Психолого педагогическая диагностика готовности детей к школе предполагает определение

Обновлено: 02.07.2024

Под школьной зрелостью в основном имеют ввиду функциональное созревание психики ребенка, которое является предпосылкой к обучению к школе.

Выделяют три аспекта школьной зрелости:

-интеллектуальный (в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, сенсоматорная координация, развитие тонких движений руки и т.д.)

-эмоциональная зрелость (уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание)

-социальная зрелость (потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения)

Л. И. Божович рассматривает два ее аспекта:

С точки зрения Выготского и Божович ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Эльконин и его сотрудники на первое место ставят умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия и умение ориентироваться на заданную систему требований. Н. Г. Салмина существенное место отводит семиотической функции. С точки зрения Н. И. Гуткиной сюда же нужно отнести качество речевого развития ребенка.

Характеризуя личностную готовность прежде всего имеют ввиду мотивационную и произвольную сферы, в работах Е. Е. Кравцовой указывается на необходимость учитывать умение ребенка общаться на соответствующем уровне со взрослым и сверстниками, с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высоким показателями сотрудничества и кооперации обладают высокими показателями уровня интеллектуального развития.

Социальные мотивы учения – потребность ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Особое место выделяется произвольности. Божович считала, что одной из предпосылок школьного обучения является возникновение к концу дошкольного возраста умение ребенка соподчиненять мотивы своего поведения и деятельности. Эльконин в качестве предпосылок необходимых для успешного овладения учебной деятельностью рассматривает умение ребенка возникающей на основе произвольной регуляции действий (сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу). Салмина тоже выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности.

Диагностика.

Психологом могут быть выделены следующие цели диагностики готовности к школе:

1)понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе

2)выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации

3)распределение будущих 1классников по классам в соответствии с их ЗБР

4)отсрочка на один год (только по отношению к шестилеткам)

Методы диагностики готовности к школе можно разбить на следующие большие группы:

-тесты школьной зрелости (показывают степень функционального созревания психики, напр. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека – рис мужской фигуры, срисовывание письменных букв, срисовывание группы точек)

-тесты готовности к школе (тесты достижения, тесты способностей) (показывают степень сформированности ЗУН, а так же уровень развития отдельных способностей, напр. Американский национальный тест гот. к школе)

Указанные методы не дают полной картины готовности к школе, поэтому Н. И. Гуткиной была создана диагностическая программа, основанная на принципе необходимости и достаточности. Методики не явл. тестами и позволяют дать качественную характеристику психологической готовности к школе.

Программа отвечает требованиям:

1.обследование не должно быть слишком длительным 2.программа обследования должна включать в себя такие методики обследования ребенка, которые позволяют делать вывод о его развитии с точки зрения необходимого и достаточного уровня развития для начала обучения в школе, а не псих.разв. вообще.

В программе 4 части: мотивационная, произвольная, интеллектуальная, речевая.

Возрастной диапозон: 5 лет 6 мес. до 8 лет.

Целесообразно проводить два раза в год, который предшествует началу обучения (осенью и весной).

Краткое описание методики:

3.Интеллектуальная и речевая сферы


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению.


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Краснодарского края

“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”

Сборник диагностик готовности к школьному обучению

студентка Ш-22 группы

Диагностики социальной готовности

Диагностики волевой готовности

Диагностики личностной готовности

Диагностики интеллектуальной готовности

Диагностики физической готовности

Список использованной литературы и Интернет ресурсов

Пояснительная записка

В данной брошюре представляется сборник диагностик, направленных на определение готовности ребенка к школьному обучению. Диагностики делятся на такие компоненты готовности как:

Диагностики коммуникативной готовности ребенка

Цель. Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

• 3 балла — ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;

• 2 балла—ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;

• 1 балл — ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния.

Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

С чего бы вы начали свое существование на острове?

Решите, какие предметы необходимо взять с собой.

Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.

Кого бы вы выбрали командиром?

На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?

На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?

• 3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;

• 2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

• 1 балл — ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе (психолог).

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

Мне интересно, какие у меня будут уроки.

Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.

Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.

Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Диагностики волевой готовности ребенка

Цель: диагностика умения действовать по правилу

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Ты хочешь учиться?

Ты любишь болеть?

Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.

Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого

Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!

Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую.

Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.

4 балла – безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку)

3 балла – имеются одна-две ошибки

2 балла – больше двух ошибок

1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков

0 баллов – правильных участков нет.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкцию взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.

Ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести домик в точности, как на образце. В случае неправильного копирования деталей их следует не стирать, а рисовать правильный вариант сверху. Данная методика иллюстрирует уровень произвольного внимания, тонкой моторики кисти и координации движений.

Диагностики личностной готовности ребенка

Цель: выявление уровня психосоциальной зрелости.

Форма оценивания: индивидуальная.

Метод оценивания: беседа, анализ результата.

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер? День или утро?

Когда ты завтракаешь –вечером или утром? Обедаешь –утром или днем? Что бывает раньше –обед или ужин?8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.9. Кем работает твой отец, мать?10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

Какое сейчас время года –зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках –зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач или учитель?

Зачем нужны в школе звонок или парта?

Ты сам (а) хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь?

Каких ты знаешь птиц?

Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

Что больше –8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Обработка данных: все баллы суммируются.

1 балл –за правильный ответ на все под вопросы одного пункта (за исключением контрольных).

0,5 балла –за правильные, но неполные ответы на под вопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа: мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8,15, 22.Они оцениваются следующим образом:Пункт 5 если ребенок может вычислить, сколько ему лет –1 балл, если он называет года с учетом месяцев –3 балла;

Пункт 8 за полный домашний адрес с названием города –2 балла, неполный –1 балл;

Пункт 15 за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики –1 балл;

Пункт 22 за правильный ответ –2 балла.

Замечание: пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Оценка результатов:24–29 баллов –высокий уровень психосоциальной зрелости;20–24 балла –средний уровень психосоциальной зрелости;15–20 баллов –низкий уровень психосоциальной зрелости

Цель: диагностика самооценки

Материал: лесенка из шести ступенек

Инструкция ребенку: «Вот видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю – самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя? На какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель? И.д.

Обработка результатов: учитывается дифференцированность, аргументированность, происхождение самооценки, соответствие реальным достижениям ребенка (по данным наблюдений экспериментатора).

1 группа (низкий уровень) – дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от параметров.

3 группа (высокий уровень) – дети, как правило, решают эту задачу по-взрослому. Они, в основном, ставят себя не на верхнюю ступеньку, а на предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте умеет делать это лучше его и когда он подрастет, то сумеет решать задачи и быстрее бегать.

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10 различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.


ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Землянская М.В., Степанова Н.А.

Магнитогорск, Россия

Diagnosis of psychological readiness of the senior preschool children for school

Zemlyanskaya M.V., Stepanova N.A.

Magnitogorsk State Technical University

Magnitogorsk, Russia

Диагностика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе

Диагностика – это особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления [3].

Вопросами диагностики готовности ребенка к школе занимались такие зарубежные деятели науки, как А. Анастази, А. Бине, О. Векслер, К. Ингенкамп, А. Керн, И. Шванцара, В. Штерн и др., а так же отечественные ученые Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, К.М. Гуревич, Э.В. Дощицина, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.

Если зарубежные исследования диагностики готовности к школе в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы диагностики готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса [2].

Одним из приоритетных направлений психологической службы в дошкольном образовании является определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность к обучению в школе – это достижение ребенком определенного уровня познавательных возможностей и личностных качеств. Поэтому основной целью психологического обследования готовности ребенка к школьному обучению является распознавание его индивидуальных особенностей. Психологическая готовность к школе – сложное образование, которое включает в себя ряд компонентов, каждый из которых имеет показатели и критерии. Представим основные компоненты психологической готовности к школьному обучению: мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность [4].

Кратко охарактеризуем каждый из компонентов:

- мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении;

- эмоционально-волевая готовность включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания;

- интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения, т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов [4].

На наш взгляд, диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе включает в себя следующие принципы:

– непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка;

– понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;

– комплексного характера психолого-педагогической диагностики готовности к школе, выражающегося в интеграции и взаимосвязи обследуемых компонентов;

– оптимального количества исследуемых показателей (компонентов) готовности старших дошкольников к обучению в школе [4].

Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится его собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не самих знаний, а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и умений, а определенной степенью зрелости его мозговых структур, психологических качеств личности.

В результате исследования по методике Н.И. Гуткиной были получены следующие результаты: 4 детей (40%) имеют низкий уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе, - размер рисунка у данных детей не сохранен; у 3 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются как средний уровень; у 3 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на высоком уровне.

Результаты диагностики позволили разработать программу, направленную на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе, состоящую из серии развивающих занятий с детьми.

Таким образом, диагностика психологической готовности детей к школьному обучению проводится, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы и профилактики школьной дезадаптации. Правильно проведенная диагностика психологической готовности детей дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, и прогнозировать его успехи будущей учебной деятельности в школе.

Список литературы:

Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Подготовка педагогов к реализации принципа преемственности в период детства: учеб.- метод. комплекс / сост Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова. – Магнитогорск: МаГУ, 2014. – 100 с.

Читайте также: