Развитие познавательных способностей детей школьного возраста посредством проектной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий и методов обучения дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем.

Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

- использование инновационных технологий;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

- многофункциональное взаимодействие с социумом.

Цель метода проектной деятельности :

Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели имеют место следующие задачи:

1) Cоздание условий для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

2) Развитие познавательных способностей, творческого мышления и воображения;

3) Формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

4) Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5) Развитие желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Работа педагога над проектом проходит в несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;

7) работа над частями проекта, его коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.

Метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику проектов.

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности.

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев, но чаще педагоги используют длительные.

Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:

проектную деятельность, организованную педагогом;

проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);

познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;

демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные наблюдения – эксперименты.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе не только со старшими дошкольниками, но и с младшим и средним возрастом. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

И не забывайте, что одним из основных побудителей познавательной активности детей является ПЕДАГОГ.

Развитие исследовательских способностей ребёнка через развлечение.

Развитие исследовательских способностей ребёнка через развлечение. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. В дошкольном возрасте экспериментирование.

Роль методической деятельности в создании имиджа современного педагога ДОУ Имидж - от лат. imago - образ. Каков же имидж современного педагога дошкольного учреждения? Профессионал, Человек, Личность. Говоря словами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие познавательных способностей младших школьников посредством проектной.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие познавательных способностей младших школьников посредством проектной.

Развитие познавательных способностей младших школьников посредством проектной деятельности Обобщение опыта Чернышова Т. И. учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г. Бирска

Цель: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использова.

Цель: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использования учебного проекта для развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Задачи: 1) изучить теоретический материал по данной проблеме; 2) определить условия эффективности метода проекта в процессе обучения младших школьников; 3) изучить особенности воздействия разработанной системы проектного метода на развитие учащегося выявить ее практическую значимость; 4) разработать систему обучения детей проектной деятельности; 5) разработать методические рекомендации; 6) экспериментально проверить влияние проектной технологии на развитие познавательных процессов;

Актуальность Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в п.

Гипотеза состоит в том, что включение проектной технологии в учебный процесс.

Гипотеза состоит в том, что включение проектной технологии в учебный процесс будет способствовать развитию детей, их индивидуальных познавательных процессов, повышению качества обучения.

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности Исследовательск.

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности Исследовательские умения Коммуникативные умения Информационные умения Умения в решении проблем Рефлексивные умения Презентационные умения Технологические умения Всё

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавател.

Типология проектов Исследовательский проект – это исследование какой-либо про.

Типология проектов Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства. Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).

Типология проектов Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного уч.

Типология проектов Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Типология проектов Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующи.

Типология проектов Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

Типология проектов Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока. Крат.

Типология проектов Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока. Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков. Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.

Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; ге.

Формы продуктов проектной деятельности справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; мультимедийный продукт; учебное пособие и др.

Формы презентации проектов демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета.

Формы презентации проектов демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода; защита реферата; сюжетно-ролевая игра или экскурсия; праздник или инсценировка; демонстрация учебного пособия и т.п. Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

Исследовательские

Технологические

Умения в решении

Информационные

Рефлексивные

Презентационные

Коммуникативные

развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.

Работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности.

Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта.

Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту.

Защита проектов может проходить на родительском собрании, на уроке, во внеурочное время.

Что за дерево-девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? Маленькая ёлочка Жила-была маленькая елочка. Она была очень весёлая, потому что вместе с ей в лесу жили хорошие друзья: ёлочки-подружки, птички и зверушки. Каждую зиму к ней приезжали дети и взрослые. Они наряжали ёлочку, водили хоровод, играли и радовались, что в лесу есть такая хорошая маленькая красавица.

Что за дерево-девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

Маленькая ёлочка

Жила-была маленькая елочка. Она была очень весёлая, потому что вместе с ей в лесу жили хорошие друзья: ёлочки-подружки, птички и зверушки. Каждую зиму к ней приезжали дети и взрослые. Они наряжали ёлочку, водили хоровод, играли и радовались, что в лесу есть такая хорошая маленькая красавица.



Цель: выявить уровень познавательных процессов учащихся класса, определить уровень обученности школьников проектной деятельности.

Цель: выявить уровень познавательных процессов учащихся класса, определить уровень обученности школьников проектной деятельности.

Аннотация. Статья посвящена развитию познавательных способностей посредством проектной деятельности. Показано, что проектная деятельность может стать средством развития познавательных способностей при условии системной работы.

Научный руководитель: Губанова Наталья Федоровна,к. п. н., доцент кафедры НДО, ГОУ ВО МО ГСГУ

Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей младших школьников

Аннотация.Статья посвящена развитию познавательных способностей посредством проектной деятельности. Показано, что проектная деятельность может стать средством развития познавательных способностей, при условии системной работы. Ключевые слова: проектная деятельность, способы деятельности, проект, метод проектов, познавательные способности.

организация процесса обучения на основе продуктивных методов –частичнопоискового, исследовательского;

активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализа образца изделия, выбора материалов, планирования этапов работы, организации рабочего места, контроля и самоконтроляпроцесса и результатов труда);

Таблица 1Результаты констатирующего этапа эксперимента

За период формирующего этапа эксперимента уровень развития познавательных способностей у детей экспериментальной группы существенно повысился, о чем свидетельствуют вышеуказанные данные.Проведенное исследование показало, что проектная деятельность может стать эффективным средством развития познавательных способностей, если создать следующие педагогические условия:1.Использовать специальные методы и приемы обучения детей.2.Моделировать проектную деятельность в поисковоисследовательском ключе.

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что проектная деятельность является действенным средством развития познавательных способностей младших школьников, так как позволяет им успешно учиться в школе, ставить и решать учебную задачу, планировать собственную деятельность, прогнозировать ее результаты.

АРКТИ, 2005. –110 с.10.Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель// –Директор школы, 2011. –№3. –C. 10–14.

Автор: Бадмаева Оксана Юрьевна

Организация: ГБОУ ''Республиканский центр образования''

Населенный пункт: г. Улан-Удэ

Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:

-самостоятельность в принятии решений и выборе;

-умение отвечать за свои решения;

-способность нести ответственность за себя и за близких;

-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;

-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;

-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний. Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД, овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Одним из ключевых универсальных учебных действий является развитие познавательных действий. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у младших школьников познавательных УУД умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работая над данной темой, мне пришлось найти ответ на ряд вопросов.

  • Что же даёт развитие познавательных универсальных учебных действий;
  • Что такое проектно-исследовательская работа школьника, в чем ее специфика и особенности;
  • В чем польза выполнения такой работы для учащихся;
  • Как заинтересовать детей этим направлением;
  • Когда начинать работать в этом направлении;
  • Как выбрать тему исследовательской работы.

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня проектно-исследовательской работы, часто выходящей за рамки учебной программы. Главной функцией исследовательской деятельности считаю, сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности, самостоятельного овладения знаниями.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

Цель работы: стимулировать интеллектуально-творческий потенциал младших школьников через развитие и совершенствование проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • развитие творческой исследовательской активности детей;
  • ознакомление с научной картиной мира;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Новизна опыта

Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Я адаптировала наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своего образовательного учреждения в соответствии с целями и задачами моей методической темы.

Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса в рамках специфики дистанционного образования детей.

  • дистанционную форму работы с применением проектных технологий;
  • выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
  • использование информационных технологий в поиске информации.

Адресность опыта

Идея опыта подразумевает работу с обучающимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности, и различный уровень подготовки. Опыт комплексный, входит в систему учебной работы, доступен в освоении. Данный опыт может быть использован преподавателями как опытными, так и начинающими.

Теоретическая база опыта

Технология педагогического опыта

В своей работе использую технологии , помогающие организовать исследовательскую деятельность и ориентированные на реальные практические результаты, способствующих активизации познавательной деятельности: технология проблемного обучения, развития критического мышления, развивающего обучения, здоровьесберегающие, компьютерные.

Использую следующие формы: игры, презентации, уроки-путешествия, уроки с элементами исследования.

В игре ребёнок активизируется как личность, познаёт окружающий мир. На уроках – презентациях ученики выступают в роли научных консультантов, исследователей, археологов, историков, геологов. На уроках с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные исследовательские приемы: планирование деятельности, наблюдение, выбор метода исследования, выделение главного в событиях, явлениях, проведение анализа, сравнения, постановка простых опытов, обобщение, проектирование, моделирование.

Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

В 1 классе работа ведется следующими средствами:

- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- урокам – исследованиям (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя);

- кратковременными исследованиями, мини-исследованиями, наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.

У падающих звёзд,

У птиц, у самолёта

Он нужен для полёта…

2 класс

Начиная со второго класса - работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Для этого использую проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

На уроках предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы. Например, задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни;
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. Рассуждение, догадка, ещё не подтверждённая опытом. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим…, допустим…, что, если…

Также необходимо научить учащихся давать определения понятиям, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в дальнейшей работе.

В начале учебного года определяемся с темой исследовательской работы.

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

• фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.

• эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди,

и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.

• теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Для учеников 2 класса наиболее подходящими являются эмпирические темы. Темы, где ребята наблюдают, экспериментируют, приходят в общему выводу.

  • тема была интересна и увлекала детей;
  • тема была выполнима и принесла дополнительные знания и пользу;
  • тема была такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

Собранный материал учащиеся обобщают и систематизируют, далее оформляют его.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования:

- введение (актуальность, цели, задачи, методы исследования)

- список используемой литературы,

- приложение (описание методик, результаты исследования, таблицы, графики, рекомендации).

Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Заключительным этапом работы является защита. Формы могут быть различными: реферат, публикация. Защита работы может происходить в виде конференции, доклада, презентации и т.д. О выполненной работе надо не просто рассказать, но и как настоящее исследование, защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

В 3-4 классах ставлю перед собой следующие задачи :

  • усвоение алгоритма ведения поисково-исследовательской деятельности;
  • применение сформированных навыков исследовательской
  • деятельности на практике;

Для решения задач использую следующие формы и способы деятельности:

  • в урочной деятельности – лабораторные работы, самостоятельное составление плана и проведение исследования, самостоятельное проведение опытов и подведение итогов, самостоятельное создание проектов по собственному плану и публичная защита проекта;
  • во внеурочной деятельности – виртуальные экскурсии, эксперименты, участие в научно – практических конференциях;

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети Интернет;

- сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать, обобщать, использовать при выполнении своих проектов;

- строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информации различных источников;

- устанавливать причинно-следственные связи изменений, происходящих в природе;

- сравнивать и классифицировать объекты природы по самостоятельно выбранной или заданной классификации;

-моделировать процессы, происходящие в природе (круговорот воды, цепи питания), с последующим объяснением;

-обобщать наблюдения за природой, формулировать выводы;

-систематизировать информацию на заданную тему, уметь публично представлять её, обобщать, делать выводы.

Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

Результативность опыта

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Читайте также: