Психолого педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Страхи у детей младшего школьного возраста обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Тем не менее у детей младшего школьного возраста страх еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратим при проведении соответствующих психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Исследование психологопедагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы психологопедагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста. Страхиу детей младшего школьного возраста обусловлены возрастнымиособенностямиразвития и носят временный характер. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Тем не менееу детей младшего школьного возраста страх еще не является устойчивой чертой характераи относительно обратим при проведении соответствующих психологопедагогических коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: страх, младший школьный возраст, психологопедагогическая диагностика.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Рис. 1. Результаты психодиагностического исследования по методике А. И. Захарова

Рис. 2.Результаты процентного соотношения видов страхов по методике А.И. Захарова

на этапе констатирующего эксперимента

Рис.4.Результаты диагностики выявления уровня страха по методикеБ.Н. Филлипса на этапе констатирующего эксперимента

Рекомендовано к публикации:


Одним из приоритетов развития современных воспитания и образования является проблема построения безопасной воспитательной и образовательной среды. Это одна из наиболее актуальных и широко изучаемых в психолого-педагогических науках проблем, так как успешность решения воспитательных, образовательных и развивающих задач зависима от наличия у детей страхов, которые могут препятствовать достижению образовательных целей. В последнее десятилетие отечественные психологи и психотерапевты (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, М.А. Панфилова, А.Я. Варга, Г.П. Лаврентьева, И.Е. Кулинцова) отмечают рост числа детей с разнообразными страхами [8, 27, 29], что делает исследование психолого-педагогической природы страхов актуальным и практически значимым.

Страх – это одна из основных человеческих эмоций. Он изучался в различных психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н. Ланге, К. Изард, Ст. Холл, З. Фрейд и др.). Различные направления и школы психологической науки дают разные определения, классифицируют виды и формы страха по различным критериям, выделяют функции и выявляют причины возникновения. Страхи в определенном возрастном периоде обладают специфическими характеристиками, они связаны с особенностями развития ребенка. Страхи отражают не только возрастные особенности познания, но и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Таким образом, проблема изучения детских страхов очень актуальна в современной психолого-педагогической науке. Знание их характеристик, причин, механизмов возникновения и пр. позволит лучше понять современного ребенка, корректно выстроить воспитательную и образовательную деятельность и спроектировать профилактическую работу, направленную на предупреждение нарушений развития личности.

Отметим также и то, что детские страхи представляют собой неоднородную группу – так, например, страхи дошкольников отличаются от страхов младших школьников. Возрастная и педагогическая психология проблеме страховдетей младшего школьного возраста уделяет особое внимание.В это время изменения претерпевают все сферы жизниребенка, ведущей деятельностью которого становитсяучебная, в связи с этим меняется его социальный статус и обязанности. Подобные перемены оказывают существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка. На современном этапе развития общества, типичными для младшихшкольников все чаще становятся отрицательные эмоциональные состояния тревоги и страха, препятствующиенормальному психическому состоянию и учебной деятельности детей[28].

Цель исследования: исследовать психолого-педагогическую природу детских страхов.

Объект исследования:психолого-педагогическая природа детских страхов.

Предмет исследования: страхи детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

2. Изучить исследования в области детских страхов, определив их специфику, виды, причины.

3. Определить специфику страхов в младшем школьном возрасте.

4. Организовать и реализовать эмпирическое исследование страхов детей младшего школьного возраста, сделать вывод.

5. Составить психолого-педагогические рекомендации попрофилактике и коррекции учебных страхов детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что младшие школьники обладают повышенной выраженностью страхов, в структуре которых преобладают учебные страхи (страх перед проверкой знаний, страх самовыражения и пр.).

Методами исследования в курсовой работе выступили:

теоретический анализ и обобщение литературы (учебных пособий по =, научных публикаций и пр.), интернет-ресурсов по проблеме психолого-педагогическую природы детских страхов;

эмпирический метод - методика для диагностики школьной тревожности (Филлипса).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы, включающего 33 наименования; в курсовой работе представлены 2 рисунка и 2 таблицы. Объем курсовой работы – 32 страницы.

Глава 1. теоретические основания изучения психолого-педагогической природы страхов детей

А.С. Спиваковская: страх – это специфическое острое эмоциональное состояние; реакцию, которая проявляется в опасной ситуации. Причиной возникновения страха, по мнению исследователя, является конкретная, близкая опасность, которая уже наступила [27];

Ю.Л. Неймер: страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой ситуации [24];

Ф. Риман определяет страх как эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх возникает на действие угрожающего стимула [25];

Г.И. Каплан и Б. Сэдок: страх – это защитная реакция на внешние, известные и непротиворечивые опасности;

К. Изард определяет страх как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для здоровья и/или благополучия [10]. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

Страх является также чувством внутренней напряженности, связанным с ожиданием угрожающих событий. Страх возникает в ситуации угрозы биологическому и социальному существованию человека. В биологической сфере страх включен во врожденные защитные и ориентировочные инстинкты, являясь их эмоциональным компонентом. В социально-психологической сфере страх может возникать по поводу значимых для человека параметров отношений, поведения и деятельности [18].

За каждым определением страха стоит та или иная теоретическая концепция и результаты многочисленных исследований, на основе которых получали свое развитие научные направления и были разработаны методы и методики преодоления страхов.

Как мы видим, на сегодняшний момент отсутствует единое понимание страха как эмоционального состояния. Анализ работ психологов, занимавшихся проблематикой эмоций и страха, показал, что сложность четкого определения и понимания, в основном, связаны с положением, в котором пребывала до недавнего времени психология эмоций. Л.С. Выготский писал, что психология эмоций и чувств, пройдя по пути преодоления и классификаций, стала самым скучным разделом психологии [33].

1.2 Исследования в области детских страхов: специфика, виды, причины

Исследователи предпринимают попытки классифицирования страхов. Так, например, А.И. Захаров выделяет два вида детских страхов (рис. 1) [8]:

Рис. 1. Виды детских страхов (А.И. Захаров)

Помимо выделенных выше страхов А.И. Захаров предлагает и такую типологию страхов: конкретные страхи, символические страхи, устойчивые страхи, внушенные детские страхи [8].Также существует выделение таких видов страха, как ситуативный (возникает в опасной для человека обстановке), и личностно обусловленный страх (предопределен характером человека); а также обычный, возрастной и патологический уровни страха [1]; реальный и невротический страхи; конструктивный и патологический страх; и пр.

Предметом исследования выступают и причины страхов. Так, А.С. Колпакова выделяет такие причины страхов в детском возрасте (таб. 1) [13]:


Ключевые слова: страхи, младший школьный возраст, эмоциональная сфера, коррекционная программа, арт-терапевтическая беседа, тревожность, уверенность, социальные страхи, агрессивность, семья

Abstract: The subject of this research is the correction of fears in the students of primary school by means of art therapy. The object of this research is the fears in children of primary school age. The author examines the manifestation of fears in primary school students. Special attention is given to delivering program for correction of fears in the children of primary school age using art therapeutic approach. The article demonstrates the differences between the conceptual categories of fear of the primary school students prior to and after carrying out the program of correction using the Fisher Criterion. The technique “Fears in the House” developed by A. I. Zakharova and M. A. Panfilova, which allows getting an idea on the manifestation of fears in primary school students prior to and after delivering a program of correction, is applied in the research. The author’s special contribution consist in the results of principal and repeated diagnosis confirming the expedience of implementation of the program of correction of fears in the primary school students by means of art therapy. The novelty of this research is defined by positive dynamics in development of emotional sphere, which is reflected in decreasing of anxiety and aggressiveness, development of creative potential and confidence in the children of primary school age.

confidence, anxiety, art therapy conversation, correctional program, emotional sphere, primary school age, fears, social fears, aggressiveness, family

Младший школьный возраст является сензитивным периодом развития для возникновения страхов [8] . Этот возраст, связан с переходным периодом ребенка из детского сада в школу. Данный переходный период сопровождается кризисом 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности, переживанием нового социального статуса ребенка-школьника. Именно поэтому важно вовремя обнаруживать и корректировать страхи в младшем школьном возрасте [1],[5] .

В связи с начавшейся модернизацией образования (внедрение ФГОС) важно изучать особенности переживаемых детьми страхов и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся до завершения модернизации с целью выстраивания более благоприятной для учащихся системы изменений в начальном звене [6],[7] .

Перед нами стояла задача изучить страхи учащихся младшего школьного возраста.

На данном этапе работы были определены контрольная и экспериментальная группы. Данные группы были образованы из учащихся младшего школьного возраста. Возраст участников составил от 7 до 9 лет. Выборка была выровнена по количеству мальчиков и девочек.

И в контрольной и экспериментальной группе наиболее часто встречаются страх смерти родителей (100% и 100%), боязнь чудовищ (90% и 93%), боязнь каких-либо людей (незнакомых, злых, дедушки; 90% и 95%), страх темноты (71% и 75%). Данные страхи, по мнению А.И. Захарова, являются характерными для детей младшего школьного возраста и представляют собой возрастную норму [3],[4] .

Отличительной особенностью всех участников эксперимента является выраженность следующих страхов: страх перед папой и мамой (93,8% и 90%), страх наказания (87,5 % и 81,3%), страх сделать что-то плохое (88,8% и 90%).

Примерно одинаково часто встречаются группах страх нападения (45% и 47%), страх перед стихиями – бурей, ветром, наводнением (37,5% и 40%), страх войны (50% и 55%), страх огня (43,8% и 35%).

Выраженность в группах испытуемых различных видов страхов наглядно представлена на диаграмме (рисунок 1).

Условные обозначения: 1 –медицинские страхи; 2 – физический ущерб; 3 –смерть родителей; 4 –боязнь чудовищ; 5 – сны, темнота; 6 – социальные страхи; 7 –пространственные страхи

Рисунок 1. − Результаты исследования выраженности страхов

в младшем школьном возрасте

Мы видим, что наиболее выраженными в контрольной и экспериментальной группе является страх смерти (90% и 94%) и социальные страхи (86% и 80%).

Данные результаты мы проверили с помощью φ-критерия Фишера для определения различий в качественно определенных признаках (таблица 1).

Таблица 1

Различия содержательных категорий страхов в ЭГ и КГ

Содержательные категории страхов

1. Сказочные персонажи, чудовища

3. Вещи (угрожающего характера)

4.Явления, ситуации, происшествия

5. Семья и семейные ситуации

6. Изоляция (ребенок рисует себя в одиночестве)

7. Собственные проступки, ошибки

Оценка достоверности различий выявила, что значения содержательных категорий страхов в группах отличаются незначимо (значение φ- критерия 1,64 при p [2] . Целью данной диагностики являлась оценка результативности проделанной работы.

Таблица2

Выраженность страхов в ЭГ до и после проведения эксперимента(в %)

1. Сказочные персонажи, чудовища

2. Люди (профессиональные категории, абстрактные люди)

3. Вещи (угрожающего характера)

4.Явления, ситуации, происшествия

5. Семья и семейные ситуации

6. Изоляция (ребенок рисует себя в одиночестве)

7. Собственные проступки, ошибки

Таблица 3

Выраженность страхов в КГ до и после проведения эксперимента (в%)

1. Сказочные персонажи, чудовища

2. Люди (профессиональные категории, абстрактные люди)

3. Вещи (угрожающего характера)

4.Явления, ситуации, происшествия

5. Семья и семейные ситуации

6. Изоляция (ребенок рисует себя в одиночестве)

7. Собственные проступки, ошибки

Данные результаты мы проверили с помощью φ -критерия Фишера для определения различий в качественно определенных признаках (таблица 4).

Таблица 4

Различия содержательных категорий страхов в ЭГ до и после проведения эксперимента

Содержательные категории страхов

1. Сказочные персонажи, чудовища

2. Люди (профессиональные категории, абстрактные люди)

3. Вещи (угрожающего характера)

4.Явления, ситуации, происшествия

5. Семья и семейные ситуации

6. Изоляция (ребенок рисует себя в одиночестве)

7. Собственные проступки, ошибки

Рассматривая динамику изменений в таблице 4 после проведения программы коррекции в показателях содержательных категорий страхов младшими школьниками ЭГ, можно увидеть позитивные изменения. Мы видим, что по таким категориям страхов как: вещи угрожающего характера (φ=1,67 при p 0,05), семья и семейные ситуации (φ =1,74 при р 0,05), изоляция (φ =2,07 при р 0,05), собственные проступки, ошибки (φ =1,94 при р 0,05) отмечаются статистически значимые различия.

Важно отметить, что арт-терапевтическая беседа положительно воздействовала на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, меняла их поведение, корректируя некоторые негативные личностные особенности испытуемых. Арт-терапевтическая беседа способствовала развитию креативности, творческого потенциала и, соответственно, позитивному развитию личности ребенка младшего школьного возраста.

В контрольной группе повторная диагностика не выявила значимых изменений в показателях содержательных категорий страхов младших школьников.

Результаты сравнительной диагностики (до и после коррекционной работы), мы провели при помощи метода G-критерия знаков, с целью оценки сдвига значений исследуемого признака, выявили общие положительные тенденции динамики содержательных категорий страхов (таблица 5).

Таблица 5

Различия содержательных категорий страхов в ЭГ до и после проведения эксперимента

Содержательные категории страхов

1. Сказочные персонажи, чудовища

2. Люди (профессиональные категории, абстрактные люди)

3. Вещи (угрожающего характера)

4.Явления, ситуации, происшествия

5. Семья и семейные ситуации

6. Изоляция (ребенок рисует себя в одиночестве)

7. Собственные проступки, ошибки

Мы видим, что по таким категориям страхов как: вещи угрожающего характера (G = 11при р 0,05), семья и семейные ситуации (G = 10 при р 0,01), изоляция (G = 12 при р 0,05), собственные проступки, ошибки (G = 8при р 0,01)

отмечен статистически значимый положительный сдвиг.

Помимо полученных эмпирически данных, можно также отметить, что классный руководитель, работающий с детьми в школе, заметил, что учащиеся стали менее тревожными и агрессивными, более уверенными.

Сравнение результатов повторной диагностики в экспериментальной и контрольной группах, доказывает, что разработанная и апробированная программа способствует коррекции страхов младших школьников посредством арт-терапевтической беседы.

Акопян Л.С. Особенности преодоление страхов у детей младшего школьного возраста /Л.С. Акопян // Образование и саморазвитие, 2013. – №17. С . 214-218.

Вараксина А.В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт–терапии / А.В. Вараксина // Молодой ученый. – 2016. – №21. – С. 700-703.

Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2011. – 268 с.

Калацкая Н.Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста / Н.Н. Калацкая, В.Ф. Шигабиева // Вестник НЦБЖД, 2011. − № 2. − С. 44-47.

Ковалевская А.А. Психологическая коррекция страхов младших школьников / А.А. Ковалевская // Проблемы современного педагогического образования, 2016. − № 44. – С.75–81.

Коненко Е.А. Особенности содержания страхов у детей / Е.А. Коненко // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 547-549.

Саржанова А.С. Детские страхи и пути их преодоление / А.С. Саржанова, А.К. Егенисова // Современные наукоемкие технологии. − 2014. − №7. − С.155-157.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


В современное время ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности. Сейчас многие ученые отмечают, что повышается рост числа детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности.

При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. В этот период важно помочь ребенку разрешить и преодолеть эти трудности. Поэтому наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, например, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г. С. Салливен; и отечественные В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Н. Г. Вологодина и др.

Общее в страхе и в тревоге это эмоциональный компонент, который проявляется в виде чувства беспокойства и волнения, то есть в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают.

Однако также существуют устойчивые невротические страхи. Такие страхи служат симптомом неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка; неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь профессионального психолога.

Основные причины детских страхов:

- Конкретный случай, пугающий ребенка (например: укусила собака). Данные страхи быстрее и эффективнее корректируются. В этом случае не всегда развивается стойкий, заметный страх для окружающих. Так, как это во многом зависит от индивидуальных особенностей характера ребенка (медленная переключаемость внимания, мнительность, низкая самооценка, пессимизм и т. д.).

- Внушенные страхи. Как правило, их источником являются взрослые (родители, родственники, учителя). Они бывают непроизвольно, а иногда и с бурными эмоциями, предостерегают ребенка от опасности. При этом, взрослые не обращают внимания на то, что его напугало больше: опасность или реакция на нее взрослого. В итоге ребенку не понятна данная ситуация, но он уже чувствует тревогу. Таким образом, у него возникает страх, который может зафиксироваться и распространиться на дальнейшее поведение в подобных ситуациях. Как правило, такие страхи закрепляются на всю жизнь.

- Детская фантазия. Бывают случаи, когда ребенок воображает себе предмет страха. Например, в детском возрасте многие боялись темноты, где оживали монстры и призраки. Но каждый ребенок по-своему реагирует на такие вымыслы. Одни сразу их забывают, а у других это может привести к непоправимым последствиям.

- Внутрисемейные конфликты. Иногда ребенок боится оказаться причиной конфликтов между родителями или чувствует себя виноватым в сложившихся ситуациях.

- Взаимоотношения со сверстниками. Когда школьный коллектив не принимает ребенка, постоянно конфликтует с ним, тогда у него пропадает интерес к школе, появляется страх быть униженным. Причиной появления страха могут быть и сами дети. Например, один ребенок может запугивать другого разными страшными историями.

- Неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Детские страхи могут возникнуть как при недостатке внимания родителей (гипоопека), так и при излишней внимательности (гиперопека), а также при жестоком отношении к ребенку.

- Наличие невроза. Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские работники. Невроз проявляется через те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка. А также очень сильное проявление и переживание страхов. На патологический страх указывают его крайние способы выражения (например: ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное течение, непроизвольность, полное отсутствие контроля со стороны.

Переход от дошкольного периода к школьной жизни — один из главных переломных моментов в психическом развитии детей, так как ребенок должен перейти от игры к деятельности обучения, которая ставит перед ним новые правила. Ребенок в школе не только получает новые знания, умения и навыки, но также и определенный социальный статус. При этом у него меняются ценности и интересы. А также кроме его родителей, авторитетом для младшего школьника становится его учитель.

Процесс перестройки эмоционально-мотивационной сферы заключается не только в появлении новых мотивов, изменением в иерархической мотивационной системе ребенка. Но, также в кризисный период происходит важная глубокая перестройка в плане переживаний. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний. В младшем школьном возрасте осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

В младшем школьном возрасте, страхи, основанные на инстинкте самосохранения, сменяются социальными страхами, более сложными по своей структуре и гораздо труднее определяемые. Например, такие как:

- Страх смерти родителей. Проблемные симптомы, не замеченные у ребенка, могут начать проявляться в первых признаках невроза: нарушение сна, заторможенность или чрезмерная активность. В результате, это скажется на учебе и, как следствие, проявится в недовольстве школьного педагога. Таким образом, усугубит проблему и выведет страхи на новую ступень.

- Страх разлуки. Состояние страха, которое возникает при реальной или воображаемой угрозе расставания ребенка со значимыми для него лицами. Его считают патологическим, когда он чрезмерно интенсивен и длителен, когда он наносит ущерб нормальному, типичному для данного возраста качеству жизни или возникает в том возрасте, когда обычно уже должен быть преодолен.

- Страх принятия решений. Или страх ответственности. Чаще он встречается у детей, воспитывающихся в строгих или боязливых семьях. В обоих случаях страх проявляется в том, что ребенка ставит в замешательство даже простейшая ситуация выбора.

В решении проблемы детских страхов существует необходимость комплексного подхода в психологической коррекции детских страхов и поиска способов преодоления психического неблагополучия ребенка.

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени.

Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое).

Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается.

Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.

Одним из направлений психокоррекции является и садовая терапия. Используются растения и садоводство как инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых. Практический опыт американских терапевтов доказывает, что занятия садоводством самым положительным образом влияют на детей, в силу различного рода отклонений испытывающих трудности с учебой. При этом расширяется их бытовой и социальный опыт, дети приобретают полезные практические навыки для жизни [6; 47].

Таким образом, системный подход в психотерапии детских страхов — один из наиболее эффективных методов. Использование одного или несколько методов в коррекции детских страхов уже принесут пользу ребенку — помощь в легком прохождении возрастной обусловленности страхов и переключении к активной деятельности. Так, как легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых.

1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9

2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с. ISBN: 5–9268–0368–3

3. Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. — 2-е изд. / В. В. Сорокина.– М.: Генезис, 2007. — 191с.

4. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А. И. Захаров.- М.: Педагогика, 1986. — 127 с.; 2-е изд. — М.: Педагогика, 1993. — 127 с.

6. Сизых С. В. Садовая терапия / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология в школе. — 2009. — № 5. — С. 47–50.

Основные термины (генерируются автоматически): страх, ребенок, младший школьный возраст, взрослый, детский возраст, инстинкт самосохранения, комплексный подход, смерть родителей.

Читайте также: