Развитие познавательно исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома

Обновлено: 02.07.2024

В современных условиях умение человека осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно развиваться.

А все начинается с детства : в детстве закладываются основы личности. В психолого-педагогической науке познавательно-исследовательская деятельность названа одним из детских видов деятельности. Что же это значит? Именно в ней развиваются важнейшие новообразования ребенка-дошкольника : любознательность, активность, формируется осознанная картина мира. Эти качества, и это подчеркивается в ведущем нормативном документе Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, являются целевыми ориентирами развития ребенка к концу периода дошкольного детства.

Поэтому углубленное рассмотрение проблемы организации познавательно-исследовательской деятельности детей в образовательном пространстве дошкольной организации и семьи поможет, на наш взгляд, избежать вышеперечисленных проблем и обеспечить благоприятное развитие каждого ребенка.

Изучение теоретического аспекта проблемы позволило систематизировать важнейшие понятия: познавательно-исследовательская деятельность, исследовательское поведение, активность и экспериментирование. Важно подчеркнуть, что нами были изучены как классические труды отечественной психологии (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер, Т. И. Шамова, Леонтьев, так и мнения ученых, являющихся авторами современных образовательных программ (Н. Е. Веракса, см. Детство). Ключевыми словами представленных понятий являются: поиск, овладение, открытие, преобразование. Несомненно, они свидетельствуют о том, что ребенок является субъектом данной деятельности.

Раскроем педагогическую технологию организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

В образовательной деятельности по данному направлению мы поставили следующие цель и задачи.

Цель работы– помочь воспитанникам познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, способствовать их индивидуализации.

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.

2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.

3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.

4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Успех в реализации любой технологии зависит от создания эффективных условий. Для нас таковыми явились, во-первых, взрослый как организатор познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, во-вторых, особая творческая вариативная предметно-пространственная среда, и, наконец, система образовательных ситуаций по развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста.

Работая в составе творческой группы учреждения по данной проблеме, мы выделили основные принципы организации исследовательского обучения взрослого (педагога, родителя) с ребенком:

• это взаимосвязь мышления и речи в освоении любого познавательного содержания;

• соблюдение поэтапности в организации исследовательской деятельности воспитанников разных возрастных групп по степени увеличения их самостоятельности в познании окружающего мира.

Не менее важно соблюдать принципы гуманной педагогики в детско-взрослых взаимоотношениях. Великие педагоги Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, Я. Корчак постоянно напоминают нам о них: избегать отрицательной оценки детских идей, использования директивных приемов, проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; использовать предвосхищающую оценку, повышая веру ребенка в свои силы.

Как же организовать сам процесс исследования? Учитывая, что большую часть времени ребенок проводит в детском саду, важно создать в учреждении творческую, вариативную предметно-пространственную среду.

В зависимости от возраста и интересов детей, в группе функционируют центры экспериментирования, науки, художественного творчества, игровой деятельности, уголок природы, в которых ребенок, несомненно, выступает исследователем окружающего его пространства.

Сделать среду максимально востребованной и направленной на эффективное познавательное развитие дошкольника – задача взрослого, реализующего систему работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности.

Работу с детьми мы разделили на три этапа.

Первый этап был направлен на создание условий для погружения детей в материал, творческое манипулирование с ним. Здесь нам помогла среда. Воспитанникам была предоставлена возможность свободного экспериментирования с изобразительным, природным и подсобным материалами, элементами развивающих игр. Педагог использовал сюрпризные моменты, привлекающие детей к новым объектам исследования. В итоге реализации данного этапа мы отметили, что у детей повысился интерес к деятельности с материалами, они уже не боялись экспериментировать, смешивать, пересыпать и переливать, добавлять и убавлять.

На фоне интереса к предоставленному воспитанникам материалу мы переходили ко II этапу. На нем решалась основная задача: развития у детей обобщенных исследовательских умений. Для этого в ходе различных образовательных ситуаций создавали условия для организации целенаправленной деятельности детей с уже знакомыми материалами и пособиями.

Когда дети научились исследовать и экспериментировать в непосредственно образовательной деятельности под руководством педагога, на III этапе необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, при условии безопасности для его здоровья. Основной задачей воспитателя на этом этапе является повышение речевой активности ребенка, которая будет свидетельствовать о его осознанном действии.

Эффективность проведенной нами работы подтверждается следующими результатами: у детей развился интерес, познавательная и речевая активность, творческие проявления в процессе исследовательской деятельности. Отмечается также повышение заинтересованности семей в развитии исследовательской активности детей, участия родителей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации по данному направлению.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Современное общество - это образованные, активные, предприимчивые люди, которые способны быстро улавливать все тенденции развивающегося.

Приобщение детей раннего возраста к художественно-эстетической деятельности в условиях семейного детского сада

Приобщение детей раннего возраста к художественно-эстетической деятельности в условиях семейного детского сада Задача воспитателя на данном возрастном этапе создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес.

Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Прогулки с ребёнком — важный этап его развития Первые элементарные представления об окружающем мире, живой и неживой природы, человек получает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.

Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду и дома.

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Ход собрания сопровождается мультимедийной презентацией.

3. Итог собрания.

Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ход собрания.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Задача взрослых – создавая условия для формирования мировоззрения.

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.

С некоторыми занимательными опытами я Вас познакомлю.

Ведущая: Сейчас мы это проверим.

1. Воздух существует;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Есть ли вес у воздуха;

7. Воздух очень легкий;

8. Воздух легче воды;

9. Горячий воздух легче холодного;

10. Ветер – это движение воздуха;

11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

12. Воздух давит на предметы во все стороны;

13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ведущий: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно! Когда дети в своих играх знакомится с песком, они узнают его свойства:

Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды

Ведущий: Я предлагаю Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? (Ответы родителей.)

Ведущий: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Ведущий: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы родителей.)

Ведущий: Как это проверить? (Ответы родителей.)

Ведущий: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)

Ведущий: Давайте заполним их водой.

Ведущий: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)

Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.

В период пребывания детей в детском саду мы будем проводить игры, которые позволят детям.

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека.

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

4. Формируем выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

5. Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ведущий: А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные научные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей. Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.

Во-вторых, с воздухом.

И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д.

Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.

Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Ведущий: Эксперименты для детей можно проводить дома с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.

Родителей приглашают к столу. На столе немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ведущий: Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

Ведущий: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

В конце собрания воспитатели предлагают буклеты с описанием опытов «Исследуем вместе.

Список литературы и интернет источники:

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Реб

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.

2. Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду и дома.

План проведения.

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Проведение опытов:

3. Итог собрания.

Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ход собрания .

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Задача взрослых – создавая условия для формирования мировоззрения.

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.

С некоторыми занимательными опытами я Вас познакомлю.

Ведущая: Сейчас мы это проверим.

Свойства воздуха :

1. Воздух существует;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Воздух очень легкий;

7. Воздух легче воды;

8. Горячий воздух легче холодного;

9. Ветер – это движение воздуха;

10. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

11. Воздух давит на предметы во все стороны;

12. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ведущий: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)

Ведущий : Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Ведущий : Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно! Когда дети в своих играх знакомится с песком, они узнают его свойства:

Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды

Ведущий: Я предлагаю Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? (Ответы родителей.)

Ведущий: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Ведущий: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы родителей.)

Ведущий: Как это проверить? (Ответы родителей.)

Ведущий: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)

Ведущий: Давайте заполним их водой.

Ведущий: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)

Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах .

В период пребывания детей в детском саду мы будем проводить игры, которые позволят детям.

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека.

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

4. Формируем выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

5. Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но это может быть подходящее место для проведения интересных опытов и экспериментов.

Для опыта понадобятся несколько одинаковых мисочек, несколько поролоновых губок разного размера и цвета, вода. Такой опыт хорошо проводить если в семье не один ребенок.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение..

Ведущий: А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные научные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей.

Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.

Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Ведущий: Эксперименты для детей можно проводить дома с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.

Родителей приглашают к столу. На столе немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ведущий: Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

Ведущий: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома.

Ребенок хорошо усваивает то, чем интересуется по собственной инициативе и делает сам. Этому способствует поисковая активность, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Дошкольники мыслят, рассуждают и преобразовывают то, что имеют в своем арсенале опыта. Важно создавать для них условия, чтобы их опыт расширялся, а новые знания пропускались через себя и прочно усваивались. Такими возможностями богата познавательно-исследовательская деятельность детей.

Познавательно-исследовательская деятельность как естественная потребность ребенка

Следует отметить, что дети находятся в особых условиях: ежедневно на них льются потоки информации, а знаниями они обладают крайне ограниченными.

Познавательный эксперимент

Для развития ребенка важно не количество переданных ему знаний, а то, каким образом он их присваивает. Поэтому так важен исследовательский характер размышлений и действий.

Дошкольник наблюдает, рассуждает, и у него зарождаются собственные открытия. Именно такой опыт прочно усваивается ребенком, и впоследствии он использует его, сталкиваясь со знакомой ситуацией.

Младшие дошкольники проявляют простейшую познавательную активность. Взаимодействуя с предметами, наблюдая за происходящим, задавая вопросы, они усваивают первичную информацию. Это их – и очень ценный — способ познания мира.

С каждым годом интересы детей углубляются. Старшие дошкольники уже не просто интересуются, а пытаются докопаться до истины. Их активность направлена на поиск решения, на проверку опытным путем свойств предметов, на разгадку природных явлений. Собственно, происходит становление познавательно-исследовательской деятельности.

Задача взрослого стимулировать природную поисковую активность ребенка, развивать его исследовательские способности.

Виды познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

Ребенок дошкольного возраста постигает окружающий мир только теми способами, которые доступны ему в силу ограниченного опыта. Он может задавать вопросы о новом и непонятном, может рассуждать и даже выдавать неожиданные гипотезы. Может опытным путем проверять, что произойдет, если…

Все перечисленные способы детской активности выполняют поисково-исследовательскую функцию. Благодаря ним дошкольник открывает для себя много нового, постепенно расширяет кругозор и формирует свою картину мира.

Постановка вопросов

Детские размышления, как правило, начинаются с вопроса. Спросить взрослого о том, что заинтересовало или удивило, — простейший и доступный вид познавательно-исследовательской деятельности для дошкольника.

Мальчик изучает глобус

Эвристические вопросы (ведущие к открытиям) у детей возникают по той причине, что они сталкиваются с некой проблемой, интеллектуальной сложностью или практической задачей. Например, услышав гром, дошкольник сыплет вопросами, пытаясь понять, как и отчего образуется грохот, где находится источник столь мощных звуков.

Задавая вопросы, ребенок проявляет большую настойчивость в поиске ответа, требует от взрослых подробных и аргументированных пояснений.

Рассуждения

Многих дошкольников ответы на волнующие вопросы подталкивают к дальнейшим рассуждениям. Новое знание должно занять свое место в детском восприятии мира, а для этого не хватает понимания, как оно связано со всем тем, что уже знает ребенок.

В дошкольном возрасте рассуждениям присуща образность и опора на факты, которые доступны пониманию ребенка.

Экспериментирование

Детское экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, который позволяет обнаруживать неявные свойства, преобразовывать объекты, испытывать предметы в новом качестве. Особенно привлекает детей, что они могут делать пробы, проверять свои гипотезы, сколько угодно ошибаться и повторять опыты.

Опыты и эксперименты удерживают внимание детей и побуждают их к самостоятельному поиску причин, почему свойства предмета или явления проявляются именно таким образом.

Наблюдая за экспериментом, ребенок высказывает свои догадки. Чем смелее и активнее он озвучивает разные предположения, тем быстрее добирается до верного вывода.

Методы и способы реализации исследовательской активности

Уровень развития старших дошкольников позволяет им проявлять себя в любом из рассмотренных видов познавательно-исследовательской деятельности. Особой активностью в этом направлении отличаются одаренные дети. Но каждого ребенка можно растормошить, зажечь в нем искорку любопытства и подтолкнуть к более глубокому постижению окружающей действительности.

Существует две основные формы познавательно-исследовательской деятельности:

  • Ребенок – это источник деятельности. Он сам ставит цель и стремится ее достигнуть, удовлетворяя свое любопытство.
  • Исследовательский процесс организует взрослый, пробуждая интерес, мотивируя к познанию. Дошкольник учится действовать.

Каждая из этих форм направлена на решение единой задачи: помочь ребенку разобраться в проблемном вопросе, прочно усвоить новые знания и приобрести новый опыт.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников варьируются от бесед до выполнения небольших проектов с получением конкретного результата. Они широко применяются в ДОУ. Также отлично подойдут и в домашней обстановке.

Развивающие беседы

Когда речь идет о развивающих беседах, то диалог должен мотивировать ребенка не только на получение готовой информации, но и на желание размышлять, анализировать и делать выводы.

Например, заинтересовался дошкольник, почему внезапно среди лета выпал град. Не нужно спешить с объяснениями. Подведите к рассуждениям, чем является каждая градинка, отчего замерзают капли воды, что происходило в атмосфере накануне. Ребенок размышляет, выстраивает логическую цепочку и формулирует свое предположение. Возможно, потребуется некоторая коррекция, однако юный исследователь уже сможет сделать вывод.

Или ребенок услышал новое слово и интересуется, что оно обозначает. Дайте порассуждать об этом сыну или дочке, и только в конце прокомментируйте и сформулируйте детскую мысль более отчетливо.

Организация наблюдений

Наблюдать с ребенком можно за живой природой (животными, насекомыми, растениями), неживой природой (сезонными изменениями и явлениями природы) и общественной жизнью. Организуя наблюдения, необходимо определить:

  • место наблюдения (парк, луг, пруд, городская среда);
  • объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы).

При необходимости подготовить и взять с собой специальные приборы (лупу, термометр и т.д) или предметы (корм для птиц, щеточки и пр).

Мальчик ведет наблюдение

Летние погодные условия способствуют познавательно-исследовательской деятельности дошколят. Организация наблюдений в это время года направлена и на укрепление здоровья ребенка, и на создание условий, в которых он смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

Можно организовать наблюдение в домашних условиях. Например, за выращиванием лука. Хорошо срабатывает игровая мотивация: обустроим грядку на подоконнике.

Опыты и эксперименты

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Поэтому так важно, чтобы взрослые организовывали и проводили совместно с ребенком опыты и эксперименты.

  1. Тонет сразу;
  2. Тонет после намокания;
  3. Не тонет.

Вовлечение в проекты

В современных детских садах широко применяется метод проектной деятельности. В основном, обращаются к трем видам проектов:

  • исследовательский (изучение тех или иных явлений);
  • творческий (создание творческого продукта);
  • нормативный (совместное создание свода правил).

Организация проектной познавательно-исследовательской деятельности позволяет включить детей в общее дело и создать совместный творческий продукт.

С таким же успехом можно организовать проект в домашних условиях для своих детей или для ребенка и его друзей.

Например, увлечь созданием общего рисунка на большом листе. И краски при этом можно совместно приготовить необычные, волшебные (на основе муки, соли и гуаши). Такие краски удобно наносить на лист непосредственно рукой, что необычайно привлекает детей.

Развитие исследовательских задатков у дошкольников

Развитие исследовательских задатков у ребенка во многом зависит от позиции взрослых. Ведь дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.

Дошкольник экспериментирует

Поэтому взрослые должны мотивировать детей на выполнение интересных заданий, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать ребенку оценить уровень предложенных решений.

При этом необходимо предоставлять максимальные возможности для самостоятельных действий, поддерживать инициативу дошкольника.

Активизация познавательного интереса

Несмотря на то, что у детей существует естественная потребность в познании, их интерес и поисковую активность необходимо стимулировать. Для этого можно использовать задания на развитие умений оригинально мыслить, видеть проблемы, рассуждать с разных точек зрения.

Упражнения и задания для этого подойдут разноплановые. Вот только несколько из них:

Поощрение самостоятельности ребенка

Исследовательская и поисковая деятельность принесет мало пользы дошкольнику, если он будет только наблюдателем. Недостаточно и того, что ребенок всего лишь будет выполнять действия. Важно, чтобы он самостоятельно ставил цели, что он хочет проверить, узнать, понять. А обозначив цель, действовал в соответствии с ней.

Чтобы последовательно развивать самостоятельность ребенка, родителям нужно придерживаться соответствующих правил:

  • Создавайте в доме среду, способствующую самостоятельности ребенка.
  • Давайте возможность решать небольшие проблемные ситуации.
  • Поддерживайте интерес к деятельности.
  • Дозируйте свою степень активности в совместных с ребенком делах.
  • Не ругайте за неудачи. Вместе разберите их причины.
  • Хвалите ребенка за успехи. Это ОЧЕНЬ важно!

Влияние познавательно исследовательской деятельности на формирование готовности к школе

Вовлечение дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность дает ему хороший задел для предстоящего обучения в школе. Этот вид деятельности обеспечивает прочное усвоение знания и развивает стремление к познанию нового.

Ребенок учится формулировать цели, логически рассуждать, придерживаться алгоритма в действиях, контролировать шаги, оценивать полученные результаты. Все перечисленное пронизывает учебную деятельность в школе.

В дополнение, поисковые усилия формируют произвольное внимание и оказывают влияние на становление волевых качеств дошкольника. Ребенку приходится повторять эксперименты, возвращаться к наблюдениям, чтобы найти ответы на проблемные вопросы.

Таким образом, познавательно-исследовательское отношение к окружающему миру всесторонне развивает дошкольника и повышает его готовность к обучению в школе.

Читайте также: