Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата доу

Обновлено: 05.07.2024

Однако между здоровьем детей и здоровьем педагогов существует непосредственная связь и взаимозависимость. И прежде всего речь должна идти об обеспечении психологического здоровья
Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье дошкольников.

Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример.

Все дети мечтают о воспитателях, которые являются для них источником добра, безопасности, душевного тепла, источником вдохновения, радости, удивления. Такое общение педагога с детьми – главное условие воспитания здорового ребенка в ДОУ.

Почему же не всегда сбываются мечты ребенка? Что же иногда происходит с педагогами, которые перестают чувствовать радость от своего труда? Почему же профессия, которую мы выбираем, которой мы гордимся, вдруг перестает нас по-хорошему волновать и не приносит радость?

Здоровье педагога, оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.


Ключевые слова: психологическое здоровье, синдром эмоционального выгорания, ФГОС ДО, стресс.

Необходимо отметить, что на наш взгляд, психологическая поддержка предполагает содействие личности в саморазвитии. В след за А. Н. Евдокимовым мы считаем, что в рамках самоосуществления индивидуальности, в контексте субъектности личности психологическая поддержка результирует себя актами творческого саморазвития, в которых человек в контексте требований внешней жизненной ситуации внутренне мотивирован в конструктивном развитии процесса своей жизнедеятельности. Психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой целостное двухуровневое личностное образование. При этом нижний адаптивный уровень обусловлен психическим здоровьем воспитателя (профессиональная активность, адаптивные способности, отсутствие признаков профессионально-личностной деформации и симптомов эмоционального выгорания), которое является необходимой и достаточной основой его способности самоосуществления себя в качестве субъекта профессиональной деятельности [1, 2]. Достижение креативного уровня в развитии обусловливает выход личности педагога на уровень собственно психологического здоровья, основными показателями которого являются: осознание и принятие смысла жизни и профессиональной деятельности, креативность, способность к профессиональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Соответственно психическое здоровье воспитателя ДОО характеризуется балансом различных психических свойств и процессов, который детерминирует состояние душевного благополучия личности, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, активности. При этом психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой высший ценностно-смысловой уровень его психического здоровья. В этом контексте психологическое здоровье предполагает внутриличностную, смысловую согласованность, способность педагога к творческой саморегуляции в условиях своей профессиональной деятельности.

Итак, профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается как в физиологических, так и психических реакциях. Именно, поэтому необходимо сохранять и укреплять психологическое здоровье педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, профессиональная деятельность, дошкольное образование, Тульская область, эмоциональное выгорание, психологическое здоровье воспитателя, психологическое здоровье педагогов, профессиональный стандарт, психическое здоровье воспитателя, психологическая поддержка.

Многочисленные психологические, медицинские и социологические исследования показали, что профессия учителя как профессиональная группа характеризуется крайне низкими показателями здоровья. Профессиональное здоровье учителя включает не только его соматическое, но и психическое здоровье.

Профессиональное здоровье педагога можно определить как способность организма поддерживать и активизировать компенсаторные, защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях профессиональной деятельности.

Восстановление профессионального здоровья учителя — это не просто лечение, а управление механизмами, которые определяют развитие личности и способствуют формированию позитивной Я-концепции, открытого подхода к миру, готовности к изменениям и принятию ответственности.

Психологические основы сохранения и укрепления психического здоровья педагогов в ДОУ - Особенности профессиональной деятельности педагога ДОУ

Особенности профессиональной деятельности педагога ДОУ

Большое значение фактору здоровья придается в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых может стать причиной развития профессионального стресса. Эта проблема особенно актуальна для специалистов социальной сферы, чья работа связана с непосредственным взаимодействием с людьми.

Высокая эмоциональная нагрузка педагогической работы обусловлена множеством стрессовых факторов: высокая динамика, дефицит времени, перегрузка работой, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Изучая профессиональную дезадаптацию учителей, Л.С. Шафранова сформулировала особенности работы учителей

Учитель постоянно вовлечен в разнообразные быстро меняющиеся социальные ситуации, на которые он должен реагировать мобильно и конструктивно. Когда он сталкивается с непредвиденными ситуациями, он должен в первую очередь думать о том, как решить проблему с наименьшими последствиями для детей, находящихся под его ответственностью. Это особенно важно в условиях дошкольного образования, где ответственность за жизнь и здоровье детей чрезвычайно высока.

Большая часть рабочего дня воспитателя дошкольного учреждения проходит в эмоционально насыщенной атмосфере: эмоциональный накал деятельности, постоянная концентрация внимания и повышенная ответственность за детей. Такие факторы напряжения влияют на эмоциональное и физическое состояние учителя: появляется нервозность, раздражительность, утомляемость, различные виды жалоб. В некоторых случаях эмоциональная нагрузка достигает критической точки, когда учитель выходит из себя и проявляет себя в агрессивной форме (крик, истерика, раздражительность). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, обиды, отчаяния.

Внешнее подавление эмоций, когда внутри идет бурный эмоциональный процесс, не приводит к спокойствию, а усиливает эмоциональный стресс и негативно влияет на здоровье. Между тем, необходимые настойчивость, терпимость, самоконтроль, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств педагога дошкольного образования во многом обусловлены его здоровьем.

Психическое здоровье воспитателя ДОУ

Различные способы мышления приводят ученых к схожим идеям о том, какими качествами должен обладать психически здоровый человек. Вера в свою судьбу и чувство долга, самосовершенствование, стремление к личным достижениям и самоотдача, служение человеку, делу, истине — это атрибуты свободно-личностного отношения к жизни, модальности духовного бытия. Переживание собственной со-ответственности за человеческую солидарность, следование голосу совести и стремление к свободному самоопределению, творческое формирование собственного настоящего и будущего не являются противоположностями и должны рассматриваться как взаимодополняющие цели и ценности индивидуального развития, как необходимые компоненты психического здоровья.

Психическое здоровье педагога ДОУ представляет собой целостное формирование личности на двух уровнях. Таким образом, нижний адаптивный уровень обусловлен психическим здоровьем педагога (профессиональная активность, адаптивные навыки, отсутствие признаков профессионально-личностной деформации и симптомов эмоционального выгорания), что является необходимой и достаточной основой для его способности к самореализации как субъекта профессиональной деятельности. Достижение творческого уровня в развитии определяет становление личности учителя на уровне актуального психологического здоровья, основными показателями которого являются: Осознание и принятие смысла жизни и профессиональной деятельности, креативность, способность к профессиональной саморегуляции, устойчивость к стрессу.

Соответственно, психическое здоровье педагога ДОУ характеризуется сбалансированностью различных психологических характеристик и процессов, что определяет состояние психологического благополучия личности, выражающееся в бодром настроении, самочувствии, активности. В то же время психическое здоровье педагога центра ДОУпредставляет собой высший ценностно-смысловой уровень ее психического здоровья. В данном контексте психическое здоровье подразумевает внутриличностную, смысловую согласованность, способность учителя к творческой саморегуляции в условиях своей профессиональной деятельности.

Симптомы эмоционального выгорания и факторы возникновения

В 1981 году была опубликована работа американских психологов К. Маслах, С.Е. Джексон, в которой возможность психологического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. Согласно их подходу, синдром психологического выгорания включает три стадии: эмоциональное истощение; деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам); снижение личных достижений, что выражается либо в тенденции к негативной самооценке в профессиональном плане, либо в снижении самооценки, ограничении собственных возможностей, обязательств перед другими, откладывании ответственности и перекладывании ее на других.

В.В. Бойко, опираясь на исследования К. Маслах и С.Е. Джексона, выделяет три фазы выгорания, каждая из которых включает четыре симптома.

  • Осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности;
  • неудовлетворенность собой, выбранной профессией;
  • состояние ментально-эмоционального застоя;
  • тревога, депрессия.

Фаза формирования защиты (фаза сопротивления):

  • Неадекватная избирательная эмоциональная реакция;
  • эмоциональная и моральная дезориентация;
  • Расширение сферы экономики эмоций;
  • Сокращение (упрощение) профессиональных обязанностей.
  • Эмоциональный дефицит — преобладание отрицательных эмоций над положительными, а затем полное исключение эмоций из сферы своей деятельности;
  • Эмоциональная отстраненность, реакция без эмоций и чувств — наиболее очевидный симптом выгорания, который свидетельствует о профессиональной деформации личности, а также может нанести ущерб субъекту общения (клиенту, пациенту, студенту, родственнику);
  • Деперсонализация связана с появлением безразличного и даже негативного отношения к людям, которым служит работа, и приводит к конфликтам с накоплением раздражения;
  • психосоматические и психовегетативные расстройства — нарушения сна, памяти, внимания, панические атаки, нервные тики, головные и сердечные боли.

Исследователи выделяют объективные (социальные, организационные) и субъективные (личностные) факторы, обуславливающие возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания.

Объективные (социальные) факторы:

  • Модернизация образования, переход на новые образовательные стандарты, новые требования к профессиональной компетентности педагога;
  • Внедрение инновационных технологий (например, почти во всех школах учителя обязаны проводить интерактивные уроки и мероприятия, писать учебные программы и отчеты на компьютере, при этом зарплата учителя не всегда позволяет купить компьютер и оплатить компьютерные курсы и т.д.)
  • Социальное расслоение как среди преподавателей, так и среди студентов; жесткая конкуренция, культ власти и богатства и, как следствие, потеря смысла в выполняемой работе;
  • ненормированный рабочий день, большое количество бумаг, которые необходимо правильно заполнить;
  • психологический климат в коллективе, наличие или отсутствие поддержки и справедливое отношение администрации.

Но помимо объективных (организационных, социальных) факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания, существуют и личностные факторы — такие личностные факторы, которые, как говорят медики, предрасполагают к заболеванию. Но в то же время эти личностные факторы относятся к области изучения не психиатрии (медицины), а психологии.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Профилактические меры против профессионального выгорания среди учителей могут осуществляться в трех направлениях: Информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости профессии учителя.

Информировать. Учителя должны быть информированы о риске, причинах и признаках выгорания; о способах саморегуляции. И эта информация не должна быть одноразовой. Для минимизации риска несчастных случаев регулярно проводятся инструктажи по электро-, пожаро- и производственной безопасности. Такие же мероприятия, направленные на минимизацию риска выгорания на работе, должны регулярно проводиться и в школе.

Эмоциональная поддержка. Общение хотя бы раз в неделю в спокойной обстановке, за чаем, обмен впечатлениями и мнениями, автотренинг, профилактическая гимнастика. Краткие встречи во время перерывов, собрания персонала и совещания сотрудников не дают ощущения поддержки и вовлеченности.

Повышение значимости профессии учителя. Для удовлетворения социальных и психологических потребностей в признании, самоутверждении, необходимо (при поддержке администрации и коллег):

Также важно иметь четкую и справедливую систему поощрений, таких как награды, похвалы, обновление списка отличников, публикации в образовательной прессе. Курсы повышения квалификации также могут быть признаком того, что преподаватель признан творческой личностью, открытой к новым знаниям.

Очень важно овладеть навыками саморегуляции.

Научитесь контролировать свое дыхание и мышцы (школьный психолог может научить вас технике дыхания и упражнениям на расслабление, хороший учитель физкультуры, если он есть в школе).

Если есть чувство юмора, то можно довести негативную мысль до абсурда и сделать ее смешной. Тогда, по аналогии, другая негативная мысль просто не поселится в голове.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Автор: Пожуева Ирина Павловна

Организация: МБДОУ ДСКВ №36

Населенный пункт: Красноярский край, п. Октябрьский

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

  • чтобы не болеть;
  • чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровьеразрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

– Начинайте каждый день с чувством радости.

– Поддерживайте это состояние в течение дня.

– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.

– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.

– Питайтесь регулярно и разнообразно.

– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.

– Не переедайте на ночь.

– Занимайтесь физическими упражнениями.

– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.

– Любите свою душу и тело.

– Старайтесь окружить их комфортом.

В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому - повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических расстройств. Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело. После напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Согласитесь, что иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год-два? Надо что-то делать уже сегодня!

Заповеди психологического здоровья.

Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а положительные и отрицательные.

В заключение своего выступления хочется прочитать Вам притчу:

Читайте также: