Психология личности как отрасль психологической науки кратко

Обновлено: 30.06.2024

ПСИХИКА - это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

психология как наука о душе

психология как наука о сознании

психология как наука о поведении

психология как наука,

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция- самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Это связано с открытием в 1879 г первой в мире лаборатории экспериментальной психологии немецким ученым (психолог, физиолог, философ) Вильгельмом Вундтом (1832 - 1920) в г. Лейпциге (Германия).

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Бывают:

Познавательные

Эмоционально-волевые

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯэто психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

-активность -уныние -усталость -раздражительность

-пассивность -бодрость -апатия -рассеянность

-устойчивый интерес -убежденность -угнетенность -творческий подъем и др.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

· Коммуникативная деятельность (общение)

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

Функции психики

1. Отражение человеком своего места в окружающем мире

- обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

- с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2. Регуляция поведения и деятельности

- с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

- человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3. Отражение воздействий окружающей действительности

- это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

- происходит с помощью познавательных психических процессов.

- зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

- оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

- носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

Задачи психологии

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Биология - раскрытие биологических закономерностей протекания психической деятельности, изучение физико-биологических процессов, которые сопровождают проявления психики.

Физиология - связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС, раскрытие нервных механизмов психической деятельности.

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика - сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология - область психологической науки, изучающая природу и общие законы психики человека, разрабатывающая основные понятия этой науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Глубинная психология - психология, особо важную роль отводящая бессознательному в человеке.

Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая и объясняющая индивидуальные различия людей.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Патопсихология - область исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

Психология спорта - область, где знания психологии используются для подготовки спортсменов.

Психология управления - отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

ВЫВОД: таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики и находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Психология - сложная для изучения настолько, насколько сложен для исследования ее предмет — психика и поведение человека. Поэтому неудивительно, что становление этой дисциплины шло извилистыми путями в поисках истин и заблуждений, прежде чем она стала тем, чем является на сегодняшний день.

Изучение психологии личности (ПЛ) – это возможность лучше понять не только себя, но и другого человека. В этой статье я опишу основы, без которых невозможно полностью погрузиться в процедуру глубокого самопознания, а также расскажу об основных теориях выдающихся мыслителей. .

психология личности

Определение понятий

Этот раздел психологической науки объединяет в себе важнейшие концепции изучения внутренних связей и психических процессов индивида. При этом разные психологи предлагают различные подходы к тому, что же является объектом исследования. Для одних это единичный представитель человечества, являющийся носителем сознания. Для других – он же, но как элемент общественных отношений. В связи с этим рождается обобщенное определение, которое понимает человека как существо, отличающееся сознательной мыслительной деятельностью и являющееся субъектом социальных взаимодействий.

Предметы ПЛ

  • темперамент;
  • нравственные аспекты;
  • мотивы индивида;
  • интеллектуальные особенности;
  • роли в обществе.

Что это такое – личность: краткое определение в психологии

Если говорить более простым языком, это совокупность следующих свойств:

  • способностей (умственных и физических внутренних ресурсов);
  • характера (того, что формирует поведение и взгляды на мир);
  • мировосприятия (особого видения действительности и индивидуального отношения к ней);
  • эмоциональности (выражения реакции на внешних побудителей);
  • направленности (возможности определять ценности и ориентиры, ставить цели и достигать их);
  • общего портрета (внешних особенностей – походки, привычек, мимики, жестикуляции);
  • темперамента (неизменных установок, которые влияют на формирование поведенческих факторов – меланхоличность, холеричность, флегматичность, сангвиничность);
  • мотивации (того, что является определяющим в поступках человека);
  • опыта (приобретенных умений и знаний).

личность в психологии это

Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)

В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.

Глубинная (психодинамическая)

Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:

личность в психологии

Феноменологическая теория

Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.

Диспозициональная концепция

Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Содержание

Различные определения понятия личность

    – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).
  • Личность – "живой человек из плоти и крови" [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

Теории личности

Основные направления в психологии личности

  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Транзактный анализ Э. Берна
    • Гуманистическая психология
      • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
      • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
      • Экзистенциальная психология
        • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
        • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
        • Логотерапия В. Франкла
        • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
        • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
          • Теория личностных конструктов Дж. Келли
          • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
          • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
          • Бихевиориальная психология
            • Теория оперантного научения Б. Скиннера
            • Диспозициональное направление в теории личности
              • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
              • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
              • Психопатология личности
                • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
                • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
                • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
                • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

                Глубинная психология личности

                З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

                Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

                Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

                Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное можно разделить на личное бессознательное и коллективное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

                Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.

                Архетипы имеют свои эквиваленты в культуре, выраженные в конкретных сюжетах, образах и символах культуры. Так, например, архетип матери представлен в образах Марии, Геи, Афродиты, Медеи, Мачехи; архетипическими сюжетами материнства могут выступать рождение ребенка, самопожертвование, спасение, опекание ребенка, или же изгнание, разрушение жизни ребенка.

                Идея об использовании сюжетов и символов культуры как моделей для понимания и интерпретации содержаний индивидуальной жизни легла в основу юнгианского метода, получила свое развитие в современной аналитической психологии и стала одним из оснований культурной парадигмы в психологии личности.

                Психология личности – это часть психологии, которая занимается изучением человеческой индивидуальности, ее иногда называют персонологией. Этот термин предложил Генри Мюррей
                в 1938 году. Данный раздел психологии выделяется среди психологических дисциплин своим вниманием к индивидуальным особенностям людей. Психология личности концентрирует принципиальные положения других областей психологии, стремясь к тому, чтобы понять человека как единое целое, поскольку личность является конечным и наиболее сложным объектом психологии. Ряд отраслей психологии имеют особенное значение для психологии личности: общая психология, дифференциальная психология и социальная психология.

                Поскольку психология личности – это одна из отраслей психологической науки, то ее предмет является производным от предмета психологии и, следовательно, охватывает только некоторую часть психических явлений. Эта часть представляет собой особую категорию духовных свойств человека, которые выполняют функцию интеграции всей совокупности психических процессов, лежат в основе самосознания и сознания, и придают психике ее неповторимый индивидуальный облик и социальное содержание.

                Не все свойства, составляющие личность, отражаются в сознании индивида. Проблема самопознания, построения и дополнения Я-концепции – важное направление развития личности.

                В наше время принято считать, что предметом психологии является особая категория духовных свойств человека, которые выполняют функции интеграции всей совокупности психических процессов, лежат в основе самосознания и сознания, придавая индивидуальной психике целостность, неповторимый облик и социальное качество. Личность, таким образом, это психологический механизм связи индивида с обществом, его культурой.

                Учитывая то обстоятельство, что личность изучается не только психологической персонологией, но и другими отраслями психологии, следует иметь в виду некоторые различия предметов этих дисциплин.

                Например, дифференциальная психология акцентирует индивидуально-личностные особенности людей и различия между ними, а социальная психология раскрывает механизмы функционирования личности в социальных ситуациях, во взаимодействии людей друг с другом. Существуют полезные контакты между персонологией и такими психологическими отраслями, как, педагогическая, возрастная психология, психология труда, психология развития, психотерапия и др.

                Основные задачи психологии личности:

                – выявить межличностные различия при условии, что социальные и биологические факторы действуют на людей сходным образом, и создать классификацию этих различий;

                – теоретическое обеспечение таких видов деятельности, как психотерапия, педагогика, управление и ряд других, а также способствование личностному принципу жизни и всех видов общественной практики.

                Привычное словосочетание “психология личности” нуждается в разъяснении. Во-первых, слово “психология” иногда воспринимается как тождественное понятию “психика”, тогда “психология личности” означала бы описание “той психики, которая свойственна личности”, что не соответствует соотношению понятий “психика” и “личность”. Во-вторых, понятие личности является общим для ряда общественных наук, и поэтому есть много непсихологических концепций личности: философских, социологических, культурологических, антропологических, юридических и даже экономических. Психология личности – совокупность психологических концепций, то есть один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.

                Психология личности является теоретико-методологической базой личностного принципа, согласно которому личность – это логический центр, вокруг которого выстраиваются все остальные категории психологии и система психологических наук в целом. В своем развитии психология личности становится “гуманистической психологией”.

                Читайте также: