Работали ли школы в блокадном ленинграде

Обновлено: 18.05.2024

В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.
Несмотря на суровые блокадные условия, Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение о необходимости продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов. Общее число детей, приступивших к занятиям в блокадном городе, составляло менее четверти довоенного количества ленинградских школьников.
Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

С приходом весны, когда продовольственное положение Ленинграда значительно улучшилось, дети заметно ожили. С начала мая возобновились занятия и в тех школах, где они были зимой прерваны.
В Ленинграде и Кронштадте действовало 148 школ, в которых занималось более 65 тысяч учеников. По постановлению Ленгорсовета план работы школ основывался на повторении учебной программы.
Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города, совмещая общественную работу с учебными занятиями. Зачастую подросткам приходилось работать наравне с взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов.

Одновременно, силами школьников, учителей и работников шефских предприятий велась подготовка школ города к новому учебному году. В 84 школьных зданиях были сооружены новые печи, восстановлены водопровод и канализация. Почти во всех школах было организовано горячее питание по повышенным нормам продовольственного снабжения. К началу занятий учащихся постарались обеспечить учебниками и тетрадями, насколько это было возможно в условиях блокадного Ленинграда.
В конце 1942 года учебные занятия проходили в 86 школах Ленинграда. В них училось 27 тысяч детей – примерно 6% от довоенного количества. Основную массу учащихся составляли ученики младших классов, так как большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или занимались в ремесленных училищах и школах ФЗО (школы фабрично-заводского обучения).
В условиях города-фронта обучение детей в 1942/43 учебном году было по-прежнему сопряжено с большими трудностями. Занятия нередко проходили под гул артиллерийской канонады, из-за недостатка топлива и электроэнергии в классах зачастую было холодно и темно.

С января 1943 года, когда было прорвана блокада Ленинграда, число учащихся стало расти с каждым днем. Но уровень подготовки детей очень различался из-за того, что многие дети не могли посещать школу в 1941/42 учебном году. Это обстоятельство очень осложняло процесс обучения.
В 1944/45 учебном году количество действующих школ в Ленинграде существенно возросло. Теперь насчитывалось почти 200 школ, а число обучающихся в них школьников по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти в 3 раза, потому что началось возвращение детей из эвакуации.
Ленинградские учителя провели громадную и ответственную работу по выравниванию знаний учащихся, чтобы таким образом добиться повышения качества обучения. С этой целью особенно широко практиковалось систематическое повторение программы за предыдущие годы.
В годы блокады сильно пострадали здания ленинградских школ, им был нанесен громадный ущерб. В результате бомбежек и артобстрелов было выведено из строя более 300 школьных зданий. Их восстановление началось еще в 1942 году, но основные работы проходили в 1944-1945 годах.

Здание Горного института — угол набережной Лейтенанта Шмидта и 22-й линии В.О. 1941-1945 ©Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова Война внесла существенные изменения в жизнь Ленинградских вузов. С началом войны тысячи студен

ВУЗЫ
Война внесла существенные изменения в жизнь Ленинградских вузов. С началом войны тысячи студентов и преподавателей отправились на фронт.
Из добровольцев одного только Университета было сформировано 7 батальонов. Из Электротехнического института им. В.И.Ульянова (Ленина) на фронт ушли более 1200 воинов народного ополчения. Студенты Кораблестроительного института вместе с рабочими Адмиралтейского завода образовали батальон судостроителей Октябрьского района. Студенты и преподаватели Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта организовали 13 партизанских отрядов. Учащиеся 1-го медицинского института имени академика И.П. Павлова организовали специальные медико-санитарные дружины.
К сентябрю 1941 года из Ленинграда была эвакуирована лишь небольшая часть профессорско-преподавательского состава и наиболее ценное лабораторное оборудование.

В вузах шла напряженная работа по мобилизации всех сил в помощь фронту. Учебные мастерские и лаборатории были в срочном порядке реорганизованы для производства оборонной продукции. В мастерских Университета, Текстильного института, Педагогического института им. А.И. Герцена и многих других изготавливались запалы для гранат. В Институте точной механики и оптики был налажен выпуск прицелов для зенитных установок. Студенты, сотрудники вузов под руководством опытных ученых быстро осваивали военное производство, поставляя фронту снаряды, мины, гранаты, запалы и многое другое.
В результате того, что тысячи юношей и девушек уходили на фронт и на производство, число студентов ленинградских вузов значительно сократилось. В крупнейших вузах (Университете, Политехническом, Горном институтах и др.) количество учащихся уменьшилось более чем в два раза по сравнению с довоенным временем. Но те, кому все-таки удалось закончить высшие учебные заведения, стали действительно прекрасными специалистами в своем деле.
Хотя враг вплотную подошел к городу, в сентябре-октябре студенты многих вузов приступили к учебным занятиям. Профессора и преподаватели институтов пересматривали и составляли заново учебные планы и программы курсов в соответствии с сокращенными сроками обучения, которые были введены в связи с военным временем.

Спецпроизводство в Горном институте. Работы по набивке взрывчаткой корпусов гранат в цехе № 2. ©Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова

Б.И. Коваленко проводит занятия с ослепшими воинами на курсах по подготовке для поступления в вуз. 1941 г. © Музей РГПУ им. А.И. Герцена

В самом начале блокады учебный процесс проходил почти так же, как и в довоенное время, – оживленно и деятельно, студенты активно посещали лекции. Но с каждым днем учиться и учить становилось все труднее и труднее. В конце ноября 1941 года, когда норма выдачи хлеба снизилась до минимума, студенты и преподаватели от голода стали слабеть, многие из них заболевали и умирали. Учебная жизнь в большинстве институтов постепенно замирала.
Однако и в этих тяжелых условиях ряд ленинградских вузов – Университет, Политехнический институт, Институт инженеров железнодорожного транспорта, Горный институт и другие – продолжали учебную деятельность. Занятия проходили в необычной обстановке. Вокруг печки-буржуйки расставлялись столы, за которыми располагались студенты и преподаватели. Из-за отсутствия электроэнергии учебную работу приходилось вести главным образом в дневное время. Если возникала необходимость в вечерних занятиях, то они проходили при свете коптилки.

ЛГПИ им. А.И. Герцена. Зачет по физике. Справа – доцент С.Е. Ляпин. Декабрь 1942. © Музей РГПУ им. А.И. Герцена

В итоге, вузы города подготовили и выпустили в первую блокадную зиму 2500 специалистов. Свыше 500 человек окончили Институт инженеров железнодорожного транспорта, более 200 инженеров дал стране Горный институт. Электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина) выпустил большую группу специалистов по электрооборудованию, радиотехнике и проводной связи. Институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта подготовил 250 высококвалифицированных военно-физкультурных работников, большинство которых было направлено на фронт и в госпитали.
Война и блокада города внесли существенные изменения в характер и формы обучения в вузах. Большинство студентов совмещали учебу с работой на заводах и фабриках, в производственных мастерских, на строительстве оборонительных укреплений, в рабочих отрядах, госпиталях, командах МПВО. Занятия в вузах были построены так, что позволяли чередовать оборонную и учебную работу. Преподаватели широко практиковали систему месячных заданий, контрольных работ, консультаций и сдачи зачетов и экзаменов в течение всего учебного года.

В феврале-марте 1942 года большинство высших учебных заведений Ленинграда было вывезено вглубь страны – на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Университет разместился в Саратове, Педагогический институт им. А.И. Герцена – в Кыштыме, Механический институт – в Перми, Инженерно-строительный институт – в Барнауле, Политехнический – в Ташкенте. Всего было эвакуировано около 40 институтов. На новых местах ленинградские вузы в короткий срок сумели наладить учебный процесс, а также развернули плодотворную работу по оказанию помощи фронту.
В осажденном Ленинграде остались лишь коллективы медицинских вузов (1-й и 2-й медицинские и Педиатрический институты), не прекращавшие своей деятельности ни на один день. В период блокады городу, как никогда раньше, были нужны врачи и медицинские сестры, способные оказывать помощь защитникам города. Летом 1942 года медицинские институты города произвели очередной выпуск молодых врачей и медицинских сестер, подготовленных из числа студенток младших курсов. В 1942/43 учебном году в медицинских вузах Ленинграда обучалось более 1500 человек. Студенты-медики совмещали занятия с работой в поликлиниках и на дому, помогая врачам диагностировать и лечить больных ленинградцев. За годы блокады медицинские институты города подготовили несколько тысяч врачей и медицинских сестер. Только в одном Педиатрическом институте было выпущено 900 детских врачей и 1500 медицинских сестер.
Небольшие коллективы преподавателей, студентов, рабочих и служащих ряда эвакуированных вузов остались в Ленинграде для того, чтобы работать в производственных мастерских, выпускавших продукцию для фронта, а также, чтобы оберегать научные ценности. Производственные мастерские действовали в Политехническом, Горном, Химико-технологическом институте им. Ленсовета и в некоторых других вузах города. Выполняя большую работу по оказанию помощи фронту, оставшиеся в Ленинграде научные работники и студенты не оставляли мысли о возобновлении учебных занятий.
После того, как свершился прорыв вражеской блокады Ленинграда, учебная жизнь высших учебных заведений начала постепенно возрождаться. В октябре 1943 года некоторые вузы (Электротехнический им. В.И. Ульянова (Ленина), Политехнический, Кораблестроительный, Химико-технологический им. Ленсовета и другие) возобновили учебную деятельность в родном городе.
Всего в 1943/44 учебном году в городе работало 13 высших учебных заведений. Летом 1944 года в Ленинград возвратились крупнейшие вузы города – Университет, Педагогический, Инженерно-строительный институты и другие. В 1944/45 учебном году в Ленинграде действовало уже 31 высшее учебное заведение. Здесь работало 3260 профессоров и преподавателей и училось свыше 18 тысяч студентов.
В сложной обстановке военного времени высшие учебные заведения Ленинграда не прекратили своей деятельности, сумели дать стране тысячи ученых, инженеров, учителей, врачей и других специалистов, отдавая все свои силы для достижения победы надо фашизмом.

Источники:
Гланц Д. Блокада Ленинграда 1941-1944. – М, 2009.
Ковальчук В. М. Очерки истории Ленинграда. Т. 5. – Л., 1967.
Комаров Н. Я. Феномен блокадного Ленинграда. – М., 2008.
Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда, 1941-1944: 900 героических дней. – М., 2004.
Ленинград в осаде: сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. – СПб, 1995.

школы

Уроки продолжались в бомбоубежищах

В сентябре 1941 года, когда Ленинград оказался в блокадном кольце, в нём оставалось около 400 тысяч детей. Примерно половина из них – школьного возраста. Дети старше 12 лет к тому времени уже вовсю помогали взрослым: работали на разных предприятиях, заменяя ушедших на фронт мужчин, некоторые становились к станку, некоторые помогали санитаркам в больницах… Когда город начали бомбить, подростки наравне со взрослыми поднимались на крыши домов, чтобы сбрасывать упавшие на них зажигательные бомбы. Но при этом дети продолжали учиться.

Ленинградские школы, как и другие учреждения, работали и в условиях блокады, учителя приходили в классы, пока у них оставались силы. Большинство школ не закрывалось до последнего – пока оставались хотя бы несколько учительниц, которые могли дойти до работы и провести урок, а 39 школ проработали все военные годы, до самого снятия блокады. Дети приходили в них даже в самую холодную и тяжёлую первую блокадную зиму, когда большинство школ приостановило работу.

Записи в классных журналах того времени похожи друг на друга. Осенью 1941 года в школу ещё приходили почти все дети, зимой их число в каждом классе начинало уменьшаться, а к весне на уроках присутствовали всего несколько человек…

Когда объявляли воздушную тревогу, учителя приводили свои классы в ближайшие бомбоубежища, рассаживали детей поближе друг к другу и продолжали вести урок. С тех времён сохранилась школьная тетрадь одной девочки, подписанная номером бомбоубежища, а не школы, в которой училась школьница. Видимо, девочке и её одноклассникам чаще приходилось заниматься в убежище, а не в своём классе. А возможно, школа была разрушена – и бомбоубежище стало единственным местом, где можно было собраться для уроков.

адрес на карте

Школа, которая работала всю блокаду

Как и другие школы в те годы, она больше напоминала осаждённую крепость, чем учебное заведение. Её здание, как и многие другие, было отдано военному госпиталю, а ученикам выделили другое помещение. Дети, записанные в школу ещё перед войной, – те, кому удалось пережить первую блокадную зиму, – собрались в классы лишь в мае 1942 года. А возобновились занятия благодаря энтузиазму директора школы Надежды Малининой. Она сумела приспособить для уроков неудобные новые помещения и организовала для школьников горячие обеды – каждый ребёнок получал тарелку дрожжевого супа, два кусочка жмыха и стакан чая. Кроме того, летом ребята, приехавшие в Ленинград из деревень, научили своих городских одноклассников собирать съедобные травы – лебеду, крапиву, сныть, которые потом тоже делились между всеми учениками.

вузы

Сбор лекарственных растений засчитывали за практику

Не прекратились в блокаду и занятия в ленинградских высших учебных заведениях. Несмотря на то что большинство преподавателей и студентов к тому времени уже были призваны в армию или ушли на фронт добровольцами, а из тех, кто не мог воевать, многих успели эвакуировать, кто-то всё же остался в Ленинграде. Студенты продолжали учиться и готовиться к защите дипломов, а аспиранты – заниматься диссертациями. Хотя времени на учёбу у них оставалось очень мало. Как и в школах, часть помещений во многих вузах была переделана в госпитальные палаты, и работающие в них врачи привлекли студентов к уходу за ранеными.

Так, например, было в Ленинградском государственном университете. Под госпиталь было переоборудовано большинство аудиторий исторического факультета ЛГУ, и многие студентки и преподавательницы, не только с истфака, но и с других факультетов, стали работать там санитарками и медсёстрами.

Легче всего переучиться на медиков было студенткам биологического факультета: они не только ухаживали за ранеными, но ещё и занимались приготовлением лекарств и перевязочных материалов для них. В блокадных условиях пришлось вспомнить о народных лечебных средствах, и каждое лето биофак выезжал за пределы города, чтобы собирать лекарственные растения.

Учащимся на других специальностях и их преподавателям нередко тоже удавалось применить на практике знания, полученные на лекциях. Например, студенты химического факультета ЛГУ готовили специальную известь, защищающую стены домов от огня.

Об учёбе, зачётах и экзаменах и студенты-блокадники, и преподаватели рассказывали мало. Но и по этим скупым обрывкам можно сделать вывод, что студенты не прекращали учиться даже в самое тяжёлое время: для них необходимость продолжать образование была чем-то самим собой разумеющимся.

наука

Учёные умирали от голода, но коллекцию семян сохранили

Многим учёным, работавшим в Ленинграде, пришлось сменить свою мирную специализацию. Они разрабатывали новую военную технику и новое оборудование для её производства, искали более дешёвую и простую в изготовлении замену материалам и топливу для неё. Кроме того, обязанностью учёных стала и безопасность города. Они проектировали бомбоубежища, искали способы защиты от химической атаки, создавали новые виды маскировки зданий.

Другим направлением научной работы во время блокады была борьба с голодом. Перед академиками и их помощниками стояла задача найти как можно более простые и быстрые в приготовлении заменители обычной еды. Огромную работу в этой области проделали сотрудники Научно-исследовательской лаборатории пищевой гигиены и группа специалистов из Лесотехнической академии, которой руководил профессор Василий Шарков.

Сотрудники Научно-исследовательского витаминного института тем временем занимались поиском съедобных растений с большим содержанием витаминов, в первую очередь витамина С, без которого голодающие умирали от цинги. Вместе со специалистами Ботанического института им удалось обнаружить больше ста таких растений.

На протяжении всего периода блокады ленинградские учёные боролись за сохранение научных ценностей. В самые голодные дни работники Всесоюзного института растениеводства продолжали сохранять уникальную, известную во всём мире коллекцию семян, насчитывавшую до 200 тысяч образцов зерновых, овощных и технических культур, – многие из них умерли от голода, но не стали есть уникальные семена. Без этой коллекции невозможно было бы быстро восстановить сельское хозяйство после войны, и количество жертв выросло бы ещё сильнее.

Кроме того, ленинградские учёные находили возможность продолжать образование, писать и защищать диссертации, проводить заседания и учёные советы.

Когда 8 сентября вокруг города замкнулось кольцо блокады, в городе оказались заперты больше двухсот тысяч школьников. И несмотря на то, что жителям не хватало еды, воды, не было света, дров, теплой одежды, в конце октября 1941 года в Ленинграде работало 39 школ.

Дети учились частично в бомбоубежищах. Обучение шло только по самым важным предметам. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у голодных ребят и педагогов практически не было.

Самыми тяжелыми для детей стали декабрь 1941 и январь 1942 года. Чтобы как-то поддержать силы школьников, в декабре, в самый трудный и холодный месяц, после уроков давали по тарелке белкового дрожжевого супа

Список школ, работавших в блокаду в Ленинграде:

Начало учебного года - октябрь 1941 года.

Первый учебный день начался линейками. Ксения Владимировна долго думала, с каких слов начать занятия и произнесла перед учениками такую речь:

«Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников.

В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу.


Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежища и продолжали уроки там.

С наступлением холодов учиться стало совсем тяжело:

«Все дети сидят в пальто, перчатках или рукавицах. У счастливцев на ногах валенки.

Школьный суп

— Позвольте отнести суп домой! — просит меня Надя. — Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.

— Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.

Память детей слабеет

«В школе теперь тихо. Кажется, что ученикам и нам говорить трудно. Нет сил.

Память детей слабеет. Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:

— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя. — А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила.

Я говорю спокойно:

Мужество детей

К весне численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли. Но несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усердней, чем в мирное время:


Эпилог

В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. Но дети учились вопреки всему. Дневник Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец - потрясающий документ, полный добра, любви к людям и веры в хорошее. Мы очень советуем прочитать его полную версию каждому.

27 января Россия отметила 75-летие полного освобождения советскими войсками Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. В те страшные дни, по разным подсчётам, от голода и лишений погибли от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. Но даже в это время дети не прекращали учиться.

В сентябре 1941 года в Ленинграде, где в момент блокады оставалось около 400000 школьников и дошколят, работало около 100 школ

К декабрю их осталось всего 39. Большая часть ребят, которые ходили в школу, были учащимися младших классов, так как старшеклассники наравне со взрослыми были заняты на производстве.

Город постоянно обстреливался, а потому учебный процесс происходил в бомбоубежищах. Обучение шло по сокращённому плану, который включал в себя только самые важные предметы. На тетрадях зачастую был написан не номер школы, а номер бомбоубежища, в котором проходили занятия. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у истощённых ребят (и учителей тоже) практически не было.

В одних мемуарах описывается случай, когда дети подрались, и учителя, заметив такое оживление, были просто счастливы

Посещение школы считалось обязательным, но в условиях военного времени обеспечить его, понятное дело, было невозможным. За прогулы никого не наказывали.

Если кто-то из учеников не приходил на уроки, к нему домой отправлялся одноклассник или учитель, чтобы узнать, что случилось. Причина часто была трагической.

Учителя, насколько могли, обеспечивали всё необходимое для класса: привозили воду, находили топливо для печки-буржуйки, поддерживали чистоту. А после окончания блокады им пришлось решить ещё одну очень трудная задача: помочь детям наверстать упущенное.

В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.
Несмотря на суровые блокадные условия, Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение о необходимости продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов. Общее число детей, приступивших к занятиям в блокадном городе, составляло менее четверти довоенного количества ленинградских школьников.

Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.


С каждым днем все меньше и меньше детей приходило в школу. Голодная смерть ежедневно уносила новые жизни. Поэтому в декабре 1941 года школам было разрешено временно прекратить занятия.
Но в 39 ленинградских школах педагоги и ученики решили продолжить учебу. Это было равносильно подвигу. Страшный голод косил население города, не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод. Однако пульс школьной жизни, хотя и слабо, но продолжал биться. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.


После зимних каникул школьники снова сели за парты. Борясь с голодом, холодом и собственной слабостью, они продолжали овладевать знаниями. В феврале 1942 года 39 тысяч ленинградских детей были приняты на полный рацион питания в школьных столовых. В апреле 1942 года учителя стали получать рабочие продуктовые карточки. К этому времени несколько десятков тысяч школьников были дополнительно эвакуированы по Ладожской ледовой трассе.

С приходом весны, когда продовольственное положение Ленинграда значительно улучшилось, дети заметно ожили. С начала мая возобновились занятия и в тех школах, где они были зимой прерваны. В Ленинграде и Кронштадте действовало 148 школ, в которых занималось более 65 тысяч учеников. По постановлению Ленгорсовета план работы школ основывался на повторении учебной программы. Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города, совмещая общественную работу с учебными занятиями. Зачастую подросткам приходилось работать наравне с взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов.

Одновременно, силами школьников, учителей и работников шефских предприятий велась подготовка школ города к новому учебному году. В 84 школьных зданиях были сооружены новые печи, восстановлены водопровод и канализация. Почти во всех школах было организовано горячее питание по повышенным нормам продовольственного снабжения. К началу занятий учащихся постарались обеспечить учебниками и тетрадями, насколько это было возможно в условиях блокадного Ленинграда.

В конце 1942 года учебные занятия проходили в 86 школах Ленинграда. В них училось 27 тысяч детей – примерно 6% от довоенного количества. Основную массу учащихся составляли ученики младших классов, так как большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или занимались в ремесленных училищах и школах ФЗО (школы фабрично-заводского обучения).

В условиях города-фронта обучение детей в 1942/43 учебном году было по-прежнему сопряжено с большими трудностями. Занятия нередко проходили под гул артиллерийской канонады, из-за недостатка топлива и электроэнергии в классах зачастую было холодно и темно.


С января 1943 года, когда было прорвана блокада Ленинграда, число учащихся стало расти с каждым днем. Но уровень подготовки детей очень различался из-за того, что многие дети не могли посещать школу в 1941/42 учебном году. Это обстоятельство очень осложняло процесс обучения.

В 1944/45 учебном году количество действующих школ в Ленинграде существенно возросло. Теперь насчитывалось почти 200 школ, а число обучающихся в них школьников по сравнению с предыдущим годом увеличилось почти в 3 раза, потому что началось возвращение детей из эвакуации.
Ленинградские учителя провели громадную и ответственную работу по выравниванию знаний учащихся, чтобы таким образом добиться повышения качества обучения. С этой целью особенно широко практиковалось систематическое повторение программы за предыдущие годы.

В годы блокады сильно пострадали здания ленинградских школ, им был нанесен громадный ущерб. В результате бомбежек и артобстрелов было выведено из строя более 300 школьных зданий. Их восстановление началось еще в 1942 году, но основные работы проходили в 1944-1945 годах. Совместными усилиями работников школ, предприятий, институтов, различных учреждений, при активном участии населения, за эти годы было восстановлено и отремонтировано 205 школьных зданий.

Война внесла существенные изменения в жизнь Ленинградских вузов. С началом войны тысячи студентов и преподавателей отправились на фронт. Из добровольцев одного только Университета было сформировано 7 батальонов. Из Электротехнического института им. В.И.Ульянова (Ленина) на фронт ушли более 1200 воинов народного ополчения. Студенты Кораблестроительного института вместе с рабочими Адмиралтейского завода образовали батальон судостроителей Октябрьского района. Студенты и преподаватели Института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта организовали 13 партизанских отрядов. Учащиеся 1-го медицинского института имени академика И.П. Павлова организовали специальные медико-санитарные дружины. К сентябрю 1941 года из Ленинграда была эвакуирована лишь небольшая часть профессорско-преподавательского состава и наиболее ценное лабораторное оборудование.

В вузах шла напряженная работа по мобилизации всех сил в помощь фронту. Учебные мастерские и лаборатории были в срочном порядке реорганизованы для производства оборонной продукции. В мастерских Университета, Текстильного института, Педагогического института им. А.И. Герцена и многих других изготавливались запалы для гранат. В Институте точной механики и оптики был налажен выпуск прицелов для зенитных установок. Студенты, сотрудники вузов под руководством опытных ученых быстро осваивали военное производство, поставляя фронту снаряды, мины, гранаты, запалы и многое другое.

В результате того, что тысячи юношей и девушек уходили на фронт и на производство, число студентов ленинградских вузов значительно сократилось. В крупнейших вузах (Университете, Политехническом, Горном институтах и др.) количество учащихся уменьшилось более чем в два раза по сравнению с довоенным временем. Но те, кому все-таки удалось закончить высшие учебные заведения, стали действительно прекрасными специалистами в своем деле.

Хотя враг вплотную подошел к городу, в сентябре-октябре студенты многих вузов приступили к учебным занятиям. Профессора и преподаватели институтов пересматривали и составляли заново учебные планы и программы курсов в соответствии с сокращенными сроками обучения, которые были введены в связи с военным временем. В самом начале блокады учебный процесс проходил почти так же, как и в довоенное время, – оживленно и деятельно, студенты активно посещали лекции. Но с каждым днем учиться и учить становилось все труднее и труднее. В конце ноября 1941 года, когда норма выдачи хлеба снизилась до минимума, студенты и преподаватели от голода стали слабеть, многие из них заболевали и умирали. Учебная жизнь в большинстве институтов постепенно замирала. Однако и в этих тяжелых условиях ряд ленинградских вузов – Университет, Политехнический институт, Институт инженеров железнодорожного транспорта, Горный институт и другие – продолжали учебную деятельность. Занятия проходили в необычной обстановке. Вокруг печки-буржуйки расставлялись столы, за которыми располагались студенты и преподаватели. Из-за отсутствия электроэнергии учебную работу приходилось вести главным образом в дневное время. Если возникала необходимость в вечерних занятиях, то они проходили при свете коптилки.

В жестоких условиях блокады ленинградские преподаватели продолжали обучение студентов, считая это своим долгом перед Родиной. Обессиленные от голода и холода, они по-прежнему приходили на свои факультеты, читали лекции, проводили лабораторные занятия, руководили дипломными проектами студентов-выпускников. В 1941/42 учебном году в вузах осажденного Ленинграда работало около тысячи преподавателей, среди которых насчитывалось свыше 500 профессоров и доцентов.

Война и блокада города внесли существенные изменения в характер и формы обучения в вузах. Большинство студентов совмещали учебу с работой на заводах и фабриках, в производственных мастерских, на строительстве оборонительных укреплений, в рабочих отрядах, госпиталях, командах МПВО. Занятия в вузах были построены так, что позволяли чередовать оборонную и учебную работу. Преподаватели широко практиковали систему месячных заданий, контрольных работ, консультаций и сдачи зачетов и экзаменов в течение всего учебного года.

В феврале-марте 1942 года большинство высших учебных заведений Ленинграда было вывезено вглубь страны – на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Университет разместился в Саратове, Педагогический институт им. А.И. Герцена – в Кыштыме, Механический институт – в Перми, Инженерно-строительный институт – в Барнауле, Политехнический – в Ташкенте. Всего было эвакуировано около 40 институтов. На новых местах ленинградские вузы в короткий срок сумели наладить учебный процесс, а также развернули плодотворную работу по оказанию помощи фронту.

В осажденном Ленинграде остались лишь коллективы медицинских вузов (1-й и 2-й медицинские и Педиатрический институты), не прекращавшие своей деятельности ни на один день. В период блокады городу, как никогда раньше, были нужны врачи и медицинские сестры, способные оказывать помощь защитникам города. Летом 1942 года медицинские институты города произвели очередной выпуск молодых врачей и медицинских сестер, подготовленных из числа студенток младших курсов. В 1942/43 учебном году в медицинских вузах Ленинграда обучалось более 1500 человек. Студенты-медики совмещали занятия с работой в поликлиниках и на дому, помогая врачам диагностировать и лечить больных ленинградцев. За годы блокады медицинские институты города подготовили несколько тысяч врачей и медицинских сестер. Только в одном Педиатрическом институте было выпущено 900 детских врачей и 1500 медицинских сестер.

Небольшие коллективы преподавателей, студентов, рабочих и служащих ряда эвакуированных вузов остались в Ленинграде для того, чтобы работать в производственных мастерских, выпускавших продукцию для фронта, а также, чтобы оберегать научные ценности. Производственные мастерские действовали в Политехническом, Горном, Химико-технологическом институте им. Ленсовета и в некоторых других вузах города. Выполняя большую работу по оказанию помощи фронту, оставшиеся в Ленинграде научные работники и студенты не оставляли мысли о возобновлении учебных занятий.

После того, как свершился прорыв вражеской блокады Ленинграда, учебная жизнь высших учебных заведений начала постепенно возрождаться. В октябре 1943 года некоторые вузы (Электротехнический им. В.И. Ульянова (Ленина), Политехнический, Кораблестроительный, Химико-технологический им. Ленсовета и другие) возобновили учебную деятельность в родном городе. Всего в 1943/44 учебном году в городе работало 13 высших учебных заведений. Летом 1944 года в Ленинград возвратились крупнейшие вузы города – Университет, Педагогический, Инженерно-строительный институты и другие. В 1944/45 учебном году в Ленинграде действовало уже 31 высшее учебное заведение. Здесь работало 3260 профессоров и преподавателей и училось свыше 18 тысяч студентов.
В сложной обстановке военного времени высшие учебные заведения Ленинграда не прекратили своей деятельности, сумели дать стране тысячи ученых, инженеров, учителей, врачей и других специалистов, отдавая все свои силы для достижения победы над фашизмом.

Читайте также: