Программы по продуктивным видам деятельности в начальной школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Программа разработана на основе следующих документов:

Объем часов: В год - 34 часа

В неделю - 1 час

Срок реализации программы : один учебный год

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-системность организации учебно-воспитательного процесса.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

• эстетическое воспитание участников;

• создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества;

• раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства в процессе освоения различных техник.

• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

• способностей ориентироваться в информации разного вида;

• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

• овладение опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Основные формы, методы и средства обучения

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Во время работы прослеживается четкая взаимосвязь между учеником и педагогом, а форма проведения занятий способствует не только созданию интересных поделок, но и использованию их в играх во внеурочное время, конкурсах, выставках, праздниках, театрализованных представлениях. работа в группах (задания предлагаются группам). Средства обучения: схематические рисунки и таблицы; рисунки и таблицы методической последовательности работы над изделием; презентации; визуальные (реальные предметы, модели и др, технические средства (компьютер, проектор). Виды и формы контроля: творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, открытые занятия, вернисажи

Планируемые результаты изучения учебного курса.

У обучающегося будут сформированы:

• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

• выраженной познавательной мотивации;

• устойчивого интереса к новым способам познания;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

• планировать свои действия;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

• проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

• задавать вопросы по существу;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• владеть монологической и диалогической формой речи.

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

• высказываться в устной и письменной форме;

• анализировать объекты, выделять главное;

• осуществлять синтез (целое из частей);

• проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте;

• обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

• подводить под понятие;

• проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность :

• Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

• Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

• Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

• Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

• Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

• Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

• Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

• Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе : умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

• Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

• Достичь оптимального для каждого уровня развития;

• Сформировать систему универсальных учебных действий;

• Сформировать навыки работы с информацией.

Содержание учебного курса.

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов.

Игрушки из картона с подвижными деталями

Моделирование из конусов.

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Объёмное конструирование из деталей оригами

Моделирование из бумажных салфеток

Простое торцевание на бумажной основе

Моделирование из фольги

Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов.

Аппликация из резаных нитей

Приклеивание ниток по спирали

Вышивание по ткани

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Аппликация из ткани и ниток

Шитьё по выкройкам

Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов.

Объёмные изделия из треугольных модулей

Художественные образы из треугольных модулей

№ п. п. Наименование раздела/темы Количество

1. Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 ч

2. Раздел 2. Текстильные материалы. 11 ч

3. Раздел 3. Модульное оригами. 10 ч

Календарно - тематическое планирование

п. п. Дата проведения занятия Тема урока Примечание

1 Симметричное вырезание

2 Игрушки из картона с подвижными деталями

3 Моделирование из конусов

4 Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

5 Объёмное конструирование из деталей оригами

6 Объёмное конструирование из деталей оригами

7 Моделирование из бумажных салфеток

8 Моделирование из бумажных салфеток

9 Простое торцевание на бумажной основе

10 Простое торцевание на бумажной основе

11 Многослойное торцевание

12 Многослойное торцевание

13 Моделирование из фольги

14 Аппликация из резаных нитей

18 Приклеивание ниток по спирали

19 Вышивание по ткани

20 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

21 Аппликация из ткани и ниток

22 Шитьё по выкройкам

23 Шитьё по выкройкам

24 Шитьё по выкройкам

29 Объёмные изделия из треугольных модулей

30 Объёмные изделия из треугольных модулей

31 Художественные образы из треугольных модулей

32 Художественные образы из треугольных модулей

33 Художественные образы из треугольных модулей

34 Выставка работ

Фотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четверть

Фотоотчёт о художественных работах учащихся начальных классов по внеурочной деятельности за 3 четверть С января текущего года и до середины марта на базе школы возобновил свою работу кружок "Я рисую", куда с огромным интересом и желанием ходят.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Преподавание ИЗО

и труда в начальной школе

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

Раздел 6. 1. Теоретические и практические основы методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

Организация

художественной

деятельности детей

Коррекционно-развивающее значение изобразительной деятельности в системе учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. Задачи рисования как средства коррекции недостатков умственного развития; средства эмоционально-эстетического воспитания; средства педагогической диагностики. Методы обучения изобразительному искусству.

Интерес к рисованию и тематика рисунков. Общая характеристика деятельности учащихся в процессе рисования.

Современные авторские программы по изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Современные подходы к обучению изобразительному искусству детей начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Программа по изобразительному искусству И.Г. Грошенкова

Сущность, значение, коррекционно-развивающие задачи пропедевтического периода обучения рисованию. Специальные игры и упражнения по развитию сенсорного опыта; для формирования технических умений и навыков; гимнастические упражнения для развития движений руки.

Значение изобразительного искусства в общей системе обучения и воспитания учащихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Задачи, методика проведения искусствоведческих бесед. Методика подготовки и использования иллюстративного материала. Использование информационных и коммуникационных технологий.

Зависимость между способностью к рисованию и умственным развитием ребенка. Возможности использования изобразительной деятельности в диагностических целях. Использование изобразительной деятельности для диагностики развития в период работы психолого-медико-педагогических консилиумов. Анализ рисунков и анализ процесса рисования. Требования к осуществлению диагностики с использованием рисунков детей.

Структура урока рисования. Подготовка учителя к уроку. Требования к конспекту урока.

Особенности внеклассной работы

Контрольная работа

Художественное образование и воспитание в начальной школе и методика преподавания

Методика работы

с натуры и по представлению.

Рисунок – вид графики. Перспектива. Пропорции. Светотень.

Практические работы

Виды и жанры изобразительного искусства. Особенности графики как вида изобразительного искусства; виды, техники графики. Изобразительные средства графики

Методика работы над рисованием отдельных предметов. Рисование плоских предметов (без передачи объёма).

Перспектива. Наглядная, линейная. Линия горизонта. Точка схода, уровень зрения, картинная плоскость. Рисунок куба во фронтальном, угловом положении

Перспективное сокращение круга. Светотень: свет, тень, полутень, блик, рефлекс. Тень собственная и падающая

Рисование предмета цилиндрической формы, поставленного на основание

Содержание учебных натюрмортов, композиция. Последовательность работы над натюрмортом. Рисование натюрморта из геометрических тел. (карандаш)

Анималистический жанр и его особенности. Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве и творчестве детей. Особенности строения и пропорций птиц, животных. Последовательность построения рисунка птиц и животных. Технические особенности изображения животных различными материалами.

Особенности строения, пропорций фигуры человека. Этапы построения фигуры человека на плоскости; передача пропорций, характера движения; проработка рисунка. Линейное и светотеневое решение. Наброски с натуры фигуры человека в статике и несложном движении — углем, карандашом, акварелью, тушью. Рисование головы человека. Рисование фигуры человека в статике, в несложном движении

Особенности живописи. Основы цветоведения. Цвет, композиция в живописи. Живописные художественные материалы и техники работы.

Натюрморт в интерьере жилого помещения. Передача пространства в натюрморте средствами цвета. Выполнение натюрморта акварелью.

Рисование несложных натюрмортов из предметов (фрукты, овощи, посуда, произведения народных художественных промыслов) на фоне неярких драпировок.

Композиция пейзажа. Передача перспективы средствами рисунка и живописи. Линейное построение рисунка. Выполнение пейзажа акварелью, другими материалами (фломастеры, восковые мелки, уголь). Структура урока по рисованию пейзажа.

Специфика бытового жанра живописи. Законы композиционного строя картины.

Последовательность построения рисунка помещения.

Книжная иллюстрация как вид графического искусства. Художники-иллюстраторы сказок (И.Я. Билибин, Т.А. Маврина) Выполнение работы различными материалами (акварель, цветные карандаши, восковые мелки). Критерии оценивания работ учащихся. Составление конспекта урока.. Анализ и самоанализ урока. Микропреподавание.

Художественно-эстетические основы декоративно-прикладного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа междисциплинарного курса Мдк 01. 06. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

Мдк 01. 06. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРАКТИКУМОМ

для специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Рабочая программа междисциплинарного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

Заключение Экспертной группы № 1 от 31.08.2016 г.

1. 1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса….4

2. СТРУКТУРА и содержание МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА………. 8

условия реализации МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСа………………20

Контроль и оценка результатов Освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСа………………………………………………..26

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

1.1. Область применения программы

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

1.2. Место междисциплинарного курса в структуре ППССЗ:

1.3. Цели и задачи междисциплинарного курса – требования к результатам освоения междисциплинарного курса (далее курса):

В результате освоения курса обучающийся должен иметь практический опыт:

анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по предмету в начальной школе, разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения уроков по предмету в начальной школе;

проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;

наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

ведения учебной документации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках, строить их
с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

соблюдать технику безопасности на занятиях;

планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

проводить педагогический контроль на уроках учебному предмету, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;

интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;

оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, выставлять отметки;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебному предмету;

анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебному предмету, корректировать и совершенствовать их;

изготавливать поделки из различных материалов;

рисовать, лепить, конструировать;

анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.

В результате освоения курса обучающийся должен знать:

особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся;

требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерные основные образовательные программы начального общего образования;

программы и учебно - методические комплекты, необходимые для осуществления образовательного процесса по основным образовательным программам начального общего образования;

вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

воспитательные возможности урока в начальной школе;

методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по учебному предмету;

особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

основы обучения и воспитания одаренных детей;

основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

содержание учебного предмета начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания основ изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;

требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников по предмету;

основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;

педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;

логику анализа уроков;

виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 294 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 196 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 98 часов.

Программа реализуется на 2, 3, 4 курсе.

4 семестр - 36 часов, 5 семестр- 64 часов, 6 семестр- 51 часов, 7 семестр - 45 часов.

Под продуктивной деятельностью можно понимать особый вид художественно-творческой деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования. Посредством продуктивной деятельности происходит развитие творческих способностей, эффективное, гармоничное и полноценное развитие креативности и творческого потенциала младшего школьника. Изобразительное искусство относится к тому виду деятельности, который чаще всего вызывает эмоционально-положительное отношение младших школьников, способствует повышению познавательной активности, устойчивости и организованности в работе, развитию восприятия, наблюдательности, внимания, совершенствованию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Уроки изобразительного искусства, их зрелищный, эмоциональный характер положительно сказываются на эмоционально-эстетическом развитии учащихся начальной школы: расширяют возможности детей замечать, осмысливать и оценивать красивое, гармоничное, развивают эмоциональную отзывчивость, вызывают стремление более тщательно и аккуратно выполнять рисунки. Занятия рисованием могут быть рационально использованы в качестве эффективного средства активизации речевой и мыслительной деятельности учащихся, в результате чего создаются благоприятные условия для общения младших школьников в учебном процессе. При самостоятельном создании личностно значимых творческих продуктов у детей формируются разнообразные гибкие умения и навыки творческой работы. Развитию творческого потенциала школьника способствует организация творческо-развивающей среды квалифицированными педагогами творческого типа, а также обеспечение начальной школы психолого-педагогическим сопровождением продуктивной творческой деятельности с учетом полихудожественного и междисциплинарного подхода.

Повышению мотивации и интереса к изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте способствуют:

• эмоционально-игровой характер организации изобразительной деятельности: органическое сочетание специально подобранных дидактических игр и игровых упражнений, связанных непосредственно с изображением;

• рациональное использование наглядных, словесных и практических методов обучения;

• максимальное увеличение объема, разнообразия и вариативности графических заданий;

• соединение предметно-практической деятельности младших школьников с изобразительной деятельностью.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки к школьному обучению и с различным опытом изобразительной деятельности: некоторые никогда не рисовали, другие рисовали, но без всякого руководства, третьи учились рисовать в детском саду. От начального уровня сформированности навыков продуктивной деятельности во многом зависит их последующее развитие. У многих младших школьников впервые формируются основы знаний и умений реалистического изображения.

Первоначально младшие школьники еще не исправляют ошибок в своих рисунках или делают это очень редко с помощью резинки или путем сплошного замазывания карандашом или краской больших элементов изображения. Самый распространенный способ исправления рисунков в младшем школьном возрасте заключается в выполнении этого изображения на новом листе бумаги. Период рисования в начальных классах можно назвать периодом повествовательного изображения, при котором рисунок для младшего школьника является перечислением описываемых деталей и элементов. Это обусловлено тем, что дети стремятся наиболее полно и всесторонне рассказать об объектах изображения, а поэтому и изображают каждый из них так, чтобы он весь, со всеми деталями и нюансами, был виден на рисунке.

Первоначально небольшие задания дети выполняют под контролем учителя очень хорошо, но они еще затрудняются в самостоятельном переходе от одной задачи к другой и не могут самостоятельно ставить их в процессе изображения. Многие младшие школьники всегда увлечены выполнением текущей изобразительной работы и могут забывать о цели, которой необходимо подчинить свою текущую деятельность.

Постепенно младшие школьники учатся использовать все выразительные средства реалистического рисунка в художественной практике, креативно-деятельностно воплощать задуманную композицию в рисовании, овладевают репродуктивным опытом передачи объема посредством линии, конструкции, перспективы, светотени и т. д. У детей совершенствуются двигательные навыки, произвольные графические действия, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности, что положительно влияет на овладение техникой письма и формирование навыков трудовой деятельности. Под влиянием обучения младшие школьники все увереннее используют различные средства изображения объектов окружающей действительности: человек, животные, атрибуты, элементы природы, более грамотно и качественно осуществляют задуманную композицию сюжета и в полной мере выражают свои чувства и эмоциональные переживания по поводу окружающей действительности. При умелом руководстве и мотивации ученики постепенно овладевают рисованием с натуры натюрмортов, пейзажей, фигуры человека. В цветных изображениях они могут добиваться сложных цветовых сочетаний, передавать объем, характер освещения предметов и фигур.

Таблица 1.6

Уровни активизации творческой деятельности младших школьников

Уровень творческой деятельности: Низкий

Характеристика уровня: Дети не могут самостоятельно найти источник замысла для рисунка, способны действовать только по образцу – точному указанию учителя (или родителей), что и как надо рисовать. На рисунках, независимо от темы, повторяются одни и те же объекты, изображенные почти одинаково

Уровень творческой деятельности: Средний

Характеристика уровня: Жизненный или культурный опыт детей актуализируется при выборе темы рисунка, только если взрослый указал на несколько разных источников замысла рисунка. Для рисования ребенок выбирает тему, соответствующую его прошлому опыту, и в этом случае делает оригинальные рисунки. Если же такой подсказки не было, он повторяет на рисунках то, что неоднократно уже рисовал

Уровень творческой деятельности: Высокий

Характеристика уровня: Дети быстро находят замысел для своего рисунка. Рисунки отличаются от других и необычностью выбранных объектов и явлений, оригинальностью самобытностью изобразительного решения

Индивидуальный подход к отработке тематики урока и к личности ребенка в целом позволяет более эффективно управлять самостоятельной творческой деятельностью учащихся младших классов в изобразительной деятельности (рис. 1.6).

Наряду с другими видами изобразительного искусства, в младшем школьном возрасте используется также художественная аппликация и коллаж, которые способствуют созданию оптимальных условий для овладения детьми опосредствованными формами ориентировки в художественно-творческой деятельности (модельной и художественно-символической). Дети учатся различным техникам создания произведения с помощью наклеивания на основу объемных и плоскостных материалов, различных по цвету, форме, размеру и фактуре, предполагает возможность сочетания разнообразных техник. В процессе обучения приемам аппликации дети предварительно составляют эскиз (модель) объекта и затем изображают его посредством цветовых отношений, форм, ракурсов, элементов и т. д. Творческая деятельности в процессе создания коллажей способствует развитию познавательных, творческих способностей и эмоционально-личностному развитию младших школьников. Развивается способность к использованию наглядного моделирования в аппликации – овладение действиями моделирования структуры предметов и объектов, связей и отношений между ними.

Рис. 1.6.

Рис. 1.6.

Психологические типы формирования и развития индивидуальных способностей детей младших классов на уроках изобразительного искусства

На занятиях изобразительного искусства также развиваются навыки работы с глиной, пластилином и соответствующими инструментами в процессе лепки. Передача различных образов окружающей действительности и отношения к ним в лепке связана с поиском доступных для младших школьников средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми они действуют. Занятия лепкой на уроках в начальной школе развивают глазомер, мелкую моторику детей, их эстетический вкус, индивидуальность, интуицию, способствуют познанию объемно-пространственных свойств действительности, формируют организованность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, умение планировать свою деятельность. В работе с детьми младшего школьного возраста используются предметная лепка (создание отдельных конкретных изображений), сюжетная лепка (создание сюжетных композиций, в которых отдельные образы взаимосвязаны), декоративная лепка (создание декоративных или декорированных изделий). Младшие школьники могут успешно овладевать конструктивными, скульптурными и комбинированными способами лепки.

Практический пример

Примерными изделиями в результате конструктивной деятельности детей младшего школьного возраста могут быть: композиции из геометрических фигур, разрезная мозаика, игрушки в технике оригами, украшения для стола, конструкции-мобили, макет сказочного города, модели транспорта и др.

На протяжении младшего школьного возраста при условии систематических занятий все виды продуктивной деятельности совершенствуются и способствуют саморазвитию и развитию личности каждого ребенка в процессе освоения окружающей действительности через его собственную творческую предметную деятельность. Комплексный подход к вопросам формирования продуктивной деятельности, предусматривающий развитие у детей сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и зрительно-двигательной сферы, позволяет более продуктивно решать задачи обучения и воспитания.


В статье характеризуется сущность продуктивной деятельности младших школьников, приводится один из способов организации продуктивной деятельности первоклассников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: продуктивная деятельность, организация внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НО) сформулированы требования к условиям организации образовательного процесса, важнейшим из которых является создание условий для продуктивной, творческой деятельности обучающихся. В то же время содержание отдельных учебных дисциплин не позволяет в полной мере реализовать возможности образовательного процесса для реализации таких условий. Сказанное делает актуальной проблему организации внеурочной деятельности младших школьников с целью создания условий для осуществления ими продуктивной, творческой деятельности.

Если рассматривать учебную деятельность младшего школьника, а именно поисковую познавательную деятельность, то мы увидим, что ее продуктом является либо новый способ деятельности, либо новое понятие или представление, субъективно новое для ученика, причем, в дальнейшей своей деятельности это новое будет использоваться как прием учения или средство получения новых знаний. Это означает, что такую деятельность можно назвать и творческой (эвристической), и продуктивной. Такая точка зрения совпадает с позицией отечественных психологов и дидактов (В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин и др.), которые под продуктивной деятельностью понимали деятельность по переоткрытию обучающимися научных понятий, содержание которых изначально заложено в учебном процессе и используемых в учебных заданиях материалах.

По мнению Н. Г. Салминой и Е. Е. Сапоговой, продуктивная деятельность является деятельностью моделирования, продуктом которой выступает модель, воспроизводящая ключевые особенности реальных объектов и способная выступить в качестве их заместителя. То есть модель, которую строит ученик, является субъективно новым продуктом и используется в дальнейшем учении для удовлетворения потребности в познании нового [3, с. 114].

В исследованиях Л. Г. Лысюк и Э. Д. Телегиной отмечаются общие характеристики продуктивной деятельности — отсутствие заданности, запрограммированности, формулируемость основных образований по ходу деятельности, преобразование и продуцирование нового знания [2, с. 18].

Анализ приведенных точек зрения позволил нам выделить следующие сущностные характеристики продуктивной деятельности:

− в результате осуществления продуктивной деятельности получается новый продукт;

− полученный продукт может быть материальным (фигурка из пластилина, новая картина и т. п.) и идеальным (новая схема, новый способ деятельности).

Возникает вопрос: какие методические средства целесообразно использовать в начальной школе для создания условий осуществления продуктивной деятельности?

Безусловно, предметное содержание содержит возможности для создания таких условий. В то же время, изучение содержания предметов предполагает деление учебного материала на предметные области, каждая из которых имеет свою специфику. Практика показывает, что интеграция знаний по разным предметам для младшего школьника представляет значительные трудности. Отсюда — затруднения ребенка в осуществлении продуктивной деятельности. Внеурочная деятельность, в силу своего надпредметного характера, позволяет избежать таких трудностей.

В рамках внеурочной деятельности можно разрабатывать проекты, для выполнения которых требуется использовать знания разных предметных областей, организовывать и проводить интеллектуальные игры, на которых для победы необходимо выполнить такие универсальные учебные действия, как анализ, моделирование, сравнение и др.

 Все задания направлены на формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Этапы занятия

Способы организации продуктивной деятельности обучающихся

− Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами встретились на занятиях во второй раз.

− Вспомните, пожалуйста, о каком времени года мы с вами говорили на первом занятии?

− С какого месяца начинается осень?

− Что происходит в самый первый день сентября?

  1. Актуализация личного опыта детей (представлений о геометрических фигурах)

− Какие фигуры вы еще знаете?

− Чтобы вы вспомнили о разных геометрических фигурах, посмотрите мультфильм (мир геометрических фигур). Какие фигуры были названы в мультфильме?

  1. Раскрашивание домика. Задание направлено на развитие мелких мышц руки, формирование умения выполнять действия по образцу.

− А сейчас вы будете раскрашивать волшебный домик. В нем спрятались разные геометрические фигуры. Как раскрасить домик, вам подскажут карандаши. Расскажите, как вы используете эти подсказки.

− Сколько треугольников вы смогли найти?

Дети раскрашивают листья, затем под руководством учителя классифицируют их. По цвету, по форме. Коллективный продукт деятельности – осеннее дерево

  1. Рефлексия. Задание направлено на формирование умения конкретизировать модель.

− Посмотрите на рисунки, которые у вас на парте. Назовите геометрическое тело, нарисованное там. Сколько таких тел нарисовано у вас на листе?

− На какие предметы похоже это геометрическое тело? Почему похоже?

− Чего не хватает, чтобы можно было точно сказать, какой предмет?

− Посмотрите на слайд. Я дорисовала рисунок так, чтобы было понятно, какой предмет. Назовите эти предметы.

− А сейчас вы дорисуете свои рисунки так, чтобы стало понятно, какой предмет нарисован. Найдите как можно больше вариантов.

Продукт деятельности: рисунки конкретных предметов на основе модели

  1. Работа с пластилином. Задание-исследование. Направлено на формирование умения выдвигать и проверять гипотезы.

− Слепите колбаску. Какое тело напоминает эта колбаска?

− А сейчас мы с вами попробуем разрезать колбаск (сечение параллельно основаниям цилиндра). Как вы думаете, какая плоская фигура будет на срезе? (проверяем разрезанием).

− А если разрезать цилиндр под углом? (проверяем разрезанием).

Цилиндр. Круг. Овал. После разрезания шарика делают выво о том, что все сечения шара — круги. Продукт деятельности: шар, цилиндр, слепленные из пластилина. Продукт деятельности: представления о форме сечений шара и цилиндра плоскостями, проведенными под разными углами.

  1. Свободное конструирование. Задание направлено на формирование умения строить замысел (прогнозировать), моделировать.

− В Шишкиной школе вы видели, что можно из плоских геометрических фигур составить разные картинки. А вы сейчас, слепив несколько шаров и цилиндров, разрезая их так, как вам нужно, составьте предметы, какие захотите.

Продукт деятельности: разные поделки, выполненные по замыслу детей.

В приведенном фрагменте деятельность учителя направлена на организацию продуктивной деятельности обучающихся: на каждом этапе занятия первоклассники получают какой-либо продукт — идеальный (способ действия или понятие) или материальный (поделки). Деятельность обучающихся, с одной стороны, активна — выполняются анализ, синтез, сравнение; с другой стороны, носит практический, предметный характер, что вполне соответствует возрастным особенностям первоклассников. Все задания на занятии многоцелевые, что способствует формированию у обучающихся представлений о мире как о системе.

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. — 240 с.

2. Лысюк Л. Г. Становление продуктивного целеполагания у детей 2–4 лет в онтогенезе: Автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.13. / Бел. гос. пед. ун-т им. М.: Танка. – Минск, 1997.

3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении/Н. Г. Салмина. – М.: Моск. гос. ун-т, 1988. — 284 с.

Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, внеурочная деятельность, продукт деятельности, фигура, формирование умения, задание, какой предмет, способ деятельности, способ организации, геометрическое тело.

Читайте также: