Ради чего фауст идет на союз мефистофелем в чем смысл спора между ними кратко

Обновлено: 04.07.2024

По сути, мне кажется, это спор за душу человека. Бог уверен, что душа Фауста принадлежи ему:
"Он мой раб",
"Пока ещё умом во мраке он блуждает,
Но истины лучём он будет озарён".
Мефистофель в свою очередь уверен, что
"плох наш белый свет!
Бедняга человек! Он жалок так в страданье"
и ему ничего не стоит смутить и заполучить человеческую душу:
"Бьюсь об заклад: он будет мой!
Прошу я только позволенья, -
Пойдёт немедля он за мной"

Так что они, оба убеждённые в своей правоте, заключают пари, что же выберет Фауст, кому достанется его душа.

Суть спора в том, что они по-разному представляют себе природу человека. Для Мефистофеля человек порочен, его губит двойственность его природы (небесное и земное начала) . Бог верит в человека, в то, что в нем заложено доброе начало. Он уверен, что Фауст сможет найти верный путь. Даже если он допустит ошибки, человек все равно стремится к хорошему, потому что его создал Бог.

помогите, пожалуйста. По трагедии "Фауст" Ради чего Фауст идет на союз с Мефистофелем? В чем смысл спора между ними?

Духовные поиски главного героя - вольнодумца и
чернокнижника доктора Фауста, привели к тому что он
продает душу дьяволу за обретение вечной жизни
в человеческом обличье.
Цель этого страшного договора – воспарение над
действительностью не только с помощью духовных подвигов,
но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.
Человека всегда влекло неведомое, а еще он хотел всегда
осуществить свои желания, даже те, которые не укладываются
в голове. Вот для таких целей ему нужна была поддержка
высших сил, добрых или злых – не важно.
Главное – это добиться своего.
Дьявол рассказал, что может дать Фаусту: путешествия в
пространстве и времени, деньги, успех, любовь женщин,
тайные знания. Это понравилось доктору, но сначала он
спросил о плате за это удовольствие.
Мефистофель хотел одного - подпись на пергаменте,
которая предусматривала, что Фауст отдает ему свою душу.
После определенного срока (24 года), во время которого
Мефистофель будет беспрекословно служить человеку,
душа доктора попадает в ад. Немного поколебавшись, Фауст
согласился и подписал договор своей кровью.
Сделка состоялась!

В прологе Господь и Мефистофель спорят о предназначении
человека и о границах человеческого духа:
Мефистофель утверждает, что человек по природе зол и что
его можно удовлетворить примитивными животными
наслаждениями, Господь же верит в безграничность исканий и
"смутных стремлений", которые, вопреки всем заблуждениям,
выведут доброго человека на истинный путь.
Ставкой в этом споре избран Фауст, его спасение или гибель.
Это "вечные", философские вопросы: что такое человек?
В чем его сущность человеческой природы и смысла
человеческой жизни.
Суть познания.
Проблема добра и зла.
Спор между Господом и Мефистофелем призван разрешить
Фауст - беспокойный, ищущий герой.
Познав книжную мудрость, он ощущает, что еще не понял
главного - "вселенной внутреннюю связь".
Поиск истины Фауст осуществляет в непрестанном споре
с Мефистофелем.

Мефистофель, кажется, жалеет человеческий род, высказывая горькую иронию о страдании и ограниченности. Однако на самом деле он не склонен к жалости. Образ духа противоречия напоминает нам образ человека, разочарованного, бунтующего против мира с помощью иронии. Он настоящий циник, не упускает возможности посмеяться с других героев.

В чем суть спора между Богом и Мефистофелем? Объектом спора выступает ученый Фауст, который стремится познать мир. Пытливый ум ученого и его стремления найти истинные знания давно привлекли внимание на небе. Господь уверен, что Фауст сможет пройти любые испытания, преодолеть соблазны и отыскать смысл жизни человека. Таким образом Гете воплощает идею безграничной силы разума, которую поддерживали в эпоху Просвещения.

На небе заключается сделка относительно главного героя. Мефистофель хочет доказать, что все люди – ограниченные и жадные. Поэтому Фауст не должен стать исключением из правила.

Фауст принимает условия Мефистофеля, так как думает, что именно он его и призвал. Идея всезнания подтолкнула героя к магии. Он обращается к духам, чтобы те открыли ему тайны бытия. Появление духа скорее обрадовало, чем испугало героя.

Заключив сделку, Фауст и его помощник начинают путешествие. Герой теперь не ограничен в своих желаниях. Он может заполучить и любовь, и золото, и славу. Любовь к Маргарите тоже спровоцирована мистическими силами. Однако она стала настоящим чувством, хоть и обреченным на трагический финал.

Фауст пообещал, что его путь закончится со словами о прекрасном мгновении. Но этот миг, как бы ни старался Мефистофель, почему-то не наступал. Маргарита была казнена, а Прекрасная Елена так и не стала настоящей любовью.

На своем пути главный герой получает многое, но также многое теряет, совершает ужасные поступки. Он становится виновником трагической судьбы возлюбленной: убивает ее брата, сбегает с города, оставив ее одну.

Но в финале Фауст все-таки находит настоящий смысл жизни – в помощи другим людям - и поэтому он прощен небесами.

иллюстрация к

Первая, изданная в 1808 году, представляет собой классическую трагедию. В ее основе лежит европейская легенда о докторе Фаусте, продавшем свою душу ради познания и наслаждений.

Вторая, увидевшая свет в 1832 году, после смерти Гёте, — аллегорическая поэма, состоящая из пяти актов, каждый из которых обладает самостоятельной фабулой.

Действие поэмы происходит в античности и средневековье. Предлагаем ознакомиться с ее кратким пересказом:

  • Первый посвящен друзьям молодости.
  • Второй представляет собой спор о театре, который ведут Режиссер и Актер с Поэтом. Первый надеется на постановке заработать, порадовав зрителя. Актер мечтает о славе, а Поэт — о том, что создаст значимое для искусства произведение.

Режиссер предлагает немедля приступать к делу и проводит параллель между театром и мирозданием. По его словам, театр позволяет сойти с небес, спуститься на землю и дальше в ад.

  • Третий представляет собой фантазию на тему библейской истории о праведнике Иове, который стал предметом спора между Богом и Сатаной. В интерпретации Гёте пари заключают на душу доктора Фауста. Так Мефистофель получает право подвергнуть доктора любым возможным испытаниям.

Фауст у себя в кабинете размышляет о том, что отдал много лет постижению наук, но не чувствует себя удовлетворенным. Похвалы помощника Вагнера его лишь раздражают, и после ухода последнего Фауст посматривает на яды, размышляя о самоубийстве. От мрачных мыслей его спасает звон колоколов. Начинается Пасха.

Утром Фауст с помощником выходит в город. Его почитают за то, что он лечил от многих болезней, не страшился эпидемий и помогал людям. Но признание не воодушевляет доктора. За ним увязывается пудель черного цвета. Придя в лабораторию, Фауст переводит Новый Завет. От занятия его отвлекает пес, который становится Мефистофелем.

Маргарита, или Гретхен, — невинная девушка из небольшого городка. Ей пошел 15-й год. Она росла без отца, а недавно похоронила младшую сестру. Простолюдинка влечет героя, и Мефистофель делает так, чтобы Фауст и Маргарита воспылали друг к другу чувствами.

  • Мефистофель и Маргарита вызывают друг у друга неприятие. Девушке не по душе спутник Фауста. Мефистофеля же раздражает то, что он оставил перед порогом Маргариты драгоценности, а она пожертвовала их церкви.
  • Чтобы свидание состоялось, Фауст убеждает девушку дать матери снотворное. Та соглашается. Позже оказалось, что доза была смертельной и мать не проснулась.
  • Брат Маргариты Валентин застал возле окна сестры Фауста и Мефистофеля. Погнался за ними, и в завязавшейся драке Фауст убил брата девушки. Умирая, тот проклял сестру. В ужасе от того, что произошло, герой спешно покинул город.
  • Маргарита забеременела. Родившегося ребенка утопила в реке, за что была арестована и ожидала казни.
  • В разгар Вальпургиевой ночи Фауст видит тень девушки и узнает о судьбе Маргариты. Он бросается ее спасать.
  • В заключении Маргарита сошла с ума. Когда Фауст явился за ней в камеру тюрьмы, она отказалась уйти с ним и попросила похоронить ее вместе с матерью и братом. Отказавшись от помощи нечистой силы, она смогла спасти свою бессмертную душу.

Казна опустела, и правитель не знает, как ее пополнить. Мефистофель, который прикидывался шутом, советует выпустить ценные бумаги. Их залогом будут служить недра. Мефистофель уверяет, что в земле много золота. Когда оно будет найдено, вложения себя окупят. Население покупает ценные бумаги, а Фауста и Мефистофеля чтят как чародеев.

Присутствующие критикуют недостатки внешности Елены, но для Фауста она является воплощением самой красоты. Он не в силах удержать ее образ, но становится одержим идеей отыскать Елену, пройдя сквозь эпохи.

Фауст ненадолго возвращается в собственную лабораторию, где Вагнер создал существо, называемое Гомункулом. Ученый уверен, что это лучший способ воспроизводства людей, но существо страдает от двойственности своей природы.

Герой находит Елену, и от их связи рождается Эвфорион — гениальный ребенок, который не хочет оставаться на земле и быть зрителем, а намерен бороться со стихиями и растворяется в воздухе. Вскоре исчезает и Елена.

Фауст получает возможность построить плотину. Но на пути его замыслов оказывается хижина стариков, которые наотрез отказываются переселяться в другое место. Фауст просит помощи у спутника. Мефистофель убил гостя, который пришел к старикам. Потрясенные, они умирают, а дом горит. Фауст проклинает их за упорство.

Герой стареет и слепнет. Он уже не способен видеть света, но слышит звуки лопат. Они предают ему энергию, и он требует от рабочих энергичнее строить плотину. Фауст не знает, что это не рабочие, а духи роют для него могилу по приказу Мефистофеля.

Фауст умирает, но его душа не достается Мефистофелю. Ее на небо забирают ангелы, где проводником героя в рай становится Маргарита.

Вот на какие моменты при анализе произведения обращают внимание специалисты:

Известно, что первый вариант произведения Гёте написал в первой половине 1770-х годов. Он содержал 1441 рифмованную строку. Оригинал не сохранился, но в 1886 году была найдена копия. Первый фрагмент произведения был опубликован в 1790-м по предложению Шиллера.

Первая часть труда появилась в начале 1800-х, а вторую Гёте закончил в 1831 году, незадолго до смерти. В завещании писатель указал, что произведение должно быть издано, когда его не станет. Поэтому вторая часть трагедии вышла в 1832 году.

Она раскрывается через сюжеты об искушении дьяволом, убийстве ребенка, создании искусственного человека, преступлении и расплате за него, злодействе, сделанном ради общего блага.

Герой одержим идеей абсолютного знания, поэтому еще одной важной темой произведения является цена, которую ученый платит за исследования. Фауст ради знания готов продать душу.

Первая часть написана как классическая трагедия. В практике театральных постановок сложилась традиция, что актеры, играющие в прологе, исполняют ключевые роли и в пьесе. Так перед зрителем предстают: Режиссер — он же Бог, Актер — Мефистофель и Поэт — Фауст.

В первой части есть все элементы трагедии:

  1. Искушение дьяволом.
  2. Соблазнение невинной девицы.
  3. Убийства ее матери, брата и ребенка.
  4. Расплата за содеянное.

Вторая часть имеет более сложную композицию. Акты представляют собой набор аллегорий и загадок, оставляющих пространство для интерпретации. Действие в ней развивается нелинейно, герои попадают из средневековья в античность и обратно.

Главным героем произведения является Фауст, о чем свидетельствует название и содержание. В европейской культуре легенда о Фаусте существовала задолго до Гёте, но благодаря его пьесе обрела новое звучание. В ранних источниках участь героя печальна. Дьявол его уносил в ад.

В начале произведения персонаж не ценит того, что уже имеет. Он уважаемый врач, которого почитают за заслуги перед людьми. Он занимается любимым делом, но все равно недоволен жизнью, чувствует ее неполноценность. Фауст переводит Новый Завет, но не осознает ценности веры. От самоубийства его спасает колокольный звон, затем он становится свидетелем того, как раскаяние спасло душу Маргариты, и сам оказывается спасенным, несмотря на контракт с Мефистофелем.

Первый смог добиться расположения Фауста, явившись в образе студента и показав, что интеллектом он не уступает герою. А затем появился в образе богатого господина, предложив земные удовольствия, которыми Фауст пренебрегал в обычной жизни.

В первой части герой совершает злодеяние — соблазняет девушку, становится причиной смерти ее матери и брата. Поступок Маргариты впечатляет его, но во второй части он продолжает свои поиски, совершая новые преступления. Ради строительства плотины губит жизни двух стариков. В его представлении общее благо важнее отдельных жизней.

Спасение души Фауста в конце является одним из наиболее спорных моментов произведения. Оно порождает множество споров о фигуре героя. Но это и делает произведение интересным.

Читайте также: