Просветительская деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

Одно из направлений работы педагога-психолога является просветительская деятельность, которая способствует профилактике в ОУ. В статье описывается из опыта работы своей деятельности проводимые мероприятия, приемы работы за последние 3 года. В школе просветительская деятельность проводится по трем направлениям: с воспитанниками школы и их родителями, педагогами школы. Сотрудничаем с другими организациями (медицинскими, социальными, ОУ и т.д.).

ВложениеРазмер
prosvetitelskaya_deyatelnost_v_rabote_psihologa.docx 18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

В наши дни идут поиски новых форм обучения неслышащих детей, новых направлений в работе, форм ее организации и методов. В адрес специальных школ постоянно высказывается много критических замечаний. В частности, об оторванности воспитанников школ-интернатов от окружающей жизни.

Основные качества и умения, которыми должен владеть глухой или слабослышащий выпускник школы: достаточный уровень владения (воспроизведение и восприятие) устной и письменной формой речи, владение принятыми в обществе моделями поведения, социальными нормами. Ребенок с недостатком слуха начинает обучаться этим моделям и нормам в нашем учреждении с дошкольной группы, и продолжается на протяжении всего периода обучения и воспитания. Об этом также упоминал Л.С. Выготский. Достаточно высокий результат при этом может быть достигнут только при совместной целенаправленной работе учителей, воспитателей, родителей, всех, кто причастен к процессу социализации ребенка.

Большинство учителей и воспитателей указывают на слабое внимание и интерес к проблемам своих детей со стороны родителей. Существует проблема общения глухих детей и их слышащих родителей, которые, как правило, не владеют навыками использования жестовой речи и дактилологии. Если дети и родители – глухие, то проблем в межличностном общении, как правило, не возникает. Родители, как правило, считают решение проблем обучения и воспитания неслышащих детей обязанностью школы.

Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива и помощь в аттестации педагогов школы. Ведется работа по повышению профессиональной компетенции каждого педагога за счет расширения знаний в смежных областях (в рамках работы ПМПк ОУ, МО). Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с обучающимися.

Работа в этом направлении постоянно совершенствуется, проводится совместно со всеми специалистами школы. Результат этих воздействий, один на всех, хотя у каждого специалиста он будет иметь свою специфику.

Вузы, планирующие подписывать договоры с иностранными преподавателями, проводить международные конференции или разрабатывать программу с участием зарубежных коллег, должны будут получить заключение от Минобрнауки или Минпросвещения.

Чем просветительская деятельность отличается от образовательной?

Просветительская деятельность определяется по следующим признакам:

  • осуществляется вне рамок образовательных программ;
  • направлена на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок,опыта и компетенции;
  • ведется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
    физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Что такое образовательная программа?

Определение образовательной программы дается в законе об образовании. В документе написано, что образовательная программа включает в себя:

  • основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты);
  • организационно-педагогические условия (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсы, дисциплины и модулей и др);
  • методические и оценочные материалы;
  • формы аттестации.

Значит ли это, что любое обучение в котором нет образовательной программы, становится просветительством?

Да, если обучение не имеет образовательной программы, но осуществляется с целью удовлетворения образовательных потребностей, то это просвещение. Т.е. если вы читаете мастер-классы или ведете эфир в Instagram с целью интеллектуального, профессионального или творческого развития своих слушателей, то вы занимаетесь просвещением и можете попасть под действие нового закона. Также, как, например, вы являетесь пешеходом при переходе улицы и попадаете под действие правил дорожного движения.

Чем законопроект о просветительстве грозит онлайн-школам? Теперь все должны будут получать лицензии?

Говорить о том, как именно новый закон повлияет на онлайн-школы пока рано. Но, никаких новых правил лицензирования образовательных программ или просветительской деятельности в законе нет.


Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, толерантность, интолерантность, образовательный стандарт.

Процессы глобализации в мировом сообществе обусловили активизацию миграционных процессов, что привело к появлению в городах-мегаполисах новой категории социума – поликультурного общества. В современном городе проживают люди разных национальностей, взглядов, обычаев, культурных традиций. Поэтому увеличиваются возможности непосредственного соприкосновения человека с другими людьми, идеями, ценностями, традициями.

Различие в ментальности населения может быть предпосылкой для негативных процессов в межличностном общении, в том числе в межэтническом взаимодействии. Сложившаяся ситуация может усугубляться вследствие развития тенденции к индивидуализации. Признание индивидуальности, неповторимости человеческой личности, создание широких возможностей для реализации своей индивидуальности в профессиональной и образовательной сферах являются характерными чертами развития современного общества.

Обострения проблем больших городов (экономических, экологических, социальных и др.) также способствуют снижению уровня толерантности населения, в том числе и молодежи.

Вот почему, все большее значение приобретает готовность и способность к толерантным взаимоотношениям. Толерантность как личностное качество формируется под влиянием семьи, близкого окружения, школы, СМИ.

Проблемы формирования толерантности, предотвращения социальных и национальных конфликтов, профилактики интолерантности являлись предметом изучения в работах видных ученых. Теоретические аспекты толерантности рассматриваются в работах выдающихся зарубежных (Локк Д.Ж., Роберт Оуен, Я.А. Коменский, Вольтер) и отечественных (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, П. Каптерев) деятелей культуры и науки.

Выдающиеся российские ученые-педагоги, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.П. Макаренко, В.А. Сухомлинский, в своих трудах неоднократно обращались к проблемам общения в многонациональном обществе, подчеркивали значение воспитания для развития уважительных, толерантных, равноправных отношений в обществе.

Проблема низкого уровня толерантности в мировом сообществе становится все более актуальной, поскольку в результате активизации международного терроризма и межнациональных конфликтов резко возросла напряженность в человеческих отношениях, что сопровождается возрастанием угроз личной и национальной безопасности. Вот почему, одной из важнейших задач в современном многонациональном российском обществе становится профилактика интолерантности молодежи и формирование толерантного сознания, наряду с формированием национальной идентичности и патриотизмом.

В современной школе социальный и национальный состав разнороден. Вот почему одним из самых необходимых направлений школьной воспитательной работы является воспитание толерантности как условия безопасности жизнедеятельности.

В государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы подчеркивается необходимость развития способности и готовности выпускников к проявлению толерантности различного вида (религиозной, этнической, гендерной и др.), что отражено в планируемых результатах освоения образовательной программы. Воспитательная составляющая образовательного процесса должна тщательно планироваться как в урочной работе, так и во внеурочной деятельности образовательного учреждения. При этом следует учитывать, что важным в профилактике интолерантности является развитие понимания школьниками многообразия мира людей и культур, их ценности и неповторимости.

Современная школа является поликультурной, контингент школьников социально и национально разнороден. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от характера образовательной среды, атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми (3 –Киселева).

Большими возможностями в гуманистическом воспитании школьников несомненно обладает правильно организованная культурно-просветительская деятельность.

Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога по повышению культурного уровня и обучающихся, и их родителей. Такая деятельность, базируясь на современных достижениях науки, способствует расширению круга знаний, формирует научное мировоззрение, пропагандирует идеи гуманизма.

Педагог знакомит родителей с различными вопросами современной педагогики и психологии, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует у родителей потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать в воспитании. Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей.

При этом ученик не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои духовные силы, внутренний личностный потенциал, необходимый для самостоятельной деятельности и развития. [4]

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что культурно-просветительская деятельность предполагает освоение:

 культуры отношений человека с человеком;

 культуры быта, поведения в семье и обществе;

 культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития);

 культуры труда (физического, интеллектуального и духовного);

Чтобы осуществлять эту деятельность учитель должен понимать, что любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя и условия ее успешности. [2]

К культурно-просветительской деятельности относится:

- организация и проведение круглых столов, семинаров совместно с представителями национальных обществ, молодежных организация;

- выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников.

Такие мероприятия помогают учащимся углубить свои знания об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Поскольку речь идет о таких всегда актуальных и трудно решаемых проблемах, как межнациональные отношения, задачи воспитательного характера становятся доминирующими. Молодежь нужно подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире – общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается на проводимых мероприятиях.

Одной из задач наших дальнейших исследований является разработка программы по культурно-просветительской деятельности, которая будет рассматривать различные направления.

  1. Киселева Э.М. Готовность бакалавров к внеурочной деятельности по обеспечению безопасного образа жизни школьников как требование новых образовательных стандартов //В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. 2016. С. 61-65.
  2. Киселева Э.М.Воспитание толерантности школьников как условие безопасности жизнедеятельности // В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии / сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 153-155.
  3. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 42-45.
  4. Киселева Э.М., Рзаева Г.И.О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников //Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 950-953.

Основные термины (генерируются автоматически): культурно-просветительская деятельность, отношение, мировое сообщество, современная школа, ценность.

На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 85-ФЗ). Документ ввел в законодательство понятие "просветительская деятельность" и определил общие требования к осуществлению такой деятельности. Несмотря на то что против инициативы была создана общественная петиция, которая набрала более 248 тыс. голосов в поддержку, закон уже подписан и с 1 июня вступит в силу.

Однако в экспертном сообществе продолжаются дискуссии о целесообразности принятия указанного закона, его эффективности и потенциальных последствиях реализации. Вчера состоялось очередное обсуждение в формате пресс-конференции на тему: "Закон о просветительской деятельности: цензура для всех – от академиков до ведьм". Его участниками выступили Первый зампредседателя комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артём Кирьянов, основатель международной оккультной организации ИСВ и Международного Университета магии и колдовства Алёна Полынь и исполнительный директор Национального Родительского Комитета Юрий Оболонский.

На предпосылках, содержании поправок и мнении экспертов о них остановимся более подробно.

Предпосылки изменений

Необходимость разработки поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) обусловлена отсутствием в действующем российском законодательстве положений, определяющих правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления, требования к участникам. А такой правовой пробел законодатель считает предпосылкой для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе направленных на дискредитацию проводимой в России государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя. Между тем, новые нормы о координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи уполномоченными федеральными органами соответствующих заключений призваны пресечь негативное иностранное вмешательство в образовательный процесс.

Ожидается, что реализация поправок позволит не только противодействовать распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде, но и полноценно реализовывать в рамках правового поля возможности образовательных организаций по распространению среди различных слоев населения достижений отечественной науки и культуры, исторического наследия, иных социально значимых сведений. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных условий для развития культуры человека, социализации личности, мотивации ее на формирование активной гражданской позиции.

Содержание поправок

Первым нововведением Закона № 85-ФЗ является закрепление в Законе об образовании понятия "просветительская деятельность". Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.

Кроме того, поправками установлены общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Они касаются:

Второе нововведение связано с регулированием участия организаций, входящих в систему образования, в международном сотрудничестве в сфере образования. В частности, к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования отнесена координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Помимо этого, введено требование наличия заключения Минпросвещения России и Минобрнауки России на заключение образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, кроме договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Исключение предусмотрено также для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, – им заключения будут выдавать сами госорганы, в ведении которых они находятся. Порядок подготовки и получения заключений определит Правительство РФ.

Допускается ли использование иностранных документов об образовании на территории России? Ответ на этот вопрос можно узнать из "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Закон предписывает образовательным организациям до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. Это требование не касается договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября следующего года, и договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам. Отметим, речь идет о договорах по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, в частности по направлениям:

  • разработки и реализации совместно с международными или иностранными организациями образовательных и научных программ в сфере образования;
  • обмена обучающимися, педагогическими и научными работниками, включая международный академический обмен;
  • проведения совместных научных исследований, осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместного осуществления инновационной деятельности;
  • участия в сетевой форме реализации образовательных программ;
  • участия в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельного проведения указанных мероприятий, а также обмена учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе (ч. 3 ст. 105 Закона об образовании).

Третьей новеллой является требование о включении организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности в государственных региональных и муниципальных образовательных организациях, в специальный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Порядок отбора таких организаций и их перечень должно утвердить Минпросвещения России.

Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2021 года. До этого момента в целях его реализации должна быть сформирована подзаконная нормативная правовая база.

Экспертный взгляд

Среди экспертов пока нет единого мнения по поводу принятых поправок о просветительской деятельности, как нет и полного понимания содержания и возможных последствий реализации соответствующих изменений. Такое непонимание сами они связывают с тем, что закон не проходил широкого публичного обсуждения, нацеленного на формирование в обществе и профессиональном сообществе понимания позиции законодателя по данному вопросу.

Артём Кирьянов в целом поддерживает принятый закон. Он считает, что поправки помогут очистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий. В качестве примера общественник привел распространение в Интернете информации о курсах, семинарах по налоговому праву, нацеленных на платное обучение людей тому, как нарушать налоговое законодательство, как уходить от налогов, то есть как обманывать государство. Участники подобных курсов, получившие новые знания и применившие их на практике, столкнулись не только с проблемами со стороны налоговых органов, но и с уголовным законом, так как уклонение от налогов является преступлением. Подобные курсы, по мнению общественника, не только вредят государственной политике (в данном случае – налоговой), но и подрывают основы конституционного строя, а курсы и семинары "околомедицинской" тематики могут нести и прямые угрозы здоровью людей. В связи с этим эксперт считает, что любые программы, которые называются просветительскими или обучающими, должны быть верифицированы с точки зрения той отрасли, в рамках которой они проводятся.

В свою очередь, Юрий Оболонский пока не выработал четкой позиции относительно принятых поправок, хотя посыл законодателя в части пресечения влияния на молодежь аполитичных организаций ему вполне ясен. "Мы категорически против того, чтобы странные люди заходили в школы и институты и занимались полуполитической, полумедицинской или подобной деятельностью", – подчеркнул эксперт. Однако он считает, что для борьбы с неугодными организациями и гражданами, осуществляющими незаконную просветительскую деятельность, вполне достаточно имеющихся законодательных механизмов, и можно было не вводить новые правила, а усовершенствовать действующие нормы. Но раз уж поправки приняты, то их суть необходимо донести до правоприменителя и общества. "Нужно проще объяснять народу весь замысел законотворцев, потому что последние и работают для народа", – заключил Юрий Оболонский, поддержав идею широкого обсуждения поправок для того, чтобы закон был прозрачен и понятен как в формальном плане, так и в части механизма его реализации.

Что касается Алёны Полынь, то она категорически против внесенных поправок, так как они нарушают ст. 29 Конституции РФ, которая провозглашает свободу слова и мысли, гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. "Этот закон станет лишним капканом для тех, кто не угоден кому-то у власти", – уверена эксперт. К тому же, будет сложно отследить и отфильтровать информацию, подпадающую под новые нормы, в Интернете, либо придется переходить на замкнутый российский Интернет, "а это – утопия". Алёна Полынь считает, что принятый закон – это возврат к цензуре и мера борьбы с неугодными организациями и гражданами. По ее мнению, приоритетом государства должно быть не возвращение цензуры, а пропаганда семейных ценностей, патриотизма и т. п. "Важно, чтобы все наши ресурсы были задействованы на то, чтобы страна поднималась с колен, а не вставала на колени", – подытожила она.

  • где грань между законными и незаконными курсами, семинарами и т. п.?
  • как будут определять, что можно, а чего нельзя, то есть по каким основаниям и критериям будет отбор?
  • подпадут ли под просветительскую деятельность эзотерические или религиозные программы?
  • какие мероприятия будут расцениваться как дискредитирующие государственную политику?
  • кто будет определять, насколько опасны конкретные курсы, семинары для государства и общества?
  • как и кто будет оценивать конкретные отрасли?
  • кто будет отвечать за соответствие просветительской деятельности установленным требованиям?
  • как будет проходить согласование с органами власти и какие документы для этого потребуются?
  • какая роль в реализации поправок будет отведена общественному контролю?

Не исключено, что на эти и другие вопросы законодатель ответит в процессе принятия нормативных правовых актов в целях реализации закона. Напомним, Правительство РФ до даты вступления поправок в силу должно разработать и утвердить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней. Эти документы, по мнению Артёма Кирьянова, будут даже более значимыми, чем сам принятый закон.

Отметим, на состоявшемся в конце марта в Совете Федерации совещании по обсуждению рассматриваемых поправок эксперты акцентировали внимание на необходимости подготовки качественной нормативно-правовой базы для реализации принятого закона, а Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заверила, что все вопросы, возникающие у представителей научного сообщества, получат разрешение при разработке профильными министерствами подзаконных актов. В дальнейшем сенаторы планируют держать на контроле и вопросы правоприменения документа.

Кроме того, в ходе мероприятия была высказана инициатива о разработке отдельного законопроекта, непосредственно касающегося просветительской деятельности. Так что есть предпосылки полагать, что тема законодательного регулирования просветительской деятельности не ограничится только поправками в Закон об образовании, работа над ней будет продолжена.

Закрытый чат Юрист для учебного центра

В связи с изменениями в ФЗ 273, устанавливающими понятия “Просветительская деятельность”, был опубликован подзаконный акт – Постановление Правительства РФ, утверждающий положение об осуществлении просветительской деятельности.

Это первый документ, устанавливающий новые “правила игры” для субъектов предпринимательства, оказывающих услуги без образовательной лицензии в форме семинаров, вебинаров, тренингов, мастер-классов и консультирования.

Давайте разберемся!

Определение просветительской деятельности

Изменения, которые утверждены Федеральным законом об образовании № 203 статья 2 п.35 устанавливающий определение просветительской деятельности вступят в силу с 1.06.2021 года

Смысл заложенный в этот термин следующий:

Просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространения знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций и т.д .

Если сравнивать с определением “образовательной деятельности” из Федерального закона об образовании так как оно существовало с декабря 2012 года, мы увидим повторяющиеся формулировки – знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций.

Это определение построено таким образом, что фактически стирает четко определенные рамки между двумя этими видами деятельности – образовательной и просветительской – за тем только исключением, что просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ.

Важно понимать, как попасть в ту или иную категорию.
Необходимо сформулировать для себя четкие понятия и критерии, которые помогут отнести себя к тому или иному виду деятельности, или остаться за рамками одного из них.

Проект постановления Правительства РФ “Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности” опубликован на официальном сайте Правительства РФ.
Там можно ознакомиться на каком этапе находится согласование, какие вносятся поправки, какие комментарии даются к новым добавленным изменениям и в режиме онлайн можно наблюдать за судьбой этого документа.

Положение устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях:

-осуществляющих образовательную деятельность;
-научную деятельность;
-деятельность в сфере культуры.

Обратите внимание что появляется понятие трех видов управомоченных организаций, которые имеют право осуществлять просветительскую деятельность:

– Организации, осуществляющие образовательную деятельность т.е. образовательные, некоммерческие организации, которые осуществляют образовательную деятельность в качестве основной.

– Научные организации.

– Организации в сфере культуры.

Эти три вида организаций имеют право вести образовательную деятельность.

Каким образом можно понять, попадаете вы в ту или иную категорию?

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность относятся организации осуществляющие обучение.

Это, например, организации коммерческие формы ООО.
Чаще всего в таких организациях образовательная деятельность указана в качестве дополнительной.

Индивидуальные предприниматели, которые в силу ст.21 ч.2 также относятся к организациям, осуществляющих образовательную деятельность и несут все права, обязанности и ответственность как и все образовательные организации.

Субъекты осуществления просветительской деятельности (кто имеет право оказывать услуги просветительской деятельности):

Органы государственной власти,

иные государственные органы,
органы местного самоуправления или уполномоченные ими организации,
-физические лица
-индивидуальные предприниматели
-и (или) юридические лица

Т.е. фактически всеми без ограничений – кто захотел и соответствует определенным квалификационным требованиям, имеет право на этот вид деятельности.

Направления просветительской деятельности:

-распространение духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национальных традиций;

-распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;

-развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;

-популяризация достижений современной науки и техники, образцов отечественной и мировой культуры;

-формирование экологической культуры, бережного отношения к природе;

-распространения знаний о здоровом образе жизни;

-распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;

-повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоения знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

-распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходах, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий;

-по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности.

Последний пункт универсальный.

Если вы не увидели свою деятельность в этом исчерпывающем списке, по иным признакам вполне можете попадать в последний пункт.

Форма осуществления просветительской деятельности:

-организация презентации, лектории
-проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий
-организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
-организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов
-создание просветительских интернет-порталов;
-в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности.

Каким же образом предполагается взаимодействие участников просветительских мероприятий?

п.4 гласит:
“Просветительская деятельность осуществляется на основании договора об оказании услуг , заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры.”

Другими словами – если вы как субъект просветительской деятельности (физическое лицо, ИП или организация) заключаете договор с уполномоченной организацией – проще, если это будет организация осуществляющая образовательную деятельность и имеющая лицензию.

Вы заключаете договор на оказания услуг.
Договор этот может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Суть этого договора – предоставление площадки , имеющей все необходимые ресурсы и самое главное возможность действовать от лица этой управомоченной организации (образовательной, научной или ведущей деятельность в сфере культуры) и нести свои знания в массы, т.е. участникам просветительских мероприятий.

Отношения между вами как субъектом просветительской деятельности и управленческой организацией будут регулироваться договором об оказании услуг.

Есть предположение – подобная форма договора будет приложением к этому постановлению.

Отношения с участниками просветительского мероприятия регулируются модераторами этих платформ, на базе которых проводятся мероприятия.

Условия, на которых предоставляется доступ, регулируется организаторами мероприятий.

Если мы в свободной форме распространяем знания, например на Youtube – в этом случае применяются общие требования любого пользователя, с которыми он должен согласиться, чтобы войти на Youtube, зарегистрироваться там, стать авторизованным пользователем и иметь доступ ко всем материалам, которые распространяют на платформе Youtube или другой образовательная платформы.

Т.е. прямого договора между участником и организатором просветительского мероприятия нет.

Более того, чаще всего признаком просветительской деятельности является то, что знания и информация, которую мы даем в публичное пространство, направлено на неопределенный круг лиц.

Прямых правоотношений зафиксированных договором с этим кругом лиц нет.
Тем ни менее законодательство не исключает, что при привлечении на просветительские мероприятия у нас вполне могли быть построены взаимоотношения на базе еще одного договора – возмездного оказания услуг.

Например, когда продают билеты, озвучивают социально-значимую тему интересную аудитории и на основании купленных билетов допускают их на интернет платформу или в очную аудиторию, конференц-зал и проводят это просветительское мероприятие на возмездной основе.
В таком случае это регулируется возмездными договорами на оказание услуг или договорами офертами.

Это формат, который вы определяете самостоятельно, в зависимости от того, возмездное это мероприятие или безвозмездное.

В цепочки взаимодействия просветитель и участник просветительского мероприятия появляется три типа управомоченных организаций:

-организации, осуществляющие образовательную
-научную деятельность
-деятельность в сфере культуры.

Субъекты просветительской деятельности, имеющие право заниматься этими видами деятельности

Если раньше этим могли заниматься кто угодно -можно было заявить о себе как о эксперте в какой-либо сфере и освещать тему. Сейчас же появились требования к физлицам и ИП:

-необходимо являться совершеннолетним;

-принимать участие в реализации общественно значимых инициатив на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора;

-осуществлять деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанном в п.2 настоящего Положения;

-должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренной статьей 331 Трудового Кодекса РФ :
1.отсутствие судимости или уголовного преследования по установленной форме (справка МВД)
2.отсутствие заболеваний утвержденных федеральным перечнем Минздрава (как правило, это заключительный акт медицинского обследования, либо наличие медицинской книжки).

Есть такие же требования и к организация.

-организации должны быть не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

-не иметь задолженности по налогам и сборам;

-отсутствовать ограничения к занятиям педагогической деятельностью (отсутствие заболеваний, судимости или уголовного преследования по определенным статьям)

-размещать на своем сайте следующую информацию:
о дате создания юрлица,
об учредителях,
месте нахождения юрлица и его представительств ,
контактных телефонах и адресах электронной почты


Контроль

Последний раздел этого постановления говорит о контроле осуществления за деятельностью участников просветительской деятельности.

Поскольку рынок этот обширный и игроков на нем много – поэтому вводятся в структуру только три типа управомоченных организаций, на базе которых может проводиться просветительская деятельность.

Спрос за нарушения требований установленных положений будет с учредителей этих образовательных организаций, научных организаций либо осуществляющих деятельность в сфере культуры.

Эти организации принимают решения, заключают договоры с субъектами просветительской деятельности, и за то что они их привлекают – несут за это ответственность.

Есть предположение, что в течении мая месяца в кодекс РФ будет внесена статья, которая будет регламентировать ответственность за нарушения при осуществлении просветительской деятельности с серьезными мерами воздействия на субъектов предпринимательства.

Поэтому нужно это понимать, что ответственность будет возлагаться на эти образовательные организации, которые допустили нарушения при осуществлении просветительской деятельности.

Если вы имеете лицензию на образовательную деятельность и к вам поступает обращение на заключение подобного договора c предложением под вашим флагом вести просветительскую деятельность, надо понимать что ответственность будет возлагаться прямо на вас.

Логика законодателей в этом смысле понятна.
Организаций, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности гораздо меньше чем субъектов малого предпринимательства, которые действуют на свой страх и риск без лицензий.

Проще возлагать ответственность на узконаправленный сектор предпринимателей, имеющие специальные разрешения от государства и таким образом воздействовать на всю оставшуюся группу участников просветительской деятельности.

Предположим, если центр ведет подготовку к ЕГЭ и не имеет лицензии на образовательную деятельность относиться ли эта деятельность в связи с последними изменениями к просветительской?

Подготовка к ЕГЭ относиться к дополнительным общеобразовательным и общеразвивающим программам и уже требует лицензии на образовательную деятельность.

И если раньше возможно было прикрывать эту деятельность информационно-консультационными договорами, то сейчас эта деятельность является просветительской.

Но поскольку есть аттестация, есть запланированный результат по программам подготовки к ЕГЭ, а именно – ребенок должен сдать итоговую аттестацию с определенным положительным результатом – это имеет все признаки образовательной деятельности.

И в этой ситуации лучше иметь лицензию на образовательную деятельность чем пытаться обойти законодательство.

На этапе анонсирования изменений в законе об образовании была информация что для ведения просветительской деятельности будет требоваться специальное разрешение.

В самом постановлении ни о каком порядке и получении специальных разрешений, аккредитаций упоминания не ведется.

Надо соответствовать тем критериям, которые выдвигает законодательство.

Персонал который привлекается для ведения просветительской деятельности должен соответствовать:
требованиям к физическим лица – это требования к опыту работу, к образованию, отсутствию заболеваний и отсутствию судимости;
и требованиям к юридическим лицам –
прикрепления к организациям в сфере культуры, в сфере досуга или научным организациям на основании договора.

Это хорошая инновация.
Она предполагает соблюдение договоренностей между субъектами просветительской деятельности юр лицами, ИП и физлицами.
Никаких уведомлений о начале такой деятельности и в дальнейшем не требуется.

Как кажется, на первый взгляд, это сильно не на что не повлияет, кроме того, что – эти специальные организации придется находить, вести переговоры, договариваться о порядке расчетов с участниками мероприятий. Технические моменты необходимо будет учитывать.


Приведем пример.

Центры, которые занимаются повышением квалификации психологов. Коучи ведут самостоятельное консультирование, после повышения квалификации образования психолога, нутрициологов и тд.

При прямой работе с клиентом – это можно отнести к сфере деятельности “консультирование”.
Отдельно разбирая ситуацию каждого пациента и составляя индивидуальный план по выходу из кризиса – это относится к консультированию, и относить к просвещению не нужно.

Но если набирается группа, составляется определенная программа, идет взаимодействие с аудиторией, которая представляет собой неопределенный круг лиц или попросту идет трансляция в интернете – это в чистом виде относиться к просветительской деятельности.

Если взять подготовку к школе, подготовке к ЕГЭ, репетиторству – и ранее это истолковывалось как информационно-просветительские услуги – то с 1 июня это является просветительской деятельностью.

Индивидуальная работа с индивидуальным участником по выходу из кризиса, индивидуального плана соблюдения дисциплины в питании, образа жизни, нарушении сна и т.д. отдельного субъекта – это консультирование.

Когда же работа направлена на группу лиц, имеет запланированные результаты, прививает новые знания, навыки и компетенции – это образовательная программа в чистом виде и как минимум это просветительство.

Важно видеть эти различия. Не путать обучение и просветительскую деятельность.

ИП имеющее лицензию на образовательную деятельность автоматически в силу определения относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
ИП уже управомочен вести просветительскую деятельность при условии что лица, ведущие мастер-классы, семинары, круглые столы, дискуссии обладают опытом работы более 2 лет и обладающие образованием, знаниями в этой сфере.

Раннее развитие тоже можно отнести к просветительской деятельности, если это группы. Эту деятельность можно отнести также к присмотру и уходу, если оно не включает обучающих занятий.

Если же появляются обучающие занятия – это относится к развивающим программам и тут надо задуматься о лицензии на образовательную деятельность.

Проведение тренингов по психологии является просветительской деятельностью.

Если образовательная организация с лицензией привлекает ИП по гражданско-правовому договору для оказания преподавательских услуг – лицензия ИП не нужна. Для этого она имеется у образовательной организации.

Если ИП действует самостоятельно, без привлечения педагогического персонала, но оказывает образовательные услуги лицензия тоже ему не требуется.

Как только ИП привлекает хоть одного преподавателя – необходимо получать лицензию.

Если у организации есть лицензия и она занимается просветительской деятельностью, как оформляется эта деятельность?

1. Эта информация должна быть задекларирована на сайте организации.

2.Отдельно указывается информация о лицах, которые проводят просветительские мероприятия.

3.На сайте указываются эти мероприятия не как образовательные – чтобы органы контроля и надзора Управления Образования не трактовали это как нарушение лицензионных требований при наличии образовательной лицензии.
Указывайте что это мероприятия за рамками реализации образовательных программ. И они автоматически, в силу закона, будут отнесены к просветительской деятельности. Специального декларирования не требуется.

Читайте также: