Рассказчик в романе капитанская дочка совпадают ли позиции автора и рассказчика кратко

Обновлено: 06.07.2024

"Капитанская дочка" исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею или, если и занимались, то показывали однобоко.

Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева, но он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат "История Пугачевского бунта" воспринимался современниками Пушкина как научный труд.

Если "История Пугачевского бунта" историческое сочинение, то "Капитанская дочка" написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении это принцип историзма, так как главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий.

Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде "Капитанской дочки" можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит об его исторической зоркости. В XVIII веке, действительно, можно было бы подобным образом описать "пугачевщину" в воспоминаниях, для внуков.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста.

Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением.

Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. С другой стороны, Гринев офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев, действительно, не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице.

В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению он отвергает восстание "как бессмысленный и беспощадный бунт", кровопролитие.

Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах,подобных расправе в Бело-горской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, говорит Гринев, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты. " Образ Гринева дан "в двух измерениях": Гринев-юноша, недоросль и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но в оценивает юношу.

Иронично рассказывает Гринев о своем детстве, при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.

Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его врагдруг Емельян Пугачев. Его характер раскрывается динамически в ходе событий. Первая встреча происходит в главе "Вожатый", следующий раз это уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорской крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения.

Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина.

Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: "Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать".

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который присутствует в повести незримо, как бы все время наблюдая за событиями и поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: "Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринов будет себя вести так, как нужно автору.

Сам факт выбора рассказчика большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести "Капитанская дочка". Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Основная проблема повести связана с осмыслением исторических путей России. Пушкин передает право рассказывать о пугачевском восстании Петру Гриневу, дворянину, из богатой родовитой семьи, который имеет нравственные устои, верность долгу и чести — все это неотъемлимые черты его характера, верного традициям патриота.

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь его наполнена пословицами и поговорками. В его отношениях с подчиненными нет никакого чинопочитания. Автор показывает, что Пугачев способен проявить милость и благодарность, но и способен оценить честь и мужество противника.

Образ предводителя кретьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиций. Пушкинс подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его учасников — народ.

Повествование строит на основе записок, мемуарной исповеди дворянина-офицера, оказавшегося пленником Пугачева.

Рассказчик – семнадцатилетний юноша, который вступил в самостоятельную жизнь и волей обстоятельств попал в центр восстания. Но ему удалось выйти из этого трудного положения честным, благородным, умеющим делать добро.

Заслуживает внимание и еще одна особенность построения образа рассказчика: он дан в двух временных измерениях. В начале повести он — юноша, который начинает военную службу, в конце – пятидесятилетний писатель-мемуарист, умудренный жизнью. Мемуарист объективно описывает действия юноши и оценивает их, он наделен даром иронии. С иронией пишет о своем детстве в родительском доме.

Как же построить анализ произведения, чтобы учащиеся правильно поняли композиционную и сюжетную роль рассказчика?

О.Г.Черных рекомендует такие практические задания:

2. Почему А.С.Пушкин решил придать своему историческому повествованию мемуарную форму? Из перечисленных ниже выберите только те причины, которые являются, на ваш взгляд, определяющими. Обоснуйте свой ответ.

— А.С.Пушкину нужен был свидетель изображаемых событий, чтобы достоверно и живо представить эпоху и героев.

— Рассказчиком намеренно избирался дворянин, так как для него было естественным неприятие и осуждение восстания. Это позволило А.С.Пушкину избежать цензурных препятствий.

— А.С.Пушкин хотел подчеркнуть двойственность позиций Гринева: осуждая, не принимая восстания, он принужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его человечности, справедливости, великодушии. Ценность таких показаний увеличивалась именно оттого, что их давал противник мятежников.

— Мемуарная форма позволяла А.С.Пушкину использовать самораскрытие героя: мы знакомимся с его думами, сомнениями, оценками. Это укрепляло доверие к рассказчику и его рассказу.

— Мемуары – личная точка зрения на события, что позволяло автору скрыть свою позицию, не высказывать открыто оценки восстания Пугачева;

2. Можно ли, по-вашему, поставить знак равенства между

рассказчиком и автором повести? Обоснуйте свой ответ.

3. Чем объясняется симпатия автора и читателей к Гриневу?

Задание 7. Прочитайте введение к повести Пушкина, которое автор не включил в окончательную редакцию. Это обращение умудренного жизнью старика-Гринева к своему внуку:

1.Какие два качества, по мнению мудрого Гринева, являются

главными в человеке, чтобы заслужить почтение и уважение

2. Докажите, что именно доброта и благородство спасли жизнь

Гринева и вывели его из затруднительных обстоятельств.

3. Как вы представляете себе Петра Андреевича Гринева? Почему

его портрета нет в повести?

Кроме индивидуальной работы по карточке методист предлагает творческие задания:

Задание 1. Попробуйте завершить рассказ о жизни героя, используя детали его биографии из послесловия

Список литературы 1. Беленький, Г.И. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии. Родная литература для 7 класса. / Г.И.Беленький. – М.: Просвещение, 1971.

2. Макогоненко, Г.П. Капитанская дочка А.С.Пушкина / Г.П. Макогоненко. Л., Художественная литература, 1977.

3. Пушкин, А.С. Капитанская дочка.
Выходные данные? 4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс / О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2010.

Написание этого романа – это долгий и кропотливый труд автора. Прежде чем создать это творение литературы, Александр Пушкин досконально изучил события первой половины 18 столетия. Он знал все подробности Пугачевского восстания, изучил его личность и предубеждения.

Не зря в своем романе повествователем он выбрал очевидца тех событий Петра Гринева, выходца из дворянства. Этот молодой и неопытный парень попадает в самое пекло событий.

Многие дворяне осуждают восстание, считая его нелепым и бессмысленным. Петр Гринев поддерживает их, но в то же время считает своим долгом защищать своих соотечественников от нападений разбойников.

Очень уместным было и вплетение автором любовной линии в этот исторический роман. Это помогает раскрыть образ рассказчика и разбойника Пугачева. Гринев познакомился с Пугачевым во время метели. Петр ехал на службу, но метель застала его в дороге. Выбраться из погодной западни ему помог Пугачев, которого Гринев принял за местного пьяницу. На утро Гринев все же отблагодарил мнимого пьяницу заячьим бушлатом.

В своей военной части Петр влюбился в капитанскую дочку Машу. Во время нападения родителей Маши убили. Гринева хотели повесить за преданность императрице, но Пугачев, вспомнив заячий бушлат, помиловал его. После этого Пугачев предложил Петру службу в своем отряде, на что Гринев ответил, что присягал на верность в своей службе ее величеству императрице и уж лучше погибнет, нежели будет служить врагу. Пугачев отпустил Петра, и тот отправился в Оренбург на защиту его крепости. Но услышав об опасности, которая грозит его любимой (Машу заставлял выйти за него замуж изменник Швабрин) бросил службу и поехал ее выручать. И в этом ему снова помог Пугачев.

Из этого можно сделать вывод, что Гринев был всегда верен своей присяге. Он достойно нес службу, которую мог покинуть только по уважительным причинам. Ведь он покинул службу в Оренбурге, чтобы спасти бедную сироту — капитанскую дочь. Он не побоялся в одиночку попасть в вражье логово. Его смелость и смекалка, которые он использовал для освобождения любимой, достойны уважения.

Нельзя сказать, что личность автора и повествователя и главного героя идентичны. Эти люди существенно отличаются. А.С.Пушкин владел острым умом, реальным восприятием действительности, имел поэтическую натуру, чего не было у Гринева. Но смелость, отвага и преданность Родине Гринева также присущи и автору, сто и роднит их души.

Напишите пожалуйста .Срочно кто может. Завтра нужно уже здать. Плизз.

Рассказч это Гринев если не ошибаюсь. В начале повести он едит в назначенную им крепость по пути встречает одного мужика - худого, но широкоплечего, Гринев не оставляет его и берет в свою калитку и еще дарит свою одежду. Так сам не зная того он помог Пугачеву, который при захвате крепости в знак дружбы сохраняет ему жизнь, а так же капитанской дочки. Позиция автора четко выделена и она на стороне Пугачева. Пушкин потдерживает именно его идеи, так-как к идеи написания этой повести его вдохновили именно войны Пугачева. А Гренев не потдерживает идей бунтаря, зачищает и понимает его, только в залог связывающего их дружбы. Гринев по своему предан Екатерине 2, он дворянин, который не может предать своих идеалов, но судьба Пугачева, его казнь, все же пошатнула в нем эту веру. Пугачев как и подабает донскому казаку, атаману - суров, воинственен и по своему справедлив, тех кто помог ему, он без руздумий приравнивает к друзьям, а друзей никогда не предает. Он исключительно действует в интересах народа, являясь своего рода воплощением народного гнева, напрвленная против узурпаторов сидящих у власти.

Сочинение по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

27.09.2011 19:20 |

Замысел самой повести относится к началу 1833 года. Тогда Пушкин начинает собирать материал, связанный с восстанием Пугачева. Закончив повесть осенью 1836 года, он поставил под ней дорогую для него лицейскую дату - 19 октября и озаглавил ее о русском бунте, "бессмысленном и беспощадном" - "Капитанская дочка", придав историческому событию, связанному с потрясением государственных основ, значение семейного дела. По сути, это произведение - нравственное завещание поэта, так как с 19 октября 1836 года до смерти Пушкина оставалось сто дней. И пройдя непростой жизненный путь , будучи уже отцом семейства, он задается вопросом : что же в этом мире спасительно - русский бунт, сила закона или что-то еще.

Основная проблема повести связана с осмыслением исторических путей России. Пушкин передает право рассказывать о пугачевском восстании Петру Гриневу, дворянину, из богатой родовитой семьи, который имеет нравственные устои, верность долгу и чести - все это неотъемлимые черты его характера, верного традициям патриота.

В повести "Капитанская дочка" позиции автора и рассказчика в одном месте совпадают, а в другом нет. Так например, Пушкин восхищается Пугачевым, когда он говорит с хозяином ночлега иносказательно он хитрит, что-то утаивает. Так же и Гринев, ему интересен Пугачев. У писателя не вызывает сомнения незаурядность и сила личности народного вождя , его талант полководца и смелость. Пушкин предает разбойнику некую романтизацию, что объясняется вниманием автора к внутреннему миру Пугачева.

Емельян Пугачев - казак, хороший военный организатор, великодушный и справедливый человек, это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его : "Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь." Природный ум, сметка, энергичность, все это способствовало тому, что он возглавил крестьянское восстание. Наружность его рассказчику показалась замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде показывалась проседь ; глаза живые и большие так и бегали . Он был приятен, но несколько плутен. Волосы его были обстрижены в кружок. На нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Но он помнит и добро, которое ему когда-то сделали. Он благодарен за то, как Гринев отнесся к нему, простому казаку, за чарку водки, и за заячий тулуп.

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь его наполнена пословицами и поговорками. В его отношениях с подчиненными нет никакого чинопочитания. Автор показывает, что Пугачев способен проявить милость и благодарность, но и способен оценить честь и мужество противника.

Образ предводителя кретьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа. Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиций. Пушкинс подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его учасников - народ.

Автор далек от идеализации Пугачева. Он отдает предпочтение реформам перед революцией , он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известные слова : " Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! " Расценивая пугачевское восстание не иначе , как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в произведении злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить , что этот замысел Пушкин реализовал.

Читайте также: