Разрабатывается с учетом текущих условий и утверждается педагогическим советом школы

Обновлено: 05.07.2024

Основными государственными документами, определяющими содержание образования на каждом уровне и этапе, являются образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы.

Образовательные стандарты. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, что вызвано необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в различных типах учебных заведений. Государство требует от своих граждан иметь определенный уровень образования, а взамен гарантирует необходимый уровень образовательных услуг.

Образовательный стандарт образования является основным нормативным документом в области образования. Он определяет такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма его представления, уточняет методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Новые стандарты также определяют требования к условиям проживания в учебных заведениях.

Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы - Функции образовательных стандартов

Функции образовательных стандартов

  1. функция социального регулирования. Стандарт — это механизм, который предотвращает разрушение единства образования в контексте разнообразия образовательных возможностей. Это позволяет достичь определенного гарантированного качества выпускников школ в стране. Это обеспечивает эквивалентность образования.
  2. функция гуманизации образования связана с обеспечением его личностно-формирующей сущности посредством стандартов. Четкое определение минимальных требований к общему образованию учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, что обеспечивает возможность освоения материала на разных уровнях. Право ограничить изучение трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает студента от чрезмерной совокупной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности.
  3. функция наведения. Введение стандартов позволяет исключить спонтанность и добровольность при разработке системы критериев качества образования учащихся, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о фактическом состоянии школы создает условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.
  4. функция повышения качества образования. Стандарт устанавливает минимально необходимый объем содержания образования и определяет нижнюю границу уровня образования.

Стандарт образования обозначает не эмпирически предписанные предметы, а основные области образования, ряд из которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, которые являются неизменным (базовым) ядром общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные программы.

Базисный и типовой учебный план

Государственные образовательные стандарты устанавливаются в учебных планах. Учебный план — это нормативный документ, определяющий предметы, изучаемые в школе, порядок изучения предметов по годам обучения и количество часов, отведенных на каждый предмет по классам. Структура учебного плана ярко выражает социальный заказ, в рамках которого реализуется система образования.

В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: 1) базовый учебный план; 2) стандартный учебный план; 3) рабочий учебный план, то есть учебный план конкретной школы.

Основным документом является базисный учебный план. Базовый учебный план общеобразовательной школы является частью государственного стандарта для данного уровня образования. Он утвержден Министерством образования Республики Беларусь и служит основой для разработки типовых и предметных учебных программ. Он также является исходным документом для финансирования школ.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие положения:

1) Продолжительность обучения в школьных годах (общая и для каждого уровня общего среднего образования);

2) Недельная учебная нагрузка по предметам базового образования на каждой ступени общей средней школы, обязательного обучения по выбору учащегося и элективного обучения.

3) Максимальная недельная обязательная учебная нагрузка для учащихся, включая преподавание по выбору.

4) Общий объем оплачиваемой государством нагрузки на учителей, включая обязательные и факультативные занятия и внеклассные мероприятия.

На основе базисного учебного плана разрабатываются и утверждаются Министерством образования типовые учебные планы для всех типов учебных заведений. Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Рабочий учебный план школы

Содержание общего и среднего образования сосредоточено в предметах и реализуется через школьный учебный план. Учебный план школы составляется в соответствии со стандартами базисного учебного плана — основного государственного нормативного документа, который служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Учебный план — это документ, содержащий перечень изучаемых в нем предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

Существует два типа школьных учебных программ:

Собственно школьный учебный план, который разрабатывается на основе базового государственного учебного плана в течение длительного периода времени и отражает специфику конкретной школы;

Рабочий учебный план школы, который разрабатывается с учетом современных условий и ежегодно утверждается педагогическим советом школы.

Рабочая учебная программа школы должна быть разработана в соответствии со стандартами базисного учебного плана и отражать особенности конкретной школы.

Как правило, одна из типовых учебных программ должна быть взята за основу школьного учебного плана. Учебный план должен быть утвержден педагогическим советом и директором школы к началу учебного года.

Типовой учебный план, а также рабочий учебный план школы должны включать:

1) расписание учебного процесса, определяющее продолжительность учебных четвертей (триместров), каникул, летней практики, экзаменов;

2) сводные данные по бюджету времени с указанием продолжительности учебных четвертей и практик в неделях;

3) перечень обязательных предметов с указанием общего количества часов на каждый учебный год. Эта часть учебного плана называется базовым или инвариантным (в России — федеральным) компонентом и призвана обеспечить формирование базовой культуры учащихся);

4) Перечень факультативных предметов и элективных курсов, установленных школой, с указанием общего количества часов на их изучение. Эта часть учебного плана называется вариативной или школьным компонентом; ее цель — учесть образовательные потребности, интересы и способности учащихся и полностью индивидуализировать процесс обучения.

Соотношение базового и школьного компонента является важным показателем степени демократичности системы образования. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность конкретного учебного заведения. Например, в России с 1 сентября 2008 года до трети школьного времени отводится на факультативные занятия для учащихся.

5) Информация о ежегодной летней производственной практике студентов;

6) Информация о государственных экзаменах для начального (9-летнего) и всего среднего (11-летнего) образования.

Учебные планы, а также государственный стандарт общего образования различают федеральный, государственный и школьный уровень.

Федеральный уровень обеспечивает единство школьного образования в стране, включая весь спектр образовательных областей, в которых выделяются курсы общекультурного и национального значения.

Национально-региональный уровень обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны, представленных федеральными единицами.

Школьный уровень (элективные и факультативные предметы) отражает специфику учебного заведения и поэтому позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.

Уровни учебных планов

Учебный план включает следующие нормы: продолжительность обучения (в учебных годах) в целом и для каждого из его уровней; недельная учебная нагрузка по основным предметам, предметам по выбору и факультативным занятиям; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая количество учебных часов, отведенных на факультативные занятия; конечное количество учебных часов, финансируемых государством.

Учебные планы, а также государственный стандарт общего образования различают федеральный, государственный и школьный уровень.

Федеральный уровень обеспечивает единство школьного образования в стране, включая весь спектр образовательных областей, в которых выделяются курсы общекультурного и национального значения.

Национально-региональный уровень обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны, представленных федеральными единицами.

Школьный уровень (элективные и факультативные предметы) отражает специфику учебного заведения и поэтому позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.

Учебный план включает следующие нормы: продолжительность обучения (в учебных годах) в целом и для каждого из его уровней; недельная учебная нагрузка по основным предметам, предметам по выбору и факультативным занятиям; максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая количество учебных часов, отведенных на факультативные занятия; конечное количество учебных часов, финансируемых государством.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Ряд дидактов (В.В. Краевский, И.Я. Лернер) выделяют три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Учебные планы. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы - Министерством образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы:

· собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);

· рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Информация об изменениях:

Статья 12 дополнена частью 7.1 с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Информация об изменениях:

Статья 12 дополнена частью 7.2 с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 322-ФЗ

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

Информация об изменениях:

Статья 12 дополнена частью 8.1 с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Информация об изменениях:

Часть 9.1 изменена с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ

9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

ГАРАНТ:

Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ) не позднее 1 сентября 2021 г.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 13 изменена с 1 сентября 2021 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

13. Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

Информация об изменениях:

Часть 15 изменена с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

ГлавнаяМетодическое пространствоМетодические материалыРекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов;

– программы факультативных курсов;

– дополнительных образовательных курсов.

1.4 . Рабочая программа разрабатывается в целях:

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

1.5. Рабочие программы составляются на основе:

– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

2. Пояснительная записка.

3.Содержание рабочей программы.

4. Требования к уровню подготовки выпускников;

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

– предмет, курс, дисциплина (модуль);

– год составления рабочей программы.

2.4. В пояснительной записке указываются:

– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

– цели и задачи данной программы

– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

3. Содержание рабочей программы

3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

- наименование темы (раздела);

- содержание учебного материала (дидактические единицы);

- требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

- перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

4. Требования к уровню подготовки выпускников

5. Перечень учебно-методического обеспечения

5.1. Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

6. Календарно-тематический план

6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

- темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

- количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

- даты прохождения темы, раздела;

- виды, формы контроля.

6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

Читайте также: