Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность в доу

Обновлено: 02.07.2024

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм деятельности, при которых интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного характера. Создание условий, которые обеспечивают всестороннее развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей - одна из приоритетных задач общества и государства.

Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Одной из наиболее важных задач педагогов и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Цель: Создать условия для формирования у дошкольников математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей, используя занимательный развивающий материал.

Повысить у дошкольников мотивацию и интерес к занятиям

повысить качество работы педагогов;

внедрить современные образовательные технологии в образовательный процесс ДОУ;

пополнить и обновить развивающую предметно-пространственную среду в разных возрастных группах;

популяризация математических знаний и математического образования;

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Особенности использования занимательных игр в организации образовательной деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста

Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте (математические эталоны): количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

В настоящее время в связи с совершенствованием системы образования, проблема качества дошкольного образования приобрела актуальный характер. Основные направления реализации Концепции в дошкольном образовании: система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить условия:

• предметно-пространственную и информационную среду;

• средства педагогической поддержки ребенка.

Использование занимательного игрового материала в образовательной деятельности помогает взрослому :

- активизировать умственную деятельность ребенка;

- заинтересовать детей математическим материалом ,

- развивать и расширять математические представления ,

- закреплять полученные математические знания и умения детей в других видах деятельности.

Причем ребенок начинает не только принимать участие в действиях, но и подчиняться определенным алгоритмам, правилам и т.д. Это позволяет со временем усложнять условия, добавляя все новые и новые практические задачи.

Занимательные игры интересны для детей , эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей . В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. Занимательный игровой материал включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Включение игры в структуру занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве .

Многообразие занимательного материала дает основание для

классификации. Классифицировать его можно, выделив в нем условно

три основные группы (по З.А. Михайловой):

а) развивающие (дидактические) игры и упражнения. (Приложение 1);

б) развлечения (головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственные преобразования, игры на составление плоскостных

изображений). (Приложение 2);

в) математические игры и задачи. (Приложение 3).

Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по вопросам развития математических способностей детей дошкольного возраста

К числу основных задач при организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по развитию математических способностей дошкольников относятся:

- Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической деятельности с детьми;

- Использование различных форм сотрудничества и совместного творчества, учитывая индивидуальный подход к развитию воспитанников в семье.

Современные формы активного включения родителей в данное направление работы, позволят сделать математику интересной для ребенка, создать предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем.

Особое внимание уделяется внедрению нетрадиционных форм сотрудничества:

Информационно-аналитические:

Познавательные:

- Семинары-практикумы по организации игр математического содержания с детьми в повседневной жизни, педагогическая гостиная, консультации в нетрадиционной форме (на официальном сайте ДОУ, в группах в сети интернет), мастер-классы по изготовлению игр из бросового материала, библиотека по теме для родителей.

Наглядно-информационные:

- Информационные проспекты для родителей, проектная деятельность, организация дней (недель) открытых дверей, открытые просмотры фрагментов деятельности по развитию математических способностей детей в образовательной деятельности и в режимных моментах.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института развития и воспитания ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды математического развития

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, уделяем внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудуются уголки занимательной математики, создаются центры познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой занимательный материал:

- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);

- оборудование для осуществления детьми разнообразных видов деятельности. (Приложение 4).

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень познаний, поэтому развитие интеллектуальных способностей детей является одной из актуальных проблем современности. Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования и главная задача педагогов - научить ребенка творчески мыслить, развивать логику мысли, гибкость мыслительного процесса, что бы процесс обучения в школе не вызывал трудностей у выпускников детского сада. Так как же научить маленького ребенка думать? Как активизировать мыслительные процессы?

Включение занимательных игр в образовательный процесс в ДОУ способствует:

1. Развитию у дошкольников мотивации и интереса к занятиям

2. Внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс ДОУ;

3. Пополнению и обновлению развивающей предметно-пространственной среды математического развития в разных возрастных группах;

4. Популяризации математических знаний и математического образования;

Организация взаимодействия с ребенком направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Кроме того, Концепция развития математического образования в России, призывает педагогов к поиску форм работы, которые будут способствовать развитию математических, технических способностей детей. Игровая деятельность детей с использованием занимательного математического материала, больше, чем другие виды детской деятельности, подготавливает почву для развития умственных способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Сухомлинский В. А.

Вступительная часть

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С. , а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

2.2. Методы и приемы.

Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:

· комплекс развивающих игр;

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

3. Заключение

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.

4. Литература

1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.

3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. - №8. – С.30-39

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.

10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка. Именно, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю особенное внимание развитию математических способностей через игровую деятельность. Педагогическая работа выстроена в два этапа: изучение (на занятиях) и закрепление (в виде дидактических, интерактивных игр).

Хочу рассказать, как дети с помощью игры закрепили понятие о счете в пределах 6 и основных цветах. Мною была изготовлена игра, состоящая из цветных картинок, цветного кубика и кубика с точками.

Можно играть индивидуально или в подгруппе кидая кубики поочередно.

1

Таким образом, с помощью игровой деятельности направленной на развитие математических способностей мы, педагоги дошкольного учреждения, можем помочь детям – развивать гибкость мышления, учить логике. Эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка. Именно, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю особенное внимание развитию математических способностей через игровую деятельность. Педагогическая работа выстроена в два этапа: изучение (на занятиях) и закрепление (в виде дидактических, интерактивных игр).

Хочу рассказать, как дети с помощью игры закрепили понятие о счете в пределах 6 и основных цветах. Мною была изготовлена игра, состоящая из цветных картинок, цветного кубика и кубика с точками.

Можно играть индивидуально или в подгруппе кидая кубики поочередно.

1

Таким образом, с помощью игровой деятельности направленной на развитие математических способностей мы, педагоги дошкольного учреждения, можем помочь детям – развивать гибкость мышления, учить логике. Эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Читайте также: