Развитие мыслительной деятельности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

активность

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

фантазирование

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

Образное мышление и его развитие

Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

Что развивать

Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:

  • образную память;
  • операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
  • воображение, как способность создавать новые образы;
  • комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
  • видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
  • умение фантазировать.

Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.

образное мышление

Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным заданиям.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

Из курса психологии вы знаете, что мышление возника­ет на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. В отношении маленького ребенка важен процесс действий с познаваемы­ми предметами. На основе практических действий малыш учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая фор­ма мышления - наглядно-действенное. По­степенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предме­тов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошколь­ного возраста начинает развиваться словесно-логи­ческое мышление. Наиболее отчетливо эта форма мышления проявляется при установлении связей, существу­ющих между предметами и явлениями. Раньше всего ребе­нок усваивает функциональные связи: название, назначе­ние предмета. Более сложными для детей оказываются свя­зи, которые как бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространствен­ные, временные, причинно-следственные.

В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение.


Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, вос­производит то, что раньше воспринимал, делал, чувство­вал. Мышление невозможно без накопления нужных све­дений, фактов. Однако, признавая исключительную роль памяти в развитии познавательной деятельности, не сле­дует все же ее переоценивать. В эту ошибку нередко впа­дают педагоги и родители, считая основным показате­лем умственного развития ребенка объем его знаний, на­копленную им информацию. Придерживаясь данной точки зрения, они направляют все свои воспитательные воздействия на то, чтобы добиться запоминания и вос­произведения информации об окружающем мире.

Вместе с тем с первых лет жизни надо учить ребенка за­поминать имена героев книг, мультфильмов, авторов ху­дожественных произведений, с которыми его знакомят, композиторов, художников, в том числе и иллюстраторов детских книг. Необходимо развивать память ребенка с по­мощью специальных игр, упражнений, заучивания стихот­ворений и т.п.

Суммируя сказанное выше, можно заключить, что па­мять является кладовой знаний, основой, без которой нельзя обойтись, но ограничиваться ею в развитии познаватель­ной деятельности детей нельзя.

Большое место среди познавательных процессов чело­века вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенно­сти занимает воображение. Воображение заключается в со­здании новых образов на основе тех, которые были воспри­няты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, явля­ется основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых - всячески развивать у детей способности к вооб­ражению.

Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жиз­ненного опыта и развитием мышления формируется твор­ческое воображение. Воссоздающее воображение у ребенка надо развивать, предлагая ему мысленно предста­вить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в ка­кой последовательности он будет выполнять задание.




Особенно важно развивать творческое воображение, а для этого побуждать ребенка к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фан­тазировать. Например, летом на прогулке педагог пред­лагает детям рассказать, каким был куст сирени весной, а затем мысленно вообразить, как он будет выглядеть осе­нью, зимой.

Для полноценного умственного развития важны не толь­ко своевременное формирование познавательных процес­сов, но и их произвольность: умение сосредоточивать вни­мание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя при­поминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.

Из курса психологии вы знаете, что мышление возника­ет на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. В отношении маленького ребенка важен процесс действий с познаваемы­ми предметами. На основе практических действий малыш учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая фор­ма мышления - наглядно-действенное. По­степенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предме­тов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошколь­ного возраста начинает развиваться словесно-логи­ческое мышление. Наиболее отчетливо эта форма мышления проявляется при установлении связей, существу­ющих между предметами и явлениями. Раньше всего ребе­нок усваивает функциональные связи: название, назначе­ние предмета. Более сложными для детей оказываются свя­зи, которые как бы не лежат на поверхности предметов, хотя и доступны чувственной практике, опыту: пространствен­ные, временные, причинно-следственные.

В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение.


Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, вос­производит то, что раньше воспринимал, делал, чувство­вал. Мышление невозможно без накопления нужных све­дений, фактов. Однако, признавая исключительную роль памяти в развитии познавательной деятельности, не сле­дует все же ее переоценивать. В эту ошибку нередко впа­дают педагоги и родители, считая основным показате­лем умственного развития ребенка объем его знаний, на­копленную им информацию. Придерживаясь данной точки зрения, они направляют все свои воспитательные воздействия на то, чтобы добиться запоминания и вос­произведения информации об окружающем мире.

Вместе с тем с первых лет жизни надо учить ребенка за­поминать имена героев книг, мультфильмов, авторов ху­дожественных произведений, с которыми его знакомят, композиторов, художников, в том числе и иллюстраторов детских книг. Необходимо развивать память ребенка с по­мощью специальных игр, упражнений, заучивания стихот­ворений и т.п.

Суммируя сказанное выше, можно заключить, что па­мять является кладовой знаний, основой, без которой нельзя обойтись, но ограничиваться ею в развитии познаватель­ной деятельности детей нельзя.

Большое место среди познавательных процессов чело­века вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенно­сти занимает воображение. Воображение заключается в со­здании новых образов на основе тех, которые были воспри­няты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, явля­ется основой творческой деятельности ребенка. Задача взрослых - всячески развивать у детей способности к вооб­ражению.

Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жиз­ненного опыта и развитием мышления формируется твор­ческое воображение. Воссоздающее воображение у ребенка надо развивать, предлагая ему мысленно предста­вить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в ка­кой последовательности он будет выполнять задание.

Особенно важно развивать творческое воображение, а для этого побуждать ребенка к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фан­тазировать. Например, летом на прогулке педагог пред­лагает детям рассказать, каким был куст сирени весной, а затем мысленно вообразить, как он будет выглядеть осе­нью, зимой.

Для полноценного умственного развития важны не толь­ко своевременное формирование познавательных процес­сов, но и их произвольность: умение сосредоточивать вни­мание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя при­поминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.

Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

Этапы развития мышления у детей

С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Заключение

Фотография Методы развития мышления

Каждый человек, живущий на планете, непременно в определенный период жизни задается вопросами своего развития, но как не прискорбно, чаще всего на первый план попадают физические аспекты человеческого здоровья и силы, однако развитие умственных возможностей не менее важно, а иногда и может сыграть решающую роль в судьбе личности.

Мозговая деятельность человека не изучена до конца и определенно состоит из множества процессов, требующих индивидуального подхода и своих методов тренировки и стимуляции. Однако на данном этапе мы рассмотрим такое широкое понятие как мышление и те действенные способы воздействия на него, которые приведут к формированию эффективного мышления в различных его формах и направлениях.

Технологии развития мышления

Несомненно, чтобы начать развиваться, не нужно много финансовых затрат и каких-либо снарядов как при занятии спортом, необходимо всего несколько свободных минут в день (скажем, 15 -30 мин), постоянство и эффективное использование выделенного времени. Бесспорно, условия развития мышления не требуют специальных программ в обязательном порядке или только указанных упражнений, однако, рационально использовать собственное время помогут тренажеры для мышления. Их разработчики внедряют последние исследования в данной области для комплексного воздействия на каждый тип мышления. При таком подходе, каждый получает равномерную мыслительную нагрузку, не обделяя вниманием то пространство головного мозга, которое редко используется в повседневной работе.

Типы мышления, которые нужно систематически развивать:

  • Логическое
  • Абстрактное
  • Творческое
  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное

Логическое мышление

Это, пожалуй, наиболее популярная часть умственного процесса, о которой вспоминают в первую очередь и предлагают множество тренажеров для ее развития. Подход к данному типу должен быть комплексным, однако стоит понимать, что данная систематизация не отображает полной картины всех процессов, присущих для логического мышления. Поэтому, рассмотрим те составляющие исследуемого процесса, над которыми и будет вестись развивающая работа в дальнейшем.

  • Анализ – это понимание структуры вещей, возможность в уме разделить что-либо до самых мелких составляющих и найти связи между ними. Будь-то строение живой ткани, химический состав материала или цепочка событий, ведущая к одному результату, анализ поможет понять суть происходящего до мелочей.
  • Сравнение – возможность в точности выделить все схожие и противоположные элементы вещей, событий, понятий. Даже не связанные между собой объекты могут иметь общие черты или совершенно разные и для правильной их классификации, необходимо развивать эту способность.
  • Синтез – создание одной общей структуры из отдельных ее частей, иногда уже в другом порядке или комбинации, чем это было до того. Данная способность распространяется как на физические объекты, так и на абстрактные, а также на цепочки событий, которые можно интерпретировать по-разному. Тренировка способности синтезировать недооценена и важна, она помогает увидеть различные варианты взаимосвязи, казалось бы, в очевидных вещах.
  • Абстрагирование – использование абстрактных понятий в мыслительном процессе на замену конкретным образам. При этом человек осознанно отвлекается от несущественных деталей для того, чтобы увидеть картину целиком.

Методы развития логического мышления довольно просты и насчитывают массу упражнений, которые не только собраны в тренажеры, но и доступны в отдельном варианте каждому желающему развиваться:

  1. Чтение – простой способ повлиять на свои мыслительные способности, при этом не так важен жанр и стиль материала. Читатель учится обрабатывать получаемую информацию, анализировать ее, делать предварительные выводы, корректировать их в процессе получения новой информации. Сложно представить себе развивающуюся личность, которая вообще не читает, это маленький, но очень важный шаг в саморазвитии.
  2. Логические игры – возможность совместить приятное времяпровождение с полезным занятием для ума. Таких упражнений множество и они представлены как в цифровых вариантах, так и физическими настольными играми. – это те же увлекательные занятия, собранные в одном месте но уже предлагают эффективный быстрый анализ ваших действий и направленны на улучшение результата.
  3. Логические цепочки – простое занятие, которое доступно даже детям суть его состоит в том, чтобы из цепочки заранее написанных слов, аргументированно вычеркнуть лишнее, не связанное с остальными.
  4. Логическая связь – задание, предлагающее найти между, на первый взгляд, абсолютно разными словами, как можно больше объединяющих их фактов.
  5. Ведение дневника – очень полезная привычка, позволяющая анализировать прошедшие за день события и выражать их в письменной форме, давать им свою оценку и предполагать причины такого результата.
  6. Предложения с несвязанными словами – как уже понятно из названия, нужно построить предложение, максимально интересное и привлекательное с несколькими не связанными между собой словами, которые придумываются и записываются заранее. Количество таких слов может регулировать уровень сложности упражнения.

Абстрактное мышление

Его часто называют вербальным или словесно-логическим, так как оно оперирует словами, при этом из огромного массива слов, человек выделяет наиболее значимые для данной ситуации и из них составляет краткое описание в своей голове. В данном процессе во внимание не берутся все дополнительные слова и понятия, которые не несут ключевого значения, а лишь передают окрас или эмоциональную составляющую.

Тренировать вербальное мышление важно всем, но особенно детям, которым предстоит еще много учится, и данная способность поднимет эффективность обучения и его простоту на новый уровень.

Данный тип, как и предыдущий, оперирует несколькими основными составляющими:

  • Понятие – группы объектов объединяемые одинаковыми признаками. В данном случае не важны каждый из объектов по отдельности, а только ключевые характеристики, присущие им всем.
  • Суждение – можно охарактеризовать как своего рода неполный вывод, когда утверждается определенная мысль и она берется ко вниманию, но она охватывает не всю картину целиком, а лишь один аспект.
  • Умозаключение – полноценный вывод, который делается, опираясь на все суждения в данной теме.

Несколько эффективных упражнений для развития абстрактного типа мышления:

  1. Повторить предложение другими словами – в ходе выполнения задания, смысл и детали предложения должны остаться без изменений, но ни одно слово не должно повториться. Для достижения максимальной эффективности, работу над одним предложением нужно повторять как можно больше раз, то есть придумать максимальное количество новых словосочетаний, передающих туже мысль.
  2. Убрать лишнее слово – из группы заранее подготовленных слов, одно не вписывается в общее понятие, его нужно найти и аргументированно убрать.
  3. Найти отличия между парами слов – материал также готовится заранее, группированные по парам слова могут быть абсолютно разными, при этом в ходе тренировки нужно выделить как можно больше отличий, некоторые из них очевидны, а другие придется поискать.
  4. Слова на сложные буквы – выбрав наименее встречаемые в обиходе буквы, нужно придумать на них как можно больше слов.

Творческое мышление

Это способность уникальным способом проанализировать и обработать информацию и по новому подойти к решению классических задач. Данное умение изначально заложено в каждом человеке, стоит лишь найти способ активизировать спящий потенциал для достижения новых результатов. Не встречающихся до этого. Данный потенциал помогает не только в создании нового креативного продукта, но и облегчает практическую жизнь человека, помогая всегда найти выход из сложившийся ситуации, даже тогда, когда традиционные способы бессильны.

Принципы совершенствования в данном направлении хорошо известны и очень популярны в данное время, однако это вовсе не значит, что их используют многие в своей практике. Все они базируются на необходимости регулярных новых знакомств, расширении своего кругозора, посещении новых мест и занятий. Постоянное, непрерывное обучение в любых масштабах – обязательная составляющая успеха в данном деле, а импровизация и стремление к идеальному результату – не заставят долго ждать отличных плодов.

Для развития в себе творческих качеств, стоит обратить внимание на несколько простых но эффективных упражнений:

Наглядно-действенное мышление

Данный тип мыслительного процесса является продуктом левого полушария и состоит он в создании в сознании копии существующего предмета или объекта и выявлении его свойств и возможной пользы сначала в своем воображении для последующего применения в реальности. Для простоты можно представить маленького ребенка, который смотря на предмет и трогая его, представляет, куда он влезет, съедобный он или нет, можно ли его кинуть или ударить ним. Взрослые люди также используют данный прием, перебирая в голове возможные полезные свойства предмета, они представляют его в действии и делают предварительный вывод о пригодности его для такого использования. Это ярко выражается, когда взрослый человек ищет чем заменить недостающую деталь или из чего ее сделать.

Тренировка данного процесса происходит во всех играх, где просчитываются различные комбинации ходов, например в шахматах или шашках, но также есть и специально разработанные упражнения:

  1. Определение характеристик предмета – выберите один из предметов, лежащих в вашей комнате, и попробуйте представить его вес. После этого проверьте его по ощущениям, взяв в руки, и определите таким ли вы его представляли. Также мысленно определите его площадь и попробуйте выяснить соотношение с площадью вашей комнаты. Сколько таких предметов вместится в один слой, а как насчет объема? Если такими предметами забить всю комнату, сколько бы их получилось?
  2. Головоломки – как материальные, так и виртуальные головоломки помогают развивать наглядно-действенное мышление. Они заставляют сначала в воображении производить действия на несколько шагов вперед, а потом проверять результат на практике.
  3. Конструктор – не только желанная игрушка для детей, но и отличный способ придумать множество различных фигур и попытаться их собрать. Это отличная тренировка для вашего мозга, и чем больше деталей в конструкторе, тем лучше.
  4. Лепка фигурок – как и конструктор, помогает воплотить в жизнь ранее задуманный вами объект и попытаться сделать его именно таким, каким вы его себе представляли. Если у вас есть желание и время на такое занятие, обязательно попробуйте.

Наглядно-образное мышление

Данный процесс помогает в решении реально существующих проблем и задач без привлечения физических действий, а лишь при помощи образов создаваемых из реальных предметов в голове. В отличие от творческого воображения, объекты, создаваемые в голове реально существуют и остается лишь подобрать варианты их использования для максимально эффективного решения проблемы.

Важным заданием при тренировке данного процесса, развивать способность воссоздания точных образов существующих объектов, для этого подобраны несколько упражнений:

Когнитивное развитие человека

Вся мыслительная система человека требует постоянного развития, начиная с самого рождения, и даже определенные генетические данные, не развивая, можно привести к деградации и потере. Именно в этом русле появилось понятие когнитивного мышления, что дословно означает направленного на всестороннее развитие. Таким образом, предпринимая действия по развитию своего мышления в различных его типах и отраслях, вы поддерживаете когнитивное развитие.

Понятие когнитивной системы человека характеризируется некоторыми базовыми свойствами, такими как эффективность, алгоритмичность, усвояемость, адаптируемость и выразительность. Это составляющие для постоянного развития своего мышления и получения положительных результатов. По данным исследований, каждый человек, при условии отсутствия повреждений, рождается с приблизительно похожими задатками к когнитивному развитию и его дальнейший успех в этом деле зависит только от занятий и упражнений.

Читайте также: