Психолого педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сенсорная алалия является нарушением понимания речи вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. (Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.)

Симптомы Сенсорной (импрессивной алалии).

Нарушение восприятия и понимания речи является первичным и основным в структуре дефекта.
Т.В.Костина выделила 4 ступени нарушения понимания речи у детей с сенсорной алалией.

1. Полное отсутствие понимания речи.

2. Понимание только отдельных слов.

Дети понимают слова, обозначающие близких людей (папа, мама), своё имя. Называют некоторые игрушки, предметы одежды, но не используют эти слова в экспрессивной речи. При попытке включить слова в активную речь, у ребенка быстро теряется связь акустического образа слова и его значения, что проявляется в грубых нарушениях звукослоговой структуры слова.

3. Понимание коротких бытовых ситуативных фраз.

Дети переходят к пониманию простой фразы с опорой на наглядность. При этом они учитывают только лексическое значение слов, а грамматическое значение игнорируют. Дети не понимают грамматических конструкций, сложных фраз, предложно-падежных конструкций.

4. Понимание развернутой речи с частичным нарушением фонематического слуха (особенно нарушена дифференциация акустически близких звуков и предлогов).Дети понимают связную речь, но неточно. Плохо различают грамматические формы слов. Не понимают сложные предложения, выражающие причинно-следственные, временные, оптико-пространственные отношения.

Психологические и речевые особенности детей с СА

В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям.

В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка намного больше, чем понимание смысла фразы. Улавливая в обращении к нему не все слова и их оттенки, ребенок дает неправильную реакцию.

Встречаются дети, которые относительно легко выполняет требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т.е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.

Большую роль для детей с СА играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла слов при изменении форм и порядка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций.

В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий, не отличают ошибочно сказанного от правильного варианта. Некоторые не понимают речь при изменении темпа высказывания, путают слова с однотипной акцентно-слоговой структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные. Иногда дети просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз, так как одноразовый раздражитель оказывается недостаточным для восприятия. При подкреплении слухового раздражителя процесс восприятия улучшается.

Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания. Ребенок не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь. Отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.

Не поняв что-то, ребенок может разобраться, если одно и то же будет повторено несколько раз в неизменном виде или пересказано другими словами. Иногда затруднено узнавание и знакомых слов. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора – чтение с лица; включение в восприятие зрительного раздражителя усиливает акустические впечатления.

Иногда ребенок понимает только одного человека – мать, педагога и не понимает, когда то же самое произносит кто-то другой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания.

У детей с СА при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок играет, прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно в звуковом и структурном отношении, понимание смысла слов затруднено.

Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями окружающей жизни. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, а свидетельствующие о его речевой активности. Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. В лепете различаются отдельные слова или их обрывки, междометия, которые продуцируются вне связи с ситуацией. Значение слов, проговариваемых ребенком, неустойчиво. Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов – своеобразнаялогорея, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова и словосочетания; повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее – эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысливается и не закрепляется.

В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударении, соскальзывания со звуков, разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер, при каждом новом воспроизведении ребенок допускает новый вариант искажения. \. \

При наличии собственной речи дети с СА говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок. Речевая продукция детей остается вне их собственного контроля, встречается неадекватность высказываемого, проговариваются слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Отмечается фрагментарность речи, но это связано не с моторными затруднениями ребенка, а с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.

Высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, часто бывает трудно понять, о чем так горячо и интонировано он говорит. Проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие парафазий (замен), элизий (пропусков звуков, частей слова), персевераций, контаминаций (часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка с СА может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих отсутствии контроля за своей речью.

Грубо искаженная речь при СА не может ребенком использоваться как средство общения. Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенка с СА отмечаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка. У детей с СА ограниченные возможности при организации ролевой игры, часто она сопровождается бессвязным проговариванием недифференцированных звуковых комплексов и неадекватно употребляемых слов и словосочетаний.

Большинство логопедов и речевых центров занимаются только запуском речи детей с сенсорной алалией, не умея довести этих детей до полной речевой и интеллектуальной нормы. Многие из них искренне убеждены в том, что полная норма невозможна. Но мы можем корректировать сенсорную алалию до полной речевой и интеллектуальной нормы за счет использования нижеследующих методик и приемов:

1. Использование стандартных приемов и методик логопедической коррекции сенсорной алалии, куда входят:
— развитие понимание обращенной речи,
— развитие фонематического внимания и восприятия,
— режим тишины,
— избавление от эхолалии,
— использование грамматических конструкторов,
— развитие многозначности… и т.д.

2. Использование языковой концепции Ковшикова, которая, на настоящий момент, является лучшей доказанной методикой по коррекции таких нарушений, как моторная и сенсорная алалия. Мы относимся к 1% логопедов, кто владеет этой методикой.

3. Мы используем интенсив для наших занятий. Мы взяли на вооружение опыт немецких логопедов по коррекции афазии. Немецкие логопеды по афазии начинают работать после инсульта сразу в реанимации и занимаются по несколько часов каждый день. Поэтому они способны вылечить все формы афазии, вне зависимости от степени тяжести, за 3-6 месяцев. Для сравнения, российские, европейские и другие логопеды начинают работать с афазией через пол года после инсульта и поэтому срок коррекции занимает 2 года, с вероятностью полной коррекции ниже 50%. Мы взяли на вооружение принцип раннего начала коррекции и большой консультативной работы с родителями на своих занятиях, так чтобы мамы, при двух занятиях с логопедом по 1 часу в неделю, могли по несколько часов, каждый день, заниматься самостоятельно, не хуже самого специалиста. Какая это экономия средств считайте сами. За 1 час занятий с логопедом мама бесплатно может провести 10-20 занятий самостоятельно.

Поэтому приходящим к нам детям в возрасте 2-3 лет мы можем сделать полную речевую и интеллектуальную коррекцию. После 2-3 лет занятий у нас дети учатся в школе на 4-5. Детям с сенсорной алалией в 4 года и более мы запускаем и развиваем речь, останавливаем падение интеллекта, но полную речевую и интеллектуальную норму мы уже не обещаем.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. Б более грубых случаях дети совсем не понимают обращенной к ним речи, относятся к ней как к шуму, не имеющему никакого смысла. Не реагирует даже на своё имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера.

В других же случаях дети понимают отдельные обиходные слова, но теряет их смысловые значения на фоне развернутого высказывания. Иногда понимания изолированных слов затрудняют ребёнка больше, чем понимания смысла, фразы. Улавливая в обращении к нему не все слова и их оттенки, ребёнок дает неправильную реакцию.

Встречаются дети, которые общий смысл фразы понимают легче, чем изолированные слова, то есть понимают некоторые слова только, в определенной ситуации и в определенном порядке (конструкции) в предложении. Таким образом большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Как мы, уже отмечали, дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимания смысла слов при изменении форм и порезка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций.

У детей с сенсорной алалией можно отметить трудности включения, переключение и распределение внимания. Иногда затруднено узнавание знакомых им уже слов. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после, такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо потому что оно подкрепляется от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора - чтения с лица.

На всех этапах развития ребёнка с сенсорной алалией и восприятия: трудности включения и концентрирование внимание, устойчивости и распределения его, истощаемость прерывистость внимания, повышенная отвлекаемость.

Ведущим дефектом для этой форме алалии является нарушение фонематического слуха (восприятие и различение фонем родного языка, проявляющееся в разной степени). Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т.е. непонимания ребенка обращенной к нему речи, а в более легких случаях - затрудненное восприятие речевого материала на слух.

Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова близкие по звучанию, но разные по смыслу ( как уже отмечалось) . Например дочка - бочка, мышка- миска, рак- лак, не улавливают разницу в грамматических формах.

Некоторые ученые, в числе которых В.К. 0ружинская(1963), Н.И. Жилкин (1972) выделяет особую семантическую алалию. при которой сохранено восприятие речи, но нарушена его понимание.

Сенсорную алалию характеризует тяжелое недоразвитие восприятия и понимания речи, в результате чего вторично недоразвивается и собственная речь ребёнка. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребёнка отмечается двигательные беспокойства, имеются определенные трудности в поведении : ребенок возбуждается, стучит, кричит, хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми, стеснительными, спокойными, в какой - то мере осознающими свой дефект.

В общении дети очень часто используют жесты, мимику. Они очень хорошо реагируют на интонацию, не понимая при этом слов- обращении. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражает. В большинстве случаев игровую деятельность дети сопровождают модулированным лепетом. Лепет может быть интонационно-окрашен, в нем можно обнаружить обрывки услышанных слов, восклицаний, но они не имеют связи с ситуацией. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова, нужно отметить, произносятся искаженно в звуковом и структурном отношении, понимания смысла слов также затруднено

Как реакция на речевую окружение у ребёнка с сенсорной алалией появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, которые прямо не связаны с ситуацией, а лишь свидетельствующие о его речевой активности. Постепенно ребёнок прислушиваться к окружающим звукам, осмысливать некоторые из них, соотносить с определенными предметами и явлениями окружающей жизни, в результате чего у ребёнка постепенно появляется ситуационная более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. Значение слов, проговариваемых ребенком не устойчиво. Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.

Для ребёнка с сенсорной недотаточностью характерно то, что он зачастую неуверен в своей речевой продукции, ищет адекватные липестезии :"слон- сон" , "высон"; " сылон"; "салон" и т.д. Все это приводит к ошибочному проговариванию. Постепенно у ребёнка появляется осознание ошибок: " нет я не так сказал".

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов - своеобразная логоррея. У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии - автоматического повторения чужих слов. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает , отражая как эхо слов и словосочетания. Очень часто на вопрос заданный ребенку взрослым, ребенок повторяет сам вопрос. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется, бесследно исчезает, в результате чего попытка вызвать повторное произнесение оказывается безрезультатной. Это и позволяет очень часто родителям утверждать, что ребёнок не говорит из упрямства.

Иногда появление слова у ребенка бывает связано с эмоцией, которую у него вызывает увиденный предмет или та или иная жизнная ситуация ( "бей- бей!" - кричит четырехлетний сенсорный алалик, получив красивый мяч. " Колбаса, сметана ! " - восклицает десятилетний безречевой сенсорный алалик, увидев на столе свои любимые кушанья).

В спокойной обстановке ребёнок часто эхолалически повторяет отдельные слова, выражения, кем - либо произнесенные. Ребёнок в большинстве случаев хорошо передает интонацию услышанного и даже его звуковое оформление. Несмотря на это в словах отмечается много-численные ошибки, искажения, замены звуков. В ряде случаев искажения, замены звуков носят не фиксированный характер, поэтому ребенок при каждом новом восприятие допускает новый вариант искажения. Искажения в зкспресивной речи обусловлены нарушениями восприятия собственной речи и речи окружающих.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод:

В ЦЕЛОМ РЕЧЬ РЕБЕНКА С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ ОХАРАКТЕРИЗОВАНА КАК ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ, К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко Чаще в практике специальных дошкольных и школьных учреждений встречаются дети с сенсорной- акустической неполноценностью как вторичным проявлением какой - либо другой речевой патологией. Например: при дислалии, ринолалии, дизартрии, когда первичным является нарушение звуковой системы (фонетическая недостаточность ). Из-за первично н нарушенной экспрессивной речи оказывается недостаточно развитым и пониманием, снижается уровень акустического внимания, восприятия и понимания. Это связано с тем, что моторные речевые дифференцировки не развивалась в должной степени , препятствуют нормальному возникновению липестезии , которые ,как отмечал И.П. Павлов, являются основой второй сигнальной системой - речи ,так как именно они способствуют переходу всех неосознанных движений в план осознанных, приводящих к навыку правильной речи.

Недостаточности при моторной алалии приводит к некоторому снижению понимания вторичного характера и поэтому в большинстве случаев встречается не чистая форма алалией и смешанная /- моторная алалия с сенсорным компонентом или как ее называют сенсорномоторная алалия. Снижение понимания может быть повторным нарушением, общим для которых является неполноценность экспрессивной речи. Первичная сенсорная недостаточность отмечается при сенсорной алалией и сенсорной афазии, хотя ,как отмечают большинство ученых, разграничивать деятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов нельзя, поэтому и отмечаются случаи комбинированных, а не чистых форм нарушений. Плановое наблюдение за состоянием неречевой и речевой деятельности ребенка и специальное тщательное обследование помогают уточнить природу и характер дефекта, установить ведущую неполноценность ( моторной или сенсорной сферы) в структуре дефекта и определить адекватные пути коррекционно- воспитательного воздействия.

Сенсорная алалия возникает из-за поражения височных долей, расположенных в левом полушарии головного мозга (центр Вернике). Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.

При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние речевого и акустического гнозиса.


Причины появления патологии

Несформированность импрессивной речи вызвана органическим поражением зон мозга, которые ответственны за анализ речевых звуков. Недоразвитие речи развивается на фоне поражения центра Вернике, расположенного в задней трети верхневисочной извилины левого полушария.

Есть несколько основных причин развития этого речевого расстройства:

  • Патологии, которые возникают в утробе матери. Негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка оказывает употребление алкоголя матерью, наркотических и психотропных средств. Также к провоцирующим факторам относятся внутриутробные инфекции, резус-конфликт и гипоксия.
  • Поражение центральной нервной системы во время родовой деятельности. Во время родов есть вероятность получения черепно-мозговой травмы, вызванной использованием акушерских инструментов. К провоцирующим факторам относятся затяжные роды, преждевременное отхождение околоплодных вод и т.д.
  • Заболевания, возникающие после рождения малыша. В первые годы жизни ребенка на развитие сенсорной алалии влияет энцефалит, менингит, травмы головы.

Как показывает практика, появление данного речевого расстройства крайне редко обусловлено каким-либо одним фактором. В большинстве случаев речь идет о совокупности причин, включая внутриутробные, интранатальные и постнатальные патологии.


Основные симптомы сенсорной алалии

Симптоматика нарушения зависит от степени тяжести этой патологии. Детям может быть доступно понимание определенных слов и ситуативной речи. При этом, если это же слово малыш слышит в незнакомой обстановке, то он перестает его понимать. В более тяжелых случаях ребенок может вообще не воспринимать любые звуковые раздражители, не реагировать даже на собственное имя.

Основные симптомы сенсорной алалии:

  • ребенок с трудом воспринимает информацию на слух;
  • расторможенная речь на фоне отсутствия контроля – ребенок много и часто говорит, но невнятно;
  • эхолалия – бессознательные повторения отдельных слов, сочетаний, предложений;
  • неправильная постановка ударений, замены звуков, окончаний слов;
  • слабая координация движений, плохая мелкая моторика;
  • нарушение фонематического слуха, замена фонем на похожие;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • трудности при связывании названия предмета с образом;
  • повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны (гиперакузия): тихий скрип двери, шум сминаемой бумаги и т.д.
  • резкие перепады настроения: такие дети импульсивны, чересчур активны или, наоборот, замкнуты и безынициативны;
  • общее двигательное беспокойство – повышенная возбудимость, неусидчивость;
  • выраженное отставание в интеллектуальном плане от сверстников;
  • неврологическая симптоматика (гидроцефальный череп, небольшая асимметрия оскала).

Также у детей с сенсорной алалией наблюдается нарушение концентрации внимания. Из-за того, что ребенок не понимает обращенную к нему речь, он быстро теряет интерес к каким-либо занятиям. Все это сопровождается переменами в настроении, ребенок может вести себя достаточно агрессивно, не желая идти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Диагностика сенсорной алалии

При анализе анамнеза специалист должен внимательно изучить симптоматику, ведь зачастую это речевое расстройство путают с аутизмом и нарушением слуха. Но есть серьезные различия, которые позволяют отличить сенсорных алаликов от слабослышащих детей:

  • У них достаточно звонкий голос (у детей с тугоухостью голос глухой).
  • Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у сенсорных алаликов. Использование слухового аппарата также не дает результата, тогда как у слабослышащих детей функция восприятия значительно улучшается.
  • С сенсорными алаликами намного труднее наладить контакт, чем со слабослышащими.

Диагностика сенсорной алалии обязательно подразумевает неврологическое обследование. Как правило, специалист назначает электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную терапию и эхоэнцефалограмму, которые позволяют определить характер и степень повреждения функций головного мозга.

Для исключения тугоухости проводится исследование слуховой функции.

Назначается компьютерная аудиометрия, отоскопия и другие исследование. Обязательно участие нейропсихолога, который анализирует поведение ребенка, а также исследует состояние слухоречевой памяти.

После проведения всех исследований и получения результатов диагностики, свое обследование начинает логопед. Выясняются особенности раннего речевого развития малыша. Тщательно оценивается импрессивная речь, т.е. ребенка просят повторить слова, указать на предмет, который озвучивает специалист (установление связи между словом и предметом).

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Сенсорная алалия

Общие сведения

Сенсорная алалия

Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

Читайте также: