Пушкин как историк кратко

Обновлено: 07.07.2024

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis .

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась .

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия. .

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. .

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

Пушкин историк Российского государства

Пребывая в заточении, Анна Леопольдовна родила ещё троих детей: Елизавету (1743), Петра (1745), Алексея (1746) и умерла во время последних родов. Бывший император, шестнадцатилетний Иоанн Антонович в 1756 году был переведён в Шлиссельбург, а его отец, принц Антон Брауншвейгский с четырьмя детьми (в возрасте от 16 до 21 года), продолжал пребывать в холмогорской тюрьме. Уже умерла императрица Елизавета I, умер император Пётр III, уже на троне воцарилась императрица Екатерина II, но в жизни узников ничего не изменилось.

Ключевский отмечал историческую закономерность появления А.С.Пушкина и его творчества, подготовленную усилиями двух эпох – Петра I и Екатерины II. Гений Пушкина способствовал повышению общего уровня и достоинства русского читающего общества. К каждому человеку были обращены слова Пушкина:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам….

Земля была б без них мертва[5] .

«Владыки! Вам венец и трон дает закон, а не природа.

Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон.

И горе, горе племенам, где дремлет он неосторожно,

«Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный,

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Известно, что Пушкин начинал писать историю России XVIII века, но оставил эту тему, понимая, что его оценки, в частности резкое осуждение личности Екатерины II, не будут опубликованы.

Интерес к отечественной истории Пушкин считал обязательным для гражданина России. Полемизируя с П.Я. Чаадаевым по поводу его негативной оценки русской истории, Пушкин писал: «Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы – разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой, бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие – печальное и великое зрелище.

Пушкин не приукрашивает истории России. Он пишет о трагических ее страницах, но принимает их как историю своей родины.

Не войском, нет, не польскою подмогой,

Высказывания об исторической совести очень важны для Пушкина историка и источниковеда и очень значимы для любой методологической исторической школы.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он, всеобъемлющий душой,

На троне вечный был работник[23] .

Пушкин выступал за реформы, за ликвидацию крепостного права, за модернизацию России, повышение ее роли на международной арене, но благие и провидческие советы не были услышаны.

Жена: Наталья Николаевна Гончарова – обвенчались 18 февраля (2 марта) 1831 г. в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот (г. Москва).

Место рождения

Место смерти

Место захоронения

Образование

Учителя

  • А.П. Куницын (1783 – 1840)
  • В. Ф. Малиновский (1765 – 1814)

Область научных интересов, значение в науке

Пушкин как историк.

Другая трудность познания пушкинского историзма проистекает из-за того, что тема в проблемном поле разных наук. И, если историки время от времени ругают литературоведов[6], то последние историков просто не упоминают, как не вспомнил тот же В. Д. Сквозников культовую научную фигуру советской эпохи – Л. В. Черепнина. Ясное дело, что историки плохо разбираются в литературоведении, а знатоки литературы, в свою очередь, недостаточно знают историю.

Во-вторых, нужно иметь в виду те психологические обстоятельства, которые выстраиваются в определённый, как уже было отмечено хронологический ряд. Дело в том, что историю, как закономерный процесс Пушкин воспринимал по-разному. По наблюдению Г. В. Вернадского, в первую половину своей сознательной жизни Пушкин представлял историю как закономерный и рациональный процесс[27], который может корректироваться общественным разумом или, может быть, даже царем. Во вторую половину своей жизни, став консерватором[28], он уже понимал историю как органический и даже мистический процесс – рассудок человека бессилен противостоять внерациональным силам жизни[29].

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева[47].

[3] Вернадский Г. В. Пушкин как историк // Преподавание истории в школе. К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. 1998. № 8. С. 3–10.

[4] Хармс Д. И. О Пушкине // Хармс Д. И. Полное собрание сочинений. Т.2. СПб.: Академический проект, 1997. С. 113.

[7] Морозов П. Пушкин // Образование, 1899. № 7 – 8. С. 109.

[8] Гулыга А. В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. С. 226.

[9] Формозов А. А. Пушкин и древности. Наблюдения археолога… С. 101 – 102.

[10] Пушкин А. С. О народном воспитании // Полное собрание сочинений. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. (Далее: Пушкин. ППС. ГИХЛ) Т. 5. С. 427.

[12] Томашевский Б. Петербург в творчестве Пушкина // Пушкинский Петербург. Л.: Ленингр. газетно-журн. и книжн. изд-во, 1949. С. 40.

[13] Хотя, неоднократно так пытались делать.

[14] Peguy Ch. Œuvres en prose completes : en 3 vol. Paris ; Gallimard, 1987–1992. Vol. 2. 1988. P. 343.

[15] Пушкин А. С. О народном воспитании… С. 427.

[16] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949 (Далее: Пушкин. ПСС. АН СССР. Т. XV. С. 124. (1834).

[18] Пушкин А. С. О народном воспитании… С. 427.

[19] Пушкин А. С. История русского народа // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 5. С. 16.

[20] Пушкин А. С. Пушкин. ПСС. АН СССР. Т. XIII. С. 102. № 91 (1824).

[22] Лотман Ю. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. СПб.: Азбука,2015. С. 171, 203.

[24] Черепнин Л. В. Исторические взгляды… С. 22.

[26] Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М., 2009. С. 26.

[27] Н. Я. Эйдельман у юного Пушкина и его современников видит, во-первых, интерес к современности, к её скоростям, логике, неповторимости. Во-вторых, стремление отыскать в прошлом повторение, общие законы, образцы, пригодные для объяснения этой современности (Эйдельман Н. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. М.: Сов. пис., 1984. С. 31).

[28] Скажу сразу, что по части консервативности Пушкина я в корне не согласен с почитаемым мной историком.

[30] Черепнин Л. В. Исторические взгляды… С. 23.

[31] Пушкин А. С. О народности в литературе // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 5. С. 35.

[32] Пушкин А. С. Очерк истории Украины // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 6. С. 26 – 27.

[33] Пушкин А. С. Собрание сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 6. С. 49 – 54.

[34] Черепнин Л. В. Исторические взгляды… С. 28.

[37] Пушкин А. С. О народном воспитании… С. 427.

[39] Пушкин А. С. О романах Вальтера Скотта // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 5. С. 428.

[40] Пушкин А. С. Юрий Милославский, или русские в 1612 году // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 5. С. 77.

[41] Пушкин А. С. Собрание сочинений Георгия Кониского… С. 49.

[42] Пушкин А. С. Словарь о святых // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 5. С. 341.

[43] Черепнин Л. В. Исторические взгляды… С. 43.

[44] Напр.: Измайлов Н. В. К вопросу об исторических источниках Полтавы // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. 4-5. С. 435 – 452.

[45] Там же. С. 42 – 53.

[48] Лотман Ю. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя… С. 205 – 206.

[49] Пушкин. ПСС. АН СССР. Т. X. С. 622.

[50] Формозов А. А. Пушкин и древности. Наблюдения археолога… С. 99.

[51] Покровский М. М. Пушкин и античность // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. 4-5… С. 55.

[52] Образ Овидия, например, сыграл большую роль в процессе его самоосмысления (Лотман Ю. Александр Сергеевич Пушкин… С. 80).

[53] Агранович С. З., Рассовская Л. П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора. Куйбышев: Изд-во Саратовского ун-та, Куйбышевский филиал, 1989.

[54] Ясинский Я. И. Работа Пушкина над историей Французской революции // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 4 – 5. М.;Л, 1939. С. 359 – 386; Томашевский Б. В. Пушкин и Франция… С. 175 – 218.

[55] Пушкин А. С. Очерк истории Украины… С. 27.

[56] Фроянов И. Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX – начала XIII столетия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992; Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. М.: Весь Мир, 2010.

[57] Пушкин А. С. История русского народа… С. 19.

[58] Пушкин А. С. Очерк истории Украины… С. 27.

[59] Дворниченко А. Ю., Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А., Шапошник В. В. Русское православие: от крещения до патриаршества. СПб., 2012. С. 44.

[61] Агранович С. З., Рассовская Л. П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора… С. 115 – 170.

[62] Там же. С. 76 – 89.

[64] Подобную точку зрения, как известно, будет развивать Н. И. Костомаров в своей знаменитой статье о начале единодержавия в России.

[65] Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия.

[66] Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 6. С. 29, 31 – 33.

[67] Греков Б. Д. Исторические воззрения Пушкина // Исторические Записки. Т. 1. М., 1937. С. 12 – 13.

[68] Свердлов М. Б. Общественный строй Древней Руси в русской науке XVIII – XX веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 74.

[70] Тойбин И. М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820 и 1830 годов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980. С. 84.

[71] Черепнин Л. В. Исторические взгляды… С. 15.

[73] Пушкин А. С. Собрание сочинений Георгия Кониского… С. 48.

[74] Стоит оговориться, что Полевой с задачей показать историю русского народа не справился. В этом смысле новизной было только то, что, как оказалось, государства не было в Киевской Руси, а, значит, был народ без государства. Затем Полевой вернулся к традиционным схемам. Написать целостную историю народа без государства можно только в этнографическом плане, с упором на обычаи и нравы.

[75] См. о ней: Томашевский Б. В. Эпиграммы Пушкина на Карамзина // Пушкин. Исследования и материалы. Т.1. М.; Л.: Из-во АН СССР, 1956. С. 215.

[76] Пушкин А. С. О ничтожестве литературы русской // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 5. С. 240.

[78] Яворский Г. И. Пушкин – историк… С. 9.

[79] Пушкин. ПСС. АН СССР. Т. XVI. С. 168. № 1263 (1836).

[81] Тойбин И. М. Пушкин и философско-историческая мысль в России на рубеже 1820 и 1830 годов… С. 34.

[82] Лотман Ю. Александр Сергеевич Пушкин… С. 147.

[83] Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 37.

[85] Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля… С. 33

[86] Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г… С. 327 – 330.

[87] Вернадский Г. В. Пушкин как историк…

[88] См., напр., работы Р. В. Овчинникова: Овчинников Р. В. Над пугачевскими страницами А. С. Пушкина. М., 1981 и др.

[91] Пушкин А. С. Александр Радищев // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 5. С. 375.

[92] Пушкин А. С. Заметки по русской истории XVIII века // Пушкин. ППС. ГИХЛ. Т. 6. С. 8 – 9.

[93] Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г… С. 334 – 336.

[95] Мережковский Д. Мысли о Пушкине // Тайна Пушкина. Из прозы и публицистики первой эмиграции. М.: Эллис, 1998. С. 208 – 209. См. также: Сквозников В. Д. Пушкин. Историческая мысль поэта…С. 210 – 211.

[96] Пушкин. ПСС. АН СССР. Т. XVI. С. 261, 422.

[97] Сквозников В. Д. Пушкин. Историческая мысль поэта…С. 33.

[98] Пушкин А. С. Заметки по русской истории XVIII века… С. 7.

[99] Цит. по: Шахмагонов Н. Ф. Пушкин и русские монархи… С. 32.

[100] Пушкин А. С. О народном воспитании… С. 425.

[101] А. Мицкевичу не удалось доказать, будто Пушкин предрекал низвержение самодержавной тирании (Сквозников В. Д. Пушкин. Историческая мысль поэта… С. 51)

[102] Пушкин. ПСС. АН СССР. Т. XI. С. 153.

[104] Там же. С. 424.

[106] Стеклова И. А. Историзм архитектуры в поэтическом сознании. По произведениям А. С. Пушкина. М.: Прондо, 2014.

[107] Там же. С. 251.

Составители и редакторы

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Об Александре Сергеевиче Пушкине (1799—1837) известно и написано очень много. Состязаться с признанными пушкиноведами вряд ли имеет смысл. Но не затронуть ту часть творчества и личной судьбы гениального поэта, которая была связана с историей, не представляется возможным.

hello_html_m5a9bd870.jpg

А. С. Пушкин. Гравюра Е. И. Гейтмана

Любил ли Пушкин историю? Как он относился к истории России? Был ли самостоятелен в своих исторических взглядах?

Пушкин любил отечественную историю поминутно и поминутно же ее чувствовал, старался зафиксировать на бумаге свои мысли, наблюдения. Собственно, все его творчество – это запечатленная в стихах и прозе история России, история русской культуры.

Человеком Александр Сергеевич был сложным. До самого последнего времени никто даже не пытался воплотить эту сложнейшую личность, сотканную из противоречий, комплексов, из великого и мелкого.

hello_html_m1506913b.jpg

hello_html_460a4cfc.jpg

Поэма "Медный всадник". Небольшая по размеру, она несет в себе глубокий смысл, психологизм, настроение, нерв.Ей присущ, помимо исторического, также и социально-философский аспект.Основу поэмы составляют две образных линии: первая принадлежит памятнику Петру I ("Медный всадник"), а вторая молодому человеку по имени Евгений. Чтокасается образа царя, то Петр I (Медный всадник) предстает в поэме в двух противоположных ипостасях. Говоря точнее, автор показывает читателям великогочеловека, прорубившего "окно в Европу". Человека, поднявшего с колен и выведшего Россию на мировую арену из "тьмы лесов и топи блат".С другой стороны, Александру Сергеевичу удалось мастерски показать все беспощадную жестокость преобразований Петра I, которые весьма плачевно и дорогообошлись народу. Безусловно, одной из ключевых проблем считается заложение города на воде, точнее, в устье Невы и на побережье Финского залива.Что касается Евгения, то автор показывает нам бедного, но весьма трудолюбивого молодого человека. Возвратившись домой, он думает о своей возлюбленнойПараше, с которой не виделся несколько дней. Евгений размышляет, а не жениться ли ему? Не начать ли взрослую жизнь.

«Жениться? Мне? зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно;

Но что ж, я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Пройдет, быть может, год-другой —

Местечко получу, Параше

Препоручу семейство наше

И воспитание ребят.

И станем жить, и так до гроба

Рука с рукой дойдем мы оба,

К большому сожалению, у автора было свое мнение насчет дальнейшего продолжения поэмы. После страшного наводнения, которое случилось ночью, Евгению

удалось найти спасение, взобравшись на мраморного льва, на котором он думал только о Параше. Примечательно то, как Пушкину удалось блестяще показать

состояние прошедшей ночи. Ключевым моментом в поэме являются события, которые начинают происходить после наводнения. Узнав о том, что возлюбленная Параша и ее мама погибли,

Евгений теряет рассудок. При этом, автору на фоне разочарований Евгения удается блестяще показать состояние народа, пережившего наводнение.

Евгению не удалось отойти от потрясения. Покинув дом, он начинает жить на пристани, питаться тем, что подадут. Со временем он направляется к Медномувсаднику, в котором видит главную причину всех произошедших событий. Примечательно то, что Евгений не побоялся поставить себя наравне с Медным всадником.Обращаясь к памятнику Петра I, Евгений чувствует и осознает свою значимость, он уверен, что правда за ним. Увы, Пушкин рисует героя, сошедшего с ума,которому начинает казаться, что памятник начинает его преследовать, что топот копыт повсюду.В скором времени, Евгений старался как можно быстрее проходить мимо памятника, не замечая его.А чуть позже, Евгения не стало вообще.Подводя итог, хочется отметить, что поэма "Медный всадник" является произведением для многочисленных споров и рассуждений. Одни защищают Петра I, егореформы и политическую деятельность, другие выступают категорически против. Александру Сергеевичу удалось показать Петра I с обеих сторон. Историю творит каждый из нас. Ошибки совершаем мы все.Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.

hello_html_75e47825.jpg

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый…

Из-под пера А.С.Пушкина вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”. В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном восшествии на престол и вечном страхе перед потерей трона. А здесь еще пролилась кровь царевича Дмитрия. Все в этом обвиняли Годунова, и Шуйский, посланный расследовать это злодейство, обнаружил тому подтверждение, но в то же время спасовал при встрече с царем Борисом, так он объясняет свою слабость Воротынскому:

. Я в Углич послан был

Исследовать на месте это дело:

Наехал я на свежие следы;

Весь город был свидетель злодеянья;

И, возвратясь, я мог единым словом

Изобличить сокрытого злодея.

Шуйский очень прозрачно намекает на причастность к угличскому убийству царя Бориса, а сам признается, что в Москве не смог обличить виновника, так как. Александр Сергеевич Пушкин придерживается исторической версии, что убийство царевича Дмитрия, наследника престола, необходимо было Борису Годунову, жаждущему власти. Бояре боятся сказать правду Годунову, опасаясь за свое положение, но юродивому нечего терять, и он открыто говорит царю то, что думает большинство в Российском государстве:

Борис, Борис! Николку маленькие дети обижают.

Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

hello_html_m471bfdab.jpg

Здесь открываются истинные взаимоотношения власти и народа. Несмотря на то что Годунов прекрасный семьянин и отец, прогрессивный политический деятель, который хочет уничтожить местничество, назначая “худородного Басманова” воеводой над родовитыми боярами.Он не чувствует себя уверенно. Народ, временно подпавший под обаяние царя, вскоре становится недоволен правлением Бориса. В монологе Годунова автор раскрывает суть вечного противостояния народа и правителя. “Чернь” всегда недовольна властью, обвиняя ее даже в том, в чем она неповинна. Годунов понимает, что все его усилия сохранить популярность в народе — тщетны. Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные. Это основная мысль трагедии “Борис Годунов”. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах — таков неумолимый закон жизни. Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ “безмолвствует”, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь. на Лжедмитрия.

А.С. Пушкин - это эталон, символ нашей культуры. Прошло более ста пятидесяти лет со дня гибели поэта, а его великие творения находят все новых и новых поклонников не только в нашей стране, но и во всем мире. В чем же сила творчества этого поэта, почему его можно читать и когда тебе грустно, и когда тебя переполняет счастье?

Первоначально большая часть современников поэта не принимала его, от поэта ждали обычных назиданий, нравоучений о том, как следует жить и как не следует. А стихи юного Пушкина заставляли думать, чувствовать. “О, если б голос мой умел сердца тревожить”, - мечтал поэт. Он “жег сердца людей", “не позволял душе лениться".

Творения Пушкина не имели бы такой убедительной силы, значимости, если бы были в изоляции от жизни. Жизнь и поэзия у Пушкина стали одним целым. А.С. Пушкин всегда воспевал свободу. Он считал, что если правители будут соблюдать справедливый закон, то в стране наступит “свобода, равенство и братство".

Читайте также: