Противоречия как фактор развития инновационной школы

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Титульный лист Противоречия как фактор развития инновационной школы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Методологические ориентиры исследования проблемы
противоречий в развитии инновационной школы
1.1. Сущностные характеристики инновационной школы, особенности ее развития
1.2. Особенности проявления противоречий в инновационных
процессах современной школы.
Выводы по первой главе
Глава 2. Процесс разрешения противоречий в инновационной
школе.
2.1. Моделирование процесса разрешения противоречий в программе развития инновационной школы.
2.2. Научнометодическое обеспечение ОЭР учителя как
. .
условие разрешения противоречий инновационного
развития школы.
2.3. Психологопедагогическое сопровождение учащихся как компонент целостного процесса разрешения противоречий
в развивающейся школе
Выводы по второй главе.
Заключение
Литература

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Методологические ориентиры исследования проблемы
противоречий в развитии инновационной школы
1.1. Сущностные характеристики инновационной школы, особенности ее развития
1.2. Особенности проявления противоречий в инновационных
процессах современной школы.
Выводы по первой главе
Глава 2. Процесс разрешения противоречий в инновационной
школе.
2.1. Моделирование процесса разрешения противоречий в программе развития инновационной школы.
2.2. Научнометодическое обеспечение ОЭР учителя как
. .
условие разрешения противоречий инновационного
развития школы.
2.3. Психологопедагогическое сопровождение учащихся как компонент целостного процесса разрешения противоречий
в развивающейся школе
Выводы по второй главе.
Заключение
Литература

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Инновации в образовании как способ разрешения противоречий

Инновационно-образовательная деятельность креативной части педагогического сообщества ориентирована на обновление сложившейся системы образования.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Под инновацией понимается конечный результат творческой деятельности, воплотившийся в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности и обеспечивающего положительный эффект.

Исходя из этого определения, инновационную образовательную деятельность следует понимать как вид образовательной деятельности, направленной на воплощение результатов законченных исследований и разработок. Образовательная инновация является результатом образовательной инновационной деятельности – это может быть как новый, так и усовершенствованный образовательный продукт. Новым образовательным продуктом может быть содержание, методы, формы, новый или усовершенствованный образовательный процесс, эксперимент, педагогическое проектирование, обеспечивающие получение нового образовательного эффекта педагогической и организационно-педагогической деятельности.

- первый компонент инновационного процесса – новация, то есть новые идеи, знания, как результат законченных научных исследований; фундаментальных, прикладных;

- второй компонент инновационного процесса – внедрение, введение инновации в практическую деятельность, то есть нововведение или инновация;

- третий компонент инновационного процесса – распространение инновации, т.е. применение инновационных результатов в виде концепций, программ, образовательных услуг или технологий.

По определению Ю.А. Карповой в инновационном процессе можно выделить следующие этапы:

-осознание общественных потребностей;

- поиск концепции решения проблемы;

- разработка нового содержания образования;

- освоение технологий его реализаций;

- воплощение инновации, ее интеграция в культуру.

На втором этапе инновационного процесса происходит реализация сформулированного инновационного замысла, представленного в инновационном проекте, осуществляется реализация инновационного содержания, призванного изменить качество традиционной системы образования в соответствии с задуманной интенцией (направленностью) развития.

На третьем этапе по определению ученых Г.И. Герасимова, Л.В. Илюхина) деятельность состоит из двух самостоятельных фаз:

- инициирование инновационных изменений в другом масштабе действия (укрупнение масштаба);

-воспроизводство инновационных изменений в новых условиях.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. М.М. Поташник выделяет показатели образовательного учреждения, характеризующие его как инновационное:

1. Удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей населения:

2. Непрерывность инновационной деятельности и поисковый характер деятельности педагогов.

3. Периодическое внесение изменений в цели образовательного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями экономической и культурной жизни региона.

4. Высокий уровень образовательного учреждения как системы:

- коллектив, отличающийся ответственностью, профессиональной подготовленностью педагогов к инновационной (внедренческой) деятельности;

- благоприятный психологический климат.

Только совокупность этих показателей определяет инновационность образовательного учреждения.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами.

Исследователи Н.В. Василенко и В.В.Шапкин выделяют следующие уровни преобразования:

Социальные инновации, приводящие к изменению общей архитектоники всей системы образования;

Социально-педагогические инновации, способствующие изменению внутренних условий организации процессов обучения и воспитания;

Образовательные инновации, направленные на преобразование учебно-воспитательного процесса в целостном звене образовательной системы;

Психолого-педагогические инновации, предусматривающие преобразование педагогических технологий;

Конкретно-педагогические инновации, ориентированные на преобразование методики преподавания того или иного предмета.

Социальные инновации (введение ЕГЭ, двенадцатилетнее обучение, многоуровневое образование и т.п.) выдвигаются и регулируются государством, и мы их не рассматриваем.

Педагогические нововведения

подразделяются на следующие типы и подтипы:

-По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

-По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

-По области педагогического применения : в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

-По типам взаимодействия участников педагогического процесса : в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

-По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

-По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

-По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

-По социально-педагогической значимости : в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

-По объёму новаторских мероприятий : локальные, массовые, глобальные и т.п.

-По степени предполагаемых преобразований : корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

Критерии признания инноваций в образовательной практике:

новизна – если в предлагаемой инновации есть хотя бы один новый для всех работников образования признак;

полезность (наличие положительного образовательного эффекта);

воспроизводимость - возможность воспроизведения любым компетентным педагогом всех перечисленных в педагогической инновации признаков;

возможность внедрения в образовательную практику.

Структура описания образовательной инновации

Область образовательной деятельности, в которой целесообразно использовать предложенную инновацию.

Объект образовательной инновации.

Характеристика аналогов инновации.

Критика аналогов с точки зрения предполагаемого положительного эффекта заявляемой инновации.

Обоснование соответствия образовательной инновации критерию новизны.

Обоснование соответствия образовательной инновации критерию неочевидности (если инновацию необходимо защитить как педагогическое изобретение).

Описание использования образовательной инновации в педагогической практике с обоснованием полезности и воспроизводимости изобретения.

Достигаемый образовательный, социальный или экономический положительный эффект.

Приоритетные направления инновационной деятельности:

- повышение качества дополнительного образования;

-совершенствование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;

- создание условий для воспитания гражданина России, способного к активной деятельности в интересах человека, общества, государства.

Для конкретизации направлений инновационной деятельности необходимо определить перспективу с учетом социального заказа общества на качество дополнительного образования, запросы родителей к уровню образованности их детей и четко сформулировать цель инновационной деятельности.

Это могут быть следующие цели:

По первому направлению:

- разработка и реализация современных образовательных программ;

- применение современных педагогических технологий, форм, методов в дополнительном образовании;

- эффективное использование имеющихся средств обучения и разработка и апробация новых.

По второму направлению:

- использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

- создание системы взаимодействия участников здоровьесберегающего процесса;

- взаимодействие с семьями воспитанников как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

По третьему направлению:

- обзор достопримечательностей родного города;

- ознакомление с природой региона, ее особенностями;

- создание представления о прикладном искусстве своего народа;

- знакомство с народными праздниками и обрядами;

- ознакомление с историческими и социокультурными ценностями родного города;

- отражение знаний о Родине в детской продуктивной деятельности.

Важно, чтобы цели, поставленные педагогами, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, материальных, финансовых средств и времени. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дополнительного образовательного учреждения.

Перечислим педагогические новшества,

относящиеся к изменению занятия:

- Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу педагога: определить при подготовке занятия, что именно, какой образовательный продукт создадут ученики в ходе занятия.

-Переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание учеников, индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная система диагностики и оценки образовательных результатов.

-Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения занятия к компетентностному. Включение в план проведения занятия выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта учеников.

-Переход от логической структуры занятия к ситуационной. Внедрение в занятие или в систему занятий технологии образовательной ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития учащихся по отношению к изучаемым вопросам.

-Ограниченность содержания занятия рамками классных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях – и подготовка к ним – средства для перехода к открытому, распределенному образованию.

-Моноориентированное образование (учеба у одного педагога в рамках одной методической системы) преодолевается путем введения технологий распределенного обучения. Очный педагог меняет свои функции в сторону функций тьютора, координатора образовательного процесса.

-Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока – внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.

- Универсализированная, в том числе тестовая система контроля результатов обучения заменяется на персонализированную, учитывающую индивидуальные возможности и цели каждого ученика.

- Оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.

-Введение ученического портфолио как альтернативы формализованному контролю образовательных результатов учащихся.

В последние годы инновационная деятельность педагога приобрела особое значение. Инновационные образовательные учреждения, разноуровневые программы, дифференциация педагогических (учебно-воспитательных) процессов - все это заставляет их переосмысливать и анализировать свою педагогическую деятельность.

В науке и практике развитие инновационного потенциала педагогических работников является одной из актуальных проблем образования. Важная роль в разрешении этой проблематики принадлежит дополнительному образованию, главным достоинством которого является то, что оно инновационно, оперативно откликается на постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные запросы общества. Здесь предоставляется широкий спектр вариативных программ для практически любой образовательной области, ориентированных на глубокую исследовательскую и творческую работу с детьми и готовых к коррекционной работе с теми, кто в этом нуждается.

Эволюция системы дополнительного образования детей связана с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности, что на практике предусматривает необходимость организации условий для наиболее полной реализации инновационного потенциала педагога. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.

Читайте также: