Разумная дочка план урока

Обновлено: 05.07.2024

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Разумная дочь

Жил один бедняк с женой. Родилась у них дочь. Надо справлять родины, а у него ни хлеба, ни к хлебу. Чем гостей угощать?

Пошёл бедняк за водою на речку. Набрал полные вёдра, назад возвращается. Глядь — лежит в кустах тёлочка. Да такая слабая, плохенькая, что сама и не подымется.

Принёс бедняк домой воду и рассказал жене о тёлочке.

— Так возьми её,— говорит жена.

Вернулся он на речку, взял тёлочку и домой принёс.

— Давай,— говорит жене,— зарежем её: будет чем гостей угостить.

Понравилась жене тёлочка — такая пёстренькая, белолобая.

— Нет,— говорит она,— пускай растёт.

— Да она ведь совсем слабенькая. Видно, кто-то её бросил, чтоб в коровнике не околела.

— Ничего, может, и выходим её. Подрастёт дочка — будет ей молоко.

Послушался муж жену, и стали они тёлочку выхаживать.

Окрепла тёлочка, растёт как на дрожжах. И дочка тоже как на дрожжах растёт. Да такая умница вышла, что и старики охотно её слушаются.

Выкормилась из пёстренькой, белолобой тёлочки славная корова.

Подросла девочка, исполнилось ей семь лет, стала сама корову пасти.

Засмотрелся однажды богатый сосед на бедняцкую корову.

— Откуда она у тебя? — спрашивает. Бедняк и рассказал ему всё как было.

— Эге,— говорит богатей,— так это ж моя тёлочка! Это я её выбросил — не думал, что она на ноги подымется. Нет, тогда я заберу свою корову назад…

— Ведь я ж её выкормил,— говорит он.— Теперь она моя.

Не соглашается богатей:

— Не отдашь по-хорошему — пойдём к пану судиться.

Что делать? Пошли судиться к пану. Богатей подал пану руку, поздоровался: известно, богатый с богатым свои люди. Пан ему говорит :

Сел богатей в кресло, а бедняк у порога стоит, снял шапку. Пан на него и не смотрит.

— Ну, что скажешь? — спрашивает он богатого.

— Да вот, пане, какое дело вышло,— начал жаловаться богатый.— Семь лет назад забрал этот человек мою тёлку, а теперь не отдаёт.

Выслушал пан и бедняка, а потом говорит им:

— Хорошо. Суд мой будет таков. Задам я вам три загадки: “Что на свете жирнее всего?”, “Что на свете слаще всего?”, “Что на свете быстрее всего?” Кто отгадает, у того и корова останется. А теперь ступайте домой, пораздумайте. Завтра приходите с отгадками.

Вернулся бедняк домой, сел и плачет.

— Чего ты, тата, плачешь? — спрашивает дочка.

— Да вот хочет богатый сосед корову у нас отобрать,— отвечает отец.— Пошли мы с ним к пану на суд, а тот задал нам три загадки. Кто из нас отгадает, у того и корова останется. Да где ж мне отгадать те загадки!

— А какие, тата, загадки? — спрашивает дочка.

— Ничего, тата, не печалься,— говорит дочка.— Ложись спать. Утро вечера мудренее: завтра что-нибудь да придумаем.

А богатый пришёл домой и радуется.

— Ну, баба,— говорит он жене,— будет корова наша! Только нам надо с тобой отгадать три загадки: что на свете жирнее всего, что слаще всего и что быстрее всего?

Подумала жена и говорит:

— Вот диво! Да тут отгадывать-то нечего. Нет ничего на свете жирнее моего рябого борова, слаще липового мёда наших пчёл, а быстрее нашего гнедого жеребца никто бежать не может: ведь он как помчится, так и ветер его не догонит!

— Правда,— согласился муж,— я так пану и скажу.

Наутро приходят богатый с бедным к пану.

— Ну что, отгадали мои загадки? — спрашивает пан.

Богатый вышел вперёд:

— Да тут и отгадывать-то нечего: нету на свете никого и ничего жирнее моего рябого борова, слаще липового мёда моих пчёл и быстрее моего гнедого жеребца.

— А ты,— спрашивает пан у бедняка,— отгадал?

— Отгадал, пане: нет ничего жирнее земли — ведь она нас всех кормит; нет ничего слаще сна — хоть какое случилось горе, а уснёшь, всё позабудется, и нет ничего быстрее людских мыслей: ведь сам ты ещё здесь, а мысли уже далеко-далеко.

Правильно отгадал бедняк! И пришлось пану присудить ему корову.

— Кто это тебя научил так отгадывать мои загадки? — спрашивает он у бедняка.

— Моя дочка-семилетка,— говорит бедняк. Удивился пан: не может быть, чтоб какая-то малолетняя бедняцкая дочь отгадывала его загадки! Решил он посмотреть на умную девочку. Приехал однажды к бедняку, а тот как раз в это время был в поле. Встретила пана дочь-семилетка.

— Девочка,— спрашивает пан,— к чему мне лошадей привязать?

Посмотрела девочка на сани и на повозку, что стояли на дворе, и говорит:

— Можешь к зиме привязать, а можешь и к лету.

Пан так глаза и вытаращил: как это можно привязать лошадей к зиме или к лету? Смеётся, видно, над ним девчонка!

— Ну, хоть к саням привяжи, хоть к повозке,— пояснила девочка недогадливому пану.

Видит пан, бедняцкая дочка и вправду очень разумная. Обидно это пану. Услышат люди, что она умнее его, тогда хоть беги из поместья.

Поговорил пан с девочкой и поехал, а ей сказал, чтоб отец пришёл к нему вечером.

Пришёл бедняк вечером к пану.

— Что ж,— говорит пан,— умна твоя дочка. А я всё же умнее её.

Дал пан бедняку решето с яйцами:

— На, отнеси это дочке да скажи, чтоб она посадила на них наседку и вывела мне к утру цыплят на завтрак. А не выполнит этого — велю бить кнутом.

Пришёл бедняк домой пригорюнясь. Сел на лавку и плачет.

— Ты чего, тата, плачешь? — спрашивает дочка.

— Да вот, доченька, какая беда; задал тебе пан новую загадку.

Показал отец решето с яйцами:

— Сказал, чтоб ты посадила на эти яйца наседку и вывела ему к утру цыплят на завтрак. А разве можно это сделать?

Дочка подумала и говорит:

— Ничего, тата, завтра что-нибудь да придумаем. А пока что возьми, мама, эти яйца да изжарь на ужин яичницу.

Утром говорит дочка отцу:

— На тебе, тата, горшок, ступай к пану. Скажи, чтоб он за день ляду вырубил, выкорчевал да вспахал, просо посеял, сжал и обмолотил да в этот горшок насыпал — цыплят кормить.

Пошёл отец к пану, подал ему пустой горшок и сказал всё, что дочка велела. Подкрутил пан усы и говорит:

— Умная ж у тебя дочка, а я всё же её умней.

Взял он три льняных стебля, подал их бедняку:

— Скажи дочке, чтоб она к утру этот лён вытеребила, спряла, соткала и сшила бы мне из него рубашку.

Вернулся отец домой пригорюнившись. Дочка спрашивает:

— Что сказал тебе пан?

Подал отец ей три льняных стебля и рассказал, что пан загадал.

— Ничего,— отвечает дочка,— ложись, тата, спать: завтра что-нибудь да придумаем.

Наутро даёт дочка отцу три кленовые палки и говорит:

— Отнеси их пану да попроси его посадить их, за одну ночь вырастить и сделать из них станок для тканья, чтоб было на чём полотно ему на рубашку наткать.

Пошёл бедняк к пану, подал три палки и сказал так, как дочь научила.

Покраснел пан и говорит:

— Умная ж у тебя дочка — ничего не скажешь. А я всё же умнее её! Так вот передай ей, чтоб она не пешком пришла ко мне, не на лошади приехала, не голая, не одетая и принесла б мне подарок, да такой, чтоб я не мог принять его. Если она всё это сделает, то приму её в дочери — вырастет, паньею будет! А не сделает — плохо ей придётся…

Вернулся отец домой пуще прежнего запе-чаленный.

— Ну, что ж тебе, тата, пан сказал? — спрашивает дочка.

— Да вот, доченька, наделала ты беды и нам и себе своими отгадками…

И рассказал ей отец, что пан загадал. Засмеялась дочка:

— Ничего, тата! Как-нибудь обманем пана и на этот раз. Только поймай мне живого зайца.

Пошёл отец в лес, поставил капкан и поймал зайца.

Дочка сняла рубашку, набросила на себя вместо платья рыбачью сеть, села верхом на палочку и поехала с зайцем к пану.

Пан стоит на крыльце, видит — опять перехитрила его бедняцкая дочка! Разозлился он и натравил на неё собак — думал, что они разорвут умницу. А девочка выпустила из рук зайца — собаки и кинулись за ним в лес.

Подошла она к пану.

— Лови,— говорит,— мой подарок: вон он в лес убежал…

Пришлось пану взять умную девочку в дочери. Поехал пан вскоре за границу, а девочке сказал:

— Смотри ж без меня не суди людей моих, а то плохо тебе придётся.

Осталась девочка одна в усадьбе. И случилось в то время такое дело. Пошли два мужика на ярмарку. Один купил телегу, а другой кобылу. Запрягли кобылу в телегу и домой поехали. По дороге остановились отдохнуть. Легли и уснули. А проснулись, глядь — бегает у телеги молодой жеребёночек. Дядьки заспорили. Тот, чья телега была, говорит: “Жеребёнок мой — это моя телега ожеребилась!” А тот, чья кобыла, на своём настаивает: “Нет, жеребёнок мой — это моя кобыла ожеребилась!”

Спорили, спорили и порешили ехать к пану на суд.

Приехали, а пана нет дома.

— Рассуди хоть ты нас,— просят дядьки приёмную панскую дочку.

Узнала девочка, какое у них дело, и говорит:

— Пусть тот из вас, чья кобыла, выпряжет её из телеги и поведёт под уздцы, а тот, чья телега, пускай тащит её на себе в другую сторону.

За кем жеребёнок побежит, тот и будет его хозяином.

Так дядьки и сделали. Жеребёнок побежал за кобылою, на том спор у них и окончился.

Вернулся пан из-за границы и узнал, что умная девочка без него судила. Рассердился он, поднял крик:

— Что ж ты меня не послушалась? Теперь ты мне не дочка. Возьми себе из поместья что пожелаешь и ступай домой, чтоб я тебя больше не видел!

— Хорошо,— говорит девочка.— Но мне хочется на прощанье тебя вином угостить.

— Угости,— буркнул пан.— Только поскорей. Напоила его девочка вином, пан и уснул без памяти. Тогда велела она слугам запрячь лошадей, положила пана- в Карету и повезла домой. Дома с отцом вынесла его из кареты и перенесла в сени на кучу гороховины.

— Вот тебе,— говорит,— постель вместо перины. Отлёживайся себе.

Проснулся наутро пан, по сторонам озирается: где же это он? Увидал свою приёмную дочку и спрашивает:

— Почему я тут, в грязной мужицкой хате лежу?

— Ты сам так захотел,— смеётся девочка.— Ты мне сказал: “Бери себе из поместья что пожелаешь и ступай домой”. Я и взяла тебя. Вставай, бери топор и мотыгу да иди вместо отца панщину отбывать. Ты мужик крепкий, будет работник из тебя неплохой.

Услыхал это пан, вскочил на ноги и так махнул назад в своё поместье, что только его и видели. Даже от лошадей с каретой отказался.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.


Тип урока: Вводный.

актуализировать знания учащихся о Пушкине А.С.;

воспитывать ответственность за свои поступки.

Методы: Пересказ, работа со статьей учебника, анализ, чтение

Оргмомент. Написание даты, темы урока.

2. Проверка домашнего задания. (Один учащийся пересказывает статью о Пушкине)

- Что еще вы знаете о жизни писателя?

- Какие произведения Пушкина вы уже читали? Чем они вам запомнились?

3.Вступительное слово учителя.

4.Чтение учащимися статьи.

- Что вы поняли, прочитав статью?

(Один из учащихся дает ответ)

- Запишите себе в тетрадь краткие выводы, 3-4 предложения.

5. Слово учителя.

Дома вы также должны были прочитать 1ю главу произведения. Проверим вашу готовность.

5. Проверка знания текста.

- Кто такие Савельич, мосье Бопре, Андрей Петрович, Авдотья Васильевна?

- Что о детстве Петра Гринева мы узнаем из первой главы?

- Расскажите, пожалуйста, от лица Петра о жизни в родительском доме.

(Я… мосье Бопре… Савельич, змей из географической карты… в16 лет жизнь моя переменилась… мечты о службе…)

- Оказал ли тот факт, что воспитанием Петра занимался мосье Бопре, какое-либо влияние на главного героя? Каким образом?

- Вспомните, что такое эпиграф. Прочитайте и объясните эпиграф к первой главе.

- Каким предстает перед читателями Петр Гринев в начале повести? (Если судить по первой главе произведения, то можно подумать, что Гринев не получил никакого образования, он лукавит, иронично отзываясь о своей образованности, поступает легкомысленно, проигрывает деньги.)

- Именно таким мы видим Петра Гринева в первой главе. Но прочитав произведение, мы поймем, что не всегда первое впечатление правильное. Давайте прочитаем следующею главу, откройте страницу 44.

6. Чтение 2й главы.

- Какие чувства переполняют героев? Найдите в тексте и прочитайте описание этих чувств.( Гринев: не мог не признаться, что поведение мое было глупо; чувствовал себя виноватым; все это меня мучило; хотел с ним помириться. Савельич: сержусь-то я на самого себя.)

- Что вы можете сказать о человеке, который встретился Петру Гриневу? (Опытный, сметливый, с тонким чутьем, решительный, умеющий брать на себя ответственность.)

- В каких поступках проявляются названые вами качества?

- Прочитаем сон. Слушайте внимательно, следите за моим чтением. К этому сну мы будем обращаться неоднократно. (Чтение учителем эпизода сна.)

- Этот сон является пророческим. Как вы думаете, что он предсказывает Гриневу? (Чтение вслух учащимися)

7. Слово учителя.

- Вот мы вновь встретили мужика с черной бородой. Или волк, или человек; добрый человек; мужичек; посаженный отец; бродяга; собака; разбойник – вот эти эпитеты звучат во второй главе и обращены они все к Емельяну Пугачеву. Его имя еще не названо, еще и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Гринева, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строится личность масштабная и противоречивая.

Домашнее задание. Читать главы 3, 4, 5. Подготовить подробный пересказ эпизода с описанием бурана (для всех); индивидуальное задание: гл. 4, 5 – краткий пересказ.

Тема: Жизнь в Белогорской крепости.

Тип урока: урок анализа.

Цель: Проанализировать жизнь Петра Гринева в Белогорской крепости.

1) контролировать усвоение содержание повести (главы 3-5);

2) формировать умение анализировать пейзажные зарисовки и их роль в судьбе литературных героев;

3) воспитывать достойное уважение и гордость за моральные качества человека.

Методы: Беседа, фронтальный опрос, пересказ,

Оргмомент. Написание даты, темы урока.

Слово учителя.(Подготовка)

- Мы не раз на уроках говорили о том, что описания состояния природы очень важны в тексте художественного произведения. Они помогают понять состояние души героя, его настроения или настроить на восприятие дальнейших событий.

3.Проверка выполнения домашнего задания.

- Дома вам нужно было подготовить подробный рассказ 3й главы, т.е, с описанием бурана, сохраняя все особенности текста. (Пересказ)

- Объясните название третье главы. Раскройте смысл эпиграфа.

- Каким было первое впечатление Гринева от обитателей крепости?

- В третьей главе мы узнаем о Пугачеве и его восстании. О чем прежде шла речь? Кто участвовал в разговоре, и как можно охарактеризовать участников разговора?

4.Задание для учащихся.

- Перед вами краткое содержание третьей главы (у каждого на парте лежат распечатки), дополните его деталями, которые вам запомнились. Объясните, почему вам запомнились именно эти детали.

1) Краткий пересказ главы 4.

Например, Гринев очень привязался к семейству коменданта. Его производят в офицеры. Гринев много общается со Швабриным, но тот ему нравится все меньше и меньше, а особенно его колкие замечания о Маше. Гринев посвящает Маше стихи, Швабрин резко их критикует, оскорбляет Машу в разговоре с Гриневым. Гринев называет его лжецом, Швабрин требует сатисфакции. Перед дуэлью по приказанию Василисы Егоровны их арестовывают, дворовая девка Палашка отнимает у них шпаги. Через некоторое время Гринев узнает от Маши, что Швабрин за нее сватался, а она отказала. Дуэль возобновляется, Гринев ранен.

Дополнения и пояснения желающих, особенно важно обратить внимание на сцену дуэли и поведение Швабрина. При необходимости можно зачитать этот отрывок.

-Основываясь на тексте главы 4, объясните причины дуэли, опишите поведение соперников.

- Как вы оцениваете поведение Швабрина?

- Как бы вы поступили на месте Гринева?

- Как вы думаете, почему повествование в повести ведется от лица Петруши?

2) Краткий пересказ 5главы.

Например, Маша и Савельич ухаживают за раненым. Гринев делает Маше предложение, пишет письмо родителям. Швабрин приходит навестить его, признает, что сам был виноват. Отец Гринева отказывает сыну в благословении. Ему известно о дуэли не от Савельича, Гринев решает, что отцу сообщил Швабрин. Маша избегает Гринева, не хочет свадьбы без согласия родителей. Гринев перестает бывать в доме Мироновых, падает духом.

6.Обобщение изученного.

Слово учителя. Итак, вспомним юного Петрушу Гринева. Поначалу он кажется обыкновенным провинциальным недорослем, история приобщения которого к наукам не может не вызвать улыбки. Не забудем, однако, что главные уроки мальчик получает не от стремянного Савельича и не от Бопре, а от своего отца. Выделим и запишем эти уроки.

Андрей Петрович остался бы доволен своим сыном, который сохранил верность своему слову и не посягнул на право Савельича распоряжаться деньгами, отблагодарил спасшего его от смертельной опасности человека и защитил доброе имя девушки.

7.Домашнее задание. Читать главы 7,8. Составить тест на знание текста прочитанных глав; не менее 10 вопросов.

Форма урока: Групповая работа

контролировать усвоение содержания повести;

2) формировать умение анализировать героев литературного произведения, сравнивать и противопоставлять их;

3) развивать умение отличать хорошие поступки от плохих;

4) воспитывать самостоятельность, ответственность за совместную деятельность.

Методы: наглядность, схематизация, анализ, групповое взаимодействие, работа с текстом, поисковый метод.

Оргмомент. Написание даты, темы урока.

2.Подготовка.

- Кто является главным героем произведения? (Петр Гринев) Давайте нарисуем систему действующих персонажей, связанных между собой. (Учитель чертит на доске, а дети в тетради)


Андрей Петрович и Авдотья Васильевна (родители)

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы (родители возлюбленной, комендант и комендантша, у которых служит Петр)

- Как мы видим из схемы, герои произведения связаны. Вам нужно разделиться по группам. Должно получиться 5 групп. Петра Гринева и Пугачева мы с вами будем анализировать на следующем уроке вместе. (Учащиеся делятся на группы, учитель распределяет, кто каких героев будет анализировать.) Откройте тетради так, чтобы у вас получился двойной развернутый лист. Сейчас мы начертим таблицу, которую будем заполнять в ходе анализа. (Учитель чертит на доске таблицу, а дети в тетрадях.)


герои

Мнение других действующих лиц

Мое мнение о г герое

- Каждая группа должна проанализировать своего (своих) героев по заданному плану. На работу вам дается 10-13 минут. Потом каждая группа представляет результаты своей деятельности. Несмотря на то, что работаем по группам, таблицы должны быть в тетрадях у всех. Мы прочитали еще только часть произведения. Возможно, что-то в образах героев будет меняться, что-то добавляться. Поэтому оставляйте в таблице свободное место, чтобы было куда добавить новые записи о героях. Возможно, у вас поменяется мнение о ком-нибудь из них. Приступаем к работе!

3. Самостоятельная деятельность в группах.

4. Представление результатов, обсуждение и дополнение.

Пока одна группа рассказывает, другие внимательно слушают и заполняют таблицу.

Примерные ответы учеников.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты русского человека: верность долгу(он обещал Андрею Петровичу следить за Петром, оберегать его, и он выполняет обещание);прямота (ругает Петра за его проступки, ворчит); способность к глубокой привязанности и самопожертвованию (во время дуэли Гринева со Швабриным бежит к Петруше, чтобы уберечь его, заботится о нем раненом). Много хорошего в Гриневе воспитано Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гриневу. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье Петруши. Савельич- раб по происхождению, но не по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Обиду у Савельича вызывают слова Петруши, сказанные сгоряча. Но Петр уважает Савельича, считается с его мнением и после ссоры не противоречит ему. Горечь и боль вызывают в Савельиче грубое письмо к нему Андрея Петровича. Из ответного письма Савелича мы видим, что он не только покорный своему господину, но он такой же человек, как и его барин.

Швабрин – аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что касается личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нем нет чувства долга и чести. Он оскорбляет Миронова у него за спиной. Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Швабрин пишет анонимный донос Андрею Петровичу на его сына. (До 8 главы мы только это можем сказать о Швабрине. Потом его характеристика будет дополнена.) Уже после первого восстании у Швабрина зарождается мысль об измене, которую он осуществил, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей. Швабрин – морально опустошенный человек, вызывающий к себе отрицательное отношение других персонажей и автора.

Мироновы.

Гриневы. Строгие, еще до рождения Петруши записали его в Семеновский полк сержантом. «Если б… матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта. Было у них 10 детей, но все помирали в младенчестве. Отец заботится о том, чтобы сын был образованным. Петруша уверен в доброте мамы, но немного боится отца, не противоречит ему. Когда Петр просит разрешения жениться на Маше, отец отказывает сыну в благословении, т.к. не одобряет его дуэль со Швабриным.

5. Подведение итогов урока.

- Как менялось ваше отношение к героям произведения?

Учитель оценивает работу групп, просит учащихся сдать составленные ими тесты.


Цели

Проследить по тексту начало личностного становления Петра Гринёва.

Задачи

Формирование гипотезы на основе текста.

Умение доказывать свою мысль текстом.

Развитие межпредметных навыков чтения, цитирования, анализа, презентации.

Каждым литературный персонаж на протяжении всего хода произведения претерпевает изменения с положительным или отрицательным знаком. Другими словами, персонаж в начальной точке А и в гипотетически конечной точке Ж — два разных персонажа, порой с кардинально изменёнными морально-нравственными ценностями, или же вообще без таковых. Человек ежедневно совершает выбор разного уровня, так или иначе влияющий на формирование личности персонажа. Подобная череда выбора встаёт перед каждым, и Пётр Гринёв здесь не исключение.

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже — как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Вы прочитали первые пять глав повести, скажите, перед каким выбором, влияющим на его судьбу Петра Гринёва? Какие выборы были сделаны за него?

Какие факторы влияют на становление личности персонажа?

Работа в парах по рядам, сначала ученики определять персонажей, с которыми им необходимо будет работать, а после определения оных работа над вторым вопросом.

1 ряд Кто из персонажей мог бы олицетворять собой семью? (Отец, мать, Савелич) Нужно определить в каких условиях рос Пётр Гринёв, доказать текстом.

2 ряд Кто из персонажей мог бы олицетворять собой общество? (Зуров) Какую часть общества олицетворяет Зуров, как можно охарактеризовать это общество? Доказать текстом.

3 ряд В каких эпизодах Петя принимает своё первое собственное решение? (проигрыш ста рублей и решение отдать долг). Какой выбор делает Петя и почему?

—Почему умерли 9 братьев и сестёр Пети? Медицина была на низком уровне и финансовые возможности Гринёвых были невысоки.

Почему отец Пети вышел в отставку в невысоком чине? Справка: Миних Бурхард Кристоф (1683–1767) — граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, до 1721 служил инженером в разных армиях Западной Европы. В 1721 перешёл на русскую службу в должности инженер-генерала. В 1742 вступившая на престол императрица Елизавета Петровна отправила Миниха в ссылку, где он пробыл 20 лет. По возвращении в1762 из ссылки Петром III Миних политическим влиянием не пользовался.

Таким образом, получается, что отец Петра Гринева, вышел в отставку, попав в опалу после ссылки графа Миниха.

Семья Гринёва

Зачитайте заветы отца.

– Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.

– Служи верно, кому присягнёшь.

– Береги платье снову, а честь смолоду.

— Что мы узнали о родителях Гринёва? О его воспитании?

1) Встреча сЗуриным.

— С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности героя.

— Как Петруша относится к отправке на службу?

— Как начинается самостоятельная жизнь Петруши?

— Какое решение принимает Пётр по отношению к своему долгу и почему?

— О чём говорит примирение Гринева с Савеличем?

— Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде?

— Какой вывод из этого мы можем сделать?

Вывод. Начинается самостоятельная жизнь героя — это путь самостоятельных ошибок, неудач, а вместе с тем обогащение его личного опыта. Встреча с Зуриным открывает глаза Пете на ссвою пока ещ несостоятельность, неразборчивость в современном мире. Гринёв ругает Савельича не со зла, а скорее от слабости. Пётр понимает, что поступил неправильно, но пока ему не хватает сил сразу признаться в этом Савеличу, но Петрушу мучает совесть. А пока у человека есть совесть, это позволяет ему становиться лучше. Наутро он просит прощения у Савельича, раскаивается.

2) Встреча сВожатым.

Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?

— Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

— Почему Савельич так относится к незнакомцу?

— Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?

— Почему Гринева застал буран в степи?

— Итак, мы с вами на материале 1, 2 главы проследили начало становления характера Гринева и убедились, как важны в жизни человека такие нравственные ориентиры.

Образ Гринева на протяжении всего произведения изменяется, если говорить точнее — развивается. Черты характера меняются и постепенно раскрываются перед читателем. В каждой главе Пётр становится перед выбором, формирующим и развивающим его личность и за всё произведение Пётр ни разу не занимает пассивную позицию, выбор всегда за ним.

Основные термины (генерируются автоматически): III, встреча, какой выбор, отец, персонаж, слово, текст, формирование личности.

Вопрос по литературе:

Саставтить план казки разумная дачка

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 04.12.2016 13:54
  • Литература
  • remove_red_eye 12166
  • thumb_up 26
Ответы и объяснения 1

1. Нараженне дачки
2. Дзяучынка падрасла
3. Паход к пану
4.Суд
5.Загадки ад пана
6. паездка папа да дочцы бедняка
7. загадки ад пана дачцы
8. взятия папа умной дачки в дочери
9. Крик пана
10. Пан напился

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Читайте также: