Проявление темперамента в младшей школьной деятельности

Обновлено: 07.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала [5].

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Как никогда, актуальным для учителя, становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных личностных особенностях обучающихся, применять эти знания в различных видах и формах деятельности и способствовать, таким образом, полноценному личностному развитию и самоопределению обучающихся на каждом возрастном этапе.

2. Теоретические основы темперамента и репрезентативной системы.

2.1. Понятие о темпераменте и его свойствах.

В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Существуют возрастные особенности темперамента: “в каждом возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте – это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств”, - отмечал Я. Стреляу в своей книге “Роль темперамента в психическом развитии”. [4]

В младшем школьном возрасте существуют некоторые признаки слабости нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, впечатлительность, и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

Темперамент ребенка основывается на свойствах его нервной системы - силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения. Темперамент редко встречается в чистом виде, но, тем не менее, накладывает отпечаток на учебную деятельность школьника.

Осуществление учителем, индивидуального подхода к обучающимся с различными типами темперамента – является важной психологической предпосылкой успешности их учебных занятий и внеклассной деятельности.

2.2. Описание типов темперамента.

Рассмотрим особенности типов темперамента у младших школьников.

Флегматик медлителен, нетороплив, выдержан, не допускает импульсивных поступков в сложных жизненных ситуациях.

На занятиях ведет себя спокойно, не отвлекается. Он медленно сосредотачивается и перестраивается на решение новых задач, долго привыкает к новой обстановке, долго осваивает новые навыки и привычки. Такой ученик не способен “разбрасываться” — чаще всего свободное время у него полностью занято учебой, приготовлением уроков. Всякое непредвиденное обстоятельство надолго выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит на такие мелочи, которые почти не замечают другие ученики.

Сангвиник — ребенок веселого нрава, живой, любознательный, подвижный, но без резкости и порывистости. Он быстро концентрирует свое внимание и энергично принимается за новое дело, часто тянет руку на уроке. Но основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его и нагоняет скуку. В учении сангвиник все рвется вперед и вперед, жадно бросается на всякую новинку и в первое время, действительно, схватывает и усваивает много. Но скоро охладевает, начинает скучать, утомляться и отвлекаться от предмета. Однако его легко дисциплинировать, так как он может хорошо сдерживать свои чувства и контролировать непроизвольные реакции.

Холерик — вспыльчивый, горячий, упрямый и самолюбивый до болезненности. Он учится не по принуждению, не из посторонних расчетов, а в силу внутренней потребности: он хочет все знать — и не как-нибудь, а вполне. Такому ученику свойственно критическое отношение к учебнику, к объяснению учителя.

Он с жадностью берется за дело, которому и отдается полностью, упорно добиваясь цели, не жалея труда, не отступая перед препятствиями. Его действия обычно похожи на преодоление и борьбу — они полны эмоциями азарта, ярости, а иногда гнева и агрессивности. Он часто отличается не только чувством собственного достоинства, но и чувством превосходства над другими.

Положительные стороны холерика — энергичность, активность, страстность, инициативность, а отрицательные — общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость.

Меланхолик — это, чаще всего, спокойный, тихий, осторожный и послушный ребенок. Склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка.

Повышенная ранимость и впечатлительность толкают его к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. В таких ситуациях ученик может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб.

Меланхолику не хватает уверенности в себе, ему свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть. Такой ребенок тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у него слабо. Меланхолик склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми. Часто смущается, испытывает неловкость в новой обстановке.

Основным методом определения типа темперамента у младших школьников является метод наблюдения, поэтому получение результатов затягивается во времени.

2.3. Виды репрезентативных систем.

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. Когда мы думаем о том. Что видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем эту информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы, или каналы восприятия.

Первичными репрезентативными системами являются визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.

Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Каждый человек имеет свою предпочитаемую репрезентативную систему и в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

кинестетики – люди, воспринимающие информацию через ощущения (обоняние, осязание, тактильность, вкусовые ощущения и др.) и с помощью движений;

дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логику с помощью цифр и знаков. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей. А обучающимся младших классов такой способ восприятия информации вовсе не свойственен.

Каждая репрезентативная система имеет свой собственный язык. Существуют различные сигналы доступа, позволяющие определить предпочитаемую человеком репрезентативную систему, например, такие как движение глаз, дыхание, поза, словарь общения.

Идеи репрезентативных систем – это очень полезный способ понимания того, как различные люди думают, а чтение сигналов доступа является бесценным искусством для тех, кто хочет улучшить свои коммуникации с другими людьми. Это важно для педагогов, так как они могут определить, какие способы мышления работают лучше всего в разных ситуациях, и учить именно этим успешным способам.

3. Особенности организации уроков с учетом типа темперамента и репрезентативной системы обучающихся.

Изучив, опыт российских учителей по организации работы на уроке с учетом особенностей темперамента и репрезентативной системы, я создала таблицы, в которых отражены приемы, способы, формы организации работы в соответствии с особенностями темперамента (таблица № 1) и репрезентативной системы (таблица № 2).

Такие таблицы очень удобны в применении и являются прекрасным подспорьем при подготовке уроков и организации различных видов деятельности.

Энергичный и работоспособный. В первое время изучения материала, рвется вперед, много усваивает. Но со временем охладевает и утомляется. Его легко дисциплинировать, благодаря сильной нервной системе и умению сдерживать себя.

Часто спешат при выполнении заданий, отвлекаются от работы, поэтому необходимо побуждать к самоконтролю.

Подходит фронтальный опрос в быстром темпе. Спрашивать можно и по только что объясненной теме. Нуждается в частом повторении материала.

Необходимо подчеркивать важность изучаемого вопроса, проблемно излагать материал, так как у холерика на первом месте значимость и полезность получаемых знаний. Обязательно отвечать на возникающие вопросы в процессе объяснения материала. Нуждается в частом повторении материала.

Соблюдать уравновешенность в общении, не делать резких замечаний. В общении должен преобладать спокойный, но по необходимости требовательный тон.

Высока потребность в самореализации.

Не требовать от флегматика немедленного включения в деятельность, поскольку их активность возрастает постепенно.

Наилучший вид контроля – самостоятельная индивидуальная письменная работа. Фронтальный опрос часто не показывает реальных знаний ребенка-флегматика.

Больших успехов достигает там, где требуется усидчивость, терпение, Начатое дело, как правило, доводит до конца.

Полезно использовать алгоритмы изучения темы, решения задач.

Меланхолик любит работать по плану.

При обучении желательно поощрять за старание и настойчивость.

Желательно проводить опрос в письменной форме и давать достаточно времени на проверку написанного.

Необходимо осторожно оценивать неудачи ребенка-меланхолика.

Данные этой таблицы на уроках удобно использовать и в воспитательной работе. В частности я проводила с детьми цикл нравственно-психологических классных часов “Наука быть человеком”. На этих классных часах я проводила психологические игры, в которых обучающиеся “примеряли” на себя темперамент другого человека.

Во время игр разыгрывались разнообразные учебные ситуации, где дети показывали различные реакции в зависимости от типа темперамента, а также возможные последствия выбранного поведения в дальнейшем. Цель таких игр дать возможность ребенку увидеть себя со стороны, отметить положительные и отрицательные стороны своего преобладающего типа темперамента; учиться понимать другого человека, уважать его личностные особенности, которые даны ему природой.

Таблица № 2

У визуалов хорошо развито образное мышление, важное значение имеет раздаточный материал, причем значительную роль играет эстетика его оформления. Свою работу могут помногу раз переписывать, чтобы было “красиво”.

На уроках визуалы обычно усидчивы и сосредоточены.

При общении необходимо использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту).

Легко отвлекается на звуки, на уроке желательна спокойная, тихая обстановка, так как аудиал не может заниматься в шумном помещении.

Если изучается какая-то справочная информация кинестетику обязательно нужно записать ее самому.

Использовать ролевые игры, работу в группах, выполнение заданий с использованием реальных предметов, экскурсии.

Замечание надо делать физическим воздействием, например, положить руку на плечо, взять за руку и т.п. Телесные наказания недопустимы.

Преподавание уроков с учетом доминирующей репрезентативной системы приводит к тому, что у ребенка развивается чувство уверенности в своих силах, исчезает страх неуспеха, боязнь перед заданием, ведь он получает возможность выполнять работу на своем “ репрезентативном языке”, т.е. в рамках тех отношений, которые адекватны его типу восприятия информации.

Опираясь на рассмотренный опыт применения особенностей репрезентативных систем, я разработала несколько видов заданий, цель которых, показать особенности проявления этих систем; научить понимать словарь общения каждого типа восприятия; развить умение сравнивать информацию, представленную или полученную разными репрезентативными системами.

Приведу пример одного задания.

С помощью таких заданий дети составляли тексты, тематика которых соотносилась с одним из видов репрезентативных систем. Например: “Как я вижу весну”, “Как я слышу весну”, “Как я чувствую весну”.

Для написания текстов в помощь предлагались слова-помощники, отражающие словарь общения той или иной репрезентативной системы. Такие задания помогали детям учиться различать репрезентативные системы в общении, т.е. способствовали формированию благоприятных межличностных отношений. Анализируя, написанные тексты, дети участвовали в коллективном обсуждении проблемы; учились строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками; формировали умение слушать других и учитывать позицию другого человека (коммуникативные УУД).

1. Знания о личностных особенностях обучающихся, таких как типы темперамента и репрезентативных систем, могут оказать неоценимую помощь учителю при реализации ФГОС НОО. Учитель, владеющий этими знаниями и умеющий их применять в учебно-воспитательном процессе, получает колоссальные возможности по созданию благоприятных условий для формирования различных универсальных учебных действий. Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.

2. Учитель, реализующий ФГОС второго поколения, находится в теснейшем контакте со своими учениками. Это проведение уроков, воспитательная работа, внеурочная деятельность, а также в тандеме с педагогом-психологом создание и по мере необходимости коррекция индивидуальных траекторий развития обучающихся. Учитывая, особенности психологического сопровождения ФГОС НОО можно предположить, что знания о личностных особенностях учеников помогут педагогу эффективно создавать образовательные маршруты, вносить в них необходимые коррективы, а систематическое применение особенностей типов темперамента и репрезентативных систем в учебно-воспитательном процессе будет обеспечивать положительную динамику учебной деятельности обучающихся.

Содержание Что такое темперамент и что он отражает Типы темперамента Какие позиции может занимать ребенок в классе Особенности проявления темперамента у младших школьников Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Сочетания темпераментов и их взаимодействие Метод диагностики

Каждый человек обладает темпераментом. Под темпераментом понимают сочетание индивидуально – психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную – волевую стороны ее поведения и деятельности. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Темперамент передается по наследству, но в дальнейшим на его проявление накладывает отпечаток воспитание и обучение.

Выделены 4 типа темперамента: 1)флегматик 2)холерик 3)сангвиник 4)меланхолик.

Но ошибочно полагать, что одному человеку соответствует единственный тип темперамента. В каждом из нас присутствуют все типы, только в различном соотношении. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.

В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции: - быть в центре внимания; - общаться с большим количеством сверстников; - стремиться быть лидером; - общаться с избранным кругом сверстников; - держаться в стороне; - придерживаться линии сотрудничества; - выражать доброжелательность ко всем; - занять позицию соперничества; - выискивать у других ошибки и недостатки; - стремиться оказывать помощь другим.

Здесь важно отметить, что темперамент играет важную роль в установлении межличностных отношений в коллективе младших школьников. Ребенок, обладающий определенным типом темперамента, может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого младшего школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребенку в его учебной работе, поведении и общении со сверстниками, и закреплялись положительные свойства его темперамента. Рассмотрим особенности проявления темперамента у младших школьников.

Сангвиник Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, он легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно.

Единственный способ — заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная. Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Холерик Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако, такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жест.

Флегматик Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно маловыразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник-флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика-бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.

Меланхолик На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей. Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. Рассмотрев особенности темперамента младших школьников, необходимо выявить особенности проявления свойств темперамента в установлении отношений со сверстниками в группе младших школьников.

Холерик Холерик очень общителен, в классе обычно занимает лидирующие позиции, стремиться всегда быть первым. Но в связи с тем, что он очень вспыльчив, он легко может поссориться со всем коллективом сразу. Холерик очень чувствителен к критике и замечаниям со стороны. В начальной школе, постоянно получая замечания от учителя, он может стать отверженным в детском коллективе. Сангвиник Сангвиники легко понимают других людей, не особенно требовательны к ним и склонны принимать людей такими, какими они есть. Они не борются за власть, но часто занимают лидирующее положение в компании. Сангвиники очень дружелюбны и имеют большое количество друзей. Флегматик Ему сложно налаживать контакты с детьми, так как он считает, что все окружающие должны соблюдать все те правила, которые он установил сам для себя. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдает это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Меланхолики Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество. Они с трудом знакомится с новыми людьми, так как боится потерпеть неудачу. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Он очень тяжело переносит критику. Не может отстаивать свое мнение. С трудом находит выход из конфликтных ситуаций. Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Рассматривая проблему взаимоотношений в группе младших школьников, обладающих различными типами темперамента, нельзя не сказать о их совместимости. Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Рассмотрим главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Методы диагностики темперамента у школьников. Метод социометрии Дж. Морено . Главная задача социометрического метода - продиагностировать структуру межличностных взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста. Социометрия - метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму . Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются различные темпераменты школьников(меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик), выделяются их основыные личные качества, способность адаптации к учебной деятельности, особенности отношения к учебной задаче и к учителю в целом. После описания каждого темперамента приводятся рекомендации для работы со школьником, который имеет данный темперамент.

Меланхолик(Бараш) - (в его основе лежит слабый тип высшей нервной деятельности)

Меланхолик - это мягкий и послушный ученик. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность - одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи ребенка. Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь. Такие дети боятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Обидчивости меланхолика нет конца и края. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. Большое значение придают мелочам.

Такой ребенок опасается перемены мест и изменения уклада жизни. В новых, особенно конфликтных, ситуациях теряется, работает значительно ниже своих возможностей.

Знания меланхолику даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.

Любая деятельность для меланхолика - работа, от которой он мгновенно устает. У этих детей часто меняется настроение, они малоинициативны, нелегко вступают в контакт со сверстниками. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но интонация выразительная.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "НЕ НАВРЕДИ".

В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не повышайте голос и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании и в помощи. Будьте с ним помягче.

Поощряйте его успехи и достижения.

Никогда не делайте ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.

Избегайте в общении с ребёнком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.

Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

Стимулируйте ребенка к проявлению инициативы.

Помните о том, что если не принимать мер по смягчению крайностей в поведении меланхолика, то может возникнуть опасность развития замкнутости, отчужденности, чрезвычайно выраженной ранимости, склонности необычайно остро переживать все, даже самые обычные явления.

Флегматик(Ёжик) - (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).

По упрямству этот ребёнок превосходит всех. Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен.

Такому ребенку свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.

Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.

Из-за того, что флегматичный ребёнок очень медлителен, ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика возможно научить и почти невозможно переучить!

Малыш не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому организованному коллективу.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать "НЕ ТОРОПИ". Помните о том, что такой ребенок не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает своё время и сделает дело. Не требуйте от своего ребёнка космических скоростей.

Учите ребёнка рационально распределить время.

Не давите на ученика, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.

Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.

У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

Пытайтесь развивать любознательность ребёнка

Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

Прививайте у ребёнка навыки общения.

Сангвиник(Нюша) - (сильный, уравновешенный, подвижный).

Сангвиник - это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений.

Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника не знает границ. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Ребёнок с сангвиническим темпераментом активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ". Сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё задание.

Контролировать поступки и действия

Приучать доводить начатое дело до конца.

Обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

Хвалить заслуженно, т.к. имеет место склонность к зазнайству.

Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

Холерик(Крош) - (сильный, неуравновешенный, подвижный)

Этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребенка. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения этого ребенка стремительные, резкие, энергичные. Условные рефлексы у холерика образуются быстро, но не являются неустойчивыми. Ему вдруг хочется буквально на середине поставить точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которой ждёт ответной реакции. Поэтому ребёнок-холерик никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным подходом в воспитании ребёнка-холерика является принцип, который условно можно назвать "Ни минуты покоя": поддерживайте и направляйте энергию ребёнка на полезные дела

Особое внимание уделяйте воспитанию усидчивости

Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребёнка

Приучайте ребенка доводить до конца начатое дело

В связи с повышенной чувствительностью обращаться с холериками нужно аккуратно.

Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование

Читайте также: