

Обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции.

Дети повторяют за воспитателем задание упражнения или игры, соотнося уже свои собственные слова и движения.

Способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии.

Способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.

Занятие началось с приветствия, что немаловажно, так как малыши таким образом учатся вежливости и налаживанию контакта с окружающими.

Таким образом, на основании разбора примера НОД можно сделать вывод о том, что разные структурные моменты НОД способствуют развитию речи согласно той деятельности, которая в конкретном моменте производится.

Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются логоритмика и фоноритмика — это системы методов и приемов, способствующих развитию речи.

Определим отдельно каждое из понятий.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега [3].

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).

Читайте также: