Психолого педагогическое сопровождение детей с овз в школе из опыта работы

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ" — Транскрипт:

1 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовила: педагог-психолог МОУ СОШ 92 г. Могоча Кузнецова Г.А. педагог-психолог МОУ СОШ 92 г. Могоча Кузнецова Г.А.

3 C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

4 Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ [1] рассматриваются, как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

5 Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

6 Задача: создать адекватные условия для развития и обучения для развития и обучения детей c ограниченными детей c ограниченными возможностями здоровья. возможностями здоровья.

7 Группа школьников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: * дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; * дети с нарушениями интеллектуального развития; * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; * дети с нарушениями слуха; * дети с нарушениями зрения; * дети с тяжелыми нарушениями речи.

8 Ключевыми направлениями работы психолога ОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; системность и доступность; непрерывность; непрерывность; вариативность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической принцип психологической комфортности; комфортности; гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность.

9 Коррекция коммуникатив н. навыков Развитие межличностных взаимоотн. Эмоционально- волевой сферы Групповая форма работы Подгрупповая форма работы Индивидуал. форма работы Развитие познавать. способ. Консультиров. педагогов Консультиров. родителей Методическая работа консультации, семинары Взаимопосещ. уроков Межпредметн. интеграции Родительские собрания Консультации Участие в педсоветах Самообразование Разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей учащихся, индивидуальных возможностей (с учетом патологии) Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы Журнал учета всех видов деятельности Журнал индивидуальных форм работы Журнал групповых форм работы ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Первичная диагност. Углубленная диагност. Динамическое обследование Итоговая диагностика изучение познавать. сферы ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ личностные особенности изучение эмоц.- волевой сферы межличностные взаимоотношения. Коррекционно- развив. работа НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКА Изучение анамнестических данных Заполнение протоколов индивидуального обследования 1 определение психологического статуса учащихся 2 разработка стратегии психолог. сопровожд. учащихся с учетом патологии ДОКУМЕНТАЦИЯ II этапI этапIII этап Мониторинг психологического сопровождения; анализ рез. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ психол. особенности детско- родит. отношений, стиля сем. воспитания

10 Участники образовательного пространства Участники образовательного пространства дети; родители; педагоги; педагоги; специалисты (мед. работники, специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, педагог-психолог, логопед, работники доп. образования). работники доп. образования).

11 Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

12 Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике Диагностическое направление

13 Диагностика осуществляется в двух формах Групповая диагностика Индивидуальная диагностика -исследование уровня психоэмоционального развития детей -исследование межличностных особенностей в классе (группе) Что исследуем -Углубленное исследование оценки состояний ребенка и его особенностей Выделение детей, которые по каким- либо характеристикам выпадают из всего контекста детей школы задачи Исследование причин возникновения сложностей психоэмоционального развития ребенка Начало, середина, конец учебного года Время проведения диагностикиВ течение учебного года Работа по школьному плану Причины проведения Работа по запросам: -от педагогов -от родителей -анализ результатов наблюдения психолога -вводная (первичная) -адаптация первых классов -переход из младшего звена в среднее -динамическая (по итогам середины и конца года) Виды диагностики -по запросам -динамическая (по итогам середины и конца года) -наблюдение -изучение документации -тестирование Методы диагностики -беседа (с родителями и ребенком) -изучение результатов деятельности -тестирование

14 Коррекционно-развивающее направление Основными направлениями коррекционно -развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, являются: *развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; *развитие познаватьельной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; *формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; *формирование и развитие социальных навыков и социализации.

15 Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно- воспитательных задач.

16 Психологическое консультирование и просвещение родителей Формы взаимодействия выработка рекомендаций индивидуальные консультации памятки для родителей родительские собрания

17 Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога- психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, родительским собраниям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

18 Развитие навыков и личностных качеств Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность; социальная компетентность; толерантность; толерантность; навыки решения проблем; навыки решения проблем; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; навыки целеполагания. навыки целеполагания.

20 Загадка про карандаш Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где носом проведёт, Там заметку кладёт.

26 Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка". Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Об организации работы по психолого – педагогическому сопровождению детей с ОВЗ: учащиеся с трудностями в обучении, поведении, с проблемами здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение– это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.

Субъектом сопровождения являются: обучающиеся, педагоги, другие сотрудники школы, родители обучающихся (законные представители), медработник.

Правовые аспекты психологического сопровождения детей с ОВЗ:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Семейный кодекс РФ;

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).

нормативно-правовые документы и локальные акты школы:

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) школы.

Индивидуальные программы по сопровождению детей.

Основные задачи:
1.Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

2.Определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

3.Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, планов внеурочной деятельности, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.

5.Осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе:

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1 этап: организационный.

Цель – организация процесса психолого-педагогического сопровождения.

● определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка ;

● определение направлений психолого-педагогического сопровождения детей;

● определение последовательности процесса сопровождения;

● подготовка документации - составление плана работы.

2 этап – содержательный.

Цель – определение содержания (перспективного содержания) психолого- педагогического сопровождения.

● определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста - обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

● включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

3 этап – сопроводительный.

Цель – психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

● выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

● выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка - выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время уроков и других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведение учебного материала;

● освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);

● определение объема необходимой помощи ребенку;

● реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

● коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

1. Профилактическое направление.

Профилактика– предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностическое направление.

психологическое - обследование учащихся;

медицинское -обследование, беседа с родителями, сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы:

педагогическое обследование - оценка знаний, умений, навыков;

социальное – беседа с родителями, анкетирование.

3. Консультативное направление.

Помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются участники образовательных отношений.

4. Развивающее направление.

Формирование у воспитанников потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционное направление.

Индивидуальная работа с ребёнком ОВЗ.

6. Просветительско-образовательное направление.

Развитие педагогической культуры участников образовательного процесса.

Основной принцип деятельности системы психолого-педагогического сопровождения: доступность получения образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Важным условием эффективной работы по выявлению детей с ОВЗ является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях:

наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);

резкого ухудшения состояния здоровья;

в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию ребенка.

Способы получения необходимой информации:

Анализ классного журнала.

Опрос мнения преподавателей об обучающемся.

Анализ учета посещаемости занятий.

Анализ зафиксированных нарушений дисциплины.

Беседы с родителями обучающегося.

Беседы с обучающимся .

Алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, выглядит следующим образом:

1. Первичная диагностика.

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

4. Разработка адаптированной образовательной программы.

5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.

6. Динамическая диагностика.

7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

На основе анализа полученной информации инспектор по ОПД , классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

Более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

Деятельность ШПМПк:

В своей работе по оказанию помощи учащимся, он прежде всего, взаимодействует с инспектором по ОПД, учителями, классным руководителем, медицинским работником и представителями администрации.

Приглашает для беседы родителей.

Предлагает учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка.

Н а пра вляет детей с ОВЗ (при необходимости) на Р ПМПК.

Индивидуальные программы сопровождения учащихся.

Активное включение в образовательный процесс всех его участников.

Создание условий для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.

Всё же самое главное при работе с детьми ОВЗ - это наши психологические приемы. Это проявления доброты, внимания, заботы и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СЛАЙД №2 Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим ОВЗ. В условиях реализации ФГОС ОВЗ для таких детей должны быть созданы специальные условия, соответствующие их особым образовательным потребностям.

Ещё в 2016 году в конце августа мы узнали, что у нас будет учиться такой ребенок. На заседаниях методического объединения начальных классов были изучены все материалы по ФГОС ОВЗ, также была рассмотрена и изучена примерная образовательная программа ФГОС НОО с ОВЗ.

Кроме этого мы внимательно ознакомились с заключением и

рекомендациями территориальной психолого-медико- педагогической комиссии

СЛАЙД №3разработали адаптированную основную образовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ООП НОО ОВЗ).

Эта программа содержит все разделы как в обычной программе, но включает раздел коррекционной работы, которою мы разрабатывали с учетом потребностей нашего ребенка и с учетом тех рекомендаций, которые были прописаны территориальной психолого -медико- педагогической комиссией.

СЛАЙД №4 Проблема этого ребенка проявлялась, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Ему свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

СЛАЙД №5 Наблюдались также отклонения в речевом развитии ребенка

СЛАЙД №6 Исходя из всего этого, я для себя выделила следующие методы и приемы работы с обучающимся с ОВЗ: 1.Индивидуально- дифференцированный подход

Штриховка, лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости), раскрашивание, оригами, конструирование, графические упражнения… 4.Коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.( оцениваю не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживаю желание работать (лучший стимул-похвала).

5.Использование наглядности, опорных схем, рисунков, таблиц, карт;

6.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления

7. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (у нас основные цвета: зеленый, красный). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащегося, выявления пробелов в пройденном материале. Так же можно их использовать в начале урока, для определения готовности ребенка учиться или о его настроение в начале занятия и в конце занятия. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа всех детей, обучающегося с ОВЗ в том числе. 8. Здоровьесберегающие технологии:

Различного рода физминутки и динамические паузы 9.Использование информационных технологий.

Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации по ходу урока.
Она позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Кроме этого к подаче материала подхожу очень обдуманно, задания даю малыми дозами и не требую от обучающегося того, что он не может сделать, учитываю психологическое состояние ученика на конкретный момент.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающегося с ОВЗ, что приводит к улучшению результатов в обучении.

Мониторинг динамики личностного развития обучающегося, его успешности в обучении являются неотъемлемой частью моей работы.

СЛАЙД №7 Мониторинговая деятельность предполагает:

-отслеживание динамики развития учащегося с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

-перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

СЛАЙД №8,9 Я веду дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний, в котором отслеживаю уровень усвоения программного материала по учебным предметам. По результатам данных наблюдений ведется корректировка пробелов знаний обучающегося.

СЛАЙД №10 Кроме этого, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ организована коррекционная работа по разным направлениям. По учебному плану на такие занятия отводится 5 часов.

1ч – на коррекционную работу по русскому языку(коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения) ;

1ч - на коррекционную работу по математике (коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения);

1ч – ритмика (развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности);

1ч – занятия с логопедом (коррекция нарушений устной и письменной речи, формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма));

СЛАЙД №11 Занятия проводятся в различных формах.

Они направлены на следующее:

1.коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения,

2. развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

3.развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

4. развитие зрительно-моторной координации;

5. формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

6.коррекция нарушений устной и письменной речи;

7.обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

По коррекционной работе составлены рабочие программы, план работы с психологом и логопедом.

СЛАЙД №12 Все это фиксируется в журнале коррекционной работы.

СЛАЙД №13 Сотрудничество учителя, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Такая целенаправленная работа дает свои результаты. На данный момент у ребенка наблюдается положительная динамика в развитии речи, он стал хорошо заучивать стихи наизусть. Улучшились результаты по математике. В работах уже меньше исправлений, помарок. При подготовке домашних заданий подходит творчески, СЛАЙД №14 особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь его познавательный и творческий потенциал.

СЛАЙД №15,16 Творчество присутствует у обучающегося на уроках технологии и изо. Кроме учебной деятельности большая работа проводится и во внеурочное время.

СЛАЙД №17 В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на внеурочную деятельность отводится не более 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Так, спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется через воспитательную работу, классных и внеклассных мероприятий которые посещает обучающийся. Это и День здоровья, который традиционно проводится в нашей школе, веселые старты, легкоатлетические соревнования. Также ребенок регулярно посещает занятия в бассейне.

Духовно-нравственное и социальное направления внеурочной деятельности реализуются через систему классных часов и общественно-полезного труда, внеклассной работы, участие в работе школьного музея, встречи с ветеранами труда и ВОВ и др.

СЛАЙД №19Я считаю, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

СЛАЙД №20Свое выступление хочу закончить таким словами:

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ОУ выявляет ряд проблем.

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Шальнева О.В. - учитель начальных классов

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

Дети - все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском. Именно активный поиск заставляет выделить идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка)

Учителя – предметники должны пересмотреть свои программы и планы обучения, скорректировав их для данного контингента учащихся, адаптировать некоторые темы для лучшего усвоения и восприятия.

Классные руководители должны работать в тесном контакте с родителями учащихся, постоянно на родительских собраниях проводить беседы об особенностях развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП с привлечением психолога, знакомить с законами РФ о социальных гарантиях и реализации прав граждан на образование. Ребята с ограничениями здоровья работают в режиме полного дня, после уроков занимаются в ГПД, где воспитатели помогают делать домашние задания, проводят различные мероприятия.

Дети-инвалиды, обучающиеся в обычной школе, сталкиваются с проблемой неприятия их здоровыми детьми. Это связано с тем, что налицо явные двигательные нарушения, которые вызывают непонимание даже боязнь у здоровых ребят. Необходима кропотливая разъяснительная работа со здоровыми детьми школы, а также их родителями, пропаганда дружбы, поддержки и помощи детям – инвалидам. Это важно как для здорового контингента детей школы, так и для детей с особыми потребностями.

Есть трудности у учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми требует огромной эмоциональной отдачи, терпения, понимания сложности диагноза этих детей.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Система образования должна предоставлять реальные возможности каждому человеку получить необходимые знания, умения и навыки. Принцип равноправия между людьми, независимо от их функциональных (умственных и физических) способностей - правильная позиция демократического общества. В основе равных прав заложено признание уникальности каждого человека, незыблемость человеческого достоинства, вера в развитие личности. Гуманизация образовательного пространства, защита детства в целом предоставляет возможность каждому ученику учиться по индивидуальному плану, но вместе со всеми.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Читайте также: