Разгораются тайные знаки анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

* * * Разгораются тайные знаки На глухой, непробудной стене Золотые и красные маки Надо мной тяготеют во сне. Укрываюсь в ночные пещеры И не помню суровых чудес. На заре - голубые химеры Смотрят в зеркале ярких небес. Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза, На листах холодеющей книги - Золотая девичья коса. Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар - впереди. * * * Когда вы стоите на моем пути, Такая живая, такая красивая, Но такая измученная, Говорите все о печальном, Думаете о смерти, Никого не любите И презираете свою красоту - Что же? Разве я обижу вас? О, нет! Ведь я не насильник, Не обманщик и не гордец, Хотя много знаю, Слишком много думаю с детства И слишком занят собой. Ведь я - сочинитель, Человек, называющий все по имени, Отнимающий аромат у живого цветка. Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах и началах, Все же, я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. И потому я хотел бы, Чтобы вы влюбились в простого человека, Который любит землю и небо Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе. Право, я буду рад за вас, Так как - только влюбленный Имеет право на звание человека. 6 феврал1908.

Стихи

История создания

История

Жанр, направление, размер

Младосимволисты, к коим относится Блок, так же, как и декаденты, опирались на идею Ницше о сверхчеловеке, но, в отличие от них, не противопоставляли себя толпе, а хотели спасти человечество, мир.

Композиция

В 1901 г. Блок был поглощен охватившем его чувством. Он, не переставая, писал стихи, посвященные исключительно Менделеевой. Сразу стоит отметить, что любовь юноши была слишком уж идеалистической. Он не допускал даже мысли о плотских отношениях. Возлюбленную он ставил на недосягаемый пьедестал, относился к ней, как к богине, но даже не собирался признаваться в своей любви. Девушке это казалось странным и непонятным.

Образы и символы

Данное произведение является пророческим, является символом само по себе, хоть и не пестрит символами как таковыми. Поэт пишет:

Данные строки можно считать авторским провиденьем. Поэт смотрит в будущее и видит его светлым и радостным.

Огонь – символ победы, торжества добра жизни, света над тьмой, символ очищения, а также символ домашнего богатства, что объясняет ожидание автора скорого обручения с любимой.

Но далее автор пишет о сомнениях:

Обращение к Даме

, но и по такой формуле герой готов не отступиться от образа.

В конце стихотворения приближение Дамы чувствуется – уже близка лучезарность, уже горизонт освобождается от огня, но страх не проходит. Чувство страха перед изменением созданного облика и радостью встречи перемешиваются в душе героя. Не этот ли коктейль считается счастьем, не ради этих ли мгновений хочется не существовать, а жить? Не каждый ли из нас придумывал себе образ Незнакомки, которая должна, обязана рано или поздно прийти?

О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!

Эти смертельные мечты и являются одной из основных жизненных ценностей, ведь они отличают человека от создания неразумного, через них в душу проникает искра Божья, а в лёгкие глоток свежего воздуха, разносящего по крови ощущение счастья.

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,- тоскуя и любя.

С первых строчек стихотворения оно становится исповедью лирического героя. Он боготворит свою возлюбленную, о чем свидетельствует обращение к ней, написанное с большой буквы. Идеализированный образ далек от реальности, и герой где-то в душе осознает это. Его преследует страх, основанный на то, что любимая с течением времени может измениться, не оправдав его надежд. Эти слова стали пророческими, брак Блока и Менделеевой был очень непростым. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что Блок предпочитал физической близости духовные отношения, а супруга не разделяла таких взглядов.

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Культ Прекрасной Дамы возник ещё в Средневековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот образ вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама — это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстаёт в трёх обликах: в космическом восприятии — это Душа мира, в религиозном — это Царица Небесная, в повседневном — это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой.

Лирический герой называет её высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая, Владычица вселенной. Во всех стихах цикла слова, обозначающие этот образ, написаны автором с заглавной буквы.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Произведение невелико по размеру, каждая строфа состоит из двух строк. Это также можно объяснить авторским глубоким пониманием, чувствованием жизни, которая не нуждается в излишних комментариях.

Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую тебя

Весь горизонт в огне – и ясен нетерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.

И молча жду, тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик ты…

О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Александр Блок создает образ возлюбленной, к которой обращен монолог. Я думаю, что, читая это произведение, мы чувствует героиню, как и лирический герой, за счет глаголов в первом лице (предчувствую, жду, пойду).

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Тема стихотворения

Герой одновременно ждёт и боится встречи с девушкой, ведь он заранее придумал себе образ, который может не соответствовать действительности. Он опасается, что Дама изменит свой облик или сменит привычные, но надуманные черты.

Нужен анализ данного стихотворения А. Блока:
Разгораются тайные знаки.
Разгораются тайные знаки
На глухой, непробудной стене
Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне.
Укрываюсь в ночные пещеры
И не помню суровых чудес.
На заре - голубые химеры
Смотрят в зеркале ярких небес.
Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза,
На листах холодеющей книги -
Золотая девичья коса.
Надо мной небосвод уже низок,
Черный сон тяготеет в груди.
Мой конец предначертанный близок,
И война, и пожар - впереди.

Заранее, огромнейшее спасибо!

Рассматриваемое мной стихотворение не является исключением из этого правила. Но мы все-таки за внешней формой видим идею. В чем же она? Блок ставит в центр своих размышлений Россию-Родину, судьба которой волнует его больше всего
Стихотворение пропитано настроением пессимизма, какой-то тяжести, что и вызывает оно при прочтении у читателя. Для создания такого настроения Блок использует многочисленные эпитеты: глухая, непробудная, суровая, холодеющая.

Поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Александр Александрович Блок - один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о "двоемирии", поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале "Мировой души" или "Вечной женственности". В этот период появляется таинственный и волшебный цикл "Стихов о Прекрасной Даме". В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, ставшей впоследствии его женой, - Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном - предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Тема ожидания и предчувствия чудесных перемен - господствующая в юношеской поэзии Блока. Но Блок не был бы великим поэтом, если бы отразил в лирике лишь свои личные переживания. Он сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи. Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.

На глухой, непробудной стене.

Золотые и красные маки

Надо мной тяготеют во сне.

Укрываюсь в ночные пещеры

И не помню суровых чудес.

На заре - голубые химеры

Смотрят в зеркале ярких небес.

"Неземные" черты "Прекрасной Дамы" органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед "вечной женственностью" и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.

И кричал, оглушенный людьми.

Подходя к золотому порогу,

Затихал пред Твоими дверьми.

Проходила Ты в дальние залы,

Величава, тиха и строга.

Я носил за Тобой покрывало

И смотрел на Твои жемчуга.

Поэт стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок ожидает и в то же время боится любви, уходит в мистицизм и символику.

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный

Только образ, лишь сон о Ней.

Свои "земные", вполне реальные переживания поэт пытался перетолковать в духе мистической веры. Это время становления Блока, он в поиске формы, ритма, мелодики стиха. Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности в красивость фантазии.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Здесь все земное овеяно атмосферой мистической тайны. Постепенно вполне земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но есть в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта: от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд.

Этот напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.

Я к людям не выйду навстречу,

Испугаюсь хулы и похвал.

Перед Тобой одною отвечу

За то, что всю жизнь молчал.

Молчаливые мне понятны

И люблю обращенных в слух:

За словами - сквозь гул невнятный

Просыпается светлый Дух.

Я пойду на праздник молчанья,

Моего не заметят лица.

Но во мне - потаенное знанье

О любви к Тебе без конца.

В лирической героине цикла слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой, в которую Блок был страстно влюблен, ставшей впоследствии его женой.

Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо -
Все в облике одном - предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Блок отражал в лирике не только свои личные переживания, но и сумел услышать грядущие большие перемены, прочувствовать всем сердцем испытания, выпавшие на его долю и судьбу страны, и вылить их в прекрасные стихи.
Это было необычное, судьбоносное время. И поэзия получилась под стать времени.

Разгораются тайные знаки
На глухой, непробудной стене.
Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне.
Укрываюсь в ночные пещеры
И не помню суровых чудес.
На заре - голубые химеры
Смотрят в зеркале ярких небес.

“Неземные” черты “Прекрасной Дамы” органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Блока. Он преклоняется перед “вечной женственностью” и красотой своей избранницы. Она принимает облик то горячо любимой матери, то возлюбленной, то Родины.

Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушенный людьми.
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми.
Проходила Ты в дальние залы,
Величава, тиха и строга.
Я носил за Тобой покрывало
И смотрел на Твои жемчуга.

Блок стремится слить воедино три этих образа, чтобы получился идеальный, достойный поклонения, и одновременно боится приземлить, упростить черты своего кумира. Блок одновременно ожидает и боится любви, уходит в символику.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный.
Только образ, лишь сон о Ней.

Реальный мир часто представляется ему как бы сквозь призму волшебного зеркала. Вполне реальные события и места действия заволакиваются волшебной дымкой фантазии поэта. Он искусственно уходит от реальности, в красивость фантазии.

земной образ преображается в романтико-символический миф. Поэт стремится к некой гармонии, какой нет на земле, но существует в его мечтах и фантазиях. На протяжении времени заметно меняется настроение поэта от восторженного поклонения к сомнениям и крушению надежд. Напряженный драматизм присущ ряду стихотворений Блока. Временами он сменяется заполняющим душу лиризмом. Поэт находится в поиске своего стиля. Но что присуще было Блоку изначально, так это изысканность слога, красота речи и полет фантазии.

Я к людям не выйду навстречу,
Испугаюсь хулы, и похвал.
Перед Тобой Одною отвечу,
За то, что всю жизнь молчал.
Молчаливые мне понятны,
И люблю обращенных в слух:
За словами - сквозь гул невнятный
Просыпается светлый Дух.
Я пойду на праздник молчанья,
Моего не заметят лица.
Но во мне - потаенное знанье
О любви к Тебе без конца.

Большие крылья снежной птицы Мой ум метелью замели. Как странны были речи маски! Понятны ли тебе? - Бог весть! Ты твердо знаешь: в книгах -сказки, А в жизни - только проза есть. Но для меня неразделимы С тобою - ночь, и мгла реки, И застывающие дымы, И рифм веселых огоньки. Не будь и ты со мною строгой И маской не дразни меня, И в темной памяти не трогай Иного - страшного - огня. О глазах

Разгораются тайные знаки

Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне.

Укрываюсь в ночные пещеры
И не помню суровых чудес.
На заре - голубые химеры
Смотрят в зеркале ярких небес.

Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза,

Золотая девичья коса.


И война, и пожар - впереди.
Октябрь 1902

В качестве вступления строфа из предыдущего стихотворения:

Увидели? Представили инока, услышали его мольбу? А теперь смотрите:

Разгораются тайные знаки
На глухой, непробудной стене
Золотые и красные маки
Надо мной тяготеют во сне…

…голубые химеры
Смотрят в зеркале ярких небес

Голубое, лазурь – это нынче химеры..

Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза,
На листах холодеющей книги -
Золотая девичья коса.

Ничего ж себе – закладочка… Золотая – как маки, как обманка. Холодеющая книга – как только что умершее тело…

Поэт стряхивает сон, возвращается в настоящее и понимает:

Надо мной небосвод уже низок,
Черный сон тяготеет в груди.
Мой конец предначертанный близок,
И война, и пожар - впереди…"

Будет и война, и пожар… И сгорит его замок, его терем – его домик в Шахматово… Безликие первым делом, почти сразу по Великой Октябрьской социалистической революции доберутся и уничтожат его.

Вот их краткая сводка:

Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.

Самое главное: вам не постичь. Я не говорю: о его сне реальном, переданном в форме стихотворной, я не говорю о прекрасной Даме, которая к нему являлась, я, не говорю ни о чём, чего вы не смогли постичь. Его творчество может сказать о многом.

"о прочем Вы не говорите"
"Почему же нет, прочтите. " -

Это говорите не Вы, а Блок.

"Его творчество может сказать о многом. " -
Вам, - Вам! - оно о чем-то сказало? - вербализируйте! а обмениваться цитатами можно бесконечно.

Вл. Соловьев:
"Мировой процесс есть воплощение божества в мире. Это воплощение обуславливается мировою душою, которая, соединяясь с божественным началом или воплощая его в себе, воплощается с ним вместе в материальном бытии как своем теле, которое становится телом Божиим по мере того, как сама мировая душа полнее и свободнее соединяется с Божественным началом. "

Ал. Блок. Из неотосланного письма:
"Теперь передо мною впереди только чистая Вы и, - простите за сумасшедшие термины по отношению к Вам, - неподвижное Солнце Завета. Моя жизнь, т. е. способность жить, немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа"

Л.Д.Менделеева. Из неотправленного письма:
"Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека, с живой душой, и не заметили, проглядели. "

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Архетип неба в поэзии А.А. Блока.

Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий небо – и как тема, и как образ – оставляет глубокий, неизгладимый след в сознании человека, если он хоть немного задумывается о его истинной красоте. Русское искусство (живопись и поэзия, по преимуществу) запечатлело его сложный многовековой образ во внешнем выражении, во всем богатстве и во всей красоте.

Но изобразительное искусство, по самой природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство неба как явления темы духовных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себе многообразные отражения неба и небесных тел в сознании людей, явилась художественная литература.

Множество русских писателей в стихах и прозе в той или иной мере затронули образ неба. Но если не вдаваться в частности, нужно назвать четырех художников слова, поэтов-романтиков, для которых этот образ стал органическим и в творчестве которых нашли наиболее полное и четкое художественное воплощение главные аспекты восприятия неба. Это В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и А.А. Блок.

Целью моей работы было выяснить: каково истинное значение образа неба в творчестве Александра Блока. И я поставила перед собой определенные задачи, среди которых: изучить творчество А. Блока, проанализировав его стихотворения и рассмотрев образ неба; сравнить подход А. Блока к образу неба с тем, как диктуют этот образ поэты

В последнее время обращение к архетипу, как к литературному явлению, очень актуально. Но невозможно постигать новые аспекты этого явления, не изучив старые. Это одна из причин, по которой я выбрала эту тему для своей работы.

В ходе работы я пользовалась различными источниками: мифами различных народов, замечаниями к заметкам критиков и писателей и делала собственные выводы. В итоге должна была получиться работа, которая смогла бы привлечь людей к творчеству А.А. Блок, доступно изложить основную тему и идею.

2. Основная часть.

1) Что такое архетип?

2) Значения архетипа неба

В демонов-облаков (планетников) превращались безвременно погибшие и убитые. Согласно поверьям западных и южных славян, планетники – «мифологически существа, пребывающие в дождевых и градовых тучах, управляющие движением туч, осадками, ветром, погодой. В скандинавской мифологии облака – небесные девы валькирии, уносящие павших на поле боя в небесный мир – Вальгаму. Облака – наблюдатели. Нефела из облака превратилась в женщину и полюбила земного царя Афаманта (греч. миф). С тех пор, возможно, и появились на земле нефеломанты – гадатели по облакам и любители предаваться различного рода предчувствиям в зависимости от формы, цвета и скорости туч.

В тибетской мифологии небо – место обитании мха, промежуточное пространство – люди, земля, подземный мир. Небо – шатер, пропускающий свет звезд, луны и солнца.

В бушменской существует миф, согласно которому солнце было человеком, у которого светились подмышки. Если он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать – все погружалось во тьму. Солнце, в одном из мифов, преследует своего соперника – луну, отрезая у нее куски мяса; когда луне удается вырваться, она понемногу опять обрастает. С луной бушмены связывают происхождение смерти.

Согласно одному из астральных мифов, млечный путь – красные и белые звезды – это древесная зола, зрелые и молодые коренья.

Армянская мифология описывает небо, как город с медными воротами и каменными сенами. У бездонного моря, разделяющего небом землю, находится рай.

3) Распространенность архетипа неба в русской поэзии

Многие русские писатели и поэты, как мы считаем, в своем творчестве использовали архетип неба. А если точнее, то можно назвать четырех великих художников слова, поэтов-романтиков, для которых этот образ стал органическим и в творчестве которых нашли наиболее полное и четкое художественное отношение главные аспекты архетипа неба. Это В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и А.А. Блок.

Каждый из них по-разному понимал образ неба и, соответственно по-разному трактовал его в своих стихотворениях.

Знать, солнышко утомлено.

За горы прячется оно,

Луч погашает за лучом

И алым, тонким облачком,

Задернув лик усталый свой,

Уйти готово на покой.

Пора ему и отдохнуть,

Мы знаем, летний долог путь…

А вот М.Ю. Лермонтов, с нашей точки зрения, превозносит небо и небесные тела.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;…

Месяц - ясный, светлый, прекрасный.

Небо светлая даль, крыша всею земною.

Конечно, можно назвать и других художников слова, в произведениях которых раскрывается архетип неба, но наш взгляд, именно в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского архетип проявляется наиболее ярко.

4) Почему можно говорить об архетипе неба в поэзии А.А. Блока?

Читайте также: