Психолого педагогическая экспертиза в школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 2. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы

1. Направления экспертной деятельности в области образования.

Психологическая экспертиза возникла на стыке юриспруденции и психологии, но в настоящее время значительно расширился предмет, формы и направления данного вида деятельности специалистов. Вместе с тем стоит отметить, что наиболее разработанной моделью экспертной деятельности остается концепция судебно-психологической экспертизы, включающая организационно-правовые, теоретические, методологические и этические основы данного направления экспертизы. Экспертная деятельность в сфере образования является одной из форм сопровождения, способствующая реализации психолого-педагогических условий ФГОС общего образования.

1.Направления экспертной деятельности в области образования.

I. Экспертиза образовательной среды.

В психолого-педагогической литературе описано пять основных моделей образовательной среды:

1) эколого-личностная модель (Ясвин В.А.);

2) коммуникативно-ориентированная модель (Рубцов В.В.);

3) антрополого-психологическая модель (Слободчиков В.И.);

4) психодидактическая модель (Лебедева В.П., Орлов В.А ., Ясвин В.А.

5) экопсихологическая модель (Панов В.И.) .

Авторы каждой модели дают собственное определение образовательной среды и выделяют критерии для экспертной оценки этой среды . Обобщенный анализ экспертных подходов моделей образовательной среды позволил выделить основные параметры оценки образовательной среды:

– пространственно-предметный компонент – анализ архитектурных возможностей образовательной среды;

– психодидактический компонент – содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса, психологическая организация передачи знаний;

– направленность образовательной организации, отраженная в ее миссии и структуре ее деятельности;

– психологическая атмосфера в образовательной организации, в том числе характер взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей (законных представителей), администраторов, социальных партнеров образовательной организации); – ресурсы образовательной организации (кадровые, материально-технические, финансовые), способствующие развитию данной образовательной организации (анализ программы развития). В данном виде экспертизы могут принимать участие как педагоги, так и педагоги-психологи (психологи образования). Каждый специалист оценивает компоненты образовательной среды с точки зрения научных представлений, принятых в профессиональном сообществе, представителями которых являются специалисты-эксперты .

II. Экспертиза образовательных (педагогических) технологий .

III. Экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды.

IV. Экспертиза профессиональной деятельности педагогов.

С точки зрения Р.В. Овчаровой, автора многочисленных работ, посвященных организации деятельности психологической службы в системе образования, психолого-педагогическая экспертиза – это процесс экспертного анализа и оценочных суждений о профессиональной компетентности педагога и рефлексии им собственной деятельности, общения с позиций результативности. Данный вид экспертизы не является самоцелью, а служит условием для дальнейшего личностного роста педагога, его профессионального самосовершенствования и может выступать фактором повышения профессиональной компетентности педагога, если наряду с диагностической выполняет позитивно-стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции. Психолого-педагогическая экспертиза рассматривается в данном подходе как процесс, процедура, способ, метод и результат оценивания профессионально-педагогической деятельности.

Как считает Р.В. Овчарова, психолог принимает участие в процедуре экспертизы на всем ее протяжении. Его функции заключаются в диагностике личности педагога (личностные качества, структура интеллекта и способностей, типы поведенческих реакций, умение самомобилизации и саморегуляции, мотивы и ценностные ориентации), его профессиональной деятельности (мотивы обучения, психологические центрации педагогической деятельности, стиль педагогического общения, уровень коммуникативных и организаторских способностей); анализе педагогической деятельности по результативно-личностному аспекту, конкретных форм работы с детьми (психологический анализ урока, воспитательного занятия) и обратной связи

V. Экспертиза инновационных процессов.

VI. Экспертиза качества образовательных услуг.

г. индикаторы (показатели) эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей для оценки доступности качественного обучения и воспитания, где основной акцент сделан на анализ: – доступности получения образовательных услуг различными категориями обучающихся: детьми дошкольного возраста, детьми с особыми возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами; обучающимися на ступенях основного общего (начального, общего, среднего (полного) и профессионального (начального, среднего) образования; – процента посещаемости дополнительных образовательных (развивающих) занятий для детей в возрасте 3–16 лет; – оценки качества образовательных услуг родителями (законными представителями) обучающихся.

VII. Экспертиза образовательных программ и учебных пособий.

Экспертиза программ и учебных пособий, реализуемых в системе образования, – один из распространенных и широко используемых видов экспертной деятельности в сфере образования. Образовательные программы и проекты программ оцениваются на предмет их реализуемости, эффективности, актуальности для системы образования, целесообразности ресурсного обеспечения (кадрового, финансового, материально-

технического), безопасности для всех участников образовательного процесса (как в процессе реализации, так и после его завершения, оценка отсроченного эффекта действия проекта или программы). С точки зрения Е.С.Романовой и Л.В.Макшанцевой, психолого-педагогическую экспертизу образовательных программы дошкольного и общего образования должна проводить аттестационная комиссия (экспертная комиссия по аттестации образовательной организации). Цель данного вида экспертизы состоит в регуляции качества образовательных услуг, защите обучающихся от некомпетентного педагогического воздействия. З.А. Каргина отмечает, что с принятием в 2014г. концепции развития дополнительного образования детей

(утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г . № 1716-

р) актуальным становится проведение профессионально-общественной экспертизы рабочих программ и курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ, предполагающей научнопедагогическое исследование, направленное на выявление качества программ и имеющее результатом описание уникальности и специфичности экспертируемого документа, а также разработку предложений по корректировке выявленных недостатков. При экспертизе образовательных программ или их проектов проводится содержательный анализ текста представленного на экспертизу документа. Специалист или орган, проводящий экспертизу, должны разработать критерии, по которым будет проводиться экспертиза документа. Перечень критериев экспертной оценки должен быть обоснован с точки зрения нормативно-правовой документации, принятой в системе образования РФ, и иметь научные основания, принятые в экспертном профессиональном сообществе. Исходя из перечисленных критериев экспертной оценки, специалист, осуществляющий экспертизу, проводит анализ текста документа, результаты которого описывает в своем заключении. Реализуемость программы (проекта) также зависит от умения управлять реализацией программы или проекта, поэтому важно оценить компетентность организаторов программы (проекта) в области управленческой (организаторской) деятельности.

Экспертиза учебников и учебных пособий регламентируется приказом Минобрнауки России от 2013 г. В процессе данного вида экспертизы оцениваются общая характеристика и содержание учебника, экспертиза текстового материала и дополнительных к учебнику материалов. Цель психолого-педагогической оценки учебной литературы – анализ соответствия содержания, методов и организационных форм возрастным нормам и особенностям развития человека в его онтогенезе. Экспертиза учебных пособий и программ может осуществляться как педагогами, так и педагогами-психологами (психологами образования).

Проведенный нами анализ основных направлений и видов экспертизы в системе образования показал, что в психолого-педагогической научной литературе достаточно широко освещаются темы экспертизы: образовательной среды (в том числе ее комфортности и безопасности); инновационных процессов и образовательных технологий, применяемых для достижения образовательных результатов (в том числе экспертиза программ и пособий); профессиональной деятельности педагогов и качества образовательных услуг. В то же время мы отмечаем, что в научнопрактической литературе незначительно освещена проблема экспертизы социальных рисков (в том числе рисков образовательной среды как социальной ситуации развития ребенка) и экспертная функция психологопедагогического (междисциплинарного) консилиума образовательной организации- . Целесообразным и актуальным, с нашей точки зрения, является описание модели (концепции) психолого-педагогической экспертизы в системе образования, где объектом экспертизы может выступать среда психического развития ребенка, а предметом – психологическая атмосфера образовательной организации и/или психические процессы ребенка, препятствующие его развитию, обучению и проявлению просоциального поведения.

Материал взят: Умняшова И. Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы. Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3

1. Ершова Н.Ю. Принципы формирования образовательной среды сетевого обучения [Электронный ресурс] : монография / Н.Ю. Ершова, А.И. Назаров. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 84 c. — 2227-8397. — Режим доступа:

2. Организация современной информационной образовательной среды [Электронный ресурс] : методическое пособие / А.С. Захаров [и др.]. —

Читайте также: