Психолого педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР, раскрываются требования и средства организации обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Описывается, как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в школе.

Буня София Александровна,студент, САФУ им.Ломоносова, г. Архангельск

Особенности психологопедагогического сопровождения школьников с ТНР

Аннотация.Встатье рассматривается проблема психологопедагогического сопровождения детей с ТНР, раскрываются требования и средства организации обозначенные в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Описывается как осуществляется психологопедагогическое сопровождение ребенка с ТНР в школе.Ключевые слова:психологопедагогическое сопровождение, дети с ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте обозначенытребования, позволяющие определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья впринципиально новых условиях, когда необходимо организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, одной из них является психологопедагогическое сопровождение ребенка с ТНР и его семьи с целью его адекватного включения в коррекционноразвивающую работу с ребенком и организация партнерских отношений с родителями. Психолого –педагогическое сопровождениеребенка с ТНР в школе осуществляется через тесное сотрудничество учителялогопеда, педагога –психолога, учителя начальных классов, профильных специалистов, медицинских работников. Ввиду того, что тяжелые нарушения речи являются следствием поражения центральной нервной системы, регулярное наблюдение у невролога и психиатра является фундаментом коррекционного воздействия. Как показывает опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность коррекционно –развивающего воздействияна ребенка с речевыми дефектами.Направления работы психолого –педагогического сопровождения детей с ТНР определяются особенностями их речевого развития, которые оказывают влияние на формирование личности и препятствует полноценному когнитивному развитиюдетей.Особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.Взаимодействие специалистов начинаетсяс подготовительногоэтапа, имеющего диагностическо–поисковую функцию. На данном этапе проводится всестороннее диагностическое обследование ребенка. На заседаниях ПМПк осуществляется анализ уровня актуального развития ребенка и разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, заполняются карты индивидуального развития каждого ребенка. Специалистами определяютсязоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приемы работы с воспитанниками. Проводится анкетирование родителей, с целью определения направлений помощи в выборе стратегии воспитанияребенка с ТНР.Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельностную функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк. На данном этапе осуществляется непосредственное взаимодействие всех участников процесса сопровождения.Аналитико –обобщающий этап (рефлексивная функция) предполагает осмысление результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы; проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения и планирование перспектив работы на итоговом ПМПк.Школьники с ТНР не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда должна стать для них источником развития. При выборе форм и методов взаимодействия сдетьми особое значение придается учетувнутренних побудительных сил и потребностей ребенка, определяющих механизм индивидуального поведения и на этой основе развитию познавательнойактивности и индивидуальныхспособностей, с ориентировкой на зону ближайшего развития ребенка.На групповых занятиях педагог психолог осуществляетдеятельность по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы психики, развитиеи коррекции познавательной сферы психики, обучению детей приемам саморасслабления. Использование соответствующих содержанию методов и приемов помогает добиться положительных результатов и повысить качество усвоения материала.Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что создавая в образовательном учреждении единое коррекционное развивающее пространство (работа профильных специалистов, учителей, родителей, медицинского персонала) позволит осуществить коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ТНР, их интеллектуальных умений, неречевых психических функций.

Ссылки на источники1.АртюшенкоН.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. –2011. –№1. –С. 57–76.2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. –М.: Совершенство, 1998. –298 с.3.Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С.Г. Жиркова // Научное обозрение. –2010. –№1. –С. 79–83.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78575 от 08 июля 2020 г
Научно-методическому журналу присвоен международный код ISSN 2304-120X

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

В настоящее время дети дошкольного возраста с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной сферы (восприятие, память, мышление, речь, особенно на уровне произвольности и осознанности. Также они характеризуются импульсивностью, долго не включаются в выполнение задания, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Психолого – педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи направлено на оказание помощи в преодолении трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы, социальной адаптации, самореализации, укреплении психического и физического здоровья.

В коррекционно – развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи для достижения максимального педагогического эффекта учитываю следующие факторы:

- создание особой игровой ситуации, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема;

- актуальные и потенциальные возможности одного и того же ребенка могут различаться при выполнении разных типов заданий на занятиях;

- четкость и краткость при постановке вопроса, чтобы дети смогли его полностью осознать и вдуматься;

- своевременное переключение с одного вида деятельности на другую для профилактики быстрого утомления;

- использование разнообразного наглядного материала в соответствии с образовательными задачами.

Для психологической коррекции детей с нарушениями речи в своей работе использую следующие приемы:

1. Игровая психокоррекция в сочетании с приемами психогимнастики :

3. Песочная терапия как элемент коррекционно – развивающего занятия – одна из разновидностей игровой терапии, целью которой является предоставление возможности ребенку быть самим собой, кроме того, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, ведь играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов и психологического напряжения. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

4. Музыкотерапия, включающая в себя:

- совместная игра на музыкальных инструментах для установления межличностных контактов;

5. Технология социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, позволяющая решать следующие задачи:

- расширение представлений об основных эмоциях;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, любознательности и познавательной мотивации,

-совершенствование коммуникативных навыков и обогащение активного словаря;

- формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми. Экспериментальная деятельность может быть представлена как элемент коррекционно – развивающего занятия по социально-эмоциональному развитию, или в форме индивидуальной работы с воспитанниками. В кабинете педагога-психолога создан центр песка и воды для проведения элементарных опытов и сеансов песочной терапии, оборудована мини - лаборатория, представленная в виде следующего оборудования: пластиковые стаканчики, кисточки, вода, гуашевые краски, трубочки для коктейля, блестки, голубая глина, маски-схемы эмоций (цветной и черно-белый вариант, цветные пластиковые пластинки, прищепки, камешки, ракушки, воздушные шары, магниты, карточки с характеристиками людей, пластиковые тарелочки, изображения злого и доброго мальчика, мыльные пузыри.

6. Сказкотерапия для ослабления негативных состояний детей, усиления положительных эмоций и восстановления душевного равновесия. Данный прием используется для индивидуальной и групповой работы, слушания, постановки, проигрывания эпизодов сказки, театрализации с использованием пальчикового и кукольного театра, для обсуждения поведения и мотивов действия персонажа, для сочинения своего продолжения или поиска другого окончания сказки.

Особенности восприятия детей с нарушениями речи диктуют необходимость использования наглядного и графического материала, для размещения которого в поле зрения детей используется магнитная доска и интерактивная панель, оснащенная разнообразными мультимедийными играми, которая используется для закрепления формируемых умений и навыков, требующих многократного повторения материала в различных вариациях.

Таким образом, использование разнообразных приемов при организации психолого – педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи способствует эффективному преодолению нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании

№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013

№ 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 21.07.2014 № 256-ФЗ).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

5. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед. - 2004. - № 3.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ Диагностика речевого развития детей в условиях логопункта ДОУ. [/b][/b] В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Психолого -педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Коршикова Елена Григорьевна г. Санкт.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

В последнее время в нашем обществе, так же как и во всем мире, возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных, психологических факторов. Трудности, с которыми сталкиваются дети с проблемами в речевом развитии, настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми, или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, а в дальнейшем затруднения в обучении, участие в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопросы психолого-педагогического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей и они должны находиться в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физические особенности и возможности.

Авторы, исследующие проблему сопровождения, предлагают различные этапы его реализации. Так, М.Р. Битянова выделяет три этапа психологического сопровождения.

Э.М. Александровская рассматривает технологию сопровождения ребенка организуемую в пять этапов.

Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова и М.А.Жданова выделяют две группы этапов сопровождения, которые направлены на помощь ребенку в системе специального образования.

Основываясь на анализе литературы и собственной практической деятельности А.П. Овчарова разработала этапы сопровождения ребенка с проблемами в речевом развитии в среде массового образовательного учреждения.

Первый этап – подготовительный. Административная группа службы совместно с администрацией учреждения обеспечивают нормативно-правовые, экономические, материально-технические, научно- методические, социально-психологические и другие условия, необходимые для организа-ции процесса сопровождения. Специалисты сопровождения подбирают необходимый диагностический инструментарий, согласуя его методологи-ческие позиции, комплексность и объем, вырабатывают план и сроки прове-дения диагностики. Знакомят родителей детей с целями, задачами, и механизмами сопровождения детей в образовательной среде. Проводят консультирование с педагогическим составом.

Второй этап – психолого-педагогической диагностики. Включает в себя предварительную психологическую диагностику детей с речевыми пробле-мами, которая будет служить основанием для педагогической диагностики.

В процессе психологической диагностики решаются следующие задачи: выявление особенностей психического развития; выявление нарушений психического развития, определение ведущего нарушения , его причин и со-отношения первичного и вторичного нарушений; выявление сильных сторон его развития; квалификация проблем и резервов семейной ситуации разви-тия ребенка. При этом используются такие методы, как психолого-педагоги-ческое тестирование детей с речевой патологией, беседа.

Результатом психологической диагностики является: определение структуры и глубины имеющихся нарушений речевого развития; составление прогноза речевого развития на основе соотнесения выявленных нарушений и резервов развития.

В ходе педагогической диагностики решаются задачи: оценка уровня раз-вития ребенка и его реального возраста соответственно основным линиям психического развития; определение особенностей развития по важнейшим линиям развития данного возраста, выраженность отличий от календарного возраста; выявление проявлений нарушений развития на основе полученных диагностических данных. Используются методы: педагогическое тестирова-ние; анкетирование родителей ребенка; наблюдение за ребенком; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной ди-агностики. В ходе вторичного диагностического этапа специалистами фиксируются имеющиеся у ребенка проблемы в здоровье, развитии, обуче-нии и воспитании, а также его потенциальные возможности, личностные достижения. При необходимости проводят углубленное медицинское об-следование. Диагностический этап может осуществляться в ходе наблюдения, а также при изучении анамнеза и другой, имеющейся на него документации.

Третий этап – аналитический. Включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами причин возникновения данных проблем и их дифференцирование. Причины могут быть установле-ны в ходе анализа документов, а также результатов психолого-педегогичес-кой диагностики (определение уровня развития ребенка и характера развития; составление профиля речевого развития ребенка; выявление детей, имеющих значительные отклонения в речевом и общем развитии от возрастной нормы и нуждающихся в углубленном обследовании; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной диагностики); индивидуального или группового собеседования, как с самими детьми, так и с их родителями, обсуждение конкретных ситуаций. При этом важно искать причину, которую выявляет результат психолого-педагогичес-кого обследования. На основе анализа определяется, какого рода необходимо организовать помощь и поддержку. В результате аналитического этапа составляются заключения и рекомендации.

Пятый этап – завершающий. На этом этапе, по мере необходимости, осуществлятся консультирование родителей, детей, проводится повторная диагностика, осмысливается приобретенный детьми новый опыт, новые отношения, делаются выводы. На основании обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в план программы деятельности сопровождающих, раз-рабатываются организационно-содержательные научно-методические рекомендации по сопровождению детей с речевыми отклонениями.

Все этапы условны. Их количество может меняться в зависимости от глубины и характера речевого отклонения. Переход к каждому последующему этапу, являющимся продолжением предыдущего, не имеет четкого временного характера и возможен при условии достижения ребенком промежуточных результатов, без которых цель психолого-педагогической помощи достигнута быть не может.


Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания психолого-педагогической помощи детям.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Это подтверждается психолого-педагогическими (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.), психолингвистическими (В. К. Воробьёва, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О. Н. Исаев, В. В. Ковалёв и др.) исследованиями.

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют психологу и логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Актуальность.Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Исследования многих специалистов таких, как Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Левченко И. Ю., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и др. показывают, что большие затруднения при обучении испытывают дети с логопедическими диагнозами общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которые проявляется не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.

Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабо успевающими по родному языку, математике, чтению.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии с 2010 по 2012 учебный год было выявлено: 43 % детей с низким уровнем познавательного развития, 31 %- эмоциональное нарушение.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Участниками программы являются дети 4–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Не сформирована связная речь. Свободное общение у таких детей затруднено.

Основными направлениями программы являются: диагностика; психолого-медико-педагогический консилиум; организационная работа; коррекционно-развивающая работа; работа с родителями и педагогами.

На интегрированных занятиях широко используется упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребёнка лежат следующие проблемы:

- несформированность высших психических функций (ВПФ) сочетается с недостаточностью речевого развития;

- нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

- речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля

В результате реализации программы возможны качественные изменения у детей, которые выразятся: в развитии памяти, внимании, мышлении, активной речи, подготовки руки к овладению навыком письма.

Педагогическая ценность программы.

Представленная программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

1. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие / Сост. Н. В. Новоторцева. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2006.

2. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей/ Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общее недоразвитие речи, речевое развитие, нарушение, психическое развитие, деятельность психолога, нарушение речи, познавательная сфера, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение.

Похожие статьи

Практика коррекционно-развивающей деятельности шестилетних.

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи, психолого-педагогическое сопровождение детей, речевое нарушение, деятельность.

Коррекция речевых нарушений у детей в процессе.

Полноценная речь ребёнка влияет на гармоничное развитие его личности и является непременным условием успешного обучения в школе.

В свою очередь, речевые нарушения отрицательно влияют в той или иной степени на психическое развитие ребёнка.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений.

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей, форма дизартрии.

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при которых не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего.

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи.

Учитель-логопед проводит: индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития детей; групповые.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, дети с общим недоразвитием речи, комплексные нарушения в развитии, профилактика, дезадаптация, коррекционная работа, психофизиологические реакции, социализация.

Создание психолого-педагогических условий для детей.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов.

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие.

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого. ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, артикуляционный аппарат, дошкольный возраст, дизартрия, психическое развитие детей.

Читайте также: