Программа исследовательской деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

  • приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • формирования умений публичной защиты работы.

Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся;
– основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– основные информационные источники поиска необходимой информации;
– правила оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы;
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
– планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

Методы и средства обучения:

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Принципы:

Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.
Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.

  1. Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,
  2. желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
  3. Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской
  4. деятельностью на примерах работ известных ученых.
  5. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
    • пользоваться современным оборудованием;
    • составлять графики, таблицы, диаграммы;
    • работать с каталогами;
    • составлять библиографию, рецензии;
    • составлять презентации публичных выступлений;
    • выбору темы исследования;
    • определению проблем, требующих решения;
    • формулированию темы предполагаемого исследования;
    • утверждению темы на установочной конференции.
  6. Планирование проектной (исследовательской) деятельности.Постановка цели, задач.
  7. Планирование хода эксперимента.
  8. Сбор данных, проведение эксперимента.
  9. Анализ полученных результатов.
  10. Выводы на основе результатов исследования.
  11. Подготовка материалов к исследовательской работе.
  12. Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
  13. Оформление проектной (исследовательской работы).
  14. Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
  15. Презентация творческих проектов.

Содержание учебных тем:

1. Введение (4 ч).

Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.

2. Структура проектной, исследовательской деятельности (20 ч).

Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.

3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (54 ч).

Информационный поиск.
Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.
Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.
Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.
Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
Организация и проведение эксперимента.
Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.
Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы.
Оборудование: памятка.

4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (42 ч).

Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита.
Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.
Виды деятельности учащихся: групповая работа.
Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.
Оборудование: компьютеры.

5. Экскурсии (6 ч).

6. Участие в форумах различного уровня (18 ч).

Учебный план

Литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы заключается в следующем:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа проектной и исследовательской деятельности обучающихся "Я – исследователь"

Учитель русского языка и литературы Н.Р.Бурмасова

Актуальность

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В связи с этим главная цель программы заключается в следующем:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

задачи обучения:

приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

формирования умений публичной защиты работы.

Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

должны знать:

– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся;
– основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– основные информационные источники поиска необходимой информации;
– правила оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и презентации результатов.

должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы;
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
– планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

Методы и средства обучения:

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.
Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.

Этапы организации работы:

Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,

желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.

Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской

деятельностью на примерах работ известных ученых.

Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:

пользоваться современным оборудованием;

составлять графики, таблицы, диаграммы;

работать с каталогами;

составлять библиографию, рецензии;

составлять презентации публичных выступлений;

выбору темы исследования;

определению проблем, требующих решения;

формулированию темы предполагаемого исследования;

утверждению темы на установочной конференции.

Планирование проектной (исследовательской) деятельности.Постановка цели, задач.

Планирование хода эксперимента.

Сбор данных, проведение эксперимента.

Анализ полученных результатов.

Выводы на основе результатов исследования.

Подготовка материалов к исследовательской работе.

Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.

Оформление проектной (исследовательской работы).

Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.

Презентация творческих проектов.

Содержание учебных тем:

1. Введение (1 ч).

Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.

2. Структура проектной, исследовательской деятельности (4 ч).

Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.

3. Этапы организации проектной (исследовательской) деятельности (13 ч).

Информационный поиск.
Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму.
Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы.
Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта.
Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет.
Организация и проведение эксперимента.
Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм.
Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы.
Оборудование: памятка.

4. Подготовка проектных, исследовательских работ, презентация результатов проектной, исследовательской деятельности (15 ч).

Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита.
Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете.
Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма.
Виды деятельности учащихся: групповая работа.
Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций.
Оборудование: компьютеры.


Содержимое разработки

МБОУ Горельская средняя общеобразовательная школа филиал в селе Малиновка

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № __ от "_"__________ 20__ г.

Директор ____________ Колодина Е.И.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Естественнонаучной направленности

Для детей для детей среднего школьного возраста

Срок реализации – 1 год

Составитель: Четырина Зоя Владимировна, учитель физики и математики.

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

2. Полное название программы

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Четырина Зоя Владимировна учитель математики и физики

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 3172-14 (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 04.07.2014 № 41);

4.2. Область применения

4.4. Уровень освоения программы

Обучающиеся среднего возраста

4.5. Вид программы

4.6. Возраст учащихся по программе

4.7. Продолжительность обучения

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа целесообразна, т.к. при ее реализации направлена на системно-деятельностный подход в обучении, ориентирована на развитие самостоятельной работы обучающихся, критического и инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный и прикладной интерес. Так же происходит развитие способностей в области информационных технологий.

Сроки реализации программы

Содержание охватывает весь процесс научного исследования и разделено на шесть частей.

Вторая часть является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, методов поиска информации.

В третьей части основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея

В четвёртой части рассматриваются этапы работы в рамках исследования.

Пятая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.

В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры её защиты, итоговой аттестации.

Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Форма обучения по данной программе очная, но допускается обучение по другим формам и сочетание различных форм получения образования.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

работа по подгруппам;

Особенности организации образовательного процесса

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления, поэтому нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

Для подростков характерны значительные сдвиги в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении заданий. Особое значение в организации внеучебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения.

Состав группы

Количество учащихся

Численный состав учащихся в группе:

1 года обучения – 10 – 12 человек;

Режим занятий и периодичность: 2 раза в неделю по 2 академических часа, каждый час продолжительностью 45 минут с перерывом 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4, общее число – 144, курс расчитан на 36 недель.

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

смена места жительства;

противопоказания по здоровью и в других случаях;

диагностические занятия (в сентябре, декабре и мае).

1.2. Методические условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Методы обучения

Содействие становлению целостного мировоззрения (объяснение и рассказ, показ видеофильмов, экскурсии в научные лаборатории, знакомство с учеными, работа с библиотечными фондами и Интернет-ресурсами);

Обучение через опыт и сотрудничество (совместная закладка опытов, анализ результатов исследования, подготовка рефератов, составление слайдовых презентаций, проведение исследовательских и творческих работ);

Интерактивность (семинарские занятия, работа в малых группах, имитационное моделирование, тренинги, игровая деятельность, поиск проблем, выдвижение и анализ гипотез, разработка мини- проектов);

Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся (аудиальный, визуальный и кинестетический способы познания мира, выбор индивидуального темпа работы, индивидуальное тестирование);

Личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы (анкетирование и постоянный анализ интереса учащегося к видам деятельности и содержанию материала, коррекция).

Формы организации учебного процесса

Педагогические технологии:

В программе используются педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

технология индивидуального обучения;

коллективный способ обучения;

Занятия построены на основных педагогических принципах:

принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса );

принцип научности (раскрытие связей и закономерностей в изучаемом материале, включение обучаемых в исследовательско-поисковую работу);

принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);

принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора)

принцип дифференциации (подбор разноуровневых заданий);

принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).

Цели и задачи программы

Целью программы явилось создание системы эффективной организации исследовательской деятельности с одаренными учащимися в учреждении дополнительного образования и оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Задачи программы:

Развивающие: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; развивать творческий потенциал учащихся, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные: воспитывать любознательность и интерес, прививать чувство значимости научных исследований, понимания роли науки в жизни человека и приобщение к ценностям и традициям российской научной школы.

Читайте также: