Психолого педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования кратко

Обновлено: 18.05.2024

Презентация на тему: " Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования." — Транскрипт:

1 Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования

2 Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики -целостная и комплексная система социальной поддержки и психологической помощи субъектам образовательного процесса

3 Психолого-педагогическое сопровождение: Система профессиональной деятельности специалистов школы, направленная на создание психолого- педагогических условий для решения задач развития (образования) учащихся с разными индивидуальными особенностями и образовательными возможностями. Задачи развития – это потенциально-возможные изменения в человеке, в его знаниях, способностях и ценностях, которые одновременно важны и для решения задач образования и для индивидуального развития ребенка.

5 За счет чего обеспечивается решение задач развития? Систематическое отслеживание процесса развития по определенным значимым показателям Своевременное выявление проблем и их решение Создание условий для развития способностей ребенка и удовлетворения его интересов Объединение усилий всех специалистов в решении задач развития ребенка

6 Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении Индивидуальный подход и дифференцированность Целостность (в масштабах класса, школы) Системность (академические знания и социальные навыки, оценивание и прогнозирование и т.д.) Непрерывность Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения

7 Субъекты психолого- педагогического сопровождения в инклюзивной школе Адресаты: Дети с ОВР Родители детей с ОВР Педагоги инклюзивных классов Учащиеся инклюзивных классов Родители инклюзивных классов А также: Учащиеся школы в целом Родители учащихся школы Весь педагогический коллектив Специалисты: Служба психолого-педагогического сопровождения

8 Роль Службы ППС в инклюзивной практике Ранняя коррекция нарушений развития Индивидуальный подход в обучении, социализации детей Решение личностных проблем ребенка Развитие учебной мотивации, самостоятельности, потенциальных возможностей Формирование навыков жизненных компетенций Построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками

9 Организация комплексного сопровождения образовательного процесса Цель Службы ППС - организация комплексного сопровождения образовательного процесса Комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка для предупреждения возникновения проблем развития и обучения Разработка и реализация индивидуальных программ коррекции и развития учащихся, адаптация образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса

10 Основные принципы работы Службы ППС Комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка Непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе Социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности Активное привлечение родителей,педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению Развитие потенциальных возможностей ребенка Информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения

11 Основные направления деятельности Службы ППС Психосоциальная диагностика Психокоррекционная работа Психолого- педагогическое и медико-социальное просвещение Социально- педагогическое и психологическое консультирование Организационно- методическая деятельность

12 Психосоциальная диагностика Определение стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей Выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении, социальной адаптации Создание банка данных диагностических методик Создание банка данных детей с ОВР

13 Психокоррекционная работа Разработка Индивидуальной программы коррекционно- развивающей работы Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учащимися Обучение педагогов коррекционным приемам и технологиям, разработка рекомендаций по обучению учащихся с ОВР Внесение коррекционного компонента в программы обучения Проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей

14 Психолого-педагогическое и медико- социальное просвещение участников образовательного процесса

15 Социально-педагогическое и психологическое консультирование Консультирование участников образовательного процесса Индивидуальное консультирование родителей Консультирование педагогов магнитных школ Консультативная деятельность на уровне педагогического сообщества

16 Организационно-методическая деятельность Реализация программы по формированию толерантного отношения к учащимся с ОВР Участие в научно-практических конференциях регионального, республиканского и международного уровня Повышение уровня квалификации специалистов Службы ППС Организация и проведение исследовательской работы Популяризация идей инклюзивного образования на уровне местного сообщества

17 Психолого-медико- педагогический консилиум школы – постоянно действующая форма взаимодействия специалистов Службы сопровождения

18 Цель психолого-медико- педагогического консилиума Обеспечение комплексного подхода к изучению особенностей и решению проблем развития и обучения учащихся школы Создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения В ыработка и реализация единой стратегии развития учащихся с ограниченными возможностями развития Организация помощи семье ребенка и педагогам, осуществляющим его обучение

19 Плановый консилиум По плану Службы ППС Первичный Промежуточный Итоговый Внеплановый консилиум По запросу учителей и родителей Срочный

20 Алгоритм работы ПМПк Направление ребенка на обследование Индивидуальное обследование специалистами Определение образовательного маршрута и коррекционной помощи Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе Реализация рекомендаций консилиума Индивидуальная коррекционная работа Групповая коррекционная работа Оценка эффективности коррекционно- развивающей работы

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне.

1. Основные принципы инклюзивного образования.

. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:

1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.

5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

6. Разнообразие усиливается, то есть ребенок с ОВЗ должен быть достаточно подготовлен в плане познавательного и личностного развития к обучению в массовом образовательном учреждении.

2. Признаки и условия организации инклюзивной образовательной среды.

Опираясь на понимание и принятие философии инклюзивного образования, выделяют следующие базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды как системы, реализующей равный доступ к образованию и развитию различных категорий детей в общеобразовательной среде. К ним относятся следующие:

– принятие философии инклюзии;

– наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);

– преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;

– наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций для детей с разным стартовым уровнем;

– наличие примерных учебных планов и т. п. ;

– наличие УМК, дидактических материалов;

– подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения.

Для того чтобы образовательная среда могла создать условия, обеспечивающие возможность инклюзивной практики, она должна обладать следующими признаками:

• гибкость, готовность к изменениям; •

• мобильность и эффективность управления; •

• преобладание гуманистических ценностей;

• индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;

• наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута

К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды

– организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

– организации временного режима обучения;

– организации рабочего места ребенка с ОВЗ;

– технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ

Организационное обеспечение образовательного процесса

– организации инклюзивной образовательной среды

– создание инклюзивной культуры в организации

– взаимодействие с внешними организациями и родителями,

– реализацию образовательных программ с учетом особенностей и возможностей детей;

– обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана;

– специальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

– применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики;

– адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ

Условиями успешного функционирования инклюзивной образовательной среды, по О. Шпеку (2003, являются пять следующих позиций:

1. Необходимы взаимные усилия со стороны особого ребенка и группы по обоюдному изменению и сближению в процессе совместной жизни, деятельности, образования.

2. Инклюзия предполагает определенные требования к пространственно-временной общности, в которую включается ребенок с особыми образовательными потребностями: не любая общность готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.

3. Учреждение, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни – досуговые, правовые, образовательные и другие.

4. Успешность инклюзии в определенных социальных общностях зависит от их способности выстроить соответствующую социальную сеть, включающую более крупные общности в разных местах пребывания и жизни особого ребенка.

5. Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей не означает пренебрежение индивидуальными, сущностными особенностями участников процесса инклюзии.

3. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

1. Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

3 Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

4. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждение сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.

В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:

1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);

4. Право на бесплатное питание;

5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

5. Технологии построения инклюзивного образовательного процесса.

1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого результата.

2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика.

3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг, так и при подведении итогов.

4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

Говоря о технологиях инклюзивного образования, то мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса:

технологии проектирования и программирования;

технологии командного взаимодействия учителя и специалистов;

технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.

6. Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивного образования

На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:

• все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

• родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;

• специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями; имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности;

• руководители образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей, принимают активное участие в формировании инклюзивной политики и тактике, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями;

• члены администрации образовательного учреждения понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом, взаимодействуют со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса, совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики;

• координаторы по инклюзивному образованию в Управлении образования города, краевом центре, методическом центре своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ, своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23.03.2018г. № 693 ,Управления образования,молодежи.

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 педагогика и психология инклюзивного образования

Описание презентации по отдельным слайдам:

 педагогика и психология инклюзивного образования

педагогика и психология инклюзивного образования

Концепция нормализации была сформулирована в Европе в 1960-х годах, согласно.

Концепция нормализации была сформулирована в Европе в 1960-х годах, согласно ее идеям, каждый человек ценен, независимо от того, какой он и каких успехов может достигнуть; все люди имеют право на достойное человеческое существование; общество должно создать такие возможности для всех.

Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса услов.

Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий: • готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностная, профессиональная, психологическая и др.); • гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; • организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей.

integrare – восполнять, дополнять К началу XXI в. за рубежом интеграция в шир.

integrare – восполнять, дополнять К началу XXI в. за рубежом интеграция в широком социально-философском смысле понимается как форма совместной жизни обычных людей и людей с ОВЗ, что предусматривает осуществление неограниченного участия человека с особыми потребностями во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций, причем это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира.

Мэйнстриминг (от анг. mainstream, т.е. выравнивание, приведение к распростра.

Мэйнстриминг (от анг. mainstream, т.е. выравнивание, приведение к распространенному образцу) – понятие, используемое в зарубежной литературе, обозначает стратегию, при которой ученики, имеющие ОВЗ, общаются со сверстниками в рамках различных досуговых программ, что позволяет расширять их социальные контакты. Каких-либо образовательных целей здесь, как правило, не ставится. Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности;.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности; совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении Компоненты образовательной среды: • пространственно-предметный компонент (архитектурно-пространственная организация жизнедеятельности субъектов); • содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии обучения и воспитания); • коммуникативно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, психологический климат в коллективе, особенности управления).

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающе.

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Структура инклюзивной образовательной среды включает в себя следующие компоненты: • пространственно-предметный компонент: материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей; • содержательно-методический компонент: адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств; • коммуникативно-организационный компонент: личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов

 Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования

Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования

Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического.

Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий. Ребенок -инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.


Мотивационный компонент инклюзивной компетентности учителей включает глубоку.

Мотивационный компонент инклюзивной компетентности учителей включает глубокую личностную заинтересованность, положительную направленность на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, совокупность мотивов. Когнитивный компонент инклюзивной компетентности специалистов определяется как способность педагогически мыслить на основе системы знаний, необходимых для осуществления инклюзивного обучения, и опыта познавательной деятельности, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного обучения.

Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности проявляется в способности а.

Рефлексивный компонент инклюзивной компетентности проявляется в способности анализа собственной учебной, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности, связанной с осуществлением инклюзивного обучения, в ходе которого осуществляется сознательный контроль за результатами своих профессиональных действий, анализ реальных педагогических ситуаций. Операционный компонент инклюзивной компетентности будущих учителей включает операционные компетентности, которые определяются как способность выполнения конкретных профессиональных задач в педагогическом процессе и представляют собой освоенные способы и опыт педагогической деятельности, необходимые для успешного осуществления инклюзивного обучения, разрешения возникающих педагогических ситуаций, приёмов мобильного решения педагогических задач, осуществления поисково-исследовательской деятельности.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовате.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое и посредническое. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты.

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Непосредственная работа с конкретной семьей: педагог обращает внимание на вн.

Непосредственная работа с конкретной семьей: педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования; встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи; узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;

спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраст.

спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста); отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем. В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам) и в ходе его:

родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутст.

родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования); педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет; педагог наблюдает, как родители обращаются с ребенком; педагог организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье; предлагает родителям заполнить карты, схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами; родители посещают школьные консилиумы и к комиссии; родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей: информация и обмен комментариям.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей: информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, домашний дневник наблюдений анализируется при встрече; результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (раз в полгода); педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей; контакты по телефону; родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога; родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка; рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха; родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.

3. Непосредственная работа с группой родителей: встречи с родителями, обмен.

3. Непосредственная работа с группой родителей: встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр; организация специального курса для родителей по той или иной темах тике; привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий; интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

4. Опосредованная работа с группой родителей: предоставление родителям инфор.

5. Развитие контактов между семьями: педагог может способствовать развитию с.

Инклюзивное образование — это такая форма организации процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, языковых, психических, интеллектуальных, культурно-этнических и иных особенностей имеют возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.

Основные принципы инклюзивного образования

Принцип инклюзивного образования были приняты на Мировой конференции по образованию детей с особыми нуждами приняли в г. Саламанке, которая состоялось в 1994 году.

Инклюзивное образование кроме общих законов и общеизвестных дидактических принципов, подчинено следующим специфическим принципам:

  • Зависимость ценности человека от его способностей и достижений;
  • Уникальность каждой личности;
  • Способность каждого человека чувствовать и думать;
  • Наличие права на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Осуществление подлинного образования в контексте реальных взаимоотношений (все нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе сверстников и наставников);
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть достаточно подготовленными в плане познавательного и личностного развития к учебе в обычном образовательном учреждении.

Психологические условия организации инклюзивного образования и его среды

Если взять за основу понимание и принятие философии инклюзивного образования, то можно выделить несколько базовых условий. Они требуются для того, чтобы эффективно решать задачи построения инклюзивной образовательной среды в качестве системы. Система способна реализовать равнозначный доступ к образованию и развитию разных категорий детей в общеобразовательной среде.

К ним относят принятие философии инклюзии, юридически оформленный договор между образовательными учреждениями и родителями (включает все необходимые условия обучения, включая требования к семье и родителям), преемственность в деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

Психологическая основа инклюзивного образования состоит в наличии соответствующих методических разработок и рекомендаций для учащихся с разным начальным уровнем. Она предполагает наличие примерных учебных планов, дидактических материалов, подготовку педагогических сотрудников, которые включены в инклюзивный процесс (например, специалисты сопровождения).

Готовые работы на аналогичную тему

Для того чтобы образовательная среда получила возможность создания условий, которые обеспечивают возможность инклюзивной практики, она должна иметь несколько признаков:

  • Гибкость (готовность к переменам и изменениям);
  • Эффективность управления и мобильность;
  • Преобладание гуманистических ценностей;
  • Индивидуализация процесса образования, учет потребностей и возможностей каждого учащегося;
  • Ресурсы для реализации индивидуального образовательного маршрута.

В состав необходимых психологических условий организации инклюзивной образовательной среды входит организация пространства, в котором будет обучаться ребенок с ОВЗ; организация временного режима обучения и рабочего места ребенка с ОВЗ. Также необходимо предусмотреть технические средства обучения для всех категорий учащихся.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — это педагогический термин. Дети с ОВЗ — это физические лица, которые имеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Эти недостатки подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без формирования специальных условий.

Организационное обеспечение образовательного процесса характеризуется организацией инклюзивной образовательной среды, формированием инклюзивной культуры, взаимодействием с внешними учреждениями и родителями, информационно-просветительским обеспечением.

Для инклюзивного образования присуще организационно-педагогическое обеспечение и реализация образовательных программ, учитывающих особенности и возможности детей. Для детей с ОВЗ обеспечиваются возможности освоения образовательных программ в пределах индивидуальных учебных планов. Предусмотрено и специальное программно-методическое обеспечение, использование современных технологий образования и психологического (педагогического) сопровождения субъектов инклюзивной практики.

Субъекты инклюзивного образования и его задачи

Основной субъект, который требует психолого-педагогическое сопровождение, — это ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети в соответствии с результатами обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) показывают необходимость в организации специальных образовательных условий. Для них требуется разработка адаптированной образовательной программы.

Субъекты инклюзивной практики представлены также остальными детьми, которые включены в это же образовательное пространство, родители и педагоги организации.

Среди задач психолого-педагогического сопровождения учеников с ОВЗ можно выделить систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка с ОВЗ в зависимости от динамики его психического развития. Педагоги создают социально-психологические и педагогические условий для эффективной адаптации и психического развития таких детей.

Психологические основы инклюзивного образования включают методики обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этом процессе предполагается использование социально-активных и рефлексивных методик обучения, технологий, связанных с социокультурной реабилитацией. Для ребенка также необходимо создать комфортный психологический климат в коллективе, обеспечить специальную материально-техническую базу.

Специальная образовательная технология — это упорядоченная система действий. Их выполнение способствует гарантированному достижению педагогических задач инклюзивного образования.

Социальные преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к серьезным изменениям в системе образования нашей страны. Существуют тенденции в интегративных процессах общего и специального образования, в результате чего к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

ВложениеРазмер
k_voprosu_o_psihologo-pedagogicheskoy_podderzhke_subektov_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx 23.38 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Загидуллин Амаль Робертович

Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО

THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF SUBJECTS INCLUSIVE EDUCATION

Zagidullin Amal R.

Sterlitamak Branch VPO

"Bashkir State University," Sterlitamak

Социальные преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к серьезным изменениям в системе образования нашей страны. Существуют тенденции в интегративных процессах общего и специального образования, в результате чего к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Social transformations taking place at the present stage of development of society have contributed to changing attitudes in the training and education of children, which led to major changes in the education system of our country. There are trends in the integrative processes of general and special education, resulting in the issue of education of children with disabilities.

Инклюзивное образование, Психолго-педагогическая поддержка, интеграция

Inclusive education, psychological and pedagogical support, integration

Социальные преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к серьезным изменениям в системе образования нашей страны. Существуют тенденции в интегративных процессах общего и специального образования, в результате чего к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Государственная система ранней диагностики и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья становится актуальным для научного изучения и практического внедрении. Соответственно появляется необходимость в психолого-медико-педагогической помощи и сопровождении детей различных возрастных групп и категорий, их ближайшего окружения, а также других участников образовательного процесса.

Таким образом, развитие и совершенствование системы поддержки инклюзивного образования влечёт возникновение организационных, правовых, методических информационных и кадровых проблем в данной модели образования. Именно поэтому, без внимания не должно оставаться сохранение и укрепление здоровья, повышение возможностей гармоничного развития личности ученика, как здорового, и имеющего проблемы со здоровьем.

В настоящее время, содержание психолого-педагогической поддержки субъектов инклюзивного образования становится одним из основных направлений для изучения. Этот процесс взаимосвязан с деятельностью всех субъектов образования, направленных ​​на обеспечение эффективной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, способствуя его самоопределению, самореализации, самоутверждению. Психолого-педагогическая поддержка является необходимым условием для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личной жизнью и профессиональным самоопределением учащихся любой образовательной организаций. Идея об эффективной организации психолого-педагогической поддержки всех участников инклюзивного образования базируется на следующих принципах:

- рассмотрение видового разнообразия поддержки в качестве основы своего планирования и реализации в практической деятельности образовательных учреждений;

- создание логики процесса поддержки на основе идентификации взаимосвязанных этапов: стратегии, тактики и техники;

- разработка конкретных технологий, адекватных методов, путей и средств для вышеназванных учебных заведений;

- улучшение процесса поддержки социальной адаптации учащихся в условиях развития интегративной деятельности образовательных учреждений. [2, с. 71]

По мнению ряда, учёных (Алехиной С.В., Назаровой Н.М., Пузанковой Е.Н., Бочковой Н.В. и других) создание эффективной системы поддержки позволит решить проблемы развития, воспитания и коррекции детей с проблемами здоровья.

Таким образом, учебный процесс является объектом поддержки, а система отношений ребёнка с миром, с людьми вокруг (взрослыми и сверстниками), с самим собой, их развития, коррекции, восстановление является предметом поддержки.

Вышеизложенное позволяет нам выделить ряд ведущих принципов поддержки участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования:

- гуманизация интенсиональных аспектов образовательного процесса;

- интегрированный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка с особенностями развития;

- подстраивание программ и подходов в образовательной и воспитательной работе;

- многообразие видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и способностей, как обычных детей, так и с особенностями развития;

- профессионализм и компетентность учителей, работающих в режиме интеграции;

- взаимодополняющая работа учителей, родителей, учащихся в организации учебно-воспитательного процесса;

- защита прав и интересов детей с особенностями развития;

- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями в образовательном процессе;

- учёт региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации в данной местности.

В целом успех процесса поддержки образовательного включения детей с особенностями развития, зависит от ряда условий:

- ранняя социально-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии детей;

- наличие необходимого программно-методического и кадрового обеспечения в дошкольных и школьных учебных заведениях общего типа;

- создание дифференцированного учебно-воспитательного процесса, высокая изменчивость, гибкость учебных и образовательных программ;

- формирование и поддержка благоприятных межличностных отношений в детском коллективе, а также между учителями и детьми, учителями и родителями.

Предполагается, что комплекс этих условий будет способствовать созданию эффективной системы поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, их реабилитации и интеграции личностных потенциалов.

Среди основных общих целей психолого-педагогической поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие:

- предотвращение возможных проблем в развитии ребенка;

- помощь ребёнку в решении актуальных проблем развития, воспитания и социализации;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- психологическая поддержка образовательных программ;

- формирование адекватной самооценки;

- защита и укрепление физического и психологического здоровья;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, учителей;

- формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

Важно подчеркнуть, что в зависимости от системы образования содержание психолого-педагогической поддержки имеет свою специфику.

На этапе дошкольного образования необходима ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, психологическое обеспечение готовности детей с проблемами здоровья к обучению в школе в условиях интеграции.

На этапе начального школьного образования важно выявить готовность к обучению в школе, обеспечить психологическую адаптацию к школе, стимулировать интерес ученика к учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, поддержки в формировании желания учиться, развития творческих способностей.

На уровне основной школы - поддержка подростка с ограниченными возможностями здоровья состоит переходе к главной школе, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решение личных проблем и проблем социализации, формировании жизненных навыков, профилактике неврозов, помощь в создании конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактике девиантного поведения.

На уровне средней школы должна осуществляться помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, развития психосоциальной компетентности, предотвращение девиантного поведения. [1, с. 109]

В процессе организации инклюзивного образования ведущую роль играет наставник, классный руководитель, воспитатель, которые обеспечивают необходимую психолого-педагогическую поддержку ребенку в решении проблем обучения, воспитания и развития в условиях интеграции. Основная цель их деятельности состоит в предотвращении дезадаптации ребенка, появление критических ситуаций во время проблемных взаимодействий с участниками образовательного процесса.

Таким образом, особое внимание должно быть уделено к переходным этапам в развитии и воспитании детей с особенностями в развитии, которые предполагает различение уровней поддержки.

1. Борозинец Н.М., Козловская Г.Ю. Организационно-педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб, пособие. – Ставрополь: СГПИ, 2009. –109

2. Рубцов В.В., Дубровин И.В., Метелкова Е.И. Концепция развития системы психологическогообеспечения (психологическойслужбы) образования в Российской Федерации: Наука и образование, 2007, №. 1, стр. 69-82

3. Слюсарева Е. САнтропологические основы организации и содержания специальной психологической помощи детям и подросткам: – Ставрополь: СГПИ, 2010. –99=101

Читайте также: