Программа проектно исследовательской деятельности в основной школе 5 9 кл

Обновлено: 05.07.2024

Рабочая программа по основам проектной деятельности ( авторы Голуб Г.Б.,Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.).

ВложениеРазмер
rp_osnovy_proektnoy_deyatelnosti_5-9_kl.docx 53.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа с. Верхняя Чернавка

Заместитель руководителя по УВР

_________ /Мамаева О.А./

__________ /Ерокина Е.Н./

по основам проектной деятельности________________________________________

учебный предмет (курс)

уровень образования ______ основное общее ___________________________________

начальное общее, основное общее, среднее общее

Вольский муниципальный район, с. Верхняя Чернавка, 2017

Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

-знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;

- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;

-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

-представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

-знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;

-составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;

-иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;

- проводить рефлексию своей деятельности.

-формировать универсальные учебные действия;

-обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;

-развивать творческие способности;

-развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;

-на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

-дать возможность учащимся проявить себя.

4. Для реализации рабочей программы используются

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Содержание тем учебного курса.

5 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Модуль 1: От проблемы к цели (7 ч).

С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ).

Модуль 2: Работа с каталогами (3 ч).

Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием.

Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (10 ч).

Выбор темы исследования . Цели и задачи исследования . Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент . Сбор материала для исследования . Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . Обобщение полученных данных .

Модуль 4: Практический блок (15 ч).

Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью . Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации . Работа в группах . Оформление работ, рецензирование . Защита проектов .

6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Модуль 1: От проблемы к цели (3 ч).

Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование.

Модуль 2: Наблюдение и эксперимент(9 ч).

Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных.

Модуль 3: Сам себе эксперт(7 ч).

Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка.

Модуль 4: Как работать вместе (5 ч).

Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

Модуль 5: Основы риторики и публичного выступления(11 ч).

Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении.

7 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Модуль 1: Введение. Цель и задачи программы (6 ч).

Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Модуль 2: Работа с каталогами (3 ч).

Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв.

Модуль 3: От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч) .

Проект. Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов. Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы.

Модуль 4: Как работать в команде (9 ч).

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Поиск литературы. Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Модуль 5: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч).

Исследовательская работа. Структура. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Отзыв. Рецензия.

Модуль 6: Выступление (5 ч).

Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита проекта.

8 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Модуль 1 : От проблемы к цели и планированию деятельности (6 ч) .

Введение в учебный курс. Выявление признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация. Признаки желаемой ситуации. Планирование деятельности. Ресурсы.

Модуль 2: Работа с каталогами (4 ч).

Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный каталог.

Модуль 3: Работа со справочной литературой (2 ч).

Виды справочной литературы. Информационные лакуны.

Модуль 4: Способы первичной обработки информации (8 ч).

Модуль 5: Как работать вместе (4 ч).

Модуль 6: Выступление (5 ч).

Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией.

Модуль 7: Ведение дискуссии ( 6 ч).

Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта.

Тема 1 . Общая характеристика опросных методов (2 ч).

Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения . Роль и значение мотивации к участию в опросе. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов.

Тема 2 . Вопрос как элементарный технический инструмент опроса (2ч).

Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов.

Тема 3 . Анкетный опрос как метод сбора первичной информации (4ч).

Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса.

Тема 4 . Специфические особенности интервью как опросного метода (4ч).

Специфические особенности интервью. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью.

Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление (12 часов).

Тема 1 . Что такое быть оратором (2ч).

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи

Тема 2 . Рождение текста (2ч).

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим (3ч).

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Тема 5 . Работа с вопросами (2 ч).

Тема 6 . Групповое выступление (1ч).

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).

Модуль 3: Регулирование конфликтов (10 часов).

Читайте также: