Психология как наука специфика психологического знания отрасли психологии краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Психология – это наука, которая изучает и анализирует психологию личности или группы личностей.

Предметом изучения психологии является психика, которая представляет собой сложную систему высокоорганизованной материи.

Психология человека не поддается точному расчету, ее сложно предугадать, познать до конца. Именно поэтому наука психология - дисциплина неординарная и нестандартная.

Психологию человека можно изучать бесконечно, так как психика человека индивидуальна, а людей на земле становиться с каждым днем больше и все эти люди имеют свои психологические особенности.

Профессия психолога стала востребованной не так давно, на сегодняшний день психотерапевты находятся в десятке самых востребованных врачей.

Окружающая среда, огромный поток массовой информации, бесконечно усложняющиеся условия среды обитания давят на психику человека, ломая ее и делая человека психологически неустойчивым.

Если говорить в общем смысле, то психология пытается понять душу человека, заглянуть в самое ее сердце, узнать характер человека, что позволит в дальнейшем излечить больного.

К специфике психологии, как науки, можно отнести:

Готовые работы на аналогичную тему

Следовательно, специфика науки психологии заключается в том, что она исследует самый неординарный предмет для изучения и познания – психику человека.

Психология- область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (память, мышление, воображение), психических состояний( эмоции, чувства) и психических свойств (характер, способности) человека, а также психики животных.

Специфика ее состоит в:

  • нематериальности психических явлений, что делает их недоступными для непосредственного изучения. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая выводы о психических явлениях только по внешним проявлениях.
  • человек одновременно и объект ( то что познается) и субъект( тот кто познает) познания.
  • в психологии нет общепризнанных представлений; она состоит из множества научных школ и течений по разному трактующих различные явления

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В самом широком смысле, психология – это наука, изучающая психику.

В более узком, психология — это наука об особенностях внутреннего мира человека (Вундт 1897г).

Однако подобных определений много, потому что много направлений психологии, изучающих разные предметы и, исходя из их специфики, дающих свои определения. Например, бихевиористы, считавшие, что психология — это наука о поведенческих фактах и научении.

Источники психологического знания:

· Социум (в смысле, окружающие люди – семья, школьный класс)

· Культура (как конечный результат человеческой деятельности, в том числе книги, произведения искусства, т.п.)

· это факты своего или чужого сознания

Научная психология отличается от житейской следующим:

· стремится быть универсальным знанием, а не ситуативным объяснением явлений психики

· использованием научно й терминологии

· научное знание передается с помощью научной литературы, житейское – из уст в уста

· рациолизована, а не интуитивна

· методами: в житейской – наблюдение и размышление; в научной – еще и экперимент

Научное знание базируется на житейском, возникает из него и проверяется им на конечном этапе.

Ожидаемые вопросы:

Что такое психика? (Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое живому организму для активной деятельности в нем и управления своим поведением.)

Сферы и методы деятельности психолога.

· Исследование (методы сбора данных), в рамках которого используются методы:

1. наблюдение (включенное, стороннее т.е. в качестве пассивного\активного участника события).

2. эксперимента (помогает проследить следственные связи) — касательно сбора информации и методы аналитической статистики и моделирования — при работе с ней.

3. генетическое или генеалогическое исследование – исследование родословных для выделения склонностей, характерных для представителей рода.

4. этнографический (человек как единица группы со сходными факторами)

5. case study – исследование биографий

· Исследование (методы обработки данных)

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии .

. в Америке. Наука о поведении. Предметом психологии является не сознание, а человек, реакция орг-ма на окр среду. Основатель Джон Уотсон. Бихевиоризм признавал 2 метода исследования поведения ( . структурирован), недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Но, научная психология опирается на житейский психологический опыт; извлекает из него свои задачи; наконец на .

1. Аналитическая статистика

2. Моделирование

· Психодиагностика, т.е. измерение психологических свойств и представление их в числах. Метод – тест (открытый, закрытый, ).

[позволяет проследить корелляционные связи]. Виды: опросники, тесты навыков, графические тесты, проективные тесты.

· Психотехника— работа со своей или чужой психикой.

· Воздействие –психотерапия, консультирование, коррекция.

Ожидаемые вопросы:

· Привести примеры психотехник

· Свойства тестов, проблема тестов (св-ва: валидность, надежность, краткость, стандартизированность; виды: по предмету, по форме подачи материала).

· Особенность эксперимента [казуальные связи, …]

Общая характеристика психологии как науки. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

Психология — очень молодая, плюралистическая и интегративная наука на стыке гуманитарных и медицинских наук, поэтому многогранна. В ней находят свое место элементы социологии, физиологии, педагогики, философии и прочие науки. Это, а также специфика предмета и областей применения психологии как науки обуславливают специфику психологического знания, которая в следующем:

· индивидуальность в его применении

· непонятность предмета исследования

· потребность в соотношении житейского и научного знания

· работая со знанием, мы изменяем его

· неидеальность методов, потребность творческого подхода при использовании знания

· предполагает особый взгляд на действительность и работу с ней

· слитость субъекта и объекта

Из отраслей можно назвать:

Ожидаемые вопросы:

· рассказать о выбранной отрасли психологии

· проблемы психологии как науки

Развитие представлений о сознании. Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).

Теория потока сознания Джемса — это альтернатива вундтовской (перцепция-апперцепция) модели строения сознания. Он уподобляет сознание не труппе актеров, и лучу света-внимания, выхватывающему нескольких из них, а всей сцене, на которую актеры приходят и с которой уходят, которая не может пустовать. По Джемсу сознание непрерывно меняет свои состояния, то есть образы сменяют друг друга постоянно и повторение предыдущего образа невозможно, так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же воду в реке.

Джемс также указывал, на несовершенство метода интроспекции, так как он позволяет исследовать только определенные статичные его составляющие, то есть как бы флажки на дороге, а не саму дорогу, которую можно описать промежутком между состояниями сознания, т.к. эти мысли-связки минуют сознание

Им были выделены черты сознания:

· каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

. предмете психологии. Предмет и методы психологии сознания. Метод интроспекции: сущность, варианты, ограничения. Психология – наука о сознании. 17 в – новое время (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Локк) 18 в – просвещение (происходит дальнейшее усиление интерпретации психологического знания .

Этой теории потока в последствие начали придерживаться гештальтисты.

Ожидаемые вопросы:

· Специфика интроспекции Джемса (расчленение на элементарные ощущения, отказ от использования внешних терминов при описании ощущений)

· Что такое ошибка стимула? (описание стимула, а не ощущения)

№ 8 Метод интроспекции и самонаблюдение. Возможности и ограничения метода интроспекции. Проблема объективности метода исследования.

Метод интроспекции был придуман, отталкиваясь от локковской рефлексии. Использовался последователями психологии сознания, однако показал себя несостоятельным из-за ряда особенностей. Метод интроспекции хоть и давал возможность выявить факты сознания и проследить в малом количестве причинные связи, но был абсолютно субъективен и бесполезен для развития психологии как науки. Огромную критику вызывала эта далекость психологии сознания от общепринятого в других науках, типа физики, объективного экспериментального метода. За это интроспекционистов не любили, а психологию отказывались считать серьезной наукой.

Плюсы интроспекции:

· непосредственная данность фактов сознания,

· закрытость от внешнего наблюдения,

· чистые факты сознания – усмотрение каузальных связей, при самых строгих условиях предъявления

Минусы интроспекции:

· Удвоение сознания

· Опытные испытуемые + специальное обучение

· Недоступность несловесного опыта

· Ошибка стимула

· Невозможность повторить результаты исследований

Метод самонаблюдения отличается от интроспекции следующим:

  • кадры не требуют подготовки,
  • дается задание описать что-то доступным им простым языком, и это описание потом подвергается анализу специалистов.
  • целью исследования становится не вычленение элементарных ощущений, а непосредственно постижение фактов сознания

Ожидаемые вопросы:

  • интроспекция Вундта и Джемса: в чем разница?
  • чем вызвана ошибка стимула?
  • почему синтетический подход несостоятелен?

Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон).

Психология поведения — бихевиоризм заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название “бихевиоризм” (от англ. behaviour—поведение).

Публикация Дж. Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста” относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. Психология сознания занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. Еще одно основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Предметом психологии становится поведение. Поведение – любая двигательная активность субъекта. Уотсон говорит, что причина явления — внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: S—R (стимул — реакция). Значит поведение – это система реакций. Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение S —R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:

Поведение экспрессивное

. (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее . Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и .

— выявить и описать типы реакций;

— исследовать процесс их образования;

— изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.

Требование объективности метода исследования (наблюдаемость показателей, повторяемость результатов, независимость от исследователя)

Поведение — новый предмет психологии St => R

Стимул — внешнее, измеряемое воздействие

Задачи науки: от стимула к реакции и от реакции к стимулу, врожденные и приобретенные реакции, эксперименты над детьми (проблемный ящик Торндайка, экспериментальный лабиринт)

Поток сознания заменяется потоком активности

Поведение – то, что доступно объективно

законы, управляющие поведением, управление поведением, объяснение поведения, прогнозирование, накопление массива наблюдений

Мышление – вид поведения, редуцированная речь

Сознание возникает тогда, когда рефлексы и инстинкты не в состоянии сохранить организм

S(внешнее воздействие) – R(мышцы или железы)

Врожденные и приобретенные реакции (обуславливание)

бихевиоральная терапия – снятие негативной реакции на стимул

1) прочность условной реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва сочетаний
2) генерализация (одинаковая реакция на похожие стимулы), а затем дифференциация (реакция на определенный стимул)
3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное восстановление
Интегрирование – один стимул – несколько реакций

Подкрепляется респондентное поведение

Поведение не сводится к выработке двигательных навыков

у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе стимул и 1 группа имела опыт пребывания в лабиринте. А 2 группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. 1 группа пришла быстрее. Когнитивные карты

St => V => R, V — промежуточная переменная. Можно описывать сложные формы поведения. Когнитивные карты, гипотезы, цели, викарные пробы.

Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. В 30-е годы 20 века Толмен ставит эксперимент, цель которого выяснить, от чего зависит реальное поведение субъекта. В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта. В первой экспериментальной ситуации у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе был стимул и первая группа имела опыт пребывания в лабиринте. А вторая группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. Но первая группа пришла быстрее. И Толмен приходит к выводу, что крысы воспользовались ККМ (Когнитивной Картой Местности).

Поведение как психофизиологический феномен

. человеку. Под внешне проявляемым поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки . Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, .

Здесь Толмен уточняет понятие объективного факта. Объективный факт не только то, что можно наблюдать со стороны, но и то, без чего невозможно объяснить поведение субъекта. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или “промежуточные переменные” (V), в результате чего схема приобрела вид: S—V—R. Под “промежуточными переменными” Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним он отнес такие образования, как “цели”, “намерения”, “гипотезы”, “познавательные карты” (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как “конструкты”, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Он проводит третью экспериментальную ситуацию, чтобы выявить наличие ККМ. Лабиринт заливают водой, чтобы смыть метки предыдущей группы. Результат, что в предыдущей ситуации. Значит, ККМ объективно должна существовать. Появление необихевиоризма. Предмет и метод те же, но изменяется представление о единице поведения. V – совокупность промежуточных переменных, черный ящик. Но его содержание не является предметом изучения.

5 главных типов экспериментов:

— викарные (замещающие) пробы и ошибки,

— эксперименты на поиски стимула,

— эксперименты с гипотезами,

— эксперименты на пространственную ориентацию.

Примеры похожих учебных работ

1 Вопрос.Современная психология и ее место в системе наук

. Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психология как наука . выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Междисциплинарные связи этих наук способствуют успешному .

. - с возрастной психологией, с педогогической психологией, инженерная психология. С юридическими науками юр психология связана по нескольким направлениям: с тгп, с отраслями права которые изучают преступное поведение и преступную деятельность .

Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях

. Харбедия К.О. Москва: 2009. 238 с. Содержание Введение 1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях 2. Психологическая готовность людей к чрезвычайным ситуациям 3. Групповое .

Психология и её связь с другими науками

. стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии. Связи психологии и медицины настолько тесные, .

Лекция. Тема: Психология как наука. Методы психологии.

. способность мыслить, ощущать, желать назвали сознанием. Основным методом исследования являлось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов; 3) психология как наука о поведении – в 20 ст. идет наблюдение .

Тема 1.Психология как наука.Методы психологии

. Состав, структура сознания. Функции сознания. Уровни сознания. 3.Этапы, стадии формирования сознания. Сознание, самосознание. Подсознание, сознание, сверхсознание. Задание: составьте таблицу 3 «Стадии развития психики и особенности поведения живых .

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.

Психологическая наука представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет связь с общественными науками и прежде всего с философией, в рамках которой шло её становление и развитие. Её основой являются философские концепции и теории, позволяющие понять взаимодействие с окружающей средой.

Непосредственно и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативной только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребёнка. Педагогу требуется знать индивидуальные особенности личности ребёнка.

Для успешного осуществления деятельности нужны определённые качества личности. Изучение психологических возможностей человека в разных видах трудовой деятельности – первостепенный аспект современной психологии.

1) Общая психологи (изучает основные формы психической деятельности и составляющая основу всех психологических дисциплин, раскрывает сущность и структуру и функции человеческой психики)

2) Педагогическая психология (эта отрасль обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания; устанавливает круг тех знаний которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте , и способы подачи материала, которые обеспечат его научное усвоение.

3) Психология труда ( изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, изучающая деятельность операторов автоматизированных системах управления ; авиационная психология изучающая психологические закономерности деятельности человека в процессе полёта; космическая психология, исследующая психологические особенности человеческой деятельности в условиях невесомости и т.п.)

4) Медицинская психология, патопсихология, психотерапия (ставят своей задачи объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)

5) Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

6) Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

7) Психология творчества изучает созидание человеком нового оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.

Если за основу взять принципы развития, то можно выделить следующие отрасли:

8)Сравнительная психология (рассматривает особенности животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости его существования)

9) возрастная психология (изучает формирование психической деятельности в процессе развития, в ней выделяют детскую психологию, юности, взрослого человека, геронтопсихологию ( старости) )

10) Специальная психология (изучает психологические особенности аномальных детей. Дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.

11) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения , возникающие в процессе обещания, и взаимодействие людей в различных группах.

12) Психология личности (изучает основные закономерности формирования личности, истоки её активности и жизнедеятельности

13) Психофизиология –изучает нервные механизмы психической деятельности. (несколько областей исследований: психофизиология ощущений, восприятий, речи и мышления, эмоций, произвольных действий)




14) Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, в эмоциональных реакциях.

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.

Психологическая наука представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет связь с общественными науками и прежде всего с философией, в рамках которой шло её становление и развитие. Её основой являются философские концепции и теории, позволяющие понять взаимодействие с окружающей средой.

Непосредственно и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативной только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребёнка. Педагогу требуется знать индивидуальные особенности личности ребёнка.

Для успешного осуществления деятельности нужны определённые качества личности. Изучение психологических возможностей человека в разных видах трудовой деятельности – первостепенный аспект современной психологии.

1) Общая психологи (изучает основные формы психической деятельности и составляющая основу всех психологических дисциплин, раскрывает сущность и структуру и функции человеческой психики)

2) Педагогическая психология (эта отрасль обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания; устанавливает круг тех знаний которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте , и способы подачи материала, которые обеспечат его научное усвоение.

3) Психология труда ( изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, изучающая деятельность операторов автоматизированных системах управления ; авиационная психология изучающая психологические закономерности деятельности человека в процессе полёта; космическая психология, исследующая психологические особенности человеческой деятельности в условиях невесомости и т.п.)

4) Медицинская психология, патопсихология, психотерапия (ставят своей задачи объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)

5) Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

6) Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

7) Психология творчества изучает созидание человеком нового оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.

Если за основу взять принципы развития, то можно выделить следующие отрасли:

8)Сравнительная психология (рассматривает особенности животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости его существования)

9) возрастная психология (изучает формирование психической деятельности в процессе развития, в ней выделяют детскую психологию, юности, взрослого человека, геронтопсихологию ( старости) )

10) Специальная психология (изучает психологические особенности аномальных детей. Дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.

11) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения , возникающие в процессе обещания, и взаимодействие людей в различных группах.

12) Психология личности (изучает основные закономерности формирования личности, истоки её активности и жизнедеятельности

13) Психофизиология –изучает нервные механизмы психической деятельности. (несколько областей исследований: психофизиология ощущений, восприятий, речи и мышления, эмоций, произвольных действий)

14) Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, в эмоциональных реакциях.

Слово "Психология" произошло от корней двух слов: "Психе" (psyche) - дыхание, душа, "Логос" (logos) – слово (разумное, осмысленное слово), знание, наука, порядок. В научный обиход термин "Психология" введен немецким философом Христианом Вольфом (1679-1754) более 200 лет назад.

В разных контекстах слово психология может иметь разное значение, разный смысл:

1. Наука психология ("факультет психологии", "зарубежная психология" и т.д.).

2. Индивидуальные особенности человека, то, как структурированы его психические свойства, и что отличает его от других людей (его способности, темперамент, характер, темперамент и т.д.) ("психология жертвы", "психология преступника", "женская/мужская психология).

3. Специфика социальных отношений между людьми в коллективах и связанные с этим социальные феномены ("психология толпы", "психология семьи").

Изначально психология как наука оформилась в 1879 году как естественнонаучная (биологическая) дисциплина (Вильгельм Вундт).

Существует несколько подходов к определению, что такое психология:

1 подход - Тавтологический. Психология – это наука о душе, или о психике.

Изучение психики предполагает рассмотрение:

1. Психических процессов (познавательных, эмоциональных и волевых),

2. Психических состояний (пассивность, активность, утомление, апатия, эйфория и др.),

3. Психических свойств (темперамент, характер, способности и направленность личности (преобладающие потребности, мотивы и цели поведения) и

4. Психических образований (знания, умения, навыки). (Подробнее см. в конце файла)


2 подход – Описательный (описываются вопросы, на которые психология ищет ответы). Психология – это наука о поведении человека (не путать с этологией - наукой о поведении, а точнее, нравах и привычках животных).

В рамках описательного подхода мы можем сказать, что психология изучает то, КАК ведет себя человек, и ПОЧЕМУ он ведет себя именно так.

Если эти вопросы рассмотреть более детально, то можно сказать, что психология как научная дисциплина стараться ответить на пять основных вопросов, каждый из которых, по сути, определяет основные направления психологических исследований:

1. Как люди ведут себя, и почему они ведут себя именно так (в разных ситуациях, как их актуальное состояние изменяет поведение в одной и той же ситуации)?

2. Как люди познают и осознают окружающий мир? (когнитивная психология, клиническая психология, если говорить о нарушениях когнитивных процессов и сознания). (Познание человеком окружающего мира предполагает согласованное осуществление следующих процессов: "Ощущение", "Восприятие", "Память", "Мышление и знание", "Язык").

3. Как люди взаимодействуют между собой? (социальная психология)

4. Как люди развиваются? (Психология развития)

5. Чем люди отличаются друг от друга? (дифференциальная психология)

3 подход – Функциональный – в рамках данного подхода перечисляются изучаемые функции психики, которые изучаются психологией.

Основоположник функционального подхода, Уильям Джеймс (William James, 1842-1910) считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире, для чего она реализует две функции: когнитивную и регуляторную.

1. КОГНИТИВНАЯ функция, она состоит в создании субъективной картины мира и себя, отражающей реалии внешнего мира и внутренние состояния организма, в связи с чем эту функцию ещё называют отражательной.

2. РЕГУЛЯТОРНАЯ функция (= регулятивная) заключается в управлении поведением индивида).

Собственно, эти две функции чаще всего и используются для определения психики (психика - это субъективное отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней, то есть для управления своим поведением в среде обитания. Обладание психикой являются признаком субъекта, которым может являться человек или животное).

3. Позднее ряд ученых, в частности Б.Ф. Ломов (1927-1989), добавили к списку функций, реализуемых психикой, КОММУНИКАТИВНУЮ функцию, которая обеспечивает взаимодействие двух индивидов, обладающих психикой.

4. Кроме трёх функции психики, напрямую обеспечивающих адаптацию индивидов, на сегодняшний день учёные выделяют и четвёртую функцию психики - ТВОРЧЕСКУЮ. Творческая активность ведет к созданию новой реальности, выходящие за рамки уже существующего. В этом плане творческая функция психики может быть не только не адаптивна, но и даже дезадаптивна.

Таким образом, можно дать следующее определение психологии как науки: Психология – это наука, которая изучает особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов (восприятие, память, мышление и др.), психических состояний (эмоции, чувства) и психических свойств (темперамент, характер, способности) человека, а также психики животных.

Предмет изучения научной психологии:

1. Психика здорового человека в физическом и психологическом планах.

2. Различные факты психической стороны жизни человека, описываемые качественно и количественно.

3. Психологические законы, описывающие и объясняющие явления в жизни человека

4. Механизм создания человеком субъективного образа объективного мира.

Задачи психологии:

Главной задачей психологии как науки является исследование особенности формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

1. Изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно владеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерного внедрения научных знаний и представлений о психической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

1. Исследование законов психики и её деятельности.

2. Изучение развития психики на разных этапах жизни человека (психические процессы и состояния, различные по сложности).

3. Раскрытии свойств человека с позиции социального и биологического.

Специфика психологического знания и его место в системе наук.

Специфика психологии состоит:

1. В психологии человека одновременно является и объектом познания (то что познается) и субъектом познания (тот кто познаёт). Следствием этого является то, что психологический факт зависит от его интерпретации исследователем и от его понимания испытуемым.

2. В невозможности исследовать психические явления непосредственно с помощью объективных методов изучения, принятых в естественных науках (нематериальность психики?). Содержание и особенности психики исследуются опосредованно путем наблюдения за внешними изменениями поведения человека и его физиологическими реакциями (могут регистрироваться объективно, но не всегда коррелируют, точно отражают происходящее в психической сфере, номотетические подходы), и по его самоотчету, самоописанию (идеографический подход) (субъективность этой информации!).

Психология как наука изначально формировалась в рамках философии, выделение ее в самостоятельную науку произошло после предложения В. Вундтом использовать (по аналогии с естественными науками) экспериментальный метод (метод интроспекции). Это определило специфику психологии как науки - она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой, точнее можно сказать, что она остается гуманитарной наукой, которая постоянно стремится стать естественной наукой. Сегодняшний день номотетический подход (изучение психики по ее внешним поведенческим и физиологическим объективно регистрируемым проявлениям) является преобладающим в психологии. Данная стратегия познания опирается на три принципа объяснения сути психических феноменов: принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности.

3. Психология является компилятивной наукой (сочетание внутренне противоречивых теорий), в ней существуют разные, иногда взаимодополняющие, а порой взаимоисключающие подходы к изучению, пониманию и объяснению одних и тех же психических явлений. Параллельно существуют (и изучаются при обучении) разные теории (система взглядов, объясняющих какой-либо феномен, уникальное явление реальности), разные научные школы и направления, представители которых порой негативно и даже враждебно относятся друг к другу. Стоит отметить, что существующие в рамках разных школ различные трактовки и объяснения психических явлений могут избираться в связи с индивидуальными предпочтениями психолога (интерес, индивидуальный опыт человека, место получения образования, влияние авторитетов и моды), а также в зависимости от того, в рамках какого подхода наработано больше инструментария для работы с теми или иными психологическими проблемами.

Особенности (специфика) научной психологии, отличающие её от житейской (вульгарной) психологии:

Сохранение знания

Место, которое психология занимает среди других наук, зависит от основания систематизации наук. Если мы не будем рассматривать психологию среди основных, системообразующих наук, то она будет у нас как бы растворяться среди других наук, либо занимать промежуточное положение. Если же мы будем считать психологию одной из основных наук, то она будет занимать чаще всего центральное место среди других наук о человеке и мире.

А. Положение психологии в системе наук по Б.М. Кедрову:

Психология находится в центре "треугольника наук", чуть ближе к филосовии, с которой она связана по происхожднию, так как теория познания изначпльно развивалась именно в философии.


Б. Положение психологии среди других наук по Ж.Пиаже:


В. Б.Ф. Ломов выделил многомерную систему связей психологии с другими науками:

1) с общественными науками (через отрасль психологии - социальную психологию и связанными с ней дисциплинами).

2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию).

3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию).

4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию).

5) с техническими науками (через психологию труда и инженерную психологию).

Г. Двухмерная (шкальная) схема положения психологии в системе наук (М. Бунге):

вертикальная ось образуется между биологическими и социальными науками, изначально (в 1850 г.) круг изучаемых проблем и вопросов был узок, науки не перекрыаались, при этом психология находилась на этой шкале "между" социальными и биологическими науками. Позднее круг интересов наук расширился, появились пересекающиеся области интересов, что привело уже спустя 100 лет (в1950 г.) к появлению "на стыке" классических наук новых современных наук.


1. Социологическая социальная психология

2. Психологическая социальная психология (включая физиологическую социальную психологию)

Читайте также: