Разработать план урока с проведением диалогового обучения

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технология диалогового обучения

В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка.

Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание к личности ученика. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Любой человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.

Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.

Диалог – это равноправное субъект—субъектное взаимодействие, позволяющее искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Характеристика диалоговой технологии

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей:

· наличие единой для всех проблемы;

· наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

· наличие цели организации диалога;

· наличие обратной связи;

· наличие диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;

отсутствие внимания учителя к ребёнку;

закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

неумение учителя быть хорошим слушателем.

В то же время нельзя говорить о диалоге как особой форме обучения, если у школьников не сформирована культура речи, коммуникативно-речевые умения.

hello_html_439afecc.jpg

Учителю необходимо развивать на каждом уроке устную речь, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Важным фактором является контакт учителя с классом. Если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнеру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. При полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения. Все эти идеи нашли отражение в модели, которая призвана формировать коммуникативную компетенцию учащихся ( см. Схема 1 ).

Таким образом, диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.

Диалог можно подразделить на три уровня:

1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень

2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.

3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).

Среди диалоговых технологий выделяют:

анализ конкретных ситуаций.

Диалоговое обучение на уроках истории.

Сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы урок

Не всегда основная

Авторитарный или либеральный

Рассказ // объяснение учителя.

Монологу отведено главное место

Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги.

Диалог является основой существования урока

Не всегда высокая

Мотивация к обучению

Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая

Творческий/ интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация

Диалоговый урок лучше начать с постановки учебной проблемы.

В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.

В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.

Современная дидактика выделяет следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1. Подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения.

1) Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

2) Подписание пакта стало большой ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.

Учащиеся должны определиться, какую из этих точек зрения они поддерживают и почему.

3. Предложение обучаемым рассмотреть то или иное историческое событие с различных позиций. Так, говоря о петровских преобразованиях, ставим учащимся следующие задания: 1) Представьте себе, что Вы крестьянин, живете в России в начале 18 века. Как бы вы отнеслись к реформам Петра Первого? Приняли бы вы участие в строительстве Петербурга? Объясните, почему. 2) Как бы вы отнеслись к Северной войне, если бы были купцом?

4. Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию и классификацию, логику рассуждения.

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города.

Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории

5. Постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью постановки вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, а так же на преодоление психологической инерции ученика. Это задача такого типа: Прочтите текст: «И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди - бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.

Какому событию посвящен этот документ? Имя какого выдающегося человека связано с ним? Дайте собственную оценку этому событию.

6. Ситуация-противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.

Таковы основные приемы создания проблемных ситуаций на уроках истории. Какой из них использовать, чтобы достичь наиболее эффективного результата, учитель решает в зависимости от конкретной ситуации, темы урока, подготовленности учащихся.

Приемы, способствующие развитию диалога и полилога

Выполняется это задание по следующей схеме:

Я согласен с этой точкой зрения, так как –

Те, кто не участвует в команде, составляют оценку аргументов:

Аргументы, которые совпали с моими собственными,

Новые аргументы, с которыми согласен,

Новые аргументы, с которыми не согласен,

Кроме этого, хорошо использовать следующие формы обучения:

Создание ученических проектов и их самопрезентация.

Организация уроков индивидуально-ориентированных маршрутов, основывающихся на решении учениками ситуаций интеллектуального затруднения, исходя из своих возможностей, способностей, интересов, своего субъектного опыта.

Уроки лекции отличаются тем, что не являются односторонним процессом выступления одного учителя. На таких уроках роль педагога примеряет на себя сам ученик, расширяющий сферу применения своих способностей.

Уроки-семинары, которые способствуют дальнейшему развитию процесса диалога.

Весьма актуальными формами обучения, в последнее время, стали конференции, на которых школьники могут активно демонстрировать свои умения в диалоговом общении.

Интересная для учащихся работа ведется и с источниками знаний, в частности с Конституцией РФ, что приводит к значительному обогащению их субъектного опыта.

В современных условиях информационного общества нормой для учащихся стало обсуждение учебных вопросов с использованием сети Интернет.

Планируемый результат педагогического проекта.

Положительная динамика следующих составляющих:

сформирование коммуникативной компетентность у учащихся

повышение качества учебно-познавательной деятельности;

удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;

повышение уровня познавательного интереса к истории у учащихся.

Повышение интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов, ИКТ.

Общие выводы исследования и его результаты:

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

5. Диалогическое построение уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся .

Общие выводы исследования и его результаты:

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

5. Диалогический строй уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

1 Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6. С.25 – 29.

Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диалог между одним учеником и учителем в классе при традиционной организации обучения происходит нечасто: в классе редко случается возможность многократного обмена репликами с одним учащимся. Использование на уроке технологии диалогового взаимодействия даёт возможность учащемуся участвовать в диалоге в роли учителя и ученика. Каждый ребёнок за время одного урока непосредственно общается , участвует в диалоге не менее 10 минут.Технология предполагает выполнение ребёнком до урока ( в качестве домашнего задания) одной карточки с заданием. Учитель проверяет работу ученика, консультирует. Таким образом, к началу урока у каждого учащегося на руках есть одна выполненная и проверенная карточка. На уроке дети обмениваются карточками, проверяют работу друг друга, оценивают. Учитель не вмешивается в процесс, т.к. дети работают в парах по алгоритму, меняются партнёрами по изученной ранее схеме. На проведение работы по технологии диалогового взаимодействия предполагается 10-15 минут урока, но за это время дети успевают выполнить не менее 8 карточек, что говорит о большой продуктивности использования данной технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

T.: We continue to speak about our general theme devoted to sport and today we’ll have an unusual lesson, we are going to hold a discussion “Sport in our life”. First, we’ll do some tasks and then we’ll turn to be different specialists exchanging the information and ideas concerning sport.

2) Фонетическая зарядка.

T: Now I want you to look at the screen. You can see a proverb: An apple a day keeps a doctor away.

T.: Read it please, and tell me whether you understand this proverb and what do you do to be healthy?

(Примерные ответы учеников):

P1.:In the morning I do my morning exercises, have breakfast, clean my teeth.

P2: To be healthy I go to bed in time.

P3: To be healthy I go in for sports.

P4: I usually do exercises in the morning.

P5: I eat fruit and vegetables.

P6: I don’t eat fast food.

T.: Thank you for your answers, I suppose they are very useful for all of us.

II. Основная часть урока.

T.: Please look at the screen. Here you see some expressions, which are known to you. Read them please altogether: professional, amateur, go in for sport, to be injured, it’s interesting to take a chance, it’s in fashion, make friends, rest and relax, become strong/energetic/healthy, lose gain weight, look athletic/cool, have a good tome, earn money, enjoy playing/running, swimming, get rid of stress, win the prize, become famous. (Ученики читают слова хором).

T.: Now, using these words and expressions, try to answer why you would like to go in for sport.

P1: I would like to go in for sport to become famous.

P2: I would like to go in for sport to be energetic and healthy.

P3: I would like to go in for sport to look athletic.

T: All right, thank you for your answers. Now I believe you have many ideas concerning sport to be discussed and you are ready for holding our conference dedicated to sport in our life.

Подготовка к игре

T.: Now I’ll divide you into 4 groups. I’ll give a card with task to every group, you should read it attentively and be responsible for acting your role.

(Учитель раздает задания каждой группе, дает время на подготовку)

Card №1. You are a group of sportsmen from America. You like sport, and consider it to be very useful for pupil’s health and body. Try to insist on the idea that children should go in for sport, because it is a good way to become strong, energetic and healthy using the following expressions: To begin with…I suppose that… I know from personal experience… I take a different view at… I have almost no doubt that… I agree/disagree with you…

Card №2. You are a group of parents from America. You agree that being a professional sportsman is difficult and dangerous, but you cannot ignore the desire of your child to win an Olympic medal. Besides, you think that sport is big business and sportsmen may earn much money. Try to persuade the audience, that there is not any damage in sport. Use the following expressions in your speech: I can disagree/agree with you… This does not seem to be so… I doubt it very much, because…I would like to add that…

Card №3. You are a group of doctors from Russia. You think that sport is good for people, because sport makes people healthy, keeps them fit, more organized and better disciplined. However, to be a professional sportsman is very difficult and dangerous, because you cannot save yourself of being injured. Try to persuade your colleagues that sport is not an easy deal and parents should be very attentive if their child is indulged in sport. Use the following expressions during speaking: Yes, you’re quite right, but I want to add that… I’d like to remind you that… It must be admitted that…I agree/disagree with you…

Card №4. You are a group of teachers from England. You say that you sometimes have problems with pupils who go in for sport professionally, because they often are absent and cannot understand material when they arrive. You think that sport distracts pupil’s attention from studying. Insist on the idea that professional sport for pupils is not a necessary thing, and for them it is better to study and just lead a healthy way of life. Use the following expressions during the discussion: Nobody doubts that… I agree/disagree with you… Opponents argue that… There is another side to this… I hold the view that… It strikes me that…

Проведение игры

T.: Dear guests, today we shall speak about sport in our life, about hardworking training of pupil-sportsmen, about the advantages and risks of sport. Four delegations have come today to us. They are sportsmen and parents from America, doctors from Russia, and teachers from England. First, I would like to say that sport is very popular nowadays. Many people do morning exercises, jog in the morning and train in sport clubs. A lot of different competitions are held at school, a great number of pupils take part in them. Many people like sport, but some of them neither play sports games nor even watch them. They only like to speak about sport and say that all children and grown-ups must take care of their health. What do you think about it? Do you share the point of view that sport is very popular among pupils? Do you think children should go in for sport or not?

(Примерные реплики учащихся)

Sp.1: To begin with, I’d like to say that I am a professional sportsman. I have played football for seven years. I suppose that sport is very popular nowadays among pupils.

Sp.2: I agree with my friend and I know from my personal experience that sport is very useful for our health. As for me, it makes me strong and energetic.

Doc.1: Yes, you’re quite right, sport is very useful for every man. Everyone knows about his effect on our health, it makes people healthy, keeps them fit, more organized and better disciplined. But I would like to add that sometimes sport is dangerous and can damage you. What can you say about this fact?

Sp.3: I can agree with you, but, as you now, every sport is dangerous. Do you think that pupils should not go in for sport at all?

Doc.1: No, I do not say so, I just want to inform you about different sides of sport.

Teacher1: Excuse me, but I interfere the discussion. I would like to ask you a question. How do you combine your trainings with studying?

Sp.4: As for me, I’m studying at secondary school and do a lot of homework like normal pupils. Sometimes it is difficult for me to combine sport and school, because every week I have many trainings.

Teacher1: I hold the view that children studying at school should not do sport professionally.

Teacher2:I agree with my colleague. I have many problems with such pupils, because they are absent a lot of the time and can't understand material when they arrive at classes. Usually, they are bad pupils because they have no time to do homework, read books and so on. We do not like professional sportsmen-pupils. I’d like to ask parents. What do you think about this?

Parent1: This does not seem to be so. I do not think that sport is something bad for my child. He likes trainings, he doesn’t have any problems at school. I think much depends on a person.

Parent2: I am not against sport too.

Teacher3: It strikes me that these pupils like only sport!

Sp.4: I disagree with you, because I like studying and I want to have a good education in my future.

Teacher4: By the way, do you like more studying or training?

Sp.1: I think that it is difficult question, because we like both. For me, sport is a good method to get rid of stress.

Doc.3: Yes, I agree with you that sport is a good method to have a rest after great mental work. But I should remind you that being a professional sportsman is not easy deal. You may hurt your body, destroy your nervous system and relations with your family and friends. Many sportsmen need special diets and medical service. No smoking, no alcohol. By the way, do you lead such way of life?

Sp.1: Of course.

Sp.4: I believe that not only sportsmen should lead such way of life, but people who are not involved in sport professionally. Doing morning exercise, jogging, healthy food can help you.

Sp.3: I, for example, keep a special diet.

Parent3: I agree with the doctor that being a professional is very difficult and dangerous sometimes. Our children have many injuries, they cannot be simple children. But they dream of becoming winners and every person wants to win an Olympic medal.

Parent4: Besides that, professional sport is big business and sportsmen may earn much money.

T: Thank you dear guests, we see many opinions concerning sport. I suppose, today our discussion was very interesting and informative for all of us. Thank you for you coming.

3) Подведение итогов обсуждения

T: Thank you for your work! Now pupils, I want you to tell your opinion on the subject of discussion. How do you find our conference?

P1: We had an interesting discussion about sport life, sportsmen and their problems. Of course, every person should understand the risks of doing sport and be very careful.

P2: I agree with you. If you are going into professional sport, you have to be hardworking, and persistent. If you do not, enjoy jogging in the morning, playing games without everyday risks and injuries.

P3: Parents should be very attentive not to allow their children to become bad students at school because of trainings.

P4: I think that sport is very useful for us. Sport makes people healthy, keeps them fit, more organized and better disciplined.

P5: I believe that not everyone should be a professional sportsman, some of us can choose amateur sport and a healthy way of life and it would be also useful for our health.

III. Подведение итогов урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены мини – практикумы по проблемно-диалогической технологии, модели проблемно-диалогического урока. Используемая технология позволяет учителю постоянно удерживать внимание учащихся, вовлекать их в полилог при решении поставленных проблемных задач.

Технология проблемно-диалогического обучения

I. ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемно - диалогическое обучение – обеспечение творческого усвоения знания при помощи диалога.

Слово диалогическое означает , что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют учитель и ученики в диалоге.

Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащегося.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и развивает логическое мышление.(Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы и выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведёт к открытию прямой дорогой)

Тем самым у школьника вызывается интерес к новому материалу и познавательная мотивация.

П. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Учебная проблема существует в двух основных формах:

какова будет тема урока;

какой возникает вопрос

Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Классификация методов обучения

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Рассмотрим методы подробнее.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

создания проблемной ситуации;

побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:

побуждения к формулированию учебной проблемы;

принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

- Вопрос был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? Чего мы не знаем?

Какой возникает вопрос?

- Вы сначала как думали? А как на самом деле?

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

4.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Ш. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

побуждения к выдвижению гипотез;

принятия выдвигаемых учениками гипотез:

побуждения к проверке гипотез;

принятия предлагаемых учениками проверок

Приведем пример создания проблемной ситуации и поиска её решения.

-Найдите однородные члены в этом предложении.

К какой части речи они относятся?

Определите их род и падеж (предъявление первого факта).

Выделите их окончания (предъявление второго факта).

Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

Женский род, предложный падеж.

Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).

Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)

В словах на доске выделите корень (практическое задание).

-Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

Два мнения (осознание противоречия).

Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка"? (Учебная проблема как вопрос.)

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

использует побуждающий диалог

Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. Почему птичка так называется?

Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания).

-Видели в нашем городе новую церковь? Кто знает, чьё имя она носит?

-Когда жил этот князь?

-А люди помнят его до сих пор! Как вы думаете, почему помнят князя?

-Вот факты. Князь, говоря современным языком, нанял киллера, чтобы убить брата в борьбе за власть, был многоженцем и одобрял человеческие жертвоприношения. Теперь про великого полководца: во время одной битвы князь два дня просидел под мостом, потому что боялся попасть в плен.

-Что вы сказали сначала?

-А что оказывается на самом деле?

-Какой же возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске.

-Новая церковь носит имя князя Владимира Красное Солнышко.

-Давно, тысячу лет назад.

- Он был хорошим человеком или великим полководцем

(Проблемная ситуация)

-Князь был хорошим человеком или великим полководцем

- И человеком был плохим, и полководцем неважным.

-Почему помнят князя?

Найдите площадь прямоугольника со сторонами15 и 3 см

Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

легко выполняется упражнение

Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).

Умножение на двузначное число (учебная проблема как: тема урока).

использует побуждающий диалог

формулируют тему урока

Сейчас вы разобьетесь по группам, и будете решать пример 56 х 21=?

Способ решения запишите на листке.

Подходит к каждой группе:

Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Воспользуйтесь распределительным свойством (подсказка к решающей гипотезе).

Разбиваются по группам, начинают работу.

Закончив работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная гипотеза).

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая гипотеза).

Вы предложили два разных способа умножения. Как можно проверить, какой из них верный? (Побуждение к практической проверке.)

Может быть, воспользуемся каким-то прибором? (Подсказка к плану проверки.)

Что у вас получилось?

Значит, как надо умножать на двузначное число?

Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.)

Работают с калькулятором.

При умножении получается 1176.

Формулируют правило (открытие нового знания).

Обращаются к учебнику.

Подводящий к теме диалог

Приведем пример подводящего к теме диалога.

Прочитайте слова на доске.

-Чем все эти слова похожи?

-А чем слова отличаются?

-Над какой темой будем работать?

Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

Это существительные с шипящими на конце.

В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (тема).

Продолжение урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"

использует подводящий к теме диалог

формулируют тему урока

Посмотрите еще раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? (Побуждение к выдвижению гипотез.)

Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.)

Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.)

Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.)

С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.)

В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1).

использует подводящий к теме диалог

формулируют тему урока

Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.)

Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.)

Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.)

Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.)

Что дала проверка?

Сформулируйте общий вывод.

Сверьте вывод с учебником.

В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза).

Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки).

Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент).

Формулируют правило (открытие нового знания).

Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина сказал:

Такой падеж как……..

Я с детства не терплю;

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж - тема нашего урока.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска реш

Общие выводы

Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальный, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.

При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний

Мини – практикум по проблемно-диалогической технологии

Задание : Установите правильный порядок действий учителя на уроке изучения нового материала, используя только те действия, которые соответствуют технологии проблемного диалога. (соедините стрелками/ проставьте буквы)



Сейчас педагогика предлагает множество технологий, объединенных общим понятием диалогового взаимодействия. Что это значит? Под диалогом понимается общение двух или более лиц. То есть имеется в виду не монолог одного, сопровождаемый слушанием, более или менее внимательным, со стороны других, а именно обмен мнениями. Это понимание соответствует и здравому смыслу, и современным требованиям…

В наше время считается, что каждый ученик должен сам определять свой образовательный маршрут, осознавать, что ему требуется, ставить перед собой цели и находить пути их достижения.

В этом ему, разумеется, требуется помощь учителя. Если раньше учитель говорил, а ученики воспринимали информацию, то теперь требуется, чтобы ученики самостоятельно определяли, чему и как они хотят учиться, то есть речь идет уже о диалоге, о взаимодействии. Ученые идут еще дальше и рекомендуют педагогам стремиться к тому, чтобы диалог существовал не в форме учитель – ученик, а в форме ученик – ученик.

Что дает технология диалогового обучения?

В первую очередь учебная деятельность в такой ситуации помогает сделать учебный процесс более целенаправленным и эффективным и значительно повышает интерес школьников к изучаемому материалу, а также позволяет воспринимать его творчески, развивая одновременно мышление.

Во-вторых, технология диалогового взаимодействия создает условия для развития личности самого ученика, его самореализации.

Результатами использования этой технологии являются следующие умения школьников:

  • вести диалог;
  • выстраивать беседу;
  • формулировать вопросы и ответы;
  • вычленять главное;
  • терпимо и внимательно относиться к собеседнику;
  • отстаивать свою точку зрения, но не навязывать ее;
  • слушать и слышать.

Принципы диалогового взаимодействия

  • Это не воздействие сверху-вниз, учителя на ученика, а взаимодействие, то есть должно присутствовать не стремление учителя обучать, а умение погружаться в процесс самообучения совместно с учениками.
  • Стараться не задавать вопросов и не формулировать проблему, а предлагать это самим ученикам.

Это позволяет сформировать такие отношения в школьном коллективе, которые позволяют поставить в центр не программу и изучаемый материал, а личность ученика и его интересы. Это помогает сформировать творческое мышление, способность рассуждать самостоятельно и оказывать уважение другому человеку с другими убеждениями. Другими словами, можно сказать, что технология учебного диалога — это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.

Как организовать диалог на уроке

Обязательными условиями диалога на уроках являются:

  • стремление всех участников и в самом деле взаимодействовать друг с другом;
  • наличие собственной точки зрения;
  • отсутствие страха;
  • стремление слышать другого и аргументировать собственные взгляды, понимая точку зрения другого, но необязательно принимая ее.

Диалог позволяет воспитывать у школьников взаимоуважение, сопереживание, стремление к пониманию, учит правильному взаимодействию на межличностном уровне. Однако это длительный процесс: надо набраться терпения.

Психологи советуют начать с того, чтобы правильно организовать учебное пространство, то есть расставить парты так, чтобы диалог вообще был возможен: расположить столы таким образом, чтобы все видели всех и могли общаться, глядя друг на друга. Кроме того, надо смириться с тем, что на уроке не будет тихо, ведь школьники станут непосредственно обсуждать какую-либо проблему.

Затем необходимо выработать правила, которых должны придерживаться все ученики при работе в группах. Правил не нужно много, но они должны неукоснительно соблюдаться. Например, они могут быть такими:

Возможно, потребуется еще какие-то дополнительные пункты. И лучше, если эти правила ребята придумают сами.

Формы организации диалогового взаимодействия на уроке

Для обучения диалоговому взаимодействию используется работа в группах. Это могут быть или пары, или малые группы, до 6 человек. Группы из большего числа детей, как правило, не являются работоспособным: в них присутствуют школьники, которые в действительности не принимают участия в решении задачи.

Работа в паре обычно требует лучшего владения технологией ведения диалога, поэтому к парам лучше перейти позже, когда ученики уже научатся работать в малой группе.

Всем группам может быть предложено одно и то же задание; в этом случае они дополняют ответы друг друга и задают вопросы.

Можно предложить группам различные задания; тогда отчет будет напоминать научную конференцию, на которой каждая группа делает собственный доклад.

Иногда изучаемая тема предполагает возможность разделить ее на несколько направлений; тогда каждая группа получает свое задание, но при сложении вместе отдельные результаты дают один общий. Такой вариант представляется оптимальным, однако не всегда он возможен в силу объективных причин.

Отчеты групп могут выглядеть по-разному. Это может быть научная конференция, ролевая игра (например, суд) или творческий отчет.

Того, кто будет отвечать за всю группу, может выбрать учитель или группа.

Как поделить класс на группы

Существует несколько вариантов деления класса на группы; все они имеют свои плюсы и минусы, идеальных не существует. Учителю нужно выбрать какой-то вариант, опираясь на особенности учеников или темы.

Случайное деление на группы — это разного рода жеребьевки, деление по знакам зодиака, по первым буквам имен, по положению в журнале и так далее, подробнее о разделении класса на группы читайте в статье. В этом случае можно ожидать, что группы будут более или менее равными по знаниям. Хотя это может быть и не так. Во всяком случае, никому не будет обидно. Но при таком делении в одной группе могут оказаться ученики, которые друг с другом не общаются. Может быть, они смогут преодолеть свою антипатию и все же попытаться вступить в деловое взаимодействие (и это будет значительным шагом вперед, ведь такое умение наверняка пригодится детям в жизни!). Но может оказаться и так, что взаимодействовать они все-таки не смогут, в результате группа станет неработоспособной.

Чаще всего учитель стремится объединить в одну группу учеников с примерно одинаковым уровнем знаний; это правильно для первых 3 или 4 групп, но слабые и слабее слабых самостоятельно работать не смогут; требуется, чтобы в этой группе были также ученики среднего уровня. Именно они станут лидерами и руководителями работы в такой группе.

Иногда группы создаются не по уровню знаний, а по темпераменту. Если учитель избрал этот вариант, надо помнить, что не стоит в одном коллективе объединять ребят с одинаковым темпераментом; напротив, лучше соединить сангвиника с меланхоликом или флегматиком; холерика — с меланхоликом или тоже флегматиком.

При том что учитель старается грамотно и рационально поделить школьников на группы, этот метод также имеет свои минусы. Во-первых, в группе могут оказаться дети, которые не хотят и не любят взаимодействовать. Во-вторых, некоторые могут обидеться, потому что они хотели бы попасть в другую группу и отлучение их от компании друзей они могут воспринимать как проявление личной антипатии учителя.

Формы работы в группах

Чаще всего для работы в группах отбирается какой-либо масштабный материал, который можно подразделить на несколько мелких тем, а эти темы раздаются группам случайным образом или по какому-либо принципу. Например, если группы формировались по уровню учеников, то разумно более сложное задание предложить более сильным группам. Однако при этом возникает проблема справедливости оценки.

В том случае, если группы формировались случайным способом, можно таким же способом распределить между ними задание, то есть по жребию.

Алгоритм работы такой. Каждая группа должна выбрать из своего числа лидера, который будет руководить работой; затем группа ставит перед собой учебную задачу, связанную с выданным заданием, определяет пути достижения результата, распределяет работу между всеми членами группы. После этого начинается работа по выполнению учебного задания, которую контролируют либо лидер, либо специально назначенный контролер, либо непосредственно учитель — в зависимости от возраста учеников и их готовности к самостоятельной деятельности. В конце происходит окончательная корректировка работы и на этом завершается деятельность группы. Ученики готовы к отчету.

В какой форме проходят отчет группы

Чаще всего один из учеников, которого выбирает сама группа либо учитель, озвучивает задачу, стоявшую перед группой, рассказывает о путях ее решения и сообщает результат. Иногда отчитываться по очереди должны все члены группы. В некоторых случаях отчет проходит в форме научной конференции. Бывают творческие варианты отчета: допустим, ролевые игры. Часто на этом этапе проводится диспут, на котором каждая из групп должна отстаивать определенную точку зрения — ту, над которой она работала в течение указанного времени.

Другие формы диалогового взаимодействия

Для использования приемов диалогового взаимодействия, совершенно не обязательно проводить масштабные проекты. Работа в группах может осуществляться на каждом уроке в ходе небольшой игры. Например, это может быть эстафета. Допустим, учитель пускает по классу несколько листов, на которых написаны вопросы. Каждая группа отвечает на часть вопросов и передает лист другой. Вторая продолжает ответ и передает третей, и так до конца. Можно поручить одним группам придумывать вопросы, а другим — отвечать на них. А потом предложить поменяться.

Приведем еще примеры приемов диалогового взаимодействия:

Работа в парах

Работа в парах считается, по сравнению с работой в группах, сложнее. Если в группе для каждого ученика наверняка найдется кто-нибудь, с кем ему общаться легче, то в паре люди общаются один на один. Или оба находят возможность взаимодействия, тогда достигают успеха, либо не находят.

Существует большое количество форм и методик работы в парах. В основном это относится к временным парам, которые создаются на незначительную часть выполнения общего задания. На этом строится, например, знаменитая методика Ривина, в ходе которой ребята разбиваются на пары. Один объясняет другому абзац своего текста, вместе они придумывают название; затем другой знакомит первого с абзацем из своего текста, также придумывается название; после этого пара распадается и каждый из членов первой пары ищет себе партнера на второй абзац. Такая технология позволяет школьникам научиться взаимодействовать с самыми разными людьми, а также помогает хорошо усвоить учебный материал.

Какие еще используются формы диалогового взаимодействия? Это различные обучающие игры. Например, брейн-ринг или КВН; различные ролевые игры: например, телепередача, ток-шоу и т. п. Это различные игры в вопросы и ответы, при которых каждая команда задает вопрос другой команде или по кругу, или в соответствии с выпавшим жребием, а затем отвечает на вопрос либо той же команды, либо тоже по жребию.

Недостатки технологии

Как ни много достоинств у диалогового взаимодействия, есть и некоторые недостатки, с которыми следует смириться или попытаться свести их к минимуму.

Фото: Надежда Чернеева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Читайте также: