Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ключевые слова: культура, кризис, духовность, религиозность, общество, личность, молодежь, государство, мораль, ценности.

SPIRITUAL CULTURE CRISIS

IN MODERN SOCIETY

Rusko N.M.

The article researches the concept of spirituality as a holistic phenomenon, characterises the current state of spirituality in Ukraine and reveal the basic ways of forming spiritual culture with the help of philosophical, cultural, theological, linguistic, pedagogical, and psychological approaches. Moreover, the crisis in the today’s spiritual culture is analysed, and the determinants of the negative processes in the modern society are examined. Therefore, we can state that education remains a priority area in the spiritual and cultural development of the society. In the current phase of state construction, the main educational objective is the development of the spiritual culture of personality.

Keywords: culture, crisis, spirituality, religion, society, personality, the youth, state, morals, values.

В современном обществе остро наблюдается потеря духовно-нравственных качеств людей, особенно среди молодежи. По нашему мнению, это является следствием недостаточного внимания к воспитательному процессу подрастающего поколения, которое уже через несколько лет войдет во взрослую жизнь.

Духовные проблемы современности не столь ярко выделяются на фоне социально-экономических вопросов, однако они являются более глубокими и важными для человека и общества, чем проблемы материального характера. Очевидно, что общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может рассчитывать на будущее, в котором торжествуют идеалы морали и гуманизма, где духовно обогащается личность, требовательная к поведению человека и непримиримая к безнравственности.

Крах советской идеологии и соответствующей системы духовных ценностей создали своеобразный ценностный вакуум, который в значительной степени заполняется псевдо ценностями, порожденными массовой культурой. Такие процессы таят в себе разрушительный потенциал, поскольку изнутри разлагают национальное сознание и уничтожают самобытную духовность народа [15, с. 1]. Современной социокультурной ситуации в Украине присущи тенденции роста бездуховности. Это проявляется как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, в человеческих взаимоотношениях. Деморализующие процессы в обществе, кризис духовности, культ легких денег и удовольствий, которые навязываются средствами массовой информации, создали осложненную ситуацию в воспитании и развитии нравственных ценностей [14].

Цель данной статьи – проанализировать кризисные явления в духовной культуре и в этой связи рассмотреть детерминанты негативных процессов в современном обществе.

Кризис человеческой культуры – это дисбаланс развития духовной (гуманитарной в образовании) и материальной (узкоспециализированной) составляющих. Часто этот дисбаланс проявляется в виде духовного кризиса общества. Например, при подготовке специалистов в сфере менеджмента у нас часто руководствуются сугубо экономическими подходами, что приводит к дегуманитаризации образовательного процесса. А ведь главная задача менеджеров – правильная организация работы людей, а не только умение нажимать на кнопки калькулятора. Все это свидетельствует о том, что сегодня в украинском образовании продолжается давно уже начатый процесс уничтожения моральных ценностей и народных традиций, при этом обществу ежедневно и целенаправленно навязывают какую-то сублимацию западного образа жизни [4, c. 511].

Главная причина того, что современный мир находится в кризисе, заключается в том, что прогрессирует диспропорция между техническими достижениями цивилизации и ее духовно-нравственным развитием. Сейчас фактически утрачена вера в мессианское призвание науки и достижения справедливого и высокогуманного общества. Сегодня можно говорить об антропологическом кризисе современной цивилизации, кризисе идей, деформациимировоззрения как отдельного человека, так и общества в целом. На лицо соответствующие симптомы: разочарование, потеря смысла жизни, рост заболеваний на фоне развитой медицины, развитие тревожности и депрессий, пустота и бездуховность, апатия и скука, хронический стресс и алкоголизм, рост наркомании, отсутствие ощущения счастья и покоя, ощущение бесполезности жизненных сил, крах семьи и семейных ценностей, угасание любви и радости, чувство одиночества и безысходности [9, c. 11-12].

По мере роста научно-технического и производственного потенциала человечества, повышения способности человека влиять на состояние окружающей действительности и условия своего собственного существования, все более важной становится нравственная направленность конкретных действий индивида, все большее значение приобретает то, какие именно ценности исповедует наша цивилизация. Если раньше в человеческой культуре доминировали религиозно-конфессиональные, познавательные, эстетические, утилитарно-практические ценности и т.п., то сейчас наступает время, когда определяющими для человека и человечества должны стать ценности этические, так как от этого зависит само выживание земной цивилизации.

Особенно остро проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни Украины проявилась в период постсоветской трансформации. При этом очевидно, что решение современных проблем общества без опоры на нравственную составляющую человеческого существования невозможно, поскольку не наполненный и не пронизанный нравственностью (моральными ценностями) интеллект человека способен разрушить не только окружающий мир, но и самого себя.

Следует обратить внимание на влияние современных средств массовой информации, от которых в большой степени зависит состояние духовности в обществе. Мы являемся свидетелями своего рода вседозволенности в подаче информации широким слоям населения, включая молодежь и подрастающее поколение. Сегодня, к сожалению, в украинском телевизионном эфире отсутствуют пределы допустимого в области нравственности и морали. Идет целенаправленный процесс насаждения обществу штампов поведения, штампов мышления и речи, что не имеет ничего общего с культурой речи. В этой связи, проблема возрождения духовно-нравственных ценностей очень актуальна.

1. Духовность – это состояние человека, которое формируется на основе высших ценностей, их приоритетности в намерениях, поступках и имеет тенденцию постоянно меняться от внутренних и внешних воздействий, определяется личностным развитием.

2. Духовное развитие – это развитие высших ценностей и общечеловеческих качеств, в результате которого происходит расширение мировоззрения, мировосприятия, мироощущения личности и общества.

3. Духовные ценности – это идеи, качества человеческого характера, верования, которые формируются во внутреннем мире личности на уровне глубинных чувств, и, опираясь на которые, человек духовно развивается;

4. Моральные ценности – это идеи, нормы, общечеловеческие качества, верования, которые формируются во внешнем мире, в обществе, и, опираясь на которые, человек и человечество духовно развиваются.

Формирование духовного мира детей и молодежи, духовности, как ведущего качества личности – большая и сложная задача, стоящая в центре внимания педагогов, воспитателей, учителей, родителей, широкой педагогической общественности. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда сложности социально-экономического и политического развития Украины серьезно затронули молодежь. Средства массовой информации и коммуникации все больше влияют на общество и, особенно, на молодежь, пропагандируя насилие, культ оружия, силу, прививая моральный релятивизм, конформизм и цинично-гедонистическое отношение к повседневности [14, с. 33].

В этом контексте духовный кризис можно охарактеризовать как кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры, и которые придают культурной системе качество органической целостности и подлинности. Трансформации в сознании людей ведут к разлому самого социума, поскольку социальные институты зависят от индивидов, которые их поддерживают [15, с. 16].

По мнению Е.А. Помыткина [15, с. 87], одной из особенностей современности является увеличение объема информации и вовлечение человека с первых дней жизни в информационное пространство. С одной стороны, человек получает огромные возможности доступа к происходящим в мире событиям, а с другой – рискует превратиться в пассивного наблюдателя и потребителя информации. Если раньше духовные лидеры и проповедники годами путешествовали по планете, чтобы донести содержание и смысл своего учения последователям, то сейчас любая новость может быть распространена практически мгновенно во все уголки земного шара через сеть Интернет и средства массовой информации.

Вместе с тем духовный опыт приобретается непосредственно, а значительное количество информации, которая окружает человека, оказывается для него ненужной, а иногда даже вредной. Высокодуховную личность характеризует способность выборочного восприятия действительности, поиска духовной истины, умение отделять важную информацию от ненужной. Духовность объединяет человечество в высших стремлениях к реализации идеалов истины, добра и красоты. В этих условиях современному человеку легче сравнивать различные философские взгляды и выделять полезное и приемлемое [17].

Формирование духовности молодежи в высшем учебном заведении конкретизируется через систему целого ряда задач и принципов:

1) формирование культуры, толерантного отношения к традициям и обычаям; сохранения их и передача от поколения к поколению;

2) развитие качеств и положительных моральных качеств, побуждение их к самосовершенствованию;

3) отношение к христианским традициям;

4) развитие значимых черт и качеств личности;

5) формирование понимания сущностных вопросов о смысле и цели жизни человека и личностного отношения к ним;

6) формирование черт личности будущего специалиста.

Массовую культуру трактуют как крайнее выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения сознания (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг и др.), как своеобразную идеологию, в привнесении которой в массовое сознание заинтересована правящая верхушка общества (В. Липман, А. Шлезингер), как явление вполне положительное, что расширяет возможности образования и воспитания (Е. Шилз, З. Бжезинский), как прибыльную отрасль экономики (Х. Ортега и Гассет) [1].

Мы стали свидетелями девальвации исторических целей и ценностей и несовершенства западного потребительского общества. Молодой человек, находящийся под влиянием мировоззрения общества потребления, обычно переживает состояние тяжелого духовного кризиса, вызванного тем, что он попадает во власть антиномий [3, c. 43, 45].

Развитие украинской государственности, проведение реформ, формирование гражданского общества невозможны без формирования духовности в обществе, прежде всего, среди молодежи. С первых лет независимости Украины основной задачей государственного управления стало развитие экономики, поэтому решение проблем в духовной сфере общества происходило по остаточному принципу. Отсутствие четкой программы духовного возрождения тормозило воплощение любых реформ во всех сферах общественной жизни, в частности в сфере образования.

Несмотря на это, приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе государственного строительства является развитие духовной культуры личности. Именно это должно стать основой формирования и становления правового государства, призванного постоянно заботиться о духовном, физическом и социальном развитии личности.

Список литературы:

3. Вакуленко В.М. Про деякі аспекти кризи духовності сучасної молоді Духовність особистості : методологія, теорія і практика. 2015. № 1 (64). С. 42-56.

4. Вальчук А.М. Духовна криза суспільства та проблема реалізації національної ідеї в сучасній Україні // Університетські наукові записки. 2006. № 3-4 (19-20). С. 511-513.

8. Карпинский К. В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. 108 с.

9. Кисельов М.М. Предмет та статус біологічної етики // Сучасні проблеми біоетики / [М.С. Абдуллаходжаєва, Т.М. Амбросова, Е.А. Андриянова та ін.]. К.: Академперіодика, 2009. 278 с.

10. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. 336 с.

11. Кравець М.С. Культурологія: підручник для студентів вищих навчальних закладів І-IV акредитації. Львів: Новий Світ. 2007. 320 с.

12. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.

14. Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. Воспитательный аспект ноосферного образования. Симферополь: изд. ФЛП Лемешко К.А., 2011. 168 с.

15. Помиткін Е.О. Психологія духовного розвитку особистості: монографія. К.: Наш час, 2007. 280 с.

Сведения об авторе:

Руско Надежда Михайловна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа (Ивано-Франковск, Украина).

Data about the author:

Rusko Nadiya Mykhaylivna – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy Department, Ivano-Frankivsk National Technical University of Oil and Gas (Ivano-Frankivsk, Ukraine).

По мнению многих философов и мыслителей нашего времени, противоречие в культуре XX века проистекают из противоречия между человеком и техникой, человеком и машиной. Вообще, прошедший век показал человечеству, что культура как объединяющее начало общественного развития оказывает влияние не только на сферу духовного, но и все в большей степени материального производства.

Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые помогали современнику нашего века ощущать свое господство над природой и лишали при этом его возможности ощутить радость гармонического сосуществования с ней.

Машинное производство имеет космологическое значение. Царство техники – особая форма бытия, возникшая недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире. Машина – значительная часть культуры, в XX веке осваивает гигантские территории и овладевает массами людей. Все становится мировым, все распространяется на всю человеческую массу. Эта новая форма организации массовой жизни разрушает старую культуру, быт и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безликую псевдокультуру.

Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической связи человека с природными основаниями жизни в XX веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения. Отчуждение – это процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Радикальный поворот в истолковании культуры был обозначен в трудах А. Шопенгауэра. В борьбе за свое существование человеческий организм выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов их инструментами.

Рассматривая проблему соотношения искусственного и естественного интеллекта, следует выделить три наиболее существенных аспекта. Во-первых, какова природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом, человеком. При ответе на этот вопрос следует обратиться к различным точкам зрения. Так бихевиористская концепция основана на том, что между компьютером и мышлением человека очевидна полная аналогия.

Существует и другое мнение, что есть существенное различие между программируемыми разумными способностями мозга и непрограммируемой чувственной, иррациональной сферой.

Во-вторых, какова природа и суть творчества, может ли оно быть имитируемо компьютером.

Одно из предназначений техники – освобождение человека от природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место поставил жесткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды. Возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника.

Становление новой технологической среды или техносферы, оказывает мощное воздействие на человеческую психику, меняет образ жизни человека, род занятий, поведение, характер интеллектуальной деятельности. Развитие и внедрение в повседневную жизнь интеллектуальных систем вызывает опасность покушения на индивидуальную свободу, возникает возможность всеохватывающего контроля над людьми, манипулирования ими. Человек теряет свою свободу, становясь подконтрольным и управляемым механизмом.

Техносфера порабощает своего создателя, подчиняя его законам своей эволюции, но физическая сущность человека, несмотря на развитие науки и техники, тысячелетиями оставалась неизменной. Человеку ныне противостоит не только естественная среда обитания, но и весь мир искусственного, прежде всего мир техники.

В рыночной экономике, с господствованием псевдодемократических ( по сути масонских, направленных на отделение "золотого" милларда) ценностей, настоящее творчество уюыточно и имеет кучу преград и препонов ( необходимость соблюдение " общечеловеческих" ценностей, обязательные сверхтоллерантость и сглаживание острых углов настоящего). Это бы ещё полбеды. Но основные лозунги мейнстрима в обществе - "смерть морали. ","Смерть культуре. ","смерть искусству. " порождают только хэппенинги и инсталяции вместо выставок лучших достижений культуры и искусства.
Конечно, культура ещё не совсем и не везде умерла, но в нынешнем обществе потребления она смертельно больна, как минимум.

Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры.

Проблема отчуждения человека от культуры.


Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных — культурология, культурные исследования, культурная антропология, философия культуры, социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы. Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования. Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры. Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры.

Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.


Духовная культура — сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим, историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness ), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821—81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819—92) (Листья травы) (1855—91); Бодлер (1821—67) (Цветы зла), А. Рембо (1854—91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849—1912), особенно его поздние пьесы.

Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.


Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры

Острее всего этот конфликт сказался на культурном само­определении отдельно взятого человека. Техногенная цивилиза­ция могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые помогали современ­нику нашего века ощущать свое господство над природой и ли­шали при этом его возможности ощутить радость гармоническо­го сосуществования с ней.


Цивилизация — последняя, неизбежная фаза всякой культуры. Она выражается во внезапном перерождении культуры, резком надломе всех творческих сил, переходе к переработке уже отживших форм.

Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва ор­ганической связи человека с природными основаниями жизни в XX веке интерпретируется культурологами как ситуация отчуждения.

Различные аспекты отчуждения человека XX века от куль­турных форм были исследованы современной культурологией.

Своеобразным введением в проблемное поле XX века явля­ются некоторые идеи философов предшествующего столетия — своего рода культурно-теоретический прогноз, теперь уже во мно­гом подтвержденный практикой.

Созданный человеком огромный мир культуры: государст­во, языки, наука, искусство, технологии и прочее — грозитухуд­шить саму человеческую сущность.Космос культуры перестает подчиняться человеку и живет по собственным законам, выходя­щим за пределы духа и воли.


Ницше подверг резкой критике сложившуюся в немецкой эстетике XVIII — нач. XIX веков усилиями Винкельмана, Шилле­ра и Гете традицию истолкования древнегреческого искусства из аполлоновского начала как символа светлой радости и классической уравновешенности. Усматривая рождение художественной культуры в недрах самой трагической действительности, фило­соф не только отрицает противопоставление жизни страданию, но и видит в последнем истинный источник творчества. Трагическая сущность искусства выражается через противоборство аполло­новского и дионисийского начал, примирение происходит под эги­дой Диониса. Мир олимпийских богов, являющихся олицетворени­ем классической упорядоченности, заслоняет от человека подлин­ное бытие. Когда же пена иллюзии исчезает и мир обнажает . истинные свои черты, человека переполняет дионисийское чувст­во потрясения. В таком состоянии рушатся социальные перегород­ки, человек вырывается из плена индивидуализации и сливается с себе подобными, с природой. Он больше, чем художник, он — худо­жественное творение самой природы.

Дионисийская чрезмерность, а не аполлоновская мера вела че­ловека к истине. Ф. Ницше определяет культуру как форму стихий­ной жизни или художественный стиль народного духа.Социальной базой высшей культуры является общество, построенное по иерар­хическому принципу: масса рабов, лишенных творческого начала, и каста свободных, которым суждено воспитать гениев-творцов.

Роль Ницше в осмыслении кризисных процессов современ­ной культуры очень велика. По словам Т. Лессинга, ницшеанство — это продолжение той мировоззренческой позиции, которая песси­мистически оценивает будущее культуры. Предшественников ниц­шеанской культурфилософии Ж.-Ж. Руссо и Л. Толстого отвраще­ние к рационалистическим формам культуры приводит к аскети­ческим и христианско-трансцендентным идеалам. Для Ницше именно эти ценности являются продуктом направленной по ложно­му пути, усталой и больной жизни.


Проблема кризиса культуры в результате отчуждения чело­века от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских школ XX века. Экзистенциальная философия поста­вила в число актуальнейших проблем нынешнего столетия такие во­просы, как абсурдность человеческого существования и тотальная изолированность его от социума (А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер).

Диалог культур как средство преодоления их кризиса

Под общением принято понимать отношения, возникающие между двумя индивидами, связанными между собой социальными связями, но сохраняющими свои индивидуальные черты. Умения понимать его сторону, вступать в диалог лишилось современное об­щество, привив человеку неприятие культурных ценностей различ­ного характера.

Двадцатый век заставил многих ученых рассматривать культуру как противоположное цивилизации образование. Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед,

Диалог — это вопрос не только о гуманитарных контактах больших культур, но и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований. По вы­ражению М. Бахтина, культура может существовать только на границах: между днем сегодняшним и прошлым, между различными формами культурной деятельности, между произведениями раз­личных авторов.

Сегодня развитие принципа диалога культур — реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи. Реаль­ным примером консолидации различных культурных миров является союз, сформировавшийся к исходу XX века в Европе меж­ду европейскими нациями. Возможность аналогичного союза меж­ду огромными культурными регионами может возникнуть только при условии диалога, который сохранит культурные различия во всем их богатстве и многообразии и приведет к взаимопониманию и культурным контактам.

Читайте также: