Психолого педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте кратко

Обновлено: 06.07.2024

При появлении нового курса или вебинара вам придет напоминание на почту.

  • Описание
  • Материалы мероприятия
  • Вопрос-ответ
  • Отзывы
  • Лицензия

На практико-ориентированном вебинаре ведущим предлагается рассмотреть следующие вопросы:

1. Психолого-педагогическое обоснование сущности игры и ее развития в детском возрасте.

2. Структура игры и этапы ее развития.

3. Игра как форма организации жизнедеятельности детей.

4. Классификации игр. Игры, возникающие по инициативе ребёнка. Игры, возникающие по инициативе взрослого. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций.

5. Народные игры, их педагогический потенциал.

Ведущий вебинара: Лободина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ СШ № 103 г. Волгограда, Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Вебинар предназначен воспитателям-гувернерам, младшим воспитателям, помощникам воспитателя, воспитателям-аниматорам, воспитателям и специалистам ДОО, методистам, старшим воспитателям, будет полезен родителям.

ДОКУМЕНТ: по завершении вебинара участники не только получат актуальные знания и практические рекомендации, но и смогут заказать СЕРТИФИКАТ об участии во всероссийском вебинаре (с указанием 4 часов обучения и наименованием темы). Стоимость сертификата – 300 руб.

При покупке программы для установки через интернет (скачивание на выбор от двух до трех продуктов из списка) на сумму свыше 300 рублей в период с 18.08.2016 г. по 08.09.2016 г. – получение сертификата бесплатно:

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

К сожалению, воспитатели не всегда уделяют игровой деятельности должное внимание, а многие родители просто не знают о развивающем потенциале игры и о ее роли в жизни детей дошкольного возраста, нередко отдавая большее предпочтение иностранным языкам, чтению, письму, риторике и даже философии. Действительно, чем больше знает, умеет ребенок, тем в более выгодных условиях он будет по сравнению со своими сверстниками. Однако мы можем учить ребенка сколько угодно и чему угодно, но что из этого будет усвоено?

Выготский Л.С., которого называли Моцартом в психологии (он очень точно предвосхитил многие вещи, которые впоследствии были подтверждены экспериментально), говорил, что если ребенок раннего возраста неспособен к обучению по программе взрослого, то ребенок-школьник полностью способен к нему. Дошкольник способен обучаться по программе взрослого лишь в той мере, в какой эта программа становится его собственной. Какова здесь роль игры? Игровая форма делает многие задания для ребенка интересными, понятными, что часто используется дидактикой, но, как ни странно, – не это является главным. Во-первых, в самодеятельной детской игре, которая возникает по инициативе самого ребенка, формируются те психические качества, без которых обучение будет просто невозможно. Во-вторых, в игре дети получают возможность использовать на практике полученные знания, а значит, по-настоящему усваивать и понимать их. Без такой практической апробации любое знание становится абстрактным, ненужным и быстро забывается. Для развития дошкольника важны те игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие, а не упражняются какие-то отдельные функции. Возникают они не на пустом месте. Любые другие игры, инициатором в которых выступает взрослый, льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте – это сюжетно-отобразительные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг), затем появляются самодеятельные сюжетные игры (ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам), к старшему дошкольному возрасту сюда добавляются игры с правилами. Не следует недооценивать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

.Игра-это доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.

Игра в дошкольном возрасте считается ведущим видом детской деятельности. В процессе игры формируются основные личностные новообразования ребенка – дошкольника, происходит процесса развития его психических процессов и способностей. В играх дети отражают определенные поступки, личные особенности и взаимоотношения людей .Существуют положения определяющие сущность игры:

-игра не может побуждаться каким-либо побочным результатам. Мотивы игровой деятельности отражают непосредственное отношение личности к окружающему.(т.е в игре ребенок отражает то что его волнует в тот момент).

-игровое действие проходит в соответствии с реальными возможностями ребенка.

-смысл игры определяет возможность приобретением предметов новых функций, и это дает возможность перейти в воображаемую ситуацию. Игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую.

Игру психологи рассматривают в качестве ведущей деятельности. Т. е такая деятельность которая способствует изменениям к психике ребенка. И внутри которой формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. В основе игры лежит расширение круга предметов, овладение которыми встает перед детьми, как задача и мир которых осознается ими в ходе дальнейшего психического развития.

Суть игры.

Ребенок осваивает окружающий мир и стремится действовать в нем, но не только с теми предметами которые ему доступны, но и с более широким спектором предметов, т. е так как взрослый. В основе игры лежит открытие ребенком нового мира, мира взрослых, с их деятельностью, их функциями, отношениями. С помощью игры возможно моделировать бытовые, учебные и творческие ситуации, которые могут решать вопросы формирования личности ребенка более эффективно.

Билет 2.

Влияние игры на разностороннее развитие ребенка.

Игра-это доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Игра развивает у детей память, воображение, мышление, мелкую моторику, ловкость, быстроту и т. д. Через игру происходит интеллектуальное развитие ребенка. В игре развивается эмоциональная сфера, интеллект, развивается развивающая среда. Среда должна всегда меняться, развиваться, соответствовать возрасту детей.

Игровая деятельность- это естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1.в игре ребенок отражает окружающих в его жизни людей

2.игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей

3.игра развивает познавательные и нравственные способности и силы ребенка

4. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность

5.разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается

Игры бывают:

- ролевые, где определенное значение для развития воображения. Через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в ней приобретаются основные навыки общения, установление контакта со сверстниками

-пальчиковые игры, являются одними из самых важных в развитии ребенка. Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром, учатся писать, рисовать и т. д. Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики, воображения, тренировки памяти, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает сковонность движений.

-подвижные игры, они нужны для того чтобы выплеснуть накопившуюся энергию, кроме того они стимулируют кровообращение, укрепляют сердечную мышцу, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации.

-дидактические игры, это развивающие игры, которые помогают с помощью взрослого или самостоятельно развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Игра развивает ребенка и радует, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, развивает воображение, фантазию и т. д.

Билет 3.

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития. Младшие дошкольники играют одни. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные.

В средний период дошкольного детства ребёнку становится нужен сверстник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребёнок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Темы игр выходят далеко за рамки личного опыта детей. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры дети начинают проявлять различные личностные качества, которыми определяются достающиеся ребёнку роли и функции.


В современной педагогике игра является неотъемлемой частью ребенка — дошкольника. Ценность игры в том, что она удовлетворяет основные детские потребности. Играя, ребёнок познаёт самого себя, свои возможности.

Поэтому система образования России поворачивается в сторону политического детоцентризма, т. е принятия любых государственных решений с учетом позиций ребенка, для детства и ради детства. Так как детство — это важный период становления личности детей.

Занимавшиеся изучением игры педагоги и психологи, подчеркивали её значение для психического развития ребёнка. Благодаря игре, в психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

Д. Б. Эльконин говорит, что в игре происходит развитие важнейших сторон личности ребёнка-дошкольника как члена общества. В игре формируются механизмы управления своим поведением, совершенствуются овладение нормами морали взрослых людей.

К. Д. Ушинский говорит, что детская игра это способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.

Общаясь игре, дети друг с другом, отрывают для себя правильные решения в различных игровых ситуациях, которые потом переносятся в реальную жизнь, формируются лидерские способности, которые в обычной жизни развивать у дошкольников сложно. Дети накапливают в игре свой жизненный опыт, который пригодится им в дальнейшем.

В развитии детей игра имеет большое значение:

− В нравственном воспитании, игра приучает подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели, игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни.

− В эстетическом воспитании: развивается любовь и склонность к прекрасному, умение его видеть и находить в окружающей жизни — в природе, в искусстве, в труде и поступках людей; формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

− В трудовом воспитании формируется интерес и уважение к труду взрослых: дети показывают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

− В физическом воспитании: стимулируется двигательная активность. Так как ребенку необходима активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности, здоровья ребенка. Игры делают жизнь ребёнка содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Таким образом, на первое место ставит индивидуальный подход к ребенку через игру, где сохраняется сама природа дошкольного детства, где ведущими видами деятельности является игра. Так же необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Играя, дети не только развиваются, но и обучаются, впервые выполняют интеллектуальную систематическую работу. Поэтому, малыш всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную — взрослого. Это основное достижение игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, к методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры,отнесенные к группе словесных методов. Познавательные игры с учетом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, участниками педагогического процесса в этом случае наряду с детьми становятся и хорошо знакомые им сказочные персонажи. Большое сти мулирующее воздействие оказывают и специально подобранные дидактические игры.

Формирование интереса к учению — важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету — дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал .

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать формированию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащихся определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить их ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь дидактические игры .

Л.С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Основные недостатки этой трактовки таковы:

1. она сосредотачивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.

2. Интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности играть значениями является сугубо интеллектуалистической.

Мы рассматриваем учебную игру как игру учебно-познавательного характера, как форму организации обучения, воспитания и развития личности, как средство активизации деятельности учащихся. Учебная игра может быть коллективной и индивидуальной, она проводится педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивирована на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся.

Обратим внимание на то, что спектр педагогических целей применения учебных игр в процессе обучения, воспитания и развития личности достаточно широк. По целевой ориентации среди учебных игр могут быть выделены: дидактические, (они позволяют организовать различные виды учебной деятельности, сформировать познавательные и практические умения, углубить знания); воспитывающие (ориентированные на воспитание нравственных, эстетических, коммуникативных, волевых и других качеств личности); контролирующие (они одновременно или специально могут выполнять и функции контрольно-оценочной деятельности). Игровая форма обучения имеет много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя и для активизации творческой деятельности учащихся

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2. в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной
технологии;

3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);

4. в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще, учебная игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство стимулирования учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

5. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

6. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

7. учебный материал используется в качестве ее средства;

8. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит учебную задачу в игровую;

9. успешное выполнение учебного задания связывается с игровым
результатом.

Учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Определение места и роли учебной игры в образовательном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации учебных игр.

Учебные игры достаточно разнообразны по:

1. дидактическим целям;

2. организационной структуре;

3. возрастным возможностям их использования;

4. специфике содержания

Так, технология развивающих игр Б.П. Никитина [25] интересна тем, что программа игровой учебной деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Психические процессы: — восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, что удается далеко не каждому, поскольку подготовка его к осуществлению интеллектуальных операций не всегда, да и не часто осуществляется по ряду причин. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и сам процесс устойчивого длительного внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий, сосредоточия на главном и необходимом.

Читайте также: