Разработка и реализация программы психолого педагогической диагностики личности и группы в школе
Обновлено: 05.07.2024
На сегодняшний момент ни у кого не вызывает сомнений оправданность тех мер, которые принимаются во всем мире для поддержания и развития одаренных детей. Именно их творческие и интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Мы же считаем, что процесс диагностики педагогом уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учеников своего класса должен стать неотъемлемой частью его развивающей работы с ними.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы диагностики.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и ,в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
1.Информационную
2. Прогнозирующую
3. Оценочную
4. Развивающую
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы : выявить относительный уровень развития ребенка, выявить уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития ученика.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы: иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:
Определить уровни развития ребенка, обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, увидеть норму и отклонения, проанализировать полученные фаты, становить причины изменений, выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебного процесса;
4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
5. улучшение условий учебы.
Отбирая диагностические методики, учитель должен руководствоваться следующими критериями:
Возраст учащихся, особенности формирования детского коллектива, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия учащихся и педагога. Хотя содержание психодиагностической деятельности (на этапе тестирования) практически не зависит от того, кто сформировал запрос, но на этапе интерпретации результатов возникает проблема перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык её пользователя. Кроме того, перед психологом встают этические проблемы, поскольку он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка.
Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике
В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных:
1) L-данные (Life record data) , полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:
- оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;
- необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
- ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.
2) Q-данные (Questionnaire data) , полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:
- познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов);
3) T-данные (Objective test data) - данные объективных тестов.
По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:
- тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т.д.);
- тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.);
- тесты на восприятие;
- опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.);
- мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.);
- эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.);
- проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят;
- ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях - индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.);
- игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
- физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.);
- физические тесты (антропометрические);
- случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.)
Работая с диагностическими методиками, учитель должен придерживаться следующих правил:
Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат
Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности
Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми
Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо
По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа
Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Выбор методик изучения не должен быть случайным – его необходимо делать в соответсвтии с установленными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.
Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:
Беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, сочинения, социометрия, ранжирование, графический и рисуночный тест.
Метод бесед является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации
Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.
Классификация видов наблюдения:
- по времени проведения: непрерывные и дискретные;
- по объему: широкие и узкоспециальные;
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка ил группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребенка.
Также к диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты , т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель младших школьников, необходимы ему для того, чтоб организовать целенаправленную и эффективную индивидуальную работу с учащимися класса. Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов исходя из цели, которая ставились. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные ( итоговые ) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.
Также на современном этапе весьма важной является диагностика интеллектуальной сферы школьников и рассматривается специалистами как весьма актуальная, призванная обеспечить функцию обратной связи, заключающуюся в информировании общества о том, несколько результаты работы системы образования соответсвтуют поставленным пред ней целям и задачам. Таим образом, рассматривая умственное развитие учащихся и как результат, и как предпосылку обучения, можно посредством диагностики этой характеристики оценить следующее:
Эффективность системы образования в целом, также ее отдельных составляющих,
Возможности каждого ученика в усвоении школьных знаний.
Диагностика умственного развития выступает так обязательный этап и средство решения целого комплекса практических проблем, возникающих школе. Признавая ведущую роль обучения в умственном развитии школьников, можно использовать диагностику этой психологической характеристики как средства обратной связи, отражающее особенности и эффективность процесса обучения. Тест интеллекта и умственного развития состоят из заданий, для выполнения которых испытуемый должен владеть теми умственными действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Тестирование умственного развития учащихся позволит оценить используемые программы, учебные пособия и методы обучения с точки зрения степени и особенностей их влияния на эту важнейшую составляющую психического развития.
Примеры диагностик для работы с младшими школьниками:
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностики для изучения детского коллектива
Диагностические исследования личности учащегося.
Диагностики для изучения взаимоотношений родителей и детей
(Г.М. Криммер) (Н.С. Никифорова) (И. Н. Бузаев)
Диагностическая программа педагога-психолога
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Проблема обучения, воспитания и развития детей с особенностями развития в последнее время становится наиболее актуальной. Главной задачей является создание для каждого ребенка оптимальных условий для обучения, всестороннего развития и коррекции существующих дефектов. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей обучающихся, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого обучающегося.
Состав каждого класса разнообразен. Проявления нарушенного развития в пределах одного дефекта различны и зависят от совокупности многих факторов. Поэтому перед педагогом-психологом школы особенно остро возникает необходимость всестороннего психолого-педагогического обследования каждого обучающегося.
Всестороннее обследование обучающегося должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.
Новизна программы заключается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении каждого участника образовательного процесса, в отслеживании динамики психологического развития.
Методологической основой для составления программы являются основные положения отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский, Б.Ф. Зейгарник).
Основные цели и задачи программы
Цель: психолого-педагогическое изучение обучающегося с множественными нарушениями в развитии, выявление индивидуально-психологических особенностей, для оценки актуального состояния, представление прогноза дальнейшего развития, разработка рекомендаций, определяемых задачей обследования.
Задачи программы:
Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи.
Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Результаты, полученные в ходе диагностических мероприятий, используются для составления социально-психологического портрета ребенка, выявления уровня актуального развития, определение форм психологической коррекции и личностного развития, консультирования педагогов и родителей.
Цель - составление программы углубленной психодиагностики личности или группы в аспекте планирования психологического вмешательства и ее реализация.
Задачи:
определить клиента или консультируемого;
выделить задачи психологического изучения личности или группы;
подобрать средства психодиагностики;
методологически обосновать отобранные психодиагностические методики;
реализовать разработанную программу;
определить ее эффективность.
Методические указания к заданию:
Для решения поставленных задач необходимо:
использовать теоретические знания о способах получения психологической информации и их целях;
владеть психологическим инструментарием;
уметь интерпретировать полученную информацию и составлять психологическое заключение;
уметь проводить беседу по результатам диагностики с учетом требований и этических норм профессиональной деятельности.
Результаты должны быть оформлены согласно требованиям психодиагностики, должны включать в себя отчет о проведенной стандартизированной беседе с перечнем запланированных вопросов и тем, обсуждаемых с клиентом. Материалы представляются и обсуждаются на супервизионных сессиях с групповыми руководителями и студентами – практикантами. (Приложение № 6)
В рамках социально-психологического сопровождения учащихся педагог-психолог выполняет достаточно разнообразные формы работ: диагностические, коррекционные, профилактические, развивающие, консультационные.
Социально-психологический мониторинг представляет собой систему анкетирования и тестирования учащихся. С помощью социально-психологического мониторинга осуществляется сбор, хранение, анализ и представление информации об уровне развития учащихся, и о качестве образовательного процесса в школе в целом.
Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
В инструментарии практического психолога существует разнообразный комплекс методов и методик, позволяющие выявить все необходимые показатели психического развития детей, которые могут быть учтены в процессе обучения. Как правило, причины снижения успеваемости учащихся обнаруживаются в низкой и негативной школьной мотивации в целом, и интересов к отдельным предметам в частности, в недостаточно высоком уровне интеллектуального развития или же в трудностях социальной адаптации детей в ученическом коллективе из-за особенностей своего поведения. Подобную информацию о каждом ученике или учащихся определенного класса могут использовать учителя и администрация в планировании и организации учебно-воспитательного процесса как показатели сформированности у учащихся психологической основы учебной деятельности.
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
1. познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
2. мотивационная сфера и динамика ее развития;
3. эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, страхов, семейной комфортности, психологический климат учащихся в классных коллективах и школе, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
4. личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Периодичность проведения психологической диагностики
на различных ступенях обучения:
1. Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов – изучение уровня мотивации к обучению, самооценки, психологического климата в классе, уровня эмоционально-волевой сферы – 1 раз в год.
2. Развитие психических процессов у учащихся 5 классов – исследования уровня памяти, внимания, мышления; изучение уровня обученности и обучаемости – 1 раз в год. Индивидуальные занятия с детьми – 1 раз в триместр.
3. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения (7-10 классы) – исследование уровня мотивации, изучение интересов и склонностей, изучение уровня обученности и обучаемости; исследования уровня интеллекта – 1 раз в год.
5. Также по запросам классных руководителей, учителей-предметников, администрации школы, родителей - изучение развития психических и познавательных процессов у детей – в течение года (на начало, середину и конец года).
6. Занятия на развитие психических и познавательных процессов и коррекцию поведения – в течение года с учащимися, прошедшими ПМПК (29 учеников 1-7 классов).
Диагностируемые параметры
Диагностический инструментарий
Учащиеся начального звена
Уровень развития эмоционально –волевой сферы:
Методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн
Уровень мотивации обучения, адаптации
Анкета учения и адаптации ребенка в школе
Учащиеся 5-8 классов
Уровень развития психических процессов:
Методика оценки типа памяти
Диагностика объема внимания
Методика выявления существенных признаков Семаго Н. Я., Семаго М. М.
Уровень развития эмоционально –волевой сферы:
· Уровень и характер школьной тревожности
Тест школьной тревожности Филлипса
Методика Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн
Уровень мотивации обучения, адаптации
Анкета учения и адаптации ребенка в школе
Уровень психологического климата в классах
Методика изучения психологического климата класса Л. Н. Лутошкина
Учащиеся 9-11-х классов
Уровень развития эмоционально –волевой сферы:
· Уровень и характер школьной тревожности
Опросник уровня тревожности Филлипса
Методика изучения самооценки Демо-Рубинштейна
Уровень психологического климата в классах
Методика изучения психологического климата класса Л. Н. Лутошкина
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения
7-11 классы
Уровень мотивации к обучению
Диагностика выяления отношения к учебным дисциплинам
Уровень развития интеллекта Уровень отношения к учебным предметам
Выявление познавательных интересов
ШТУР, Эрудит Карта познавательных интересов
Шкала социально-ситуативной тревоги Кодаша
Уровень страха (2-7 классы)
Семейная комфортность (2-7 классы)
Диагностика семейного состояния
Выявление суицидального риска у детей А.А. Кучер, В. П. Костюкович
Уровень психологического климата в школе (1-11 классы)
Методика изучения психологического климата класса Л. Н. Лутошкина
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Методика изучения уровня толерантности
Психологическое сопровождение учащихся в режиме психологического мониторинга дает возможность:
· определить относительное место учащегося в классе и параллели;
· провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
· выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
· отследить динамику изменений результатов от года к году;
· провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
· получить сравнительную оценку качества работы учителей.
педагог-психолог Т. Е. Петрова
Цель: изучить индивидуальные особенности обучающихся 5 – 11 классов.
Задачи: подобрать пакет диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей личности и оказание психолого-педагогической помощи.
Пояснительная записка
Актуальность
Как известно, в подростковом возрасте, перед растущим человеком часто возникают проблемы: как адаптироваться к окружающей действительности, к миру, созданному взрослыми; как реализовать и проанализировать свои способности в будущем.
Все проблемы, возникающие в подростковом и юношеском возрасте педагог-психолог, может лишь нацелить работу педагогов на основе владения диагностической информацией. Зная индивидуальные особенности личности каждого школьника, опираясь на эти знания, педагоги могут планировать и корректировать воспитательную работу более эффективно,формировать предметные и ключевые компетенции, развивать творческий потенциал каждого обучающегося, добиваться высокой мотивации учения, следовательно, достигать более качественных результатов в обучении.
Для педагога-психолога диагностика обучающихся позволит выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, поможет отследить динамику становления личности школьника, что составляет одну из приоритетных задач современной системы образования в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей личности включает в себя:
· личностные особенности и черты характера
Использование методик - фронтально, индивидуально.
В данном пакете диагностического инструментария представлены диагностики личностных и интеллектуальных особенностей школьников для изучения индивидуальных способностей личности обучающихся в среднем и старшем звене.
Данные методики входят в необходимый перечень школьного мониторинга.
Пакет диагностического инструментария
Содержание методики
Мотивационная сфера
· Определение уровня отношения к школе. Методы исследования детей с трудностями обучения.
· Определение уровня сформированности учебной мотивации, понимание улучшения собственных результатов.
Определение мотивов учебной деятельности, умение анализировать собственные мотивы учения.
· Определение уровнясформированности учебной мотивации, осознание и коррекция мотивов деятельности.
· Исследование целей, мотивации достижения, касающихся отдельных сторон характера, мнений и чувств по поводу жизненных ситуаций.
Прогнозирование и анализ проблем в обучении и развитии при переходе из начального звена в среднее.
Определение качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Познавательная сфера
Определение избирательности, концентрации и помехоустойчивости внимания.
2. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) 5-6 класс
Определение уровня умственного развития.
Определение уровня сформированности учебной деятельности.
Определение интеллектуального развития и мышления.
Определение успешности в обучении (высокой концентрации внимания, быстроты реакции, умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков).
5. Интеллектуальный тест В.Серебрякова 6-8 класс
Определение степени интеллектуальной одарённости.
Определение интеллектуальной одаренности, показатели гибкости, оригинальности, беглости вербального творческого мышления.
Изучение уровня развития мышления, внимания, памяти.
Выявление общей осведомленности у школьников активной и пассивной речи.
Измерение уровня интеллектуального развития подростков дифференцированного обучения.
Изучение творческого мышления.
11. Методика – Тест Векслера (взрослый вариант) (гендерная) 11 класс
Оценка уровня интеллектуального развития.
12. Методика – тест креативности Торранса 6 – 11 класс
Исследование творческой одарённостиобучающихся.
13. Опросник креативности. Д. Джонсонна. 9 – 11 класс
Определение самооценки старшеклассников. Умение анализировать и находить пути коррекции самооценки.
Определение склонностей и способностей учеников к тому или иному типу деятельности, помочь в выборе будущей профессии.
Эмоционально-волевая сфера
Выявление доминирующего психического состояния, восприятие различных учебных ситуаций, тревожности и страхов.
Определение самочувствия, активности, настроения обучающихся.
Умение анализировать своё самочувствие, активность, настроение.
Выявление экстраверсии-интроверсии, эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), оценки искренности испытуемого.
Определение уровня сформированности адекватной самооценки, устойчивости самооценки, степени критичности, требовательности к себе, степени удовлетворенности собой.
Определение уровня и характера школьной тревожности.
Рогов Е.И. (гендерная) 8 – 11 класс
Определение уровня и видов тревожности (школьной, самооценочной, межличностной).
Определение уровня проявления агрессии и враждебности, использование физической силы.
Определение уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности, как состояние) и (личностной тревожности, как устойчивой характеристики личности).
Определение эмоциональной направленности личности.
Поведенческая сфера
Измерение межличностных взаимоотношений в группе, улучшения и совершенствования личности.
Выявление уровня комфортных взаимоотношений в ученическом коллективе класса и школы.
Изучение социальной приспособленности обучающегося его взаимоотношений с окружающими.
Определение статуса подростка в группе.
Изучение личности всех воспитанников.
Выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей.
Выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях.
Выявление уровня комфортности поведения.
9. Опросник суицидального риска. (модификация)Т.Н. Разуваевой 8 – 11класс
Выявление уровня сформированности поведения суицидальных намерений.
Обобщение психологических знаний об особенностях процессов самопознания и самовоспитания; выработка конструктивных способов взаимодействия в социуме; формирование ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к
Личностные особенности и черты характера
Отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение.
Выявление уровня самооценки.
Определение типа акцентуации характера, является реализацией типологического подхода к ее изучению.
Определение ценностных ориентацией, коммуникативных способностей
и навыков, эмоционально – волевой сферы.
Изучение сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты.
Определение характерных для обучающихся особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
7. Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ)М.Рокича(модификация А.А. Руковишников)9 -11класс
Определение жизненных ценностей (терминальных ценностей) человека.
Георгий Брегман и
Выявить ведущую репрезентативную систему подростка, то есть ту модальность, которой он чаще всего пользуется при описании мира. Показать, какая стратегия в усвоении учебного материала чаще всего используется обучающимся (ВАК).
Выявление акцентуаций характера, определённого направления характера.
Профориентационное самоопределение
Умение различать типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий.
Построения личной профессиональной перспективы.
4. Опросник профессиональной готовностиЛ. Н. Кабардовой. 9-11класс
Определение профессиональных намерений и дальнейших образовательных планов.
Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса
Влияние карьеры на здоровье и здоровья на карьеру.
Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса
Влияние здоровья на успех в профессии.
Умение понимать запросы других субъектов образовательного процесса
Изучение общей направленности интересов обучающихся.
Оценивать степень интереса к различным видам деятельности.
Определение профессиональных интересов и склонностей в профессиональной деятельности.
Определение готовности к выбору профессии.Стремление к самообразованию по изучению рынка труда
Читайте также:
- План развития группы на год в детском саду по фгос в старшей группе
- Какие предметы можно использовать для подачи сигналов бедствия обж кратко
- Что написать в альбоме выпускников детского сада
- Педагогический менеджмент в начальной школе
- Как происходила эволюция кровеносной системы у позвоночных животных кратко